Проблемы сохранения культуры коренных народов Приамурья
презентация к уроку по истории (9, 10, 11 класс)

Рененберг Лада Михайловна
В каждом населённом пункте нашей матушки-России есть культура обычаи и традиции. Особенно в Дальневосточном федеральном округе.
К сожалению, культура некоторых коренных народов «гибнет» на глазах у всех. Особенно – коренных народов Приамурья. А как же её сохранить? В презентации автор попыталась вместе со студентами ответить на вопрос, выявляя причины «гибели» и способы сохранения культуры этих замечательных коренных народов Приамурья.
 
Данная презентация создавалась для тематического "круглого стола" для проведения занятия группе 1221 специальности 38.02.05 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров" по истории, посвященного проблеме: место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира.

Цель: усвоение 2 учебных задач:

1. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры».

2.  Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.

Оборудование: мультимедийная установка, История        современной         России, 1991-2003:учеб. пособие /В.И.Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.Ванюков Д.А. Демократическая  Россия конца  ХХ - начала ХХI  века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007.

Самостоятельная работа. Согласны  ли  Вы с утверждением,  что  культура  общества  это  и есть  его идеология. Обоснуйте  свою позицию. (Приложение 9).

Проблема работы.

«МОСКВА, 25 сентября 2012 года. /Корр.ИТАР-ТАСС Вероника Романенкова/. Президент России Владимир Путин высказался за ужесточение наказания за вождение автомобиля в пьяном виде. "Придется ужесточать законодательство", - заявил сегодня глава государства, комментируя субботний случай, когда пьяный водитель убил 7 человек в Москве.

Путин обратил внимание на заявление водителя: "Я делаю всегда все, что хочу". "Ворота свободы открылись, и мы начали считать, что дозволено все, границы свободы, обязанностей размыты", - подчеркнул Путин. По его мнению, данная трагедия это не только проблема низкого общего культурного уровня. "За некоторые вещи нужно карать, по-другому не получается", - убежден глава государства.

Президент назвал виновника субботнего ДТП "преступником и убийцей". В качестве примера он привел "благообразные страны, где очень жестко относятся к тем, кто совершает такие действия". "Если этого не делать, такие трагедии будут происходить повсеместно", - отметил глава государства.

"Нужна работа нас всех более серьезная в плане повышения культурного уровня, может быть, мы все в этом виноваты", - отметил Путин. По его словам, "мы должны делать гораздо более тонкую, основательную работу по повышению культурного уровня".

Таким образом, президент отреагировал на выступление кинорежиссера Карена Шахназарова, который признался, что у него "не идет из головы" субботняя история с наездом пьяного водителя на людей. Шахназаров не исключает, что этой аварии не случилось бы, если бы культурный уровень водителя был бы более высоким. "Может быть водитель бы ходил в Исакиевский собор, может быть это бы помогло", - сказал он.»

Задания для студентов.

  1. Определите по тексту 1 основные характеристики массовой культуры. Почему такие разные изображения в тексте объединены под термином «массовая культура»?
  2. Создайте небольшой видеоролик, посвященный определению термина «Массовая культура».
  3. Проблема, которую предстоит решить: выживет ли в условиях нашествия массовой культуры культура национальная? Рассмотрим эту проблему на примере национальных культур Хабаровского края. Для этого создадим презентации либо сообщения по темам (выбрать одну):

  1. «Национальная культура нанайцев, ее достижения и проблема ее сохранения»
  2. «Национальная культура негидальцев и нивхов, ее значение и проблема ее сохранения»
  3. «Национальная культура орочей и удэгейцев и проблема ее сохранения»
  4. «Национальная культура ульчей, эвенов и эвенков и проблема ее сохранения»
  5. «Проблемы сохранения культуры коренных народов Приамурья»  Чумакова Л.М.
  6.  «Существует ли в России целенаправленная государственная культурная политика и нужна ли она?»
  7. «Культурная политика Хабаровского края»
  8. «Национальные районы Хабаровского края: что сделано для сохранения и развития национальной культуры»
  9.  «Этнографический туризм в Хабаровском крае: массовая культура или сохранение традиции?»
  10.  «Северная Европа: опыт сохранения и развития национальной культуры».

Методические рекомендации: Количество слайдов – не менее 20, должны быть представлены графика (изображения), текст, источники. Презентация создается для демонстрации в аудитории, то есть вы должны владеть материалом. Это творческая работа со свободным выбором плана работы, материалов,  методов их отбора и представления. Обращаем ваше внимание, что вы не найдете готовых ответов в Интернете - это работа-исследование.

Источники:

  1. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.raipon.info/peoples/negidals/negidals.php
  2. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.raipon.info/search/index.php?tags=&q=+%EA%F3%EB%FC%F2%F3%F0%FB+%EA%EE%F0%E5%ED%ED%FB%F5+%ED%E0%F0%EE%E4%EE%E2+%CF%F0%E8%E0%EC%F3%F0%FC%FF&how=r
  3. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.raipon.info/search/index.php?q=%CF%F0%EE%E1%EB%E5%EC%FB+%F1%EE%F5%F0%E0%ED%E5%ED%E8%FF+%EA%F3%EB%FC%F2%F3%F0%FB+%EA%EE%F0%E5%ED%ED%FB%F5+%ED%E0%F0%EE%E4%EE%E2+%CF%F0%E8%E0&s=%A0
  4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (издание второе, переработанное и дополненное). ИЗДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ. Под ред.: В.А. Штырова
  5. Возрождение и развитие традиций народной художественной культуры России : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (февр. 2010 г.) / М-во образования и науки Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина; отв. ред. Е. И. Григорьева. – Тамбов : ТГУ, 2010. – 461 с.
  6. Осипов А. Г. Этничность и равенство в России: особенности восприятия / А. Г. Осипов ; Информ.-аналит. центр "СОВА". – Москва : Центр "СОВА", 2012. – 200 с. – Библиогр.: с. 178–200.
  7. Проект "Основ государственной культурной политики" [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2014/05/15/osnovi-dok.html
  8. Государственная культурная политика: состоится ли идеологический поворот России? [Электронный ресурс]. URL: http://rusrand.ru/docconf/gosudarstvennaja-kulturnaja-politika-sostoitsja-li-ideologicheskij-povorot-rossii
  9. КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
  10. Библиографический обзор литературы из цикла «Культурное наследие народов России – общенациональное достояние страны» (К Году культуры в России)
  11. Государственная программа Хабаровского края "Культура Хабаровского края" УТВЕРЖДЕНА Постановлением Правительства Хабаровского края от 28 июня 2012 года N 216-пр (с изменениями на 25 сентября 2018 года)
  12. Министерство природных ресурсов Хабаровского края. Сохранение самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае. [Электронный ресурс]. URL: https://mpr.khabkrai.ru/Deyatelnost/Korennye-malochislennye-narody-Severa/31
  13. Официальный сайт Правительства Хабаровского края. Туризм. [Электронный ресурс]. URL: https://www.khabkrai.ru/khabarovsk-krai/Razvitie-kraya/197
  14. Состояние и перспективы развития этнографического туризма [Электронный ресурс]. URL: http://www.travel.khv.ru/posts/52
  15. На “круглом столе” обсудили перспективы развития этнографического туризма в Хабаровском крае [Электронный ресурс]. URL: http://akmns-khab.ru/2016/05/05/%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%BC-%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2/
  16. Финансирование культуры в европейских странах: обзор подходов и методов. [Электронный ресурс]. URL:        http://www.strana-oz.ru/2005/4/finansirovanie-kultury-v-evropeyskih-stranah-obzor-podhodov-i-metodov


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы сохранения культуры коренных народов Приамурья Выполнила студентка группы 1221 Чумакова Лада Михайловна. Преподаватель: Макаревская Нина Юрьевна Министерство образования и науки Хабаровского края КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса»

Слайд 2

Содержание Вступление Сущность культуры коренных народов Приамурья Проблемы сохранения культуры Как же решить проблемы и как сохранить культуру? Заключение

Слайд 3

Вступление В каждом населённом пункте нашей матушки-России есть культура, обычаи и традиции. Особенно в Дальневосточном федеральном округе. К сожалению, культура некоторых коренных народов «гибнет» на глазах у всех. Особенно – коренных народов Приамурья. А как же её сохранить? Сегодня попытаемся ответить на вопрос, выявляя причины «гибели» и способы сохранения культуры этих замечательных коренных народов Приамурья.

