Статья.Древние поселения на территории Ширинского района как показатель интеграции производящей деятельности человека и географического пространства.
статья по истории (8 класс)

Гольцер Татьяна Васильевна

Ключевые слова: древние поселения, раскопки, астроархеология, природные особенности, уникальные артефакты.

Аннотация. В работе представлены результаты исследований уникальных  археологических объектов Ширинского района: Малая Сыя,  горная гряда Сундуки, Туимский кромлех, поселения близ озера Иткуль. Они  занимают приоритетное место среди мировых археологических территорий планеты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гольцер Татьяна Васильевна, МБОУ Ширинская ОШ №17, учитель истории и обществознания, gta2909@mail.ru.

Деряжная Алла Владимировна, МБОУ Ширинская ОШ №17, учитель географии, alla.deryazhnaya@ mail.ru.

Древние поселения на территории Ширинского района как показатель интеграции производящей деятельности человека и географического

пространства.

Ключевые слова: древние поселения, раскопки, астроархеология, природные особенности, уникальные артефакты.

Аннотация. В работе представлены результаты исследований уникальных  археологических объектов Ширинского района: Малая Сыя,  горная гряда Сундуки, Туимский кромлех, поселения близ озера Иткуль. Они  занимают приоритетное место среди мировых археологических территорий планеты.

 Ширинский район богат уникальными историко-археологическими и природными памятниками. Интригу добавляют загадки, которыми окутаны Малая Сыя,  горная гряда Сундуки, Туимский кромлех, поселения близ озера Иткуль.

 Природа преподносит необъяснимые процессы и явления, которые ещё не одно поколение заставит думать над их разгадками.

Географы Томского университета считают, что согласно одной теории, географическое пространство на Земле неоднородно и в некоторых местах «снижается» и «коллапсирует». Все явления и процессы в таких местах происходят гораздо быстрее, чем на остальных территориях. Например, в физической географии это районы тектонической активности, рифтовые зоны столкновения литосферных плит на глобальном уровне, поймы рек на локальном. В экономической географии - это районы крупных городских агломераций.[1, c.2]  

Через территорию Ширинского района проходит зона геологического межгорного прогиба - разлома. Рельеф формируется хребтами восточного склона Кузнецкого Алатау и  Чулымо-Енисейской котловиной.

На сравнительно небольшой территории сосредоточены уникальные природно-ландшафтные комплексы, включающие экосистемы от полупустынь до субальпийских лугов. Решением ЮНЕСКО Алтае-Саянский экологический регион, в который входит Ширинский район, отнесен к числу приоритетных экологических территорий планеты. [11, c.2]  

Большое количество природных комплексов, соседствующих рядом, создавали благоприятные условия для обитания и хозяйственной деятельности человека: озёра, богатые рыбой; открытые степные пространства для выпаса скота; обширные лесные массивы для собирательства и охоты; пещеры для укрытия в ненастную годину; отвесные скалы для защиты от неприятеля.

Палеолитическая стоянка Малая Сыя находится в восточных предгорьях  Кузнецкого Алатау на левом берегу реки Белый Июс, с южной стороны от посёлка  Малая Сыя.

Она внесена в каталог 10 древних стоянок мира. Археологи под руководством академика В.Е.Ларичева определяют хронологический интервал формирования культуросодержащего слоя на Малой Сые в пределах 26-32 тыс.лет назад. [8, c.91-100]  

Объект является значимым элементом археологического микрорайона, включающего как открытые стоянки, так  и пещерные комплексы, в которых обнаружены археологические и палеофаулестические материалы. Ряд предметов выполненных из мягкого поделочного камня (серпентина и его разновидностей), имеющих особый интерес с точки зрения технологии их изготовления – формообразования,  декорирования, сверления изделий, что позволяет характеризовать предметы как изделия, имеющие особый статус в культуре. Поведенческую стратегию и культуру человека современного физического типа характеризуют предметы знаковой символической деятельности. В эпоху палеолита к ним относились сверлёные зубы животных, изделия из камня мягких пород, кости и бивня. Сложные знаковые системы демонстрируют фигуративное творчество, выраженное в комплексах различных искусственных форм  (скульптура, живопись, гравировка), музыкальные инструменты (свистки из костей птиц), погребения. [7, c.109-122]  

На Малой Сые при работе с изделиями использовался примитивный набор рабочих инструментов – ножи, резцы, провёртки. [8, c.91-100]  

Сундуки – древняя астрономическая обсерватория  в долине р. Белый Июс (20 на 30 км). На границе высокогорной тайги со степью располагается цепь живописных песчаниковых гор со скальными вершинами, названных жителями окрестных деревень Сундуками и пронумерованных ими от Первого до Шестого. С подножиями и склонами этих красноцветных возвышенностей, вертикально обрывистых с восточной стороны и пологих с запада, оказался связанным целый ряд астроархеологических памятников.. В течение более чем тридцати лет академик  В.Е. Ларичев был руководителем летних экспедиций по изучению этой массы памятников древней культуры разного времени.  С помощью детальной топографической съѐмки  определены опорные астрономические азимуты по наблюдению Полярной звезды и Солнца. Отмечено, что все астрономически значимые события: восход зимнего Солнца и его закат, а также заход летнего Солнца хорошо привязываются к заметным объектам на горизонте.[6, С. 73 – 91]  

Из всей горной гряды наиболее впечатляюще выглядит Первый сундук со скальной кубовидной вершиной. Утверждая идеи связи окружающего ландшафта с космогоническими представлениями древних, академик Ларичев В. Е. полагал, что эта гора есть воплощение мифа о Мировой горе, окруженной водами, вокруг которой вращаются светила дневные и ночные. Для подтверждения порожденной интуицией и воображением гипотезы необходимо было получить доказательства, что древний человек обустраивал эту гору в соответствии со своими представлениями о Мире. Одна из задач астроархеологических исследований как раз состояла в получении этих доказательств с использованием инструментальных и естественнонаучных методов. В пределах Первого сундука за годы работы было обнаружено и исследовано множество астроархеологических памятников, предназначенных для отслеживания Солнца, Луны и даже звезды Арктур. Кроме того, были получены доказательства, что видная издалека вершина Первого сундука являлась естественным ориентиром для наблюдений с отдаленно расположенных гор. [6, С. 73 – 91]  

Стремление В.Е.Ларичева раскрыть духовный и интеллектуальный мир древних людей реализовывалось через доказательное прочтение петроглифов в комплексе со святилищем, где они расположены. Здесь им обращалось внимание на ориентировку и взаимное расположение скальных плоскостей, их освещенность в течение суток и года, и многие другие детали. С таким подходом академиком  был великолепно прочитан сибирский героический эпос тагарской культуры на четвертом Сундуке, [5, c.200-234].

Особенности ландшафта, очертания скал, живописные детали, – все то, что помогало понять мифотворчество древнего человека. [2, С.4]  

Одна из идей Виталия Епифановича – то, что обустройство культового комплекса выполнялось в соответствии с астрономическими направлениями; одна из целей – поиск того универсального (астрономического!) канона, по которому выстраивалось бытие древних, от рождения до смерти. [6, С. 73 – 91]  

Туимский кромлех (обсерватория). Находится на 90-м меридиане, т.е. посередине восточного полушария. Погребально-культовый памятник окунёвской культуры сегодня единственное известное? погребальное сооружение оригинальной формы в Хакасии (аналог знаменитого Стоунхенджа на 0-м меридиане  в миниатюре).[4, c.3]  

Он представляет собой кольцо диаметром 82 м из вкопанных вертикально, через 8-9 м, гранитных камней высотой от 0,6 до 1.2 м. В середине кольца находилась земляная пирамидальная насыпь высотой до 3 м. В её основании квадратная ограда 16x16 м из плит с вертикальными камнями высотой до 0.6 м по углам. Внутри ограды из камня были выложены диагональные линии. В центре ограды, на пересечении диагональных линий, находилось погребение женщины в каменном ящике, возможно, говоря современным языком, знатного происхождения - принцесса, царица, жрица. Диагональные линии четко определяют линии летнего и зимнего солнцестояния, выполнены из горных пород белого и черного цвета (вулканического туфа), расположены попеременно. Угловые камни ориентированы по сторонам света. [3, c.3]  

 Предполагается, что создавался он не столько для выполнения астрономических наблюдений и получения новых знаний, сколько ради подтверждения прочно установленных фактов, т. е. ради сохранения и передачи знаний. [4, c.3]  

В Хакасии, имеющей тысячи погребальных конструкций, подобного больше не найдено. 

