Рабочая программа по истории, 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс)

Голубкова Оксана Георгиевна

Рабочая программа для 10 класса по курсу "Россия и мир" с поурочным планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_istoriya.doc451 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза А.Н. Сабурова» Завьяловского района

Рассмотрено на заседании

методического объединения

протокол №1

«17» июня 2019 года

Титова М.А.

           Подпись                          Ф.И.О. руководителя ШМО    

                               

                  Составлена на основе

                  государственной программы

                  и требований к минимуму

                  содержания

Принято на заседании

Педагогического Совета

протокол № 8

«24» июня   2019 года

Утверждено руководителем

образовательного учреждения

№ приказа 137

«02» сентября 2019 года

__________________И.Х. Сократова

           печать, подпись  

Рабочая программа

История

наименование учебного предмета (факультатива), класс

10 класс

Составитель:   Голубкова Оксана Георгиевна

Ф.И.О. учителя

2019 год

с. Первомайский

Пояснительная записка

            Настоящая программа по интегрированному курсу истории «Россия и мир» для 10 класса  разработана на основе ФК  ГОС № 1089 от 05.03.04 в редакции от 23.06.15 г.,  федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)  и авторской программы А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной (История. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011), соответствующие федеральному  компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень) с включением национально-регионального компонента.

           Интегрированный курс истории  направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Обязательный минимум содержания

История как наука

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.

Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.

Всеобщая история

Древнейшая стадия истории человечества

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

Цивилизации Древнего мира и Средневековья

Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации древности. Мифологическая картина мира.

Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.

Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.

Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV - XV вв

Новое время: эпоха модернизации

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII - XIX вв. Идеология просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.

Технический прогресс в XVIII - середине XIX вв. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.

Традиционные общества востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Эволюция системы международных отношений в конце 15 - середине 19 вв.

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества

Научно-технический прогресс в конце XIX - последней трети XX вв. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран запада в конце 19 - середине 20 вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества.

Кризис классических идеологий на рубеже XIX - XX вв. И поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма.

Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х - 1970-х гг.

Модели ускоренной модернизации в XX в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.

"Новые индустриальные страны" латинской Америки и юго-восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.

Основные этапы развития системы международных отношений в конце 19- середине 20 вв. Мировые войны в истории человечества: экономические и политические причины и последствия.

Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании 20 в.

История России

История России - часть всемирной истории.

Народы и древнейшие государства на территории России

Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Русь в IX - начале XII вв.

Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами запада и востока. Влияние Византии. Культура древней руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и степь. Идея единства русской земли.

Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе великого княжества литовского.

Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Борьба за политическую гегемонию в северо-восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия русской православной церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

Российское государство во второй половине XV - XVII вв.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. "Москва - третий Рим". Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.

Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.

Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в.

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV - XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Россия в XVIII - середине XIX вв.

Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине 19 в.

Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX вв.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX вв.

Россия во второй половине XIX - начале XX вв.

Реформы 1860-х - 1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Общая характеристика предмета

 Программа интегрированного курса рассчитана на 68 часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.

            Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Данилов А.А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Брандт – М.: Просвещение, 2012

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2011

3. История. 10-11 классы: рабочие программы по учебникам А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, Л.Н. Алексашкиной, М.Ю. Брандта. Базовый уровень / автор-составитель Т.В.Ковригина. – Волгоград: Учитель, 2011.  

     Вышеназванный учебник вместе с учебником Алексашкиной Л.Н. История. Россия и мир в XX – начале  XXI века. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. – М.: Просвещение, 2012- составляют единую линию учебников по истории для средней (полной) школы.

Описание места учебного предмета

     Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории создаёт у учащихся полноценные представления об основных этапах, закономерностях развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной жизни общества, о единстве всемирной истории.

      Материал курса позволяет показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспектность, противоречивость. Большое внимание уделяется дискуссионным проблемам исторической науки. При этом акцент сделан на формирование целостных представлений об историческом прошлом.

      Курс «Россия и мир» основан на социокультурном подходе к рассмотрению исторического процесса, на выделении наиболее характерных тенденций в развитии различных народов. Предусматривается рассмотрение основных блоков: геополитика, социум, экономика и культура. Происходит ознакомление с источниками и историографией. Первостепенное значение уделяется человеку и его духовному развитию в историческом процессе.

      Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, исследовательскую деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, конференции, уроки-исследования, уроки-презентации, зачёты, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определённой суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных способностей.

Личностные результаты изучения предмета «История» в 10-11 классах:

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  2. Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей современной цивилизации и многонационального российского общества;
  3. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  4. Понимание исторического и культурного многообразия мира, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  7. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения курса «История»»:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ универсальные

учебные действия

1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

6) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

7) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

КОММУНИКАТИВ

НЫЕ

8) Смысловое чтение.

9) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

10) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты изучения предмета «История»:

1. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять мировую и отечественную историю, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

  • Определять по датам век, этапы, место события и т.д.
  • Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать.
  • Группировать (не по хронологии).
  • Сравнивать.

2. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

  • Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность.
  • Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох.

3. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей. При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.

4. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

  • Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.
  • Толерантно определять своё отношение к иным позициям.

Тематический план

10 класс, 68 часов

№ п\п

Разделы программы

Количество

часов

Из них

контрольные

практические

1.

Введение в историю

2

2.

Первобытность. Цивилизации Древнего мира

8

1

3.

Россия и мир в эпоху Средневековья

18

1

2

4.

Россия и мир в раннее Новое время

20

1

2

5.

Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества

16

1

1

6.

Итоговое обобщение «Россия и мир в эпоху Древности, Средневековья и Нового времени»

4

1

            Итого

68

4

6

Поурочное планирование

Тема  урока

Кол-во часов

Тип, вид урока

Содержание (дидактические единицы)

Контроль, оценка

Раздел 1. Введение в историю          2 часа

1

История и исторический процесс

1

Лекция

История как наука

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.

Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.

Понятия: история, исторический процесс, историческое пространство, историческое время, формация, цивилизация,  локальная цивилизация, периодизация всемирной истории

Беседа

2

История и познание истории

1

Лекция

Социальное познание и историческая наука. Что такое исторический факт? Историческое событие и исторический факт. Понятие об исторических источниках. Терминология исторической науки. Краткая характеристика некоторых направлений историографии XX в.

Понятия: социальное познание, историческое познание, историческое событие, исторический факт, исторический источник, формационный подход, цивилизационный подход, менталитет, цивилизация

Конспект

Раздел 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира            8 часов

3

Предцивилизационная стадия истории человечества

1

Работа с учебником, задания по карточкам

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе  первобытной эпохи. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

Понятия: антропогенез, социогенез, политогенез, первобытность, цивилизация, праобщина, неолитическая революция.

Письменное задание

4

Архаичные цивилизации Древнего Востока

1

Лекция

Цивилизации Древнего мира и средневековья. Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения.

Архаичные цивилизации древности. Мифологическая картина мира.

Понятия: восточная деспотия.

Конспект

5

Античные цивилизации Средиземноморья

      1

Работа в группах

Античные цивилизации средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.

Понятия: античные цивилизации, великая греческая цивилизация, демос, тирания, демократия, полис, гражданская община, эллинизм, античное классическое рабство, патриции и плебеи, принципат, Великое переселение народов, варваризация, романизация, деспотия, социальная структура, социальные нормы.

Устный опрос

6

Памятники культуры древности

1

Семинар

Орудия труда, письменность, религия, календарь, египетские пирамиды, иероглифы, многоступенчатые башни, клинопись, законы Хаммурапи, Великая китайская стена, древнегреческие и древнеримские памятники архитектуры, скульптуры, литературы.

Письменное задание

7

Древнейшая история нашей Родины

1

Комбинированный урок

Древние люди на территории нашей страны. Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Восточные славяне. Тюркские народы и государства на территории нашей страны. Норманны – варяги – русь.

Понятия: праславяне, восточные славяне, союзы племён, вече, варяги-русы.

Сообщения, доклады

8

Духовный мир древних обществ

1

Беседа, работа в группах

Мифологическая картина мира. Представления об осевом времени. Формирование индо-буддистской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций.

Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.

Понятия:

картина мира, мифологическая картина мира, осевое время, религии спасения, конфуцианство, буддизм, христианство, иудаизм, даосизм.

Письменная работа

9

Наследие древних цивилизаций

1

Презентация

Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилизаций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для человечества. Римское право. Философские открытия древних цивилизаций. Алфавит и письменность. Художественные ценности древних цивилизаций.

Понятия: римское право, полис, цивилизация, духовные ценности, демократия, власть идеи, гражданская община.

Устный опрос

10

Историческое наследие древности

      1

Семинар

Эссе

                                     Раздел 3. Россия и мир в эпоху Средневековья       18 часов

11

Средневековая цивилизация Европы

1

Лекция

Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к Средневековью. Синтез позднеантичного и варварского укладов. Средневековье и феодализм: соотношение понятий. Этапы развития средневекового государства. Сословно-представительная монархия. Государство и церковь. Христианская средневековая цивилизация  в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в ХIV-XV веках.

Понятия: Средние века,  феод, община, социальный синтез, варварские королевства, папство, сеньориальный строй, сеньор, вассал, формы зависимости, домен, сеньория, бюргерство, сословный строй, сословно-представительная монархия, централизация, ереси, домен.

Письменное задание

12

Византийская империя

1

Лекция

Византийская империя. Стабильный уровень благосостояния Византии по сравнению со странами западной Европы. Роль государства в византийской цивилизации.

Понятия: василевс, кодификация, Кодекс Юстиниана, православие, патриарх.

Конспект

13

Государства Востока в средние века

1

Комбинированный урок

Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Понятия: ислам, халифат, сунниты, шииты, конфуцианское государство, синтоизм, индуизм, синтоизм, традиционное общество.

Устный опрос

14

Особенности российского Средневековья

1

Урок-исследование

Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности российской истории.

Понятия: Земские соборы, патернализм, сословно-представительная монархия, факторы самобытности, феодализм, феодальное землевладение, феодально-зависимое население, генезис феодализма, патернализм.

Письменное задание

15

Древнерусское государство

1

Комбинированные уроки

Народы и древнейшие государства на территории России. Переход от присваивающего хозяйства к производящему.Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Таблица  

16

Деятельность первых киевских князей

1

Устный опрос

17

Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства

1

Лекция, работа с картой

Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Причины распада Руси. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Древнерусского государства. Идеи единства русской земли. Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение  русских земель в систему управления Монгольской империи.  Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией –  итоги и значение. Русские земли в составе Великого Княжества Литовского.

Письменное задание

18

Русь во времена ордынского владычества

    1

Конспект

19

Возвышение Москвы

Работа в группах

Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Борьба за политическую гегемонию в северо-восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания. Великое Княжество Московское в системе международных отношений. Принятие ордой ислама. Автокефалия РПЦ. Культурное развитие русских земель. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

Понятия: преемственность власти, «тихая экспансия», «силовая консолидация», геополитическое положение, уния, феодальная война

Беседа

20

Объединение русских земель вокруг Москвы

1

Письменное задание

21- 22

Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце XV- начале XVII века

2

Лекция, индивидуальные задания

Завершение объединения Русских земель и образование Российского государства. Свержение Золотоордынского ига.  «Москва – третий Рим» Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.  Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Установление царской власти. Реформы середины 16 века. Создание органов сословно-представительной монархии. Опрчнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в 16 веке.

Понятия: самодержавие, централизация, Дворец, Казна, Боярская дума, боярин, окольничий, думные дьяки, станы, волости, наместники, волостели, кормление, тиуны, городовые приказчики, Избранная рада, стрелецкие полки, избранная тысяча, губные старосты, земские старосты, целовальник, воевода, «кормленичий окуп», опричнина.

Конспект

23

Смутное время в России

1

Проблемный

Смута. Пресечение правящей династии.  Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.

Понятия: Смута, ополчение, «Совет всей земли», Земское правительство.

Устный опрос

24

Социально-экономическое развитие России

1

Работа с учебником и дополнительны-ми источниками, задания по карточкам

Восстановление Самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике. Начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения 17 века.

Письменное задание

25 - 26

Россия в средневековом мире

      2

Круглый стол

Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Геополитическая ситуация на южных границах  Древнерусского государства. Европейская политика  Древнерусского государства.  Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в 15-17 веках. Усиление светских элементов в русской культуре 17 века.

Понятия: геополитическое положение,  геополитическая ситуация.

Устный опрос

27

Человек в Древности и Средневековье

     1

Семинар

Человек в Древности и в Средние века. Представления о времени. Представления о пространстве. Человек и его детство. Наука и знание в Древнем мире и Средние века.

Понятия: социальные роли, цивилизация, духовные ценности Древности и Средневековья.

Сообщения, доклады

28

Повторение и контроль по теме «Россия и мир в эпоху Средневековья»

1

Контроль знаний

Тест

                      Раздел 4. Россия и мир в раннее Новое время      20 часов

29 – 30

Раннее Новое время: от традиционного общества  к индустриальному

2

Лекция - презентация

Новое время – эпоха модернизации. Модернизация как процесс перехода от традиционного общества к индустриальному.  Великие географические открытия  и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах, и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.

Понятия: модернизация, ранее Новое время, Великие географические открытия, мануфактурный капитализм, мировой рынок, буржуазия, Реформация, Возрождение, лютеранство, кальвинизм, антропоцентризм, гуманизм, рационализм.

Конспект

31 - 32

Россия: особенности перехода к Новому времени

      2

Диспут

Когда Россия вступила в Новое время? Каковы черты экономического и социального развития России в Новое время? Россия и Европа. Россия и Азия. Кризис традиционализма.  Понятия: Новое время, традиционализм, система внеэкономического принуждения, крепостничество, меркантилизм, модернизация, протекционизм.

Устный опрос

33 - 34

Россия: особенности социально-экономического развития в XVII – XVIII веках

2

Лекция

Российский тип феодализма. Крепостничество. Рост городов и развитие всероссийского рынка. Российская экономика и иностранное влияние. Российская власть и экономика.

Понятия: российский тип феодализма, крепостничество, Смута, всероссийский рынок.

Конспект

35 - 36

Европейские государства в XVI – XVIII веках

2

Комбинированный урок

От сословно- представительной монархии к абсолютизму. Изменения в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции 17-19 веков. Идеология просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.

Понятия: абсолютизм, абсолютистские формы правления, бюрократия, республика, парламентаризм, просвещенный абсолютизм.

Устный опрос

37 - 38

Феномен российского самодержавия

2

Лекция

Абсолютизм в Европе и России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формирования самодержавия.

От самодержавия к абсолютизму. Екатерина II и формирование идеологии абсолютизма. Попытки ограничения самодержавной власти.

Понятия: абсолютизм, самодержавие, ордынское господство, идеология абсолютизма.

Конспект

39 - 40

Особенности социальных движений в России в XVII – XVIII веках

2

Работа с источниками, заполнение таблицы

Социальная политика властей. Причины социальных движений. Крестьянские восстания. Городские восстания. Движение старообрядцев. Национальные движения.

Понятия: крестьянское восстание,

крестьянская война, крестьянские волнения, крестьянский бунт, крестьянское выступление, старообрядцы, национальные движения.

Таблица

41 - 42

Церковь, общество, государство в России в XVII – XVIII веках

       2

Лекция

Многоконфессиональность. Православие и его роль в жизни российского общества. Церковь и государство. Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения.

Понятия: многоконфессиональность, иудаизм, православие, «народное христианство», секуляризация, конфессиональная политика, межконфессиональные отношения, джихад, мюридизм, имамат.

Конспект

43 -44

Превращение России в великую европейскую державу

2

Комбинированный урок

Россия в XVIII - середине XIX вв.

Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине 19  в.

Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX вв.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX вв.

Понятия: культурно-конфессиональная изоляция, общеевропейский конфликт, национальное сознание, имперское сознание, великая держава, национальные интересы, государственные интересы.

Сообщения, доклады

45 - 46

Повторение и контроль по теме «Россия и мир в раннее Новое время»

2

Контроль знаний

Тест

47 – 48

 

Защита – презентация зачётных работ

2

Защита презентаций

Презента-ции

                     Раздел 5. Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества       16 часов

49 – 50

Промышленная

революция: сущность и значение

2

Лекция

Технический прогресс в 18—середине 19 веков. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в 19 веке. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени. Традиционные общества востока  в условиях европейской колониальной экспансии. Эволюция системы международных отношений в середине 15- середине 19 вв.

 

Понятия: промышленный переворот, колониальная экспансия, фабрика, социальная сторона промышленного переворота, промышленная буржуазия, промышленный пролетариат, индустриальное общество, колониальная империя, империализм, революция Мэйдзи.

Письменное задание

51 – 52

Революции и их место в историческом процессе второй половине XVIII-XIX веке

2

Лекция

Модернизация и революции Нового времени. Война за независимость английских колоний в Северной Америке — Американская революция конца XVIII века. Великая французская революция конца XVIII века. Политическая модернизация и революции 1848—1849 годов. Реформы и модернизация.

Понятия: революция, революция и реформы, революция и модернизация, фазы революционного процесса, конституция, термидор, легитимизм, чартистское движение, политические партии.

Конспект

53 – 54

Рождение современных идеологий

2

Работа в группах

Век Просвещения. Либерализм. Консерватизм. Социализм и радикализм. Национальные движения и идеологии.

Понятия: идеология, Просвещение, рационализм, либерализм, консерватизм, радикализм, социализм, анархизм, национализм.

Устный опрос

55 – 56

Индустриальное общество и особенности перехода к нему в России.

2

Лекция

Индустриальное общество и особенности перехода к нему России. Демографические процессы. Начало российской индустриализации. Перемены в демографической ситуации и социальной структуре в пореформенный период.

Понятия: индустриальное общество, индустриализация, промышленный переворот, страны «первого эшелона» и «второго эшелона» капиталистического развития, аграрное общество, феодально-крепостническая система, демография; мануфактура; кредитная система.

Письменное задание

57 – 58

Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия

2

Круглый стол

Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX вв.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX вв.

Россия во второй половине XIX - начале XX вв.

Реформы 1860-х - 1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Понятия: реформа, контрреформа, модернизация, источники финансирования, аннексии, контрибуции, займы, метод и темпы реформирования.

Конспект

59 – 60

Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития.

Империя и народы

2

Лекция

Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Эволюция власти. Формирование государственной идеолог Либеральные  идеологические доктрины о судьбах России.

Истоки российского революционизма.

Формирование российской интеллигенции.

Национальные элиты и имперские интересы в XIX в.

Понятия: законосовещательное учреждение, разделение властей, конституционная монархия; всесословные органы местного самоуправления, государственная идеология, теория «официальной народности», западники, славянофилы, народники.

Беседа

61 - 62

Человек в эпоху становления и развития индустриального общества

2

Семинар

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества

Научно-технический прогресс в конце XIX - последней трети XX вв. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран запада в конце XIX - середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества.

Кризис классических идеологий на рубеже XIX - XX вв. И поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма.

Письменное задание

63 – 64

Повторение по теме: Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества

      2

Контроль знаний

Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х - 1970-х гг.

Модели ускоренной модернизации в XX в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.

"Новые индустриальные страны" латинской Америки и юго-восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.

Основные этапы развития системы международных отношений в конце 19- середине 20 вв. Мировые войны в истории человечества: экономические и политические причины и последствия.

Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.

Тест

                          Раздел 6. Итоговое обобщение      4 часа  

 

65 -66

Итоговое повторение по теме «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время»

2

Закрепление знаний

Устный опрос

67

Итоговое тестирование по курсу

      1

Контроль знаний

Итоговый тест

68

Анализ тестирования и подведение итогов

1

Беседа

               

              Итого                                           68 часов

Учебно-методический комплект

       

      1) Примерная программа основного общего образования по  истории Министерства образования и науки РФ для образовательных  

          учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Народное образование. 2009 год,  №5

2) Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. М.:

          Дрофа. 2006г.

      3) Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2011

      4) История. 10-11 классы: рабочие программы по учебникам А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, Л.Н. Алексашкиной, М.Ю. Брандта.

          Базовый уровень / автор-составитель Т.В.Ковригина. – Волгоград: Учитель, 2011.

      7) Данилов А.А. История России: конец XVI –  XVIII век. Поурочные разработки: пособие для учителя / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М.:

          Просвещение, 2009.

  1. Россия и мир: учебная книга по истории / под ред. А.А.Данилова. М.: ВЛАДОС, 2005.

         Перечень используемых средств обучения (мультимедийные презентации, обучающие программы, электронные учебные пособия,  

       видеофильмы и др.).:

 

       Большая советская энциклопедия. – http://www.rubrikon.com

       Виртуальный музей «Эрмитаж» - www.hermitage.ru

       Электронная версия энциклопедии Кирилл и Мефодий. - http://www.km.ru/pc/

        E-mail: festival@1 september.ru.

        Государственная символика – электронная версия, выпущенная Национальным музеем УР им. К.Герда.

Дополнительная литература для учителя

   1. Безносов А.Э. История России и мир. 9-11 классы: тесты: учебно-методическое пособие / А.Э.Безносов, Ю.В.Кушнерёва. М.: Дрофа, 2001.

   2. Веряскина О.Г. История России с древнейших времён до конца XIX века. Школьные олимпиады: учебно-методическое пособие /

       О.Г.Веряскина. Ростов-на Дону, 2009.

   3. Дорожкина Н.И. современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. 5-11 классы / Н.И.Дорожкина. М.: ВАКО,

       2009.

   4. Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и схемах. / В.В.Кириллов. М.:Эксмо, 2010.

   5. Пазин Р.В. История России. 10 класс: тесты для промежуточной аттестации: учебно-методическое пособие / Р.В.Пазин; под ред.

       В.В.Саяпина. Ростов-на-Дону: Легион, 2009.

   6. Петрович В.Г. Уроки истории: Всеобщая история: методическое пособие / В.Г.Петрович, Н.М.Петрович. М.: Сфера, 2004.

   7. Чернова М.Н. Справочник учителя истории. 5-11 классы: справочник. М.: Экзамен, 2008.

