По следам прошлого
элективный курс по истории (5 класс)

Программа для учащихся 5-х классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_sledam_proshlogo.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Тобольск

Рассмотрена на заседании ШМО

классных руководителей

протокол  от 26.08.2019 г.  №7

Принята на заседании НМС

Протокол от 29.08.2019г. № 2

Утверждена

приказом директора

МАОУ СОШ №7
от 29.08.2019 г. №166 -О  

Рабочая программа  


«По следам прошлого»

для учащихся 5-х классов

Руководитель:

Пальянова Наталья Олеговна

2019-2020 учебный год

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Предметные результаты

  • Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину. Определять по датам век, этапы, место события и т.д. Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать. Группировать (не по хронологии). Сравнивать.
  • Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия). Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность. Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох.
  • Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей. При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности
  • Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор. Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

 Метапредметные результаты 

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме из адаптированных источников различного типа.

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

       Программа курса «По следам прошлого» рассчитана на 35 учебных часов и предназначена для учащихся 5-х классов.

Актуальность курса: сегодня ценность исторической науки в обществе возрастает. История учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.

Целью данного курса является формирование личности, способной ценить исторический вклад народов мира, в том числе и народов России, в мировую культуру.

Задачи курса:

1.Способствовать формированию повышенного интереса учащихся к исторической науке;

2.Способствовать формированию умения видеть красоту и художественные особенности произведений искусства, созданных в прошлом;

3.Сформировать у учащихся уважительное отношение к мировой истории;

4.Сформировать у учащихся умения и навыки, такие как:

  • умение в связной монологической форме воспроизводить прочитанный текст;
  • умение сравнивать исторические явления, происходившие в разных странах;
  • умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, при этом высказывая собственную точку зрения и отстаивая свои взгляды;
  • умение анализировать исторический источник;
  • умение оперировать историческими датами;
  • умение читать историческую карту.

     Основные формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Содержание курса

 Введение.   (6 ч.)

Что такое история? Исторические памятники, их виды. Археология и археологи. Что такое архивы? Первые люди на Земле. Территория расселения, занятия, орудия труда первобытных людей. Овладение огнём. Возникновение искусства. Загадки древнейших рисунков.  Религиозные верования. Кто придумал алфавит? Города и занятия финикийцев. Счёт лет в истории. Измерение времени по годам. Как в древности считали года? Лента времени.

Тема 1. Древний Египет.  (4 ч.)

Египет – дар Нила. Разливы Нила. Труд земледельцев и ремесленников. Боги древних египтян. Боги и  жрецы. «Царство мёртвых» Египетские фараоны. Обожествление фараонов. Военные походы фараонов. Искусство Древнего Египта. Первое из чудес света. Храмы – жилища богов. Музеи Египта.

Тема 2. Индия и Китай в древности.  (4 ч.)

Древнейшие книги. Египетские иероглифы. Папирус. Глиняные таблички. Древнеиндийские книги. Бамбуковые дощечки. Великий Конфуций. Чему учил китайский мудрец? Великая Китайская стена. Гунны. Великий шелковый путь. Аукцион «Что дал Древний Восток миру?»

Тема 3. Древняя Греция.   (8 ч.)

Боги Древней Греции.  Главные боги. Гора Олимп. Мифы  Древней Греции. Миф о Прометее. Миф о Деметре. Подвиги Геракла. Троянская война. Малая Азия. Город Троя. Миф о начале Троянской войны. Спартанское воспитание. Спарта – военный лагерь. Олимпийские игры. Праздник, объединяющий эллинов. Пять незабываемых дней. Легендарные рассказы о знаменитых атлетах.  Александр Македонский. Приход к власти. Первые победы. Держава Александра Македонского.  Турнир любознательных.

Тема 4. Древний Рим.   ( 5 ч.)

«Вечный город» Рим. Особняки,  многоэтажные дома, термы. Пантеон. Гладиаторы. Амфитеатр Колизей. Большой цирк. Восстание Спартака. Капуя. Везувий.  Армия Спартака. Рабы в ловушке. Юлий Цезарь.  Возвышение Цезаря. Гибель Цезаря. Помпеи. Гибель города и его раскопки.

Тема 5. Семь чудес света.    (8 ч.)

Египетские пирамиды. «Висячие сады» Семирамиды. Зевс Олимпийский.

Фаросский маяк. Храм Артемиды Эфесской. Мавзолей в Галикарнасе.

Колосс Родосский.

                            Ожидаемый результат:

        В результате изучения курса ученик должен:

              знать/понимать

  •  основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;
  •  важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  •  изученные виды исторических источников;

                 уметь

  •  определять последовательность и длительность важнейших событий древней  истории;
  •  использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
  •  читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города,   места значительных исторических событий;
  •  рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
    - высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
    - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
    - использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

3.Тематическое планирование.

№ п\п

Тема

Количество часов

Деятельность учащихся

Введение.                              6 часов

11

Что такое история?

1

Беседа. Схема.

22

Что такое архивы?

1

Работа с документом

33

Первые люди на Земле

1

Карта. Кроссворд «Первобытные охотники и собиратели»

44

Возникновение искусства.

1

Беседа. Иллюстративный материал. Творческая задача.

55

Кто придумал алфавит?

1

Работа с документом, картой. Беседа.

66

Счёт лет в истории.

1

Беседа. Решение задач.

Тема 1. Древний Египет.                  4 часа

71

Египет – дар Нила.

1

Решение творческих задач. Карта.

22

Боги древних египтян.

1

Составление таблицы. Иллюстративный материал.

33

Египетские фараоны.

1

Работа с документом. Творческая задача.

44

Искусство Древнего Египта.

1

Решение кроссвордов.

Тема 2. Индия и Китай в древности. 4 часа

11

Древнейшие книги.

1

Иллюстративный материал. Беседа.

22

Великий Конфуций.

1

Работа с документом. Беседа.

3

Великая Китайская стена.

1

Беседа.  Карта.

44

Аукцион «Что дал Древний Восток миру?»

1

Интеллектуальная игра.

Тема 3. Древняя Греция.                 8 часов

11

Боги Древней Греции.

1

Таблица. Решение творческих задач.

22

Мифы  Древней Греции.

2

Сообщения уч-ся.

33

Троянская война.

1

Работа с картой

44

Спартанское воспитание.

1

Беседа. Тест.

55

Олимпийские игры.

1

Решение кроссвордов.

66

Александр Македонский.

1

Работа с картой

7

Турнир любознательных.

1

Интеллектуальная игра.

Тема 4. Древний Рим.                      5 часов

11

«Вечный город» Рим.

1

Беседа. Сообщения уч-ся.

2

Гладиаторы.

1

Работа с документом.

33

Восстание Спартака.

1

Работа с картой

44

Юлий Цезарь.

1

Работа с документом. Тест.

5

Помпеи.

1

Иллюстративный материал.

Тема 5. Семь чудес света.               8 часов

11

Египетские пирамиды.

1

Творческое задание

22

«Висячие сады» Семирамиды.

1

Творческое задание

33

Зевс Олимпийский.

1

Творческое задание

44

Фаросский маяк.

1

Творческое задание

55

Храм Артемиды Эфесской.

1

Творческое задание

66

Мавзолей в Галикарнасе.

1

Творческое задание

77

Колосс Родосский.

1

Творческое задание

88

Итоговое занятие

1

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районная акция "След в след"

       Одним из ведущих направлений деятельности МБОУ ТСОШ является профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании, профилактика правонарушений и преступлений учащихся...

Презентация по геометрии 10 класс по теме :"Метод следов. Построение следа секущей плоскости."

Презентация  по теме "Метод следов.Построение секущей плоскости." поможет лучше усвоить и закрепить материал . Построение следа секущей плоскости в прямоугольном параллелепипеде.Секущая плоскость...

Из опыта работы в общеобразовательной школе, дополнительное образование: клубная школа «По следам прошлого…»

Клубная школа "По следам прошлого..." как дополнительное образование по предмету "История". Направлена на занятия со средним звеном обучающихся в общеобразовательной школе. (из опыта работы в  МБ...

Программа элективного курса "По следам прошлого"

Программа элективного курса "По следам прошлого"...

Порядок следования крайний, первый, последний, перед, после, следом за, следующий.

Конспект урока по математике на тему "Порядок следования: крайний, первый, последний, перед, после, следом за, следующий." для 1 (дополнительного) класса учащихся с интеллектуальными нарушен...

Конкурс "Давсн цагин хаалгар" ("По следам прошлого")

В данном мероприятии"Давсн цагин хаалгар" ("По следам прошлого") принимают участие родители с детьми...