Главные вкладки

    ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА В УЧЕБНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
    учебно-методический материал на тему

    Титова Елена Николаевна

    Особенности  адаптационного процесса у студентов СПО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_po_adaptatsii.docx23.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА В УЧЕБНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Титова Елена Николаевна, преподаватель экономических дисциплин

    филиала МКТ г. Снежногорск

    В современном мире проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, ее профессиональной подготовки выходит на первый план. Каждый человек в определенные периоды своей жизни испытывает трудности в связи с освоением нового вида деятельности, переходом к новой ситуации, новым условиям жизни. Критерием успешности адаптации к новым условиям выступает прежде всего, степень сохранности (как способность к восстановлению) на должном уровне психологического и физического здоровья человека.

    Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса - чрезвычайно важные задачи. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.

    Профессиональное развитие в условиях профессионального обучения ведется по трем направлениям:

    1.Содержательном - показывает особенности и специфику дисциплин, изучаемых студентами;

    2.Динамическом - это направление профессионального развития личности, связанное с приобретением знаний, умений в процессе изучения дисциплины.

    Например, дисциплина «Статистика», в которой выделяется, что студент должен знать

    -основные способы получения, обработки, анализа и наглядного представления информации;

    -статистические показатели и технику их расчета.

    Уметь:

    -осуществлять комплексный анализ изучаемых явлений и процессов;

    -выполнять необходимые расчеты и формулировать основные выводы;

    -использовать в работе специальную литературу, справочный материал и средства вычислительной техники.

    Изучение данного материала должно способствовать формированию у студентов профессионального экономического мышления.

    3.Институциональном - это процесс профессионализации, т.е. применение знаний по специальным дисциплинам в будущей профессии студентов.

    Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. Существует богатый арсенал форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности[1, с.142]. В период адаптации студентов в учебном заведении необходимо использовать следующие методы мотивации:

    а) среди эмоциональных методов мотивации следует выделить: поощрение, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;

    б) к познавательным методам мотивации в период адаптации следует отнести: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, развивающая кооперация, "мозговая атака", «структурированные раунды»[2, с.307];

    в) волевые методы мотивации: информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.

    Существенное влияние на адаптацию студентов оказывают положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата.

    Преподавателям необходимо уделять внимание подведению итогов так, чтобы студенты испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем, что облегчает протекание процесса адаптации. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности в период адаптации не вызывает сомнения. Необходимо в оценке давать качественный, а не количественный анализ учебной деятельности студентов, подчеркивать положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлять причины недостатков, а не только их наличие.

    Не делать из оценки самоцель для студентов, потому, что может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива собственно познавательной деятельности, к деформации развития личности студента и как следствие осложнения в адаптационном процессе.

    Также фактором, влияющим на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, является стиль общения преподавателя и студента [5, с.296].

    Различные стили формируют различные мотивы. В расчете на положительный результат процесса адаптации необходимо придерживаться демократического стиля, способствующего внутренней мотивации. При использовании данного вида общения преподаватель участвует в учебном процессе в своем собственном статусе, направляя и организуя его. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа со студентами должна протекать в содружестве с сохранением консультационных функций при выполнении практических заданий, без навязывания своего решения, т.е. организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия. Здесь присутствует приоритет диалогических форм общения, организация сотрудничества учеников между собой, обращение преподавателя к ученикам по имени, свободное и открытое выражение студентами мнения без опасения критики, стремление преподавателя получать от студентов "обратную связь".

    Педагогическая работа со студентами строится на основе технологий конструктивного изменения поведения, позволяющих трансформировать адаптивное поведение студентов в поведение, направленное на творческую самореализацию в учебе.

    Необходимо развивать у студентов творческую самодеятельность и самостоятельность многомерного сознания и эмоциональной гибкости, способности самоопределяться и адаптироваться в учебе, жизни, профессии.

    Достижение адаптации может происходить разными путями, что и определяет педагогические методы[3, c. 192].

    В начальный период адаптации студентов необходимо использовать такие разновидности коллективной работы как:

    1) парная, носящая односторонний (сильный студент помогает отстающему) или двусторонний характер (взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка).

    2) групповая работа в микроколлективах по 3-5-7 студентов в каждом. Эти группы студентов формируются на добровольной основе и являются постоянными на определенный период времени.

    Неотъемлемой частью успешной преподавательской деятельности в период адаптации, да и всей педагогической деятельности, является использование активных методов обучения, которые стимулируют познавательную деятельность студента техникума. Строятся они на диалоге и полилоге, которые предполагают свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

    Преподавательская работа в период адаптации должна строиться на следующих принципах:

    -принцип добровольности, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития студента;

    -принцип доступности и посильности обучения;

    -принцип природосообразности: учет возможностей и задатков студентов при осуществлении различных заданий;

    -принцип дифференцированностии последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов обучения, разумное увеличение нагрузки;

    -принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью;

    -принцип систематичности и последовательности в обучении.

    В процессе обучения отслеживается динамика развития студента путем промежуточного контроля. Основными формами контроля в период адаптации являются:

    а) контроль преподавателя: собеседование, тестирование, выполнение контрольных и зачетных работ;

    б) взаимоконтроль.

    В период адаптации необходимо использовать коллективные формы учебной работы студентов в органическом единстве с индивидуальной и фронтальной формами занятий; а также метод обучения - свободного выбора; программированного обучения.

    К условиям успешного освоения всего объема материала и протекания процесса адаптации можно отнести:

    -учет межпредметных связей в освоении деятельности;

    -применение инновационных методов познавательной деятельности;

    -создание благоприятного психологического климата на занятиях, атмосферы доброжелательности и комфорта, активизирующих творческую деятельность студентов, т.е. доброжелательность, спокойствие, уравновешенность преподавателя; внимательность к студенту и его проблемам; отсутствие своего превосходства над студентами; свободное и легкое вступление студентов в диалог с преподавателем и друг с другом.

    Литература:

    1.Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с. (Серия "Педагогическая школа. XXI век".

    2.К. Фопель «Эффективный воркшоп». М.:Генезис. 2003. с. 400

    3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М,2001.—б07с.

    4.Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. М.: МПСИ "Флинта", 1998, с. 363.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический совет «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех учащихся»

    Повестка:Вступление «О концепции модернизации образования до 2012года» «Диагноз: неуспеваемость» «Методы стимулирования посредством воспитания» «Причины неуспеваемости детей группы риска» ...

    Выступление на педагогическом совете по теме: "Компетенции учителя физики - ресурсы повышения качества учебно-воспитательного процесса"

    Выступление на педагогическом совете по темет: "Компетенции учителя физики - ресурсы поваышения качества учебно-воспитательного процесса"...

    Педагогические инновации как компонент учебно-воспитательного процесса колледжа - конференция семинар как способ формирования мировоззрения студентов

    Статья обосновывает возможность организации практической учебной деятельности в форме конференции-симинара, с целью накопления студентами  опыта исследовательской деятельности. Формирования устой...

    МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

        Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом разви...