Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс)

Четырина Надежда Васильевна

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_istoriya.docx96.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Цнинская средняя общеобразовательная школа №2»

Тамбовский район Тамбовская область

Рассмотрена на заседании МО

Протокол № 1

от ______________

Согласованно на методическом совете

Протокол №1

от ______________

________/ Соколова Л.А.

Утверждено

Директор школы:

______/ Черникова С.В./

Приказ № ________

от _______________

.

Рабочая программа по учебному курсу «История Древнего мира»

для 5 класса

Автор учебника Л А.А Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира»

                                                                                   2015 год  

                                                                     Пояснительная записка

  1. Перечень нормативных документов.

    Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по истории и учебника «История Древнего мира» для 5 класса авторского коллектива в составе: А.А Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, издательство «Просвещение», 2014 год,  входящего в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

    Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Цнинская  СОШ №2», положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) основного общего образования (утв. 4 июня 2012 г. приказ № 329).

           2. Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса.

В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизаций, государств, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

      Курс «История  Древнего мира» является частью концентрической системы исторического образования.

 Изучая историю в 5 классе, обучающиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, обучаются оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. «История  Древнего мира» позволяет систематизировать знания обучающихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.

    Реализация программы исторического образования  в 5 классе предполагает широкое использование метапредметных связей. Использование связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Знание обучающимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

  1. Место и роль учебного курса, предмета  в достижении обучающимися планируемых результатов  освоения основной образовательной программы школы.

     Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5-9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны  прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» даёт учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационной и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает её значение.

   История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

    Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому, или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем измерения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времён, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этнических систем и т.д.

  1. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение истории в 5 классе  не менее 70  учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.  

        5.    Уровень и направленность рабочей программы

     В курсе «История Древнего мира» в 5 классе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. Формируются знания  о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности,   рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии   взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

  1. Цель изучения предмета.

- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта зарубежных стран и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

  1. Задачи.

- усвоение учащимися системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого- формирование гуманистической направленности личности;

- воспитание чувства патриотизма, уважение к истории и культуры народов разных стран мира;

- формирование у учащихся представлений об истории  Древнего мира как части общемирового исторического  процесса;

- усвоение учащимися значимости периода древности, античности в истории народов мира, их место в истории мировой цивилизации;

- выявление особенностей взаимодействия человека с окружающей природной средой, движения человечества от первобытности к цивилизации.

Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы - История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных заведений / А.А Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. М.: Просвещение, 2014

      8. Место предмета в учебном плане.

    Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю). Основное содержание тематического планирования и его структура соответствуют содержанию и структуре УМК ««История Древнего мира», 5 класс, авторы А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.

  1. Ценностными  ориентирами являются принципы:

- научности,

- гуманизации содержания и процесса его усвоения;

- интеграции знаний и умений;

- последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.

   Данная рабочая программа может быть реализована при использовании современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, тестовый контроль знаний и др., а также традиционных технологий, в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей учащихся.

10. Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностными результатами, формируемыми при изучении курса «История Древнего мира» являются:

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической группы;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества. уважение прав и свобод человека.

Метапредметными результатами,  формируемыми при изучении курса «История Древнего мира» являются:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную;

-владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);

- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.);

- готовность к сотрудничеству, групповой коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметными  результатами, формируемыми при изучении курса  «История Древнего мира» являются:

- усвоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

- формирование у учащихся эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

- складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

- овладение базовым понятийным аппаратом исторического знания;

- овладение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

- умение составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним;

- понимание вклада древних народов в мировую культуру.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • давать характеристику общественного строя древних государств;
  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
  • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
  •  сравнивать развитие стран, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности.

Содержание программы. Тематическое планирование.

№№

п\п

Наименование темы

Содержание программы

Планируемые результаты

Всего часов

Из них

Т.Р

П.Р

Контр.

работы

1

Введение

Что изучает история? Периодизация мировой истории. Что такое исторические источники. Письменные исторические источники. Вещественные исторические источники. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Предметные:  уметь определять место исторических событий во времени, раскрывать значение терминов история, век, исторический источник

Метапредметные: сопоставлять свидетельства разных исторических источников.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению исторического прошлого человечества

.1

2.

Жизнь первобытных людей

  Первобытные собиратели и охотники. Понятие «первобытные люди». .Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община». Возникновение искусства и религии. Первобытные земледельцы и скотоводы. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).

Предметные: уметь схематично изображать и комментировать управление родовой общиной и племенем.

Метапредметные: решать проблемные задачи с использованием медиаресурсов;

- уметь свободно оперировать понятиями и терминами раздела;

Личностные: формирование представления о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах;

- развитие потребности в самовыражении через выполнение творческих заданий.

.6

1

3.

Древний Восток

Древний Египет: местоположение и природные условия, земледелие как главное занятие. Возникновение единого государства в Египте. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия и искусство древних египтян. Особенности древнеегипетского письма. Достижения древних египтян. Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья. Древневавилонское царство. Религиозные верования жителей Двуречья. Финикия. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Ассирийская держава. Новшества в военном деле. Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Образование Персидской державы.

Индия и Китай в древности

Местоположение и природа Древней Индии. Религиозные верования. Представление о кастах. Объединение Индии под властью Ашоки.

 Местоположение и природа Древнего Китая. Учение Конфуция. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру

Предметные: знать основные исторические события, связанные с возникновением государств и общества;

- уметь показывать на карте территорию и центры изученных государств   Древнего Востока;

- составлять небольшие сообщения на разные темы;

- понимать вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

Метапредметные:  выделять основную мысль в параграфе;

- находить и группировать информацию по данной теме из текста или учебника;

- объяснять назначение карты, рисунка.

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений при обсуждении различных исