Интегрированный урок по истории и физической культуре в 5 классе
план-конспект урока по истории (5 класс)

Интегрированный урок (история + физкультура) 5 класс.

(Урок разработан совместно с учителем физической культуры)

 

Учителя: учитель физической культуры;

  - учитель истории и обществознания.

Класс: 5

Дата проведения: ___________________

Тема: Олимпийские игры древности.

Цели: 1) Создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр.

Задачи: 1) Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр Древней Греции,  символами и ритуалами олимпийских игр современности.

               2) Воспитывать интерес к участию в спортивно – игровых мероприятиях.

               3) Укреплять уверенность детей в своих силах и знаниях, открыть новые    перспективы в освоении истории и физической культуры.

              4) Пробуждать у школьников понимание красоты и величие атмосферы, в которой проходят олимпийские игры современности.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Метод проведения: фронтальный, групповой.

Место проведения:  спортивный зал.

Время проведения: 45 минут

Оборудование: Карта Греции, ноутбук, проектирующее устройство, экран, магнитофон, спортивный инвентарь  (обручи, х/клюшки, мячи) и т.д.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (история + физкультура) 5 класс.

(Урок разработан совместно с учителем физической культуры)

Учителя: учитель физической культуры;

  - учитель истории и обществознания.

Класс: 5

Дата проведения: ___________________

Тема: Олимпийские игры древности.

Цели: 1) Создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр.

Задачи: 1) Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр Древней Греции,  символами и ритуалами олимпийских игр современности.

               2) Воспитывать интерес к участию в спортивно – игровых мероприятиях.

               3) Укреплять уверенность детей в своих силах и знаниях, открыть новые    перспективы в освоении истории и физической культуры.

              4) Пробуждать у школьников понимание красоты и величие атмосферы, в которой проходят олимпийские игры современности.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Метод проведения: фронтальный, групповой.

Место проведения:  спортивный зал.

Время проведения: 45 минут

Оборудование: Карта Греции, ноутбук, проектирующее устройство, экран, магнитофон, спортивный инвентарь  (обручи, х/клюшки, мячи) и т.д.

ДОПОЛНЕНИЕ: Опережающее домашнее задание: 2 чел, легенды о возникновении Олимпийских игр, формирование 2 команд по 6 человек, судейской бригады (8 класс).

Ход урока:

           Содержание

Время

Организационно – методические указания

УУД

 1. Построение. Приветствие.

1 мин.

Учащиеся строятся в спортивной форме.

Эмоциональный настрой на урок.

2. Сообщение задач урока.

1 мин.

Определяют цели и задачи урока.

Формирование ответственного отношения к учению (Л);

Умение с помощью и  самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе (Р);

3.Рассказ нового материала:

        - диалог с учащимися;      

        - легенды о происхождении                                Олимпийских игр;

    - Олимпийские игры Древней Греции.

          ( Приложение 1)

10 мин.

Ребята садятся на г/ скамейки. Учителя истории и физкультуры ведут урок. Работа с картой Греции.

Рассказ сопровождается показом иллюстрированного материала к урокам истории Древнего мира для 5 класса (Олимпийские игры).

Восприятие и анализ исторической справки (П);

4. Работа с новым материалом.

8 мин.

Весь класс по группам из 6 человек.

Умение воспринимать  информацию, запоминать понятия.

5. Беговая разминка

     а) упражнения потоком: подскоки,                  прыжки, наклоны, выпады, махи.

5 мин.

Класс  строится в 1 колонну.

Умение выполнять основные двигательные действия в движении, (Р)

6. Построение команд.

Символы и ритуалы Олимпийских игр   современности. Спортивные состязания.

15 мин.

Построение команд, участников соревнований. Судьи занимают свои места.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для достижения своих мыслей, организовывать учебное сотрудничество, (К).

   1). «Эстафета олимпийского огня»

Свечи помещаются в стеклянные ёмкости. По завершении данной эстафеты 3 свечи ставятся в отведённое для них место.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения   и работать в группе (Р).

   2). Эстафета «Олимпийские кольца»

 3). Эстафета «Олимпийский флаг»

  4). Эстафета «Быстрее! Выше! Сильнее!»

 5). Конкурс «О, спорт ты мир!».

(работа с текстом)

 6). Подведение итогов соревнований.

Ещё раз об Олимпийских играх (видеофрагмент).

3 мин.

   2 мин.

Учитывается не только быстрота выполнения задания, но и правильность составления из обручей символики олимпийского флага.

 

  Подъём флага сопровождается музыкальной композицией.

(Описание эстафет в приложении 1 к конспекту).

Командам предлагается текст с девизом на тему спорт.

Судьи оглашают победителей.

Умение корректировать свои действия с изменяющейся ситуацией, (Р).

Соблюдение правил поведения во время проведения эстафеты, (Р).

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, делать объективные выводы, (Р).

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, (К), работать с текстом.

Владение культурой речи, умение вести диалог, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения, (К).

Приложение к конспекту 1.

Учителя приветствуют учеников и гостей урока.

Учитель физ-ры: - Здравствуйте, ребята!

Учитель истории: - Добрый день, ребята!

Учитель физ-ры: - Сегодня мы с ______________ проведём не совсем обычный урок. Необычный он потому, что история и физ-ра вместе, т.е. интегрированный урок.

Учитель истории: - Ребята, посмотрите на слайд и прочитайте загадку и отгадайте её. Правильно, это Олимпийские игры. Тема нашего урока: Олимпийские игры. Давайте определим цель нашего урока (дети определяют цель)

 

Учитель ФК .  Идёт на планете ХХI век. Олимпийское движение – самое яркое явление в современном мире. Олимпийские игры заняли важное место в жизни современного общества.

Учитель истории: Давайте сейчас попробуем вернуться в те давние времена, откуда все началось. Мы предлагаем вам отправиться в путешествие на Олимпийские игры Древней Греции. Посмотрите на карту Греции. На какие части делится Греция?

Дети: Средняя, Северная, Южная.

Учитель истории. В Южной части Греции находится Пелопоннес г. Олимпия, место, где проходили первые олимпийские игры в 776 г. до н.э. Какое место в Греции с подобным названием, вы знаете?  

 Дети: Гора Олимп.

Учитель истории: Что мы с вами уже знаем о горе Олимп?

Дети: Это место где живут боги.

Учитель истории: Каких богов вы знаете?

Дети: Зевс, Гера, Гефест, Гермес, Афина, Аид, Посейдон.

Учитель ФК: “Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла. Так и люди прославляют те состязания, Величественнее которых нет ничего, – Олимпийские игры”.Эти слова написал древнегреческий поэт 2 тыс. лет назад. Олимпийские игры были любимым зрелищем всех греков. Каждые олимпийские игры превращались в праздник для народа, в своего рода конгресс для правителей и философов, в конкурс для скульпторов и поэтов, в ярмарку для торговцев. Дни Олимпийских торжеств – дни всеобщего мира, облегчали переговоры между городами, способствовали установлению взаимопонимания и связей между государствами.  

-А какие версии о происхождении Олимпийских игр знаете вы ?

 Дети:    Существует несколько легенд о происхождении Олимпийских игр:

1. Геракл победил царя Элиды Авгея (6 подвигов – вычистил конюшни). Радуясь победе он устроил состязания в беге между своими 4 братьями и поздравляя победителя, увенчал его оливковой ветвью. Он сам выбрал дорожку для бега и определил ее длину в 600 ступней. Эта дистанция стала впоследствии длиной стадиона. (192,7 метра).

2. Игры были впервые устроены Зевсом в ознаменовании того, что ему в борьбе за владычество над миром удалось победить своего отца Хроноса.

Учитель ФК: Участвовать в играх могли только свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные.  Участников состязаний называли атлетами (т.е. крепкого и красивого телосложения). (Использование иллюстрированного материала к урокам истории 5 класса.)

Учитель истории: Олимпийские игры длились 5 дней и проходили каждые 4 года (т.е. через 1417 дней). Такое количество дней составлял олимпийский год. В течение священного месяца на территории Эллады объявлялся священный мир. Всякие войны прекращались, и вчерашние враги состязались рядом за право называться самым ловким и быстрым. Главным принципом состязаний была честность. Элладоники (судьи) имели право лишить чемпиона титула, если он завоевал его нечестным путем, а так же атлет подвергался телесному наказанию и штрафу (должен был сделать статую Зевса). Для греков Олимпия была священным местом. В центре находился величественный храм, в котором стояла огромная статуя Зевса. Вокруг здания располагались другие древние здания и статуи богов, героев и победителей олимпийских игр. На торжественное открытие приносили большие жертвоприношения Зевсу, на главном алтаре участники давали присягу, потом проходила жеребьевка участников.

Учитель ФК: Олимпийский огонь зажигали от лучей солнца на горе Олимп. Затем его несли в город предстоящих Олимпийских игр. Большинство соревнований проходили на стадионе, который имел продолговатую форму. С одной стороны он примыкал к подножию храма, с другой – были сделаны земляные насыпи. Мест для сидения первоначально не было. Зрители стояли, сидели или лежали на склонах холма и на насыпях, обложенных дерном. Плату за посещение стадиона   не брали.                                                                                                                                              

Учитель истории: С первыми лучами солнца раздавался звук трубы, на стадион выходили судьи в пурпуровых плащах и с венком на голове. За ним шли атлеты из всех городов Греции. Зрители приветствовали их криком и рукоплесканием. Многие соревнования устраивались под музыку. На второй день проходили юношеские соревнования (бег на длину стадиона, борьба, кулачный бой и конные состязания). Предельный возраст участников не превышала 20 лет. На третий день олимпийских игр проходили состязания по тяжёлой атлетике, в неё входили борьба и кулачный бой. В борьбе за победу нужно было бросить противника на землю трижды. На четвёртый день на ипподроме проходили конные состязания. Особенно почётной считалась победа упряжки. Главным состязанием считалось пятиборье (бег, метание диска, прыжки в длину, метание копья, борьба).

Учитель ФК: На пятый день игр перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали венки из священного оливкового дерева. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на головы венки. Глашатай в это время объявлял имя атлета и называл его родной город. Затем устраивали торжественное шествие, впереди шли судьи, ними победители (олимпионики), жрецы следом вели лошадей, которых они выиграли, зрители кричали: “Слава, Слава победителям!”

Учитель истории: Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, которую в этот же день закладывали, чтобы победа в играх вошла в город и никогда не покидала его.  Получить венок была редкая удача. О ней мечтали в каждой семье. И когда в доме рождался мальчик, на воротах появлялся знак надежды на грядущую олимпийскую победу – венок из оливковых ветвей.

Победителю в играх ставили статую, ему предоставляли почетное место в театре, до конца жизни его кормили за общественный счёт. Так было в Древней Греции. А каких вы знаете знаменитых атлетов Греции?

Учитель истории: - Откройте учебники п.33 п.4  (стр.159) и прочитайте.

Про каких атлетов вы узнали? (ответы детей)

Учитель ФК:  А сейчас мы с вами проведём свои спортивные состязания и познакомимся с  ритуалами и символами современных Олимпийских игр. (Проводится разминка 8 мин, разбивка на команды).

 Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставка его на главную арену Олимпийских игр. Это одна из торжественных традиций современного олимпийского движения. Олимпийский огонь зажигают девушки в белых одеждах  древних гречанок возле разрушенного храма Зевса в Олимпии, когда взойдёт солнце. Увеличительной линзой ловят его первые лучи и зажигают факел. Этот зажжённый солнцем факел девушки передают спортсменам.

 Соревнования сопровождаются музыкальной фонограммой. (музыка!!!!!!)

  1. «Эстафета олимпийского огня»

Каждой команде даётся горящая свеча, помещённая в стеклянную ёмкость. Первый участник проходит со свечой 2м и предаёт свечу 2 участнику и т.д. По завершении эстафеты 3 свечи помещаются в чашу и устанавливаются на возвышение («олимпийский огонь»).

Учитель ФК: В разных культурах кольцо означает примерно одно и тоже: непрерывность, могущество, достоинство, высшую власть, силу и защиту. Пять переплетённых колец на олимпийском знамени символизируют единение спортсменов всех континентов в их стремлении жить в мире и вести сражение лишь на спортивных аренах. Пять колец представляют собой пять частей света и соответствуют определённому материку: голубое – Европе, жёлтое – Азии, зелёное – Австралии, красное – Америке, чёрное – Африке.

   2.Эстафета «Олимпийские кольца».

1 участник стоит напротив своей команды на расстоянии 6-8м. Остальные 5 участников стоят с обручами разного цвета, на старте. По сигналу «Марш!» участник подбегает ко 2 участнику с обручем и вместе с ним бежит к финишу. 2 участника с обручем остаётся на финише. Первый вновь бежит за 3 участником и т.д. Когда все участники финишируют, команда составляет из 5 обручей символ олимпийского флага.

Учитель истории: Олимпийский флаг – белое полотнище с пятью переплетенными кольцами голубого, жёлтого, зелёного, красного и чёрного цветов в центре. Впервые  олимпийский флаг был поднят в Париже в 1914 году на празднике в честь 20 – летия возрождения Олимпийских игр.

 

  3.Эстафета «Олимпийский флаг»

Соревнуются команды за право поднять олимпийский флаг. 1 участник бежит до флажка, обегает его и бежит за 2 участником. Первый остаётся у флажка, а 2 участник бежит за 3. Второй участник остается, а 3 бежит за 4 и т.д. Команда, которая первая соберётся у своего флажка, поднимает олимпийский флаг.