 

Дополнительная литература для учащихся

1. Анисимов Е.В. история России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. С-Пб., 2010

2. Бушуев С.В. История государства Российского: историко-библиографические очерки IX – XVII  века. Книга 1. М., 1991

3. Бушуев С.В. История государства Российского: историко-библиографические очерки  XVII– XVIII  века. Книга 2. М., 1992

4. Горский А.А. Москва и Орда. М., 2005

5. Забелин М.М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. М., 1997

6. История мировой культуры: справочник школьника. М.,1996

   7. Иллюстрированная история СССР. М.: Мысль, 1988

8. Мифы и правда о восстании декабристов. М., 2005

9. Павленко Н.И. Пётр Великий. М., 1985

10. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1987

11. Петрухин В.Я. Крещение Руси: от язычества к христианству. М., 2006

12. Сто великих битв. М.: Вече, 2001

13. Сто великих картин. М.: Вече, 2001

14. 1000 вопросов и ответов по истории: учебное пособие под ред. Л.Н.Алексашкиной. М.: АСТ, 1999

15. Эйдельман Н.Я. Грань веков. М., 1984

Планируемые результаты изучения учебного предмета

                 В результате изучения истории на базовом уровне ученик научится понимать:

  • основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути развития России, её роль в мировом сообществе;

Ученик получит возможность научиться:

  • определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы;
  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  •  критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  •  анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и объяснения
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. Пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать  в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, реферата, проекта, эссе;

       использовать приобретённые знания и умение в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • критического восприятия получаемой извне информации;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Формы и средства контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценивания знаний

   Контроль знаний учащихся осуществляется на каждом уроке в виде устного опроса, теста, письменных работ, зачётов.

 

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний.

При оценке ответов учащихся необходимо руководствоваться следующими критериями:

- полнота и правильность ответа;

-степень осознанности, понимания изученного;

- знание основных понятий, дат, личностей.

Оценка «5» ставится, если ученик даёт развёрнутый ответ. Вывод характеризуется личностно обоснованной позицией. Ответ изложен литературным языком, без существенных нарушений. Ученик обнаруживает знание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике.

Оценка «4» ставится, если  ученик даёт ответ, удовлетворяющий требованиям для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет. 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении ответа.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знания и понимание основных положений темы, но:

- излагает материал неполно , допускает  неточности , 2-3 существенных ошибки;

- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения;

- излагает материал не последовательно и допускает ошибки в звуковом оформлении.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части материала, допускает ошибки, искажающие смысл. Ответ  беспорядочный и неуверенный.

Если учащийся выполняет тесты, то оценка выставляется следующим образом:

                     «5» -100-95%

                     «4» - 94-79%

                     «3» - 78-60%

                     «2» - 59-0%

Требования к зачёту:

- зачёт проводится по одной изученной теме;

- перечень вопросов и заданий к зачёту предлагается уч-ся до изучения темы;

- зачёт может проводиться устно или письменно;

- освобождаются от сдачи зачёта ученики, показавшие отличные знания по теме, а так же написавшие реферат

Нормы оценок по зачётам:

«5» - ставится , если ученик даёт развёрнутый ответ, в котором  выдерживается логика и последовательность. Ответ имеет свою личностную оценку, изложен грамотно, без существенных ошибок.

«4» - ставится за развёрнутый ответ с незначительными ошибками, ил с одной существенной. Допускаются стилистические недочёты.

«3» - ставится за ответ, содержащий сообщение основного материала при 2-3 существенных фактических ошибках.

«2» - ставится, если уч-ся во время устного ответа не вышел на уровень требований , предлагаемых на оценку «3».

«1» - ставится , если уч-ся не смог ответить на вопросы учителя, даже с помощью наводящих вопросов или иных средств помощи.

Банк контрольно-измерительных материалов

Тест «Древний мир»

Вариант 1.

      1. Историография изучает
          а) даты исторических событий и явлений
          б) развитие письменности, помогает определить авторство документа
          в) историю денежного обращения, монетной чеканки
          г) концепции, взгляды ученых, закономерности становления самой

             исторической науки


      2. Человек современного вида появился
          а) 2—1,5 млрд. лет назад
          б) 4—3 млн. лет назад
          в) 100—40 тыс. лет назад
          г) 6—5 тыс. лет назад


      3. Признаки неолитической революции
          а) возделывание злаков и выращивание животных
          б) отсутствие частной собственности
          в) преимущественно кочевой образ жизни
          г) существование соседской общины
          д) возникновение племенных богов
          е) преобладание собирательства


      4. На рубеже IV—III тыс. до н. э.
          а) возникли первые цивилизации
          б) началась неолитическая революция
          в) появился человек современного вида
          г) зародилась религия


      5. Установите соответствие между народами и их достижениями

1) создание шестидесятеричного счета
2) создание алфавита 
3) строительство гигантских усыпальниц-пирамид

 

а) шумеры 
б) китайцы
в) финикийцы
г) египтяне

   

      6. В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали идеи
          а) буддизма
          б) даосизма
          в) ведизма
          г) конфуцианства


      7. Возникновение цивилизации в Месопотамии связано с народом
          а) аккадцы
          б) шумеры
          в) ассирийцы
          г) хетты


      8. На Древнем Востоке
          а) возникла письменность
          б) произошел переход к кочевому скотоводству
          в) появилось классическое рабство
          г) зародилась монотеистическая религия
          д) зародилась демократия


      9. Древневосточный правитель
          а) имел неограниченную власть над подданными
          б) выбирался высшей знатью
          в) имел лишь религиозные функции
          г) не имел никакой собственности


   10. Высказывание «Никакие явления социальной, политической, материальной жизни не

         могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, присутствующей в

         сознании людей, без понимания ментальности» характерно для
          а) цивилизационных теорий
          б) исторической антропологии
          в) теорий модернизации
          г) сравнительного изучения истории


   11.Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного

         или растения) и поклонение ему
          а) тотемизм
          б) анимизм
          в) фетишизм
          г) магия
  12.«Нет многих богов, а только великий Ахурамазда, который есть Добро и Свет». Такова

          основная идея религии
          а) иудаизма
          б) буддизма
          в) зороастризма
          г) ведизма


      13. Дайте определение понятиям
          а) история

          б) цивилизация
          в) древневосточная деспотия

Вариант 2


      1. Палеография изучает
          а) авторство, время и место создания письменного источника
          б) историю денежного обращения
          в) даты исторических событий и явлений
          г) значение гербов


      2. Эволюционная теория происхождения человека создана
          а) А. Тойнби
          б) Ч. Дарвином
          в) М. Блоком
          г) Ф. Энгельсом


      3. Признаки неолитической революции
          а) существование родовой общины
          б) второе разделение труда — выделение ремесла
          в) преимущественно кочевой образ жизни
          г) появление пахотного земледелия
          д) переход к монотеизму
          е) появление семейного хозяйства и зачатков частной собственности


      4. Переход человечества от первобытности к цивилизации свершился
          а) 40 тыс. лет назад
          б) в IX тыс. до н. э.
          в) во II тыс. до н. э.
          г) на рубеже IV—III тыс. до н. э.


      5. Установите соответствие между народами и их достижениями

1) возникновение буддизма
2) создание клинописи 
3) изготовление шелка

 

а) шумеры 
б) египтяне
в) индийцы
г) китайы

      6. «Жизнь есть зло, несущее всему существующему страдания. Чтобы обрести спасение,

          надо отказаться от всех желаний, вести праведную жизнь». Такова основная идея

          религии
          а) зороастризма
          б) иудаизма
          в) буддизма
          г) ведизма


      7. Небо считалось высшим божеством, правитель — Сыном Неба, а само царство

          стало называться Поднебесным. Речь идет о
          а) Персии
          б) Египте
          в) Индии
          г) Китае


      8. В эпоху первобытности
          а) появилась письменность
          б) были созданы первые государства
          в) зародилась религия
          г) появились научные знания
          д) произошел переход к земледелию и скотоводству


      9. Для древневосточной деспотии характерно
          а) участие народа в управлении государством
          б) всеохватывающее господство государства над подданными
          в) отсутствие налоговой системы
          г) отсутствие письменных законов


     10. Высказывание «В истории существовали и существуют определенные типы

           человеческих сообществ, вызывающие устойчивые ассоциации в области религии,

           архитектуры, живописи, нравов, обычаев, т. е. в области культуры» характерно для
          а) цивилизационных теорий
          б) исторической антропологии
          в) теорий модернизации
          г) сравнительного изучения истории


     11. Вера в одушевленность окружающего мира, в существование духов природы

           и людей
          а) тотемизм
          б) анимизм
          в) фетишизм
          г) магия


    12. Особенность финикийской цивилизации
          а) создание крупнейшей империи Древнего Востока
          б) значительное отставание в политическом развитии от других государств
          в) создание первой монотеистической религии
          г) преобладание в хозяйственной жизни ремесла и торговли


    13. Дайте определение понятиям
          а) исторический источник
          б) неолитическая революция

          в) государство

Тест «Цивилизации Древнего мира»

Вариант 1


      1. Началом Античности историки считают
          а) рубеж IV—III тыс. до н. э.
          б) рубеж III—II тыс. до н. э.
          в) середину II тыс. до н. э.
          г) начало I тыс. до н. э.


      2. Древнейший очаг греческой цивилизации
          а) Афины
          б) Спарта
          в) Иония
          г) Крит


      3. Гражданин греческого полиса имел право
          а) заниматься ремеслом и торговлей
          б) продать своего сына в рабство
          в) участвовать в управлении государством
          г) отказаться от участия в военном походе
          д) защищать свой полис от врага


      4. «Грандиозный интеллектуальный прорыв» VI в. до н. э. в Древней Греции

          был связан с
          а) появлением монотеистической религии
          б) рождением философии
          в) созданием древнегреческого эпоса
          г) открытием шарообразности Земли


      5. Для греческой религии и мифологии были характерны
          а) систематизированный характер мифологии
          б) единобожие
          в) оформление единого греческого пантеона
          г) отсутствие храмов и культа
          д) существование в каждом полисе своего пантеона богов


      6. Установите соответствие между периодом в истории Античности и

          произведениями искусства

1) классическая Греция 
2) эллинизм 
3) императорский Рим

 

а) Пергамский алтарь 
б) Пантеон
в) зиккурат Этеменанки
г) статуя Зевса в Олимпии

     

      7. Установите соответствие между событием и датой

1) начало завоеваний Александра Македонского
2) установление республики в Риме 
3) падение Западной Римской империи

 

а) 753 г. до н. э.
б) 509 г. до н. э.
в) 336 г. до н. э.
г) 395 г. н. э.
д) 476 г. н. э.

     8. Октавиан Август
          а) стал первым римским императором
          б) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме
          в) был знаменитым римским поэтом
          г) прославился созданием кодекса римского права

      9. Монархия с сохранением внешних признаков республики получила в

          римской истории название ______________


   10. Создал учение о формах и «неподвижном перводвигателе»

          мироздания древнегреческий философ
          а) Гераклит
          б) Сократ
          в) Платон
          г) Аристотель


   11. Характерные черты Афин
          а) военизированное государство
          б) демократическое политическое устройство
          в) высшая власть принадлежит народному собранию
          г) полис олигархического типа
          д) выборные государственные должности
          е) жесткий контроль власти над жизнью граждан


   12. В римском праве было сформулировано
          а) понятие собственности, в том числе частной
          б) право только римских граждан
          в) обоснование обязательности рабства
          г) право на свободу слова


    13. Дайте определение понятиям
          а) эллинизм
          б) республика

Тест «Новое время»


      1. Цели колониальной политики европейских государств
          а) создание рынков сбыта сельскохозяйственной продукции
          б) создание в колониях промышленного производства
          в) господство на путях мировой торговли
          г) необходимость обеспечить сырьем промышленность
          д) приобретение новых научных знаний


      2. В XVI в. португальцы
          а) заключали неравноправные торговые договоры
          б) завоевали Индию
          в) развивали в колониях производство
          г) вывозили из Индии золото


      3. Англия и Голландия активно участвовали в колониальных захватах, начиная со (с)
          а) второй половины XVI в.
          б) первой половины XVII в.
         в) второй половины XVII в.
          г) первой половины XVIII в.


      4. Результаты колониальной политики для стран Востока
          а) развитие рыночных отношений
          б) закрепление государственной собственности на землю
          в) запрещение предпринимательской деятельности
          г) резкое повышение жизненного уровня населения
          д) зарождение крупной индустрии


      5. Согласно Вестфальскому миру 1648 г.
          а) запрещены протестантские церкви
          б) отношения государств строились на основе принципа

            государственного суверенитета
          в) закреплен принцип неприкосновенности международно признанных границ
          г) Чехия получила самостоятельность
          д) Франция расширила свои владения на левом берегу Рейна
          е) Габсбурги добились господства в Европе


      6. Важнейшее событие международных отношений последней трети XVIII в.
          а) разделы Речи Посполитой
          б) Франко-прусская война
          в) Война за австрийское наследство
          г) объединение Италии


      7. Установите соответствие между событием и датой

1) завершение колониального порабощения Индии Великобританией
2) Вестфальский мир 
3) Венский конгресс 

 

а) 1648 г.
б) 1789 г.
в) 1815 г.
г) 1877 г.

   

     8. Решения Венского конгресса
          а) Великобритания потеряла некоторые колонии
          б) Франция отказалась от территорий, захваченных в ходе наполеоновских войн
          в) Пруссия лишилась части территорий
          г) во Франции была установлена республика
          д) Россия получила герцогство Варшавское


      9. Русско-французский союз в конце XIX в. был заключён против
          а) Великобритании
          б) Германии
          в) Испании
          г) Османской империи


    10. Главная задача Священного союза
          а) восстановление монархии во Франции
          б) укрепление христианской веры в Европе
          в) борьба с либеральными и национальными революциями
          г) охрана существующих границ государств


    11. Установите соответствие между страной и событием, с ней связанным

1) Китай
2) Индия
3) Япония 

 

а) истребление индейцев
б) заключение договора об открытии двух портов для иностранной торговли
в) «Опиумные войны»
г) объявление английской королевы императрицей этой страны

    12. Одна из причин Тридцатилетней войны
          а) притязания французских королей на Неаполь
          б) стремление католической церкви уничтожить протестантизм
          в) стремление Габсбургов захватить Англию
          г) отделение Чехии

   13. Дайте определение понятиям
          а) восточный вопрос европейской политики
          б) принцип легитимизма

Контрольная работа по истории России

Задание №1. Укажите правильный ответ.

А1. К кому из названных лиц относятся слова Н.М. Карамзина: «Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских устоев»?

1) Олегу Вещему                                 3)   Ярославу Мудрому

2) Александру Невскому                   4)   Юрию Долгорукому

А2. Что из названного произошло в XVI веке?

1) Невская битва                                  3)  крещение Руси

2) Ливонская война                             4)   поход Тохтамыша на Москву

А3. Что из названного было следствием созыва Земского собора 1613 года?

1) утверждение на российском престоле династии Романовых

2) включение Левобережной Украины в состав России

3) принятие указа о единонаследии

4) проведение реформ местного самоуправления

А4. Что из названного было одним из итогов введения опричнины?

1) утверждение неограниченной власти царя

2) расцвет хозяйства страны

3) окончательное закрепощение крестьян

4) освобождение дворян от обязательной государственной службы

А5. Как в Древней Руси назывался район города, заселенный ремесленниками одной специальности?

1) слобода      2) вотчина     3) погост     4) удел

А6. Кого  в период Смуты называли «тушинским вором»?

1) Лжедмитрия II                                 3) Ивана Болотникова

2) Василия Шуйского                         4) Ивана Заруцкого

А7. Какая дата связана с образованием второго ополчения и освобождением Москвы в годы Смуты?

1) 1589 г.       2) 1612 г.       3) 1662 г.        4) 1701 г.

А8. Как назывался высший орган государственного управления в России  XV – XVII вв.?

1) Боярская Дума                                  3) Сенат

2) Государственный совет                  4) Верховный тайный совет

А9. Кому из исторических деятелей поставлен памятник в честь освобождения русских земель от иностранной интервенции начала XVII века?

1) А.В. Суворову                                    3) Петру Великому

2) М.И. Кутузову                                   4) К. Минину и Д. Пожарскому

А10.  Свод законов Древней Руси назывался

1) Русская Правда                                  3) Стоглав

2) Соборное Уложение                          4) Судебник

Задание № 2.

Перечислите не менее трёх причин наступления Смутного времени.

Задание № 3.  Сравните Боярскую Думу и Земский Собор. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий).

Задание № 4. Какие события произошли в:  1242 г., 1380 г.,  1480 г., 1552 г.,  1613 г., 1549 г., 1581-1585 годы, 988 г., 1147 г., 1223 г.                                                                                                                                                                         

Итоговая работа по истории 10 класс

I вариант

  1. При каком князе на Руси было принято христианство:                                                                                                            а) Ярослав Мудрый              б) Олег               в) Святослав                г) Владимир I
  2. Назовите год призвания варягов на Русь:   а) 862г.  б) 882г.  в) 892г.  г) 896г.
  3. Соотнесите понятия и определения:                                                                                                                                                  а) боярин                                          1. народное собрание                                                                                                                             б) погост                                           2. глава государства                                                                                                                              в) князь                                             3. место сбора дани согласно реформе Ольги                                                                               г) вече                                                4. крупный  землевладелец
  4. Первое столкновение русских с монголо-татарами произошло на реке:                                                                            а) Сить                      б) Угра                   в) Вожа                    г) Калка
  5. Грамота на великое княжение, получаемая князем в  Орде:                                                                                                                а) нукер                    б) ярлык                 в) таньга                  г) нойон
  6. Герб с двуглавым орлом появился при:                                                                                                                                          а) Дмитрии Донском        б) Симеоне Гордом         в) Иване III           г) Иване Красном
  7. Значение Куликовской битвы:                                                                                                                                                         а) падение ордынского ига                         б) объединение русских земель                                                                          в) разгром главных сил Орды                   г) распад Орды
  8. Расположите в хронологическом порядке:                       а) битва на Чудском озере            б) битва на Калке                в) стояние на реке Угре         г) Куликовская битва
  9. Денежный сбор с крестьян при уходе от феодала в Юрьев день:                                                                                        а) пожилое              б) подушный налог                   в) полюдье              г) кормление
  10. Собор Василия Блаженного был построен в память:   а) венчания Ивана IV на царство           б) объединения русских земель      в) взятия Казани        г) победы на Куликовом поле
  11. Главный соперник Москвы в борьбе за объединение Руси – город       ………….
  12. К итогам внешней политики XVI века относится:                                                                                                                      а) завоевание выхода в Чёрное море   б) присоединение Крыма                                           в) присоединение Средней Азии       г) завоевание Казанского и Астраханского ханства
  13. Соборное Уложение – это:                                                                                                                                                                а) сборник духовных сочинений                  б) правила государственной службы                                                в) сборник хозяйственных советов             г) свод законов
  14. Патриарх, чьи реформы привели к расколу Русской православной церкви:                                                                                  а) Никон                    б) Макарий             в) Алексий                  г) Филарет    
  15. В 1606-1610 годах Русью управлял:                                                                                                                                              а) Лжедмитрий         б) Сигизмунд         в) Борис Годунов         г) Василий Шуйский
  16. Фаворит Анны Иоанновны:                                                                                                                                                             а) А.Разумовский                 б) И.Шувалов               в) Э.Бирон                 г) Г.Потёмкин
  17. По какому принципу образованы даты:   1725 год, 1727 год, 1730 год, 1741 год, 1762 год.
  18. Решающим штурмом Измаила командовал:                                                                                                                                                     а) П.Румянцев              б) А.Суворов                 в) Г.Потёмкин                г) М.Кутузов
  19. Северная война проходила в правление …………
  20. Александр I царствовал в:      а) 1800-1812    б) 1801-1825   в) 1804-1816    г) 1808 – 1868
  21. Программа «Северного общества» называлась ……….., написал её …………..
  22. 26.08.1812 год - ……..

Итоговая работа по истории 10 класс

II вариант

  1. Кто является автором «Повести временных лет»:                                                                                                           а) Пимен                б) Нестор                  в) Иов                     г) Филарет
  2. Кто из князей погиб в земле древлян во время сбора дани:                                                                                                          а) Олег                   б) Игорь                   в) Владимир           г) Святослав
  3. Представители ханов Золотой Орды:                                                                                                                                                   а) наместники      б) опричники          в) баскаки               г) посадники
  4. Куликовская битва проходила в:  а) 1240 г.   б) 1223 г.   в) 1380 г.    г) 1480 г.
  5. Ледовое побоище произошло на:                                                                                                                                                                а) р.Неве               б) Ладожском          в) р.Дон                  г) Чудском озере
  6. Причина поражения Руси от монголо-татар:                                                                                                                                       а) более низкий уровень развития                б) численное превосходство врага                                                    в) феодальная раздробленность Руси           г) превосходство врага в вооружении
  7. Почему Василий II получил прозвище «Тёмный»:                                                                                                                                              а) был ослеплён        б) был неграмотен          в) был безумен           г) был брюнетом
  8. Начал закрепощение крестьян:                                                                                                                                                    а) Василий I               б) Василий II              в) Иван III          г) Иван IV
  9. «Приказы» - это:   а) рассылаемые царём указы    б) органы центрального управления     в) решения Земского Собора                                       г) распоряжения Боярской Думы
  10. Какое произведение посвящено Куликовской  битве:                                                                                                                      а) «Задонщина»                                                  б) «Слово о полку Игореве»                                                                    в) «Повесть временных лет»                           г) «Домострой»
  11. Последствие опричнины:                                                                                                                                                                                    а) укрепление обороноспособности страны      б) венчание Ивана Грозного на царство                                   в) поражение в Ливонской войне                        г) принятие Судебника
  12. Первый сословно-представительный орган России - ………….
  13. В каком году вспыхнул Соляной бунт:   а) 1648 г.     б) 1480 г.     в) 1700 г.    г) 1762 г.
  14. Руководили 2-м ополчением в период Смуты:                                                                                                                                    а) П.Ляпунов и И.Пашков                                     б) И.Заруцкий и Д.Трубецкой                                                                                      в) К.Минин и Д.Пожарский                                  г) Ф.Салтыков и И.Сусанин
  15. «Бироновщина» - это время правления:                                                                                                                                                   а) Анны Иоанновны             б) Петра I               в) Елизаветы             г) Петра II
  16. Первая русская печатная газета появилась в правление:                                                                                                                    а) Анны Иоанновны             б) Петра I               в) Елизаветы              г) Петра II
  17. Пётр I перенёс столицу в город …………
  18. Разделы Польши относятся к:                                                                                                                                                                    а) XVII веку         б) 1-й пол. XVIII века        в) 2-й пол. XVIII  века     г) XIX веку
  19. Генеральное сражение Отечественной войны состоялось под:                                                                                                     а) Бородино        б) Смоленском           в) Малоярославцем         г) Тарутино
  20. Программа «Южного общества» называлась  ……, написал её …………..
  21. 14.12.1825 год. - ……….
  22. К сословию мещан не относились:                                                                                                                                                              а) ремесленники        б) торговцы          в) работные люди           г) казаки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...