Особенности социально-психологического взаймодействия в полиэтническом учебном коллективе
опыты и эксперименты по истории

Накимова Юлия Юрьевна

Культуру межнационального общения можно рассматривать как инструмент укрепления российской государственности. Исходя из географического положения, геополитического статуса региона, полиэтничности, поликонфессиональности в Ставропольском крае получили широкое распространение многонациональные общности. В связи с этим возрастает актуальность такой социально-педагогической проблемы, как воспитание подрастающих поколений в условиях многонационального социума, который имеет богатый воспитательный потенциал для формирования личности в духе гуманизма и гражданственности.  Культуре межнационального общения невозможно просто научить, ибо это не сумма знаний, а определенный способ миропонимания, совокупность общекультурных норм и принципов поведения. Изложенные принципы культуры межнационального общения должны стать нормой жизни и стилем поведения для гражданина многонационального государства, которое таковым было издревле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Описание опыта работы по теме

       «Особенности социально-психологического взаймодействия в полиэтническом учебном коллективе»

   Учителя истории и обществознания МАОУ лицея №17 г.Ставрополя

                               Накимовой Юлии Юрьевны

                               «Если у каждого из  двух  собеседников  будет по яблоку

                                 И  они  обменяются  ими, то ничего не измениться. Но

                                 Если собеседники  обменяются  идеями,  то у каждого                                                                  

                                Их станет в два раза больше».

                                                                                                              Б.  Шоу

Культуру межнационального общения можно рассматривать как инструмент укрепления российской государственности. Исходя из географического положения, геополитического статуса региона, полиэтничности, поликонфессиональности в Ставропольском крае получили широкое распространение многонациональные общности. В связи с этим возрастает актуальность такой социально-педагогической проблемы, как воспитание подрастающих поколений в условиях многонационального социума, который имеет богатый воспитательный потенциал для формирования личности в духе гуманизма и гражданственности.  Культуре межнационального общения невозможно просто научить, ибо это не сумма знаний, а определенный способ миропонимания, совокупность общекультурных норм и принципов поведения. Изложенные принципы культуры межнационального общения должны стать нормой жизни и стилем поведения для гражданина многонационального государства, которое таковым было издревле.

Проблема формирования культуры межнационального общения сложна и многогранна, она имеет глубокие корни. В основу современного подхода к формированию культуры межнационального взаимодействия учащихся должны быть положены ключевые позиции обновления системы образования: демократизация, гуманизация, гуманитаризация, поиск нетрадиционных форм и методов научно-производственной деятельности. Современная практика российского образования показывает необходимость усиления патриотического и интернационального воспитания, культуры межнационального взаимодействия. Без преувеличения можно сказать, что основа безопасности России складывается в системе образования, где происходит формирование основополагающих жизненных установок. Нормальное самосознание гражданина новой России -это единство трех начал, трех компонентов:

  • это  чувство  принадлежности  к  своему  народу,  к  своему этносу,
    любовь и уважение к своим традициям и истории родного народа,
    стремление владеть своим национальным языком, своей культурой;
  • это  чувство  принадлежности  к  многонациональному российскому
    обществу,    российский    патриотизм,    непременно    сопряженный    с
    отказом   от  национального  тщеславия,   от  представлений   о   своей
    этнической исключительности;
  • это    чувство    принадлежности    к    мировому    (и    европейскому)
    сообществу,  чувство  ответственности за  судьбы  не только  своего
    народа, своей страны, но и всего мира.

В российском обществе все острее ощущается потребность в новом типе социальных отношений, строящихся на принципах диалога и толерантности. Основополагающим должен стать именно принцип гуманизма, патриотизма гражданственности так как только  тогда возможно преодоление возможных конфликтов на почве этнокультурных и социальных различий.

Внедрение идей  в систему образования возможно следующими способами:

  • изучению   культурно-исторических   традиций,   целенаправленному
    интеллектуальному,    нравственному,    эмоциональному    развитию
    учащихся в контексте национальной культуры;
  • формированию    среди    учащихся    понимания    многообразия    и
    взаимовлияния   культур,   необходимости   перехода   к   партнерству
    цивилизаций;
  • усвоение ценностей, взглядов и норм поведения, свойственных идеям
    взаимопонимания, прежде всего воспитанию уважения прав человека, терпимости и солидарности, отказу от насилия;
  • переносу акцентов в учебном процессе с военных  конфликтов  в
    истории на ненасильственные социальные перемены    и взаимное
    обогащение культур;
  • культивированию        позитивных       ненасильственных        методов
    предотвращения и разрешения конфликтов.

В процессе воспитания в духе мира и ненасилия важную роль играет ориентированность на практический опыт. Образование должно способствовать созданию нового гуманизма, важнейшей чертой которого являются знание и уважение культур и духовных ценностей различных цивилизаций, народов, этносов, наций. Важна роль повседневной практики терпимости и понимания иной точки зрения, постоянные контакты в условиях равенства и при наличии общих целей и проектов. Важно также овладение обучающимися практическими навыками предотвращения и ненасильственного разрешения конфликтов. Для этого необходимо обеспечить:

  • свободу выбора, самоопределения и самореализации каждого ученика
    на основе разнообразия методов обучения и высоких технологий ;
  • нацеленность    образования    (особенно    в    старшей    школе)    на
    продуктивную и социально ориентированную деятельность;
    Достижение   этих   целей   возможно   только   на   основе   обеспечения свободного и добровольного соединения всех перечисленных элементов.

   Опыт работы по теме «Особенности работы в полиэтническом учебном коллективе» обобщен на заседаниях методического совета, педсовете МОУ лицея №17 г. Ставрополя, на курсах повышения квалификации учителей истории и обществознания. Представленные формы, методы и средства формирования знаний, умений и навыков учащихся на уроках  могут найти применение в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологические особенности педагогического коллектива

Психологическая харакктеристика групп учителей по возрасту и стажу...

Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе через совместное участие в социально-значимых проектах и природоохранных акциях.

В статье представлен опыт работы классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в классном коллективе....

“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.

“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе....

Опросник по оценке социально-психологической напряженности в учебном коллективе

Цель исследования - профилактика и ранее выявление обучающихся "Группы риска"...

Статья " ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ

немаловажное значение для развития учебного сообщества имеет социально-психологический климат. Он обуславливается необходимостью регулирования общения и взаимодействия в группе людей, занятых единым д...