Урок истории с самоанализом в 5 классе на тему "Начало Римской истории"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Фоменкова Галина Алексеевна

Это первый урок в разделе "Древний Рим" о географическом положении, населении и их занятиях, а также о легенде об основании Рима

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fom.g.a.urokistorii.5kl.samoanaliz.docx453.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Начало Римской истории 

Класс: 5 Б

Дата: 01.03.2019 г.

Учитель: Фоменкова Галина Алексеевна

Цели урока – изучить местоположение, население и природные условия Италии, историю возникновения Рима, органы управления в Древнем Риме;

Планируемые результаты: учащиеся имеют возможность научиться: описывать, сравнивать природные условия страны, занятия её жителей; работать с учебником, составлять рассказ; правильно показывать по карте изучаемые объекты.

ЛичностныеУУД: 
- воспитание духовно – нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки; 

ПознавательныеУУД:  
- умение  добывать  новые  знания, находить ответы на вопросы  на основе  прочитанного;                                           – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:                                                               

- развивать умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ; 
- оформлять свои мысли в устной форме; 

Регулятивные УУД: 

-умение проговаривать последовательность действий на уроке; 
-умение подводить итоги своей деятельности на уроке; 
-умение оценивать свои учебные действия; 
 

Тип урока: открытие новых знаний.

 Формы работы: проблемно – диалоговая, индивидуальная, работа с учебником, картой  «Древний Рим», раздаточным материалом,

Оборудование: Учебник Ф.А.Михайловский. История Древнего мира, раздаточный материал, презентация «Древний Рим»

Ход урока

1.Организационный момент

2. Определение темы, постановка проблемных вопросов:

- Если мы из Греции сядем на корабль выплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы. В какую страну мы попадём?                     

- Решите ребус. (Древний Рим):

Описание: http://eztea.ru/images/Presentation_history_class_5_02_2.png

На доске  карта «Древний Рим». Покажите этот путь на карте.

Описание: http://eztea.ru/images/Presentation_history_class_5_02_4.png

-Ребята, слышали, знаете ли вы что-нибудь об этой стране? (Рим – это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь, правил Нерон, Рим- столица Италии…)

- Итак, Древняя Греция изучена, а вот история государства Рим не изучалась.

Сегодня мы будем изучать Древний Рим

- Что бы вы хотели узнать о Древнем Риме? Определяем вопросы, на которые будем отвечать на уроке:

- Где расположен Рим?

- Какие были природные условия для жизни?

- Из кого состоял римский народ?

- Когда и кем был основан город Рим?

- Кто управлял древним Римом

Запись числа и темы урока

3.Работа по теме урока

Самостоятельная работа с учебником и картой стр.205

Прочитайте и ответьте:

- Какие племена населяли Италию в 1 тысячелетии до н.э.

- В какой стране возник город Рим?

- На каком полуострове находится Италия?(показ)

-На что похож Апеннинский полуостров? 

- Какие моря его омывают? 

- Какие горы тянутся вдоль Апеннинского полуострова?

-Какие племена населяли Апеннинский полуостров? (Италики - множество племён, говоривших на родственных языках и имевших собственные названия, например, латины, самниты, галлы, этруски)

- Прочитайте какие природные условия были в Риме, вспомните природные условия Древней Греции:

Сравните, где природные условия более благоприятны для жизни: в Греции или в Риме? Почему? 

                         Греция                                                                                     Рим

На Балканском полуострове

На Апеннинском полуострове

Климат жаркий

Климат тёплый, благодатный

Омывается Эгейским и Ионическим морями

Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

Горы Олимп

Горы Альпы

Рельеф горный, мало равнинных мест, плодородных земель

Рельеф  - долины, равнины, холмистые местности

Выращивали виноград и оливки, ремесло, выращивали коз и овец, занимались ремеслом.

Виноградарством,  садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов

- Итак, чем занимались римляне? (читать стр. 205-206)

(земледелием, мореплаванием, торговлей, пиратством.

Из сочинений греческих и римских писателей и на основании археологических исследований известно, что этрусски раньше римлян создали высокоразвитую цивилизацию, их алфавит похож с греческим, но язык не изучен. Они занимались ремёслами: керамика, украшения и изделия из бронзы; скульпторы создавали статуи и рельефы, художники – великолепные фрески…)

Физкультминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали
.

- Мы узнали,  где расположен город Рим и какими были природные условия для жизни.

Выдвижение гипотез.

- Давайте представим, что мы с вами учёные – историки, которые отправляются на раскопки древнейшего Рима. Откуда мы можем узнать историю данного государства?              (из источников)

- Тогда за работу! Скажите, как вы думаете, кто является основателем данного государства? (человек, народ)

- Это наши с вами предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?

Внимание!  Самостоятельная работа с учебником (чтение легенды): Существует легенда об основании Рима. Прочитайте легенду и приготовить пересказ.

1 ряд: читает легенду об основании Рима в учебнике (пункт 1, стр. 206 - 207)
2 ряд: работает с легендой по распечатке (
Приложение 1)
3 ряд: с 1 по 3 парту по учебнику, 4 и 5 по распечатке.

Ответьте на вопросы: - как был основан город Рим? Описание: http://eztea.ru/images/Presentation_history_class_5_02_11.png

 Описание: http://eztea.ru/images/Presentation_history_class_5_02_12.png  Описание: C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\1545220010_volchica (1).jpg                                                                                                                                                             

- кто основал Рим? (Ромул – основатель Рима)  Запись в тетрадь

когда был основан город Рим? (753г до н. э.- основание города Рима.)  Запись в тетрадь

Легенда об основании Рима это красивая сказка, на самом деле историки доказали, что город возник на левом берегу Тибра из нескольких сельских поселений, которые были расположены на холмах. Для жителей Италии число 7 считается счастливым, поэтому город основан на семи холмах. 

- В городе проживали горожане. – Из кого состояло население Рима?                

  Самостоятельная работа с учебником. Читать стр.208 -209

Описание: http://eztea.ru/images/Presentation_history_class_5_02_20.png

 (Римляне – жители Рима). Запись в тетрадь                                                              патриции – потомки основателей Рима                                                                           плебеи - переселенцы из других областейhttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56f949dc5d861/plan-konspiekt-uroka-istorii-drievnieishii-rim-5-klass_1.png

- Чем занимались римляне? (читать стр. 206 устно) (земледелием, мореплаванием, торговлей, пиратством. Из сочинений греческих и римских писателей и на основании археологических исследований известно, этрусски раньше римлян создали высокоразвитую цивилизацию, их алфавит похож с греческим, но язык не изучен. Они занимались ремёслами: керамика, украшения и изделия из бронзы; скульпторы создавали статуи и рельефы, художники – великолепные фрески…)

Информационная пауза

На завтрак римляне ели то, что осталось от вчерашнего обеда. Обед считался главным приемом пищи, поэтому за обеденный стол садились только после посещения бани, поэтому баню посещали каждый день. Ножами и вилками римляне не пользовались, ели руками, изредка пользовались ложками. Вместо того, чтобы убирать со стола пустые блюда, обычно уносили весь стол целиком, а на его место приносили новый чистый стол.

 - Кто мог участвовать в управлении государством? (Работа с учебником, стр.208-209)

Описание: http://eztea.ru/images/Presentation_history_class_5_02_19.png

(-народные собрания решали наиболее важные вопросы,                                                                          - сенат - из самых знатных и богатых римлян,                                                                                      

- цари должны были советоваться с сенатом, их сопровождали 12 ликторов, стражников, их было всего 7, последний был изгнан и Рим стал республикой, (общественное дело)  в 509 году до н.э.        

Закрепление. Перекличка (физкультминутка).

(Чтобы проверить знание понятий по истории Древнего Рима, учащиеся встают, если прозвучало правильное высказывание, а если  неправильный ответ, то остаются сидеть)

Задание 1. Назови слова, правильно расставляя ударение.

Италия, римляне, Ромул, латины, патриции, плебеи

Задание 2. Найдите ошибку в тексте.

1.На Апеннинском полуострове располагалась Древняя Греция. 2.В 753 году до н.э. был основан город Рим.  3.Плодородных земель в Риме не было, поэтому жители не занимались земледелием и садоводством. 4.Основателем города Рима был Ромул. 5.Жителей Рима называли ромулы. 6. Народные собрания решали наиболее важные вопросы. 7.Патриции – потомки основателей Рима. 8. Царей сопровождали ликторы.                                                                          

Рефлексия:

Что я узнал для себя на уроке?
Почувствовал ли я себя исследователем, путешественником? Почему?
Комфортно ли мне было работать?

Оцени свой вклад в урок по листу самооценки.

Описание: http://eztea.ru/images/Image%202.jpg

Итог. Домашнее задание:  параграф  38, составление кроссворда (7 слов) по теме

Самоанализ урока истории

Тема: Начало Римской истории 

Класс: 5 Б

Дата: 01.03.2019 г.

Учитель: Фоменкова Галина Алексеевна

Урок истории в 5 классе по теме: "Начало Римской истории" включал познавательные, коммуникативные и  эмоциональные приёмы и методы учебной деятельности.   Приобретение знаний уч-ся происходило в интерактивном режиме через поисково-аналитическую деятельность в группах (учащиеся были разбиты на 3 группы), работу в парах и индивидуальную и фронтальную.

В урок были включены познавательные, волевые и эмоциональные приёмы мотивационной деятельности, такие как: работа в группах, анализ исторических источников, персонификация событий, выступление перед аудиторией, что способствовало созданию ситуации успеха и достижению целей в обучении и воспитании.

Выбранные формы работы: эвристическая и фронтальная беседы, работа в группах, просмотр презентации позволил создать условия для активизации познавательной деятельности школьников, развитию творческого потенциала ребенка. При решении задач воспитательного характера на уроке формировалась гражданская позиция и нравственные ценности ребёнка, что является основой личностно-ориентированного обучения.

На этапе актуализации знаний   активизировалась деятельность обучающихся с помощью дидактических заданий  (расшифровка криптограмм, узнай дату, угадай событие), выполнение которых внесли соревновательный   дух и игровую атмосферу, что сделало урок более интересным. Включение эвристической беседы смогло подвести детей к формулированию целей и задач урока.

На этапе изучения нового материала использование наглядности, работа в группах, анализ исторических источников позволили создать условия для самостоятельной работы школьников, как способа активизации познавательной деятельности учащихся, а также для образного восприятия исторических событий и явлений.

На этапе  закрепления знаний  дети приобретали коммуникативные навыки общения, актуализации и систематизации полученной и доведенной до них информации, что является важнейшими компетенциями, формирующие комплексные свойства личности ребёнка.

Основные этапы урока продуманы, построены методически грамотно и логически взаимосвязаны между собой. Смена различных видов деятельности на уроке, использование ИКТ, здоровье сберегающих технологий позволила сделать урок насыщенным, ярким, интересным, востребованным, эффективным.

Подготовленное оборудование урока: презентация, групповые задания,  анаграммы, даты, карточки с заданиями, конверты со смайликами: красного, синего и зеленого цветов - все способствовало более успешному усвоению программного материала. Плотность урока высокая, время использовано рационально.

На уроке царил доброжелательный микроклимат, атмосфера сотрудничества и взаимопонимания. Намеченный план выполнен, цель урока достигнута, задачи успешно реализованы.

Принципы наглядности, научности  и доступности соблюдены.

К позитивным моментам урока можно отнести эффективное использование интерактивного метода в обучении, ИКТ, здоровье сберегающие технологии, которые обеспечивались за счёт чередования различных методов и приемов, видов деятельности, создание доброжелательной атмосферы в общении.

 Полагаю, что каждый ученик в результате деятельности на уроке приобрёл положительный личностно значимый опыт и получил неплохой результат.

Проведенная рефлексия урока показала, что урок детям понравился, он нужен, актуален, тема учащимися усвоена и закреплена.

Оценки выставлены объективно.

Домашнее задание разноуровневое, задано с учетом индивидуальных способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ открытого урока истории Отечества в 8 классе.

Самоанализ открытого урока по теме : " Император  Николай I"....

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...

Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.

Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс....

Самоанализ урока истории Отечества в 7 классе"Ледовое побоище"

Самоанализ урока истории Отечества по теме: Ледовое побоище"...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...