Слайд 4

Сущность культуры коренных народов Приамурья Жизненный уклад народностей Приамурья (нивхов, нанайцев, удэгейцев, орочей) был непосредственно связан с народным творчеством, обрядами, обычаями, ритуалами. В культуре народов Приамурья «красной нитью» проходит единение человека с природой, с окружающим миром. По представлениям коренных жителей Амура - окружающая их среда: воздух, вода, земля и все, что в ней и на ней живет и растет – делиться на сферы и населено духами: добрыми и злыми.

Слайд 5

Человеком, который мог свободно общаться с душами всех небесных сфер, был шаман. Роль шамана – «добывать» у духов промысловых рыб, выпрашивать удачи для охотника, «усмирять непогоду», «провожать» души покойников в селение мертвецов, «изгонять» проникших к людям злых духов, наделять жизненной силой амулеты т.д.

Слайд 7

Большое место в культуре народов Приамурья занимают разные виды орнамента. Орнаментами украшали одежду, головные уборы, рукавицы, обувь, посуду, колыбели, лезвия ножей, копья, луки. Орнамент выполняет не только функцию украшения, но и служит оберегом у многих народов.

Слайд 10

Проблемы сохранения культуры К сожалению, культура Приамурья находится под серьёзной угрозой «вымирания». Люди даже перестали понимать, что некоторые слова в нашей речи, традиции, части одежды и обуви пришли родом из Приамурской культуры! И неправильно произносим, и даже не знаем, что какое-то слово означает в переводе на русский язык: Вместо «кЕта» мы говорим «кетА». А слово «Дзёмги» означает «берёзовая роща».

Слайд 11

Как же решить проблемы и как сохранить культуру? Чаще всего, создаются краеведческие музеи, где мы узнаем историю каждого региона, особенно Приамурья, нам показывают реконструкции каких-то вещей, предметы орудия для охоты, и даже рисуют картины! Даже рассказывают сказки народов. Особенно уделяют внимание праздникам, мероприятиям .

Слайд 12

Программы обучения в средней школе, заведениях СПО и ВПО должны включать, как обязательный, а не дополнительный компонент, получение детьми базовых навыков восприятия и создания произведений искусства: изобразительного, музыкального, вокального, драматического. Владение языками искусств, способность понять то, что говорит нам великая музыка, живопись, театр, не менее важно, чем полноценное владение родным языком и способность читать и понимать сложные литературные тексты.

Слайд 13

Заключение Таким образом, рассматривая сегодняшнюю проблему сохранения культуры народов Приамурья, можно сделать вывод, что если культура «вымирает» на глазах у всех, надо её поддержать: Принимать участие в мероприятиях ; Ходить в краеведческие музеи ; Знать историю народов Приамурья. Если правильно её поддержать – культуру можно сохранить! И она вам скажет: «Спасибо!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура коренных народов Ямала

Культура коренных народов Ямала...

Программа элективного курса по теме «Духовная культура коренных народов Западной Сибири»

Отзыв на программу «Духовная культура коренных народов Западной Сибири»...

Художественная культура коренных народов Америки

Презентация даст представление о художественной культуре доколумбовой Америки как о части духовной культурычеловечества того времени. Цивилизации этих народов носили религиозный культовый характер, в ...

проект Культура и быт коренных народов Сибири

проект Культура и быт коренных народов Сибири...

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ, ОБРЯДАМИ И ПРАЗДНИКАМИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВОКУПНОСТИ С НАРОДНЫМ КАЛЕНДАРЕМ.

В докладе поднимается вопрос о сохранении традиционного наследия коренных малочисленных народов Севера через познание их быта, традиций и праздников на занятиях в художественных, образователь...

Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера Сахалина».

   Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера  Сахалина» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 8 к...

«Традиции и культура коренных народов Севера»

Школа должна воспитывать национальное достоинство у ныне утратившего его подрастающего поколения. И только школа, основанная на традициях национальной культуры, в состоянии формировать в душах молодог...