Учитель ФК: Олимпийские игры – самые значительные изменения и крупные комплексные соревнования, которые каждые четыре года собирают лучших спортсменов нашей планеты. Они, соревнуясь между собой, добиваются выдающихся результатов, устанавливают рекорды, прославляют себя и свои страны. Олимпийским девизом стали слова: «Быстрее! Выше! Сильнее!»

  4. Эстафета «Быстрее! Выше! Сильнее!» девиз Олимпиады

Перед каждой из команд находится пять стоек и параллельно с ними расположена гимнастическая скамейка.

Этапы: конкурса: I этап (футбол) –ведение мяча ногой вокруг стоек;

                               2 этап (баскетбол) - ведение мяча рукой вокруг стоек;

                               3 этап (хоккей) - ведение теннисного мяча клюшкой вокруг                               стоек;

                               4 этап (плавание) – скольжение по гимнастической скамейке лёжа на животе (подтягиваясь на руках).

                               5 этап (гимнастика) – пробегание по гимнастической скамейке.

                               6 этап ( л/атлетика) – прыжки через  г/скамейку по 5 прыжков.

Учитель ФК: Ребята, мы сегодня говорили об Олимпийских играх, но мы с вами не знаем кто же является инициатором возрождения Олимпийских игр. Давайте узнаем. Для этого откроем учебник по физической культуре на стр._____ п._______ и прочитаем. И кто же это? (дети отвечают)

(Французскому педагогу и общественному деятелю Пьеру де Кубертену принадлежит инициатива возрождения Олимпийских игр. Кубертен на Международном конгрессе в Париже в 1894 году выступил с докладом о разработанных им организационных основах олимпийского движения, в результате чего было принято решение о проведении Олимпийских игр современности. Ему принадлежит выражение, которым мы назовём следующий конкурс. « О, спорт ты мир! ».)

Урок заканчивается просмотром презентации «Олимпийские игры современности». (Закрепление учебного материала урока).

Приложение 2.

 Кроссворд «Олимпийские игры».

По горизонтали:

  1. Место проведения гонок колесниц. (Ипподром)
  2. Город, в котором проходили первые Олимпийские игры. (Олимпия)
  3. Человек крепкого телосложения. (Атлет)
  4. Место, где стояла главная статуя Зевса. (Храм)
  5. Место проведения соревнований во время Олимпийских игр. (Стадион)
  6. Первый вид состязаний, с которых начиналось пятиборье. (Бег)
  7. Тема нашего урока. (Олимпийские игры)
  8. Вид состязаний, который входил в пятиборье. (Прыжки)
  9. Главное божество, которому посвящались Олимпийские игры. (Зевс)
  10. Президент МОК. (Ж. Рогге)
  11. Время года проведения Олимпийских игр древности. (Лето)
  12. Президент ОКР. (Л. Тягачев)
  13. Страна зимних Олимпийских игр 2010 года. (Канада)
  14. Город летних Олимпийских игр 2012 года. (Лондон)

По вертикали:

  2. Дерево, из ветвей, которых делали венки для победителей. (Олива)

  1.  Главное состязание Олимпийских игр. (Пятиборье)
  2. Человек, управляющий колесницей. (Возничий)
  3. Состязание, которое входило в программу Олимпийских игр. (Метание)
  4. В каком городе будут проходить Олимпийские игры 2014 года. (Сочи)
  5. Государство, в котором проходили Олимпийские игры в 2004 году. (Греция)
  6. Самое любимое и захватывающее зрелище Олимпийских игр древности. (Гонки на колесницах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по биологии и физической культуре на тему : "ЗНАЧЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Данный урок хорошо вписался в планирование, как интегрированный урок  биологии и физической культуры.  Урок традиционный, но в него вне...

Конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для обучающихся с множественными нарушениями развития на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»

Хочу предоставить Вашему вниманию конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе. Тема данного урока: "Работа мышц. Физическое переутомление". Урок рассчит...

Презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»

Здесь представлена презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему "Работа мышц. Физ...

"Интегрированный урок английского языка и физической культуры в 3 классе".

Методическая разработка интегрированного урока английского языка и физической культуры в 3 классе по теме "Олимпийские игры".  Данная форма интегрированного урока позволяет ребятам реализовать пр...

Интегрированный урок немецкого языка и физической культуры 7 класс

Интегрированный урок немецкого языка и физической культуры...

Интегрированный урок русского языка и физической культуры 7 класс.

Тема урока: «Описание спортивных действий (штрафной бросок в баскетболе)  в жанре репортажа».Цель урока – научиться создавать спортивный репортаж в рамках темы «Штрафной б...

План-конспект интегрированного урока по истории и литературе в 9 классе по теме «История отечественной культуры. Акмеизм».

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры Серебряного века на примере литературного течения акмеизма....