Поселения близ озера Иткуль.

 Еще в 2007 году начались археологические раскопки у озера Иткуль в Ширинском районе, что практически рядом с одноименным поселком.

Только на берегах речки Теплушки  отмечено на специальных картах больше 140 могильников! Несведущий человек пройдет и не заметит в траве выступающие на пару-тройку сантиметров вкопанные каменные плитки, а это часть оградок захоронений.

Ученые Института истории и материальной культуры Российской академии наук, а также ведущие сотрудники государственного Эрмитажа под руководством Андрея Полякова и Игоря Лазаретова занимались здесь раскопками Афанасьевской и Окуневской культуры целых 10 лет. Каждый новый сезон приносил массу находок — от сотен мелких бусинок до массивнейших черепов быков-туров. Необычной формы и обустройства курганы, песчаниковые плиты с петроглифами, черепки и целиком сохранившиеся горшки из керамики, бронзовые изделия и каменные орудия, костяные гарпуны для добычи рыбы и еще тысячи единиц «подъемного материала», как называют их исследователи.[10]  

Афанасьевская эпоха выделена  в 1927 году археологом С. А. Теплоуховым н в отдельную культуру из-за массы необычных материалов. Афанасьевцы  в Южную Сибирь мигрировали с юга Восточной Европы либо из передней части Средней Азии в середине третьего тысячелетия до нашей эры. 

Были они высоки, до 2-х метров, русоволосы и голубоглазы. Основное занятие — скотоводство, но достаточно развита была и первоначальная металлургия меди, олова и сплавов. Недаром этот период называют эпохой бронзы. Ряд находок в иткульских курганах это прекрасно подтверждает. В одной из могил были найдены  два сосуда из березового капа с медной оковкой и гвоздиками.

В конце третьего тысячелетия до новой эры в степях левого берега среднего Енисея появились новые поселенцы. Они были также европеоидами.  Новый народ исследователи назвали «окуневцами». Специалисты считают эту культуру одной из самых ярких и загадочных культур эпохи ранней бронзы во всей Северной Евразии. [9]  

В ряду особо ценных экспонатов оказался скелет младенца, обнаруженный в одной из могил в 2010 году. В отличие от других детей, этого малыша проводили в мир иной с богатыми дарами. Он был в шапочке с металлическими бляшками, с ожерельем на шее и с горшком в головах, что говорило о его высоком статусе. Пять лет потребовалось на реставрацию ожерелья, состоявшего из нескольких костяных фигурок тончайшей работы, которые были схожи с изображениями окуневских стел Хакасско-Минусинской котловины.[10]  

Удивительна находка головки женщины из стеатита (так называемый "мыльный" камень) с тщательно проработанными чертами лица.[10]  

В 2017 году  в одной из могил обнаружен  уникальный поминальный «стол»; черепки культовой глиняной курильницы - сосуд для сжигания трав, украшенная изображениями так называемых "солнцеликих личин", до этого они встречались только на скалах. Ученые считают, что эта находка впервые позволит датировать целый пласт древнего изобразительного искусства Окуневской культуры.

Было найдено также стилизованное изображение быка, выполненное в редкой манере - эта находка позволила выдвинуть гипотезу о том, что представители Окуневской культуры могли быть выходцами с территории современного Казахстана. .[10]  

Впечатляет и плита с прекрасно сохранившимися рисунками — это была еще одна сенсация в ученом мире. И таких не одна и даже не десяток. В сухих строках отчета только за 2013 год  найден 561 предмет.  

Главное в работе экспедиции даже не сенсационные материальные ценности. Андрей Поляков и Игорь Лазаретов с коллегами нашли ряд доказательств того, что Окуневский мир с его таинственной, мистической культурой и религиозными представлениями о трехмерном мире не был частным явлением на довольно узкой территории.

Таким образом предполагается, что окуневцы были таким же мощным, сильным и знающим, умелым и находчивым народом, как более поздние сибирские скифы — тагарцы. И обитали окуневцы на просторах от Западной Сибири до современной Монголии и северного Китая четыре-пять тысяч лет назад.[10]  

А как жили, о чем думали, что любили?

Трудные вопросы истории продолжают будоражить исследовательские умы.

Все эти археологические объекты охвачены посещением нашими учениками. На практике реализуется программа «Земля Хакасии – родина моя» на протяжении 20 лет.

Материал по исследованию уникальных находок в Ширинском районе имеет право быть в учебниках по истории древней Хакасии более подробно!

Список литературы.

  1. Березовский А. Нас окружающий мир уникальный. Газета «Ширинский вестник» 24.01.2013.
  2. Дмитриев В. 30 ширинских лет Виталия Ларичева. Газета «Ширинский вестник».15.17.2005. 
  3. В Жалковский. За чередой камней Кромлеха. Газета « Ширинский вестник» от 9 октября 1999.
  4. Иванченко В. Сенсация за сенсацией. Газета « Ширинский вестник» 05.06.2018.
  5. Ларичев, В.Е. Тагарский героический эпос в образах наскального искусства северной Хакасии// Древние культуры Северо-Восточной Азии. Астроархеология. Палеоинформатика: Сб.науч.тр. - Новосибирск: Наука, 2003. - С.200-234.
  6. Ларичев, В.Е.; Гиенко, Е.Г.; Прокопьева, С.А.; Паршиков, С.А.; Серкин, Г.Ф. Сундуки - великий сакральный центр Северной Хакасии (мифологическое, эпосное и естественно-научное в культовых памятниках древних культур юга Сибири, совмещенных с творениями природы)// Астроархеология - естественно-научный инструмент познания протонаук и астральных религий жречества древних культур Хакасии. Сб. науч. Статей.-Красноярск: Изд-во "Город", 2009. С. 73 – 91.
  7. Ларичев В.Е., Холюшкин Ю.П. Археология верхнепалеолитического поселения Малая Сыя. //Археология, геология, палеография палеолитических памятников юга средней Сибири (Северо-Минусинская впадина, Кузнецкий Алатау, Восточный Саян). Красноярск: издательство «Зодиак», 1992.
  8. Лбова Л.В., Волков П.В., Долгорукова Н.А., Барков А.В., Ларичев В.Е.Предметы неулитарного назначения верхнепалеолитического местонахождения Малая Сыя (технологический аспект) //Вести. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2014.Т.13, вып.5: Археология и этнография. С.91-100.
  9. Отчёт о проведении археологических раскопок на могильнике Итколь-I в Ширинском районе Республики Хакасия в 2009году. Автор исследования: С.В.Морозов (Государственный Эрмитаж). Объект исследования: Объект археологического наследия «Могильник Итколь-I» в Ширинском районе Республики Хакасия.
  10.  Отчёт о проведении в 2017 году раскопок курганов №1 и 12 могильника Итколь-II  в Ширинском районе Республики Хакасия. Авторы исследования: А.В. Поляков (начальник Саянской экспедиции ИИМК РАН), И.П.Лазаретов. Объекты  исследования: курганы  №1 и 12 объекта культурного  (археологического) наследия «Могильник Итколь-II» (Ширинский район Республики Хакасия).
  11.  Схема территориального планирования Ширинского района, ООО Архитектурно-проектное бюро «Квартал». Красноярск 2010.
  12.  В.Хромых. «Нам есть чем гордиться». Газета «Ширинский вестник».05.06.1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная психолого-педагогическая диагностика образовательного и развивающего эффекта программы интеграции информационно-коммуникационных технологий в развивающее пространство школы.

Программа интеграции информационно-коммуникационных технологий в развивающее пространство школы, отражает инновации в процессе обучения и ориентирует его на  личностные структуры, такие как, разв...

Доклад на областном научно-практическом семинаре "Интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство".

В нашем детском доме есть дети-инвалиды. У детей с ОВЗ совместное обучение и проживание ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полн...

Первые поселения на территории нашего края

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 класса...

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Опыт реализации модели воспитательной деятельности в рамках районного конкурса специалистов образовательных организаций " Воспитать человека"

Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей....

Воспитательное пространство МБУ ДО "ЦДТ Сормовского района" как форма интеграции воспитательного потенциала общества

В данной работе представлен опыт практической реализации основных направлений воспитательной работы в условиях УДО, опыт создания воспитательного пространства ЦДТ как формы интеграции воспитательного ...

Организация проектной деятельности через освоение социокультурного пространства Калининского района

Организация проектной деятельности через освоениесоциокультурного пространства Калининского района. Медведева Ирина Анатольевна,педагог доп.образованияГБОУ СОШ № 96Калининского района Санкт-Петер...