Формирование цивилизаций Древнего Востока
план-конспект урока по истории (10 класс)

Жарко Наталия Владимировна

Конспект урока по всеобщей истории. 10 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_tsivilizatsiy_drevnego_vostoka_zharko_n.v.docx44.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по всеобщей истории

"Формирование цивилизаций Древнего Востока". 10 класс.

Цели урока:

Личностные:

Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, способность к образованию и самообразованию, выразить свое отношение к вопросу формирования цивилизаций Древнего Востока.

Предметные: 

1.Способствовать формированию знаний учащихся по теме.

2.Способствовать созданию основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.

Метапредметные:

1. Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе коллективной работы, уметь точно,  логично и аргументировано  излагать свою точку зрения.

2. Продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации, оценку имеющихся знаний.

3.Способствовать формированию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников.

Задачи урока:

I. Образовательные: создать представление о формировании цивилизаций Древнего Востока; рассмотреть появление первых государств, развитие общественных отношений и духовное наследие в странах Древнего Востока.

II. Развивающие: формировать  умения проводить информационно-смысловой анализ   текста, формулировать выводы, систематизировать историческую информацию;

III. Воспитательные: формировать понимание неоднозначности исторических событий и деятельности исторических личностей, нетерпимость к жестокости и деспотизму.

Форма урока: лабораторная работа.

Метод: поисково-исследовательский.

Необходимое оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Презентация к уроку.


План урока:

1. Возникновение первых государств

а) понятие государство и его признаки;
б) периодизация истории Древнего мира;
в) теории происхождения государства;
г)  предпосылки возникновения и первые государства Древнего Востока.

2. Общественные отношения в древневосточных обществах

а) социальная структура; 
б) государственное устройство; 
в) Древняя Индия;   
г) Древний Китай.

3. Духовные ценности Древневосточных обществ

а) достижения египтян;
б) религиозная картина мира в странах Древнего Востока. 

ХОД УРОКА

1. Возникновение первых государств

Задание. Дайте определение понятию государство и перечислите его признаки.

Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической  и социальной структуры.

Признаки государства:

1) наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним;
2) государственная власть осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия);
3) территориальная организация власти и населения;
4) налоги;
5) суверенитет;
6) единые законы:
7) символика государства.

Задание. Работая с учебником.

Составить таблицу Периодизация истории Древнего мира

Период

Событие

IV – II тыс. до н.э.

первыегосударственныеобразования

II – I тыс. до н.э.

расцвет Древних государств

Первая половина I тыс. до н.э.

Упадок государств

Задание. Выпишите социально – политические и экономические предпосылки возникновения первых государств и составьте таблицу  Первые государства Древнего Востока.

Предпосылки:

1. Социально-политические предпосылки:

а) создаются специальные институты, которые имели право принятия и исполнения решений;
б) обычаи и традиции заменяются законом;
в) появляется армия;
г) возникает аппарат чиновников.

2. Экономические предпосылки:

а) появление металлических орудий труда;
б) повышение производительности труда;
в) появление  излишек продуктов.

Первые государства Древнего Востока

Дата

Государство

IV тыс. до н.э.

      Два крупных царства                         – Нижний и Верхний Египет

3118 г. до н.э.

Объединение Египта

ХХIV в. До н.э.

Месопотамия

III - II тыс. до н.э.

Первые государства в Индии,                           Китае, Палестине, Финикии.

Задание. Выпишите теории, объясняющие происхождение государства.

1 теория – заинтересованность зажиточной родоплеменной верхушки в укреплении своей власти и защите богатства от малоимущих соплеменников (марксистская теория).
2 теория – покорение других племен.
3 теория – потребности организации крупномасштабных общих работ по ирригации и защите от кочевых племен.

2. Общественные отношения в древневосточных обществах.

Задание. Работая с учебником.
а) составьте схемы и сравните социально-политическую структуру Древневосточных обществ (Египет, Месопотамия, Индия, Китай)

б) определите государственное устройство Древневосточных обществ и составьте таблицу Центры первых военных  деспотий.
Восточная деспотия – (с греческого – «неограниченная власть») – форма самодержавной власти.

Центры первых военных  деспотий

Период

       Государство          

Завоевания

XIV–XIII вв. до н.э.

Держава хеттов

Воевали с Египтом

X–VII вв.до н.э.

Ассирия

Малая Азия, Вавилон, Финикия, Дамасское царство,
Иудейское и Израильское царства, Египет, земли хеттов,
персидских и мидийских племен

VII в.до н.э.

Вавилон

Ассирия

VI в. до н.э.

Персидская держава

Месопотамия, Сирия, Палестина, Финикия, Малая Азия, Египет, Западная Индия

в) составьте таблицу Государственные образования, возникшие на территории Древней Индии

Период

Государственноеобразование

III – II вв. до н.э.

Империя Маурьев

IV в. н.э.

Держава Гуптов

г) составьте таблицу Государственные образования, возникшие на территории Древнего Китая

Период

Государственноеобразование

II – I тыс. до н.э.

Западное Чжоу

III в. до н.э.

Империя Цинь

II в. до н.э. – III в.н.э.

Империя Хань

3. Духовные ценности древневосточных обществ. Формирование цивилизаций Востока.

Задание. Работая с учебником. Выписать определение «цивилизация»

а)  выпишите достижения египтян; 
б) заполните таблицу Религиозная картина мира в странах Древнего Востока.

Вывод урока следует из цели и задач, поставленных перед десятиклассниками.

4. Рефлексия.  Продолжите предложение «Сегодня на уроке я…(узнал, удивился…)»

5.Дифференцированное домашнее задание. Выставление оценок за урок.

-Ответить письменно на вопросы после параграфа

-Составить кроссворд по теме (минимум 10 слов)

-Подготовить мультимедийную презентацию по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и

Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....

Интегрированный урок информатики–истории по темам «Иллюстрирование учебного материала с помощью презентаций»; «Цивилизации Древнего Востока»

В данной работе учащиеся 10 класса не только создают презентацию об одной из Цивилизаций Древнего Востока но и защищают свою работу, демонстрируют презентацию, объясняют свой выбор, озвучивают н...

Цикл проверочных работ "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима"

Проверочная работа по теме "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима"  из Цикла проверочных работ по всеобщей истории для 10 класса. 4 варианта....

Игра- путешествие по истории Древнего мира "Древний Восток"

Материал предназначен для повторения пройденного материала по истории 5 класс...

Цивилизации Древнего Востока

Презентация по всемирной истории для 10 класса...

Урок по истории для 5 класса «Цивилизации Древнего Востока»

Урок по истории для 5 класса «Цивилизации Древнего Востока»Дата проведения урока: 27.11.2015 г.Учитель истории: Масалова Е.С.Класс: 5 «А».Урок:  «Цивилизации Древнего Востока»Тип урока: урок повт...

Урок изобразительного искусства 5 класс по теме "Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций. Древняя Греция

Урок посвящен декоративно-прикладному искусству Древней Греции - удивительную, полную загадок  и чудес страну, одна из цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями...