РАЗРАБОТКА УРОКА по истории «Чему учил китайский мудрец Конфуций»
план-конспект занятия по истории (5 класс)

Александра Бойдакова

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 Бетлицкая средняя общеобразовательная школа

РАЗРАБОТКА УРОКА

по истории

«Чему учил китайский мудрец Конфуций»

5 класс

 

                                                                          Учитель истории

                                                                      Бойдакова А.П.

Бетлица, 2019 г.

Раздел: Индия и Китай в древности.

Тема: Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатическими условиями и обществом; познакомить с основными идеями и взглядами китайского мудреца Конфуция на духовные ценности и культурные нормы.

Задачи:

- обучающая- обеспечить усвоение учащимися положения учения Конфуция о семье, государстве, обучении, поведении; географическое положение и крупные реки Китая; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

-развивающая - развивать мышление, пространственные представления, творческие способности.

-воспитательная - воспитывать уважение к старшим, родителям.

Цели урока направлены на достижение обучающимися:

1. Личностных результатов:

- формирование у обучающихся ярких образов исторической эпохи.

- складывание представления о ключевых событиях прошлого.

2. Метапредметных результатов:

В области регулятивных УУД:

- осуществлять целеполагание

- планировать пути достижения цели

- самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

- самостоятельно контролировать своё время

- осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)

В области познавательных УУД:

Общеучебные:

- строить речевое высказывание в устной форме

- владеть смысловым чтением

- реализовывать исследовательскую деятельность

- искать информацию

- структурировать текст, выделять главное и второстепенное

Логические:

- устанавливать причинно-следственные связи.

- анализировать

В области коммуникативных УУД:

- организовывать учебное сотрудничество со сверстниками

- участвовать в коллективном обсуждении проблем

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В области личностных УУД:

- осуществлять нравственно-этическое оценивание

- уважать культуру других народов

- выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе.

3. Предметных результатов:

- создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа.

- ознакомление обучающихся с важнейшими событиями всемирной истории.

- уметь описывать географическое положение, природные условия, занятия населения, религиозные верования, достижения Древнего Китая.

- уметь формулировать основные положения конфуцианства.

- показывать на карте местоположение Древнего Китая.

Педагогическая деятельность была построена на методах:

по источнику знаний:

- словесные (объяснение, беседа);

- наглядные (демонстрация презентации);

- практические (работа с картой, работа с историческими документами)

по характеру познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстративный

по принципу распределения знаний:

- восприятие нового материала;

по характеру движения мысли:

- дедуктивный (от общего к частному).

методы мотивации:

- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).

- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).

- социальные (работа в парах).

На уроке использовались технологии:  обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная, здоровье-сберегающая.

С целью здоровье-сбережения использованы физкультминутка и смена видов деятельности.

Форма организации деятельности:

-фронтальная

-групповая

-индивидуальная

Структура урока

1. Организационный этап.

2. Мотивационно-целевой этап.

3. План урока:

                       1.природно - географические особенности Китая

                       2.древний мыслитель и философ Китая - Конфуций

                       3.письменность и изобретения Древнего Китая

                       4.основы воспитания китайского общества

4. Работа по теме урока.

5. Подведение итогов.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание

Приемы: «кластер».

Оборудование: презентация, карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.», тесты, карточки с заданиями, отрывки исторических документов

Термины: Хуанхэ, Янцзы, мудрец, Конфуций, бамбук.

Ход урока

1.Организационный момент

1.1Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древняя Индия»

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. В 5 классе на уроках истории мы совершаем увлекательные путешествия в страны Древнего мира. Давайте вспомним, в каких странах мы уже побывали?(Дети отвечают: Древний Египет, Междуречье, Финикия, Ассирия, Персидская держава, Древняя Индия.)Ребята, сегодня на уроке нас ждет встреча с еще одной цивилизацией Древнего Востока, но прежде давайте вспомним, что мы узнали с вами об Индии.

А) тест и карточка по пар.20 (см.приложение)

Б) у доски собрать кластер «касты» и объяснить его.

В) рассказать о периодах жизни брахмана

Г)рассказать касты знатных воинов, земледельцев

Д) работа с классом по вопросам:

1.Индийцы считали, что принадлежность к касте передавалась по наследству. Что это означает?

2.За что индийцы почитали жрецов-брахманов?

3.Чем брахманы «кормили» богов?

4.Кого называли «неприкасаемыми»? Почему этих людей так называли?

5.Какие надежды порождала у «неприкасаемых» вера в переселение душ?

6.Кто не придавал значения кастовым различиям?

7.Кто такой Будда и чему он учил?

8.Как называлось учение Будды?

9.Какими изобретениями славится Древняя Индия?

Физ-минутка.

Учитель. Ребята, как вы думаете, о какой стране мы с вами будем сегодня говорить? (Дети отвечают: Китай).

Учитель: Вы правы, государство, историю которого мы вами будем изучать – это Китай. А теперь, ребята, мы с вами должны определить главного героя Китая. В истории Китая было много выдающихся личностей. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание на одну из них. Этот человек является одним из великих мудрецов древности, своего рода символом Китая, его культуры, философской мысли. Сейчас, ребята, внимательно посмотрите на экран. Здесь приведены различные факты из жизни нашего главного героя, и вы попробуете угадать, о ком идет речь.

Задание ( выведено на экран)

Китайский мыслитель, основные взгляды которого изложены в книге "Лунь-юй" ("Беседы и суждения").

Он принадлежал к старинному аристократическому роду, генеалогия которого восходила к династии Шан-Инь,правившей Китаем до XI века до н.э.

На протяжении многих десятков поколений миллиарды жителей Китая свято чтили его как Учителя жизни.

Фактически его учение в ходу уже 2.400 лет и до сих пор еще ему продолжают следовать в его отечестве.

Установлено, что он начал свою деятельность Учителя на двадцать втором году жизни.

Ценностным ориентиром Учитель считал жизнь человека, при условии, что жизнь и поступки каждого человека будут преисполнены мудрости, чувства долга, справедливости, чистосердечия, милосердия, гуманности и соблюдения обрядов и церемоний.

Истину последователи Учителя видели в развитии идеи цзюнь-цзы — идеи совершенного человека, или благородного мужа, который своим поведением поддерживает порядок и равновесие в мире.

Изучай прошлое, если хочешь предвидеть будущее – таким было главное наставление Учителя.

Учитель:  Мы познакомились с фактами из жизни нашего героя.  Постараемся определить, как же его звали?(Дети отвечают: Конфуций)

Верно, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о Конфуции – великом Учителе Китая. И нам с вами посчастливится обрести частицу его мудрости.

Итак, тема нашего урока «Чему учил китайский мудрец Конфуций». Запишем число и тему урока в тетрадь. А теперь давайте попробуем дать определение термину «мудрец». Так кто же такой, по-вашему, мудрец?

Мудрец – особо почитаемый человек, наделённый знаниями, умом, большим жизненным опытом.

Давайте запишем это определение в тетрадь.

Но прежде чем мы будем с вами характеризовать учение Конфуция, давайте установим, где и в каких исторических условиях жил и творил мудрец.

На северо-востоке от Индии, за высокими горами Гималаями, находится Китай.

В Китае текут две большие реки — Хуанхэ и Янцзы. Названия рек означают: «Жёлтая вода» и «Синяя вода». Вода Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины. Как гласит старинная легенда, сидя на берегу Хуанхэ, богиня Нюйва лепила человечков из желтой глины. Они выскальзывали из её живородящих рук и заселяли эту землю. В  плодородной долине Хуанхэ поселились первые земледельцы; они выращивали просо, разводили свиней, крупный рогатый скот.

Случалось, что во время разлива Хуанхэ затопляла большие территории с сёлами и полями. Поэтому её называли ещё «Рекой, надрывающей сердца» и «Бичом Китая». Со временем люди научились бороться с паводками. Они строили плотины и рыли каналы.

Работа по карте (с. 106). (учитель показывает географические объекты на слайдах презентации)

1.Где находится Китай? (В Восточной Азии.)

2.Какие крупные реки протекают по территории Китая? (На севере - Желтая река (Хуанхэ), на юге - Голубая река (Янцзы).)

3.Как называется равнина, на которой расселились китайцы в первом тысячелетии до н.э.? (Великая китайская равнина)

4.Водами каких морей омываются границы Китая на Востоке? (Желтое море, Восточно-Китайское, Южно-Китайское моря)

Рассказ учителя.

Великие реки Китая похожи на реки Двуречья - Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Река Хуанхэ́ в переводе с китайского языка — «Жёлтая река», это связано с обилием наносов, придающих желтоватый оттенок её водам. Именно благодаря им море, в которое впадает река, называется Жёлтым.

Янцзы́ — «Длинная река» или «Голубая река») — самая длинная и многоводная река Евразии, третья по длине в мире (после Нила и Амазонки), имеет длину более 6000 км.

(Реки показать на слайдах презентации.)

Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее здесь и возникли первые государства, правители которых часто враждовали между собой.

Как и другие народы, китайцы верили в сверхъестественные  силы – богов, духов, драконов, обитающих в реках или горах. Но самым высшим существом для древних китайцев было – Небо. По  их представлениям  Небо – это предок правителя, поэтому императора в Китае называли – «Сын Неба», а подчиненные ему земли – Поднебесной.

Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы. Конфу́ций - китайский мыслитель и философ.

Учение Конфуция: Уважение к старшим. Высшая добродетель- соблюдение древних обычаев, когда правители- мудрецы управляли при помощи добродетели, а не насилия. ? Прочтите п.2 с.105-106. ПОДУМАЙТЕ Почему китайцы с таким почтением относятся к старикам?

Итак, в учении Конфуция говорилось об уважении людей друг другу и о необходимости соблюдать обычаи. Так же Конфуций считал, что высшая добродетель – уважение к старшим, и что мудрость – в знании старинных книг. По его мнению, все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки. Одни становятся добрыми и нравственными, а другие – дурными и злыми. Человека высшей добродетели Конфуций назвал «благородным мужем» и противопоставлял ему «низкого человека», лишенного этого качества.

 Конфуций говорил, что мудрость заключается в знании древних книг. Книги писались на узких бамбуковых палочках. Их содержание ученики заучивали наизусть. Знаки китайского письма назывались иероглифы. Девизом Конфуция были такие слова: «Передаю, а не создаю; верю в древность и люблю её.» Всё, чему учил он и что проповедовал, было раньше возвещено древними мудрецами и жило в сознании масс. Труды Конфуция дороги нам своими практическими советами.Темами его бесед с учениками чаще всего были древняя история, народные песни и старинные обряды. Очень интересны были методы преподавания Конфуция.Давайте посмотрим на них.

Методы преподавания Конфуция.

1.Он указывал на поведение древних как на образец.

2.Он советовал читать священные книги.

3.Требовал размышлять над прочитанным.

По мнению Конфуция, все люди Поднебесной (Китая) рождаются равными.Затем одни из них приобретают благородство, вырабатывают достойное поведение, т. е. становятся достойными людьми. Другие, неспособные, ленивые или невежественные, становятся подлыми, духовно убогими. Конфуций верил: « Не Дао (судьба) творит человека, а человек создаёт своё Дао.» Как вы понимаете эти слова?

Давайте мы сейчас прочитаем на стр.107 высказывания Конфуция.и посмотрим чему же учил мудрец Конфуций.?

 Какие высказывания вам понравились и почему?

С чем вы не согласны и почему?

Что из наставлений Конфуция может пригодится  и в наши дни?

Важным Конфуций считал и соблюдение человеком золотой середины во всех поступках: нельзя предаваться ни чрезмерной злобе, ни чрезмерной любви, печали и восторгу. Умеренность и сдержанность должны быть всегда и во всём. Результат этого – совершенство, к которому стремится благородный человек.

Давайте прочитаем пункт 4 на стр.108 и посмотрим как должен вести себя воспитанный китаец.

Все знания, согласно Конфуцию, сводились к изучению исторического наследия. «Учитель, - говорится в "Лунь-юй", - учил четырем вещам: письменам, правилам поведения, верноподданности и чистосердечности.» «Воспитанного человека легко узнать по его манерам». Учтивый китаец перед входом в дом всегда снимал туфли и шел босиком. Идти в туфлях по циновкам считалось неприличным. Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Воспитанный китаец опрятно одевался и собирал волосы в пучок. Приглашенный к столу гость обязан попробовать все блюда, которые подаются к обеду. Иначе его манеры могут посчитать грубыми.

Итог: Итак, мы с вами выяснили, что образованность, почтение к предкам, достойное поведение, манеры, человеколюбие, умеренность во всём – вот что необходимо для наведения порядка в стране, попавшей в тяжёлое  положение.

Рефлексия . На столах у вас лежат  по 3 смайлика. Каждый имеет своё значение: 1.Понял  и усвоил всё . 2. Понял частично. 3 Ничего не понял и не усвоил. Выберите один, который вам подходит и поднимите вверх.

Давайте с вами встанем из-за парт. На левую ладонь мы мысленно кладём те знания, с которыми пришли на урок, а на правую - те знания, которые получили сегодня на уроке. А теперь давайте соединим в хлопке наши знания и хором скажем: «Спасибо!» себе и окружающим за работу на уроке. А я в свою очередь хочу вам сказать: «Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше.»(Конфуций)

Приложение

А1. Правитель, объединивший почти все индийские царства под своей властью, — это

1) Цинь Шихуан     2) Рама     3) Ашока

А2. Какие реки протекают по территории Индии?

1) Арагва и Кура      2) Инд и Ганг       3) Хуанхэ и Янцзы

А3. По представлениям индийцев, боги, которым они поклоня­лись, жили на вершинах самых высоких в мире гор

1) Гималаев     2) Альп     3) Апеннин

А4. Какое из животных индийцы считали священным?

1) козу       2) корову     3) лошадь

А5. В индийской мифологии бог с головой слона

1) Вишну       2) Ганеша       3) Брахма

В1. Какие три из названных явлений характерны для Древней Индии? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) примерно за тысячу лет до н.э. в Индии началась обра­ботка железа

2) среди песков пустыни изредка встречались оазисы

3) жаркий и сухой климат не позволял заниматься земледелием

4) два месяца в году в Индии идут проливные дожди

5) жители Индии строили свои деревни среди джунглей

Карточка

1.Впишите недостающие слова:

Индия расположена в  __________________ Азии. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название  ______________________. Берега Индии с запада, востока и юга омывает   ________________________  океан. Самые многоводные реки Индии – это  __________________________.

В  _______ веке до н. э. почти все индийские царства объединились под властью царя  _____________________.  Индийский мудрец  ________________   учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.

2. Напишите определения:

 Джунгли – это  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ганеша – это  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Буддизм – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

презентация к уроку истории в 5 классе "Чему учил китайский мудрец Конфуций"...

разработка конспекта урока по истории древнего мира по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций»

Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатически условиями и обществом, ознакомить учащихся с взглядами китайского мудреца КонфуцияЗадачи урока:обра...

Технологическая карта урока по истории "Чему учил китайский мудрей Конфуций"

Дает  представление  о жизни китайского общества, философском учении Конфуция....

Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"  Тип урока: ознакомление с новым материаломЦель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни...

Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"  Тип урока: ознакомление с новым материаломЦель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни...

Урок истории « Чему учил китайский мудрец Конфуций»

1.Учащиеся, знакомясь с основами конфуцианства, приобретают опыт, формируют представления о древних цивилизациях и формах и правилах  взаимодействия людей.2.Отработка навыка  работы с картой...

Конспект урока истории "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Данный урок позволяет сформировать представление о том, что учение Конфуция актуально и в наши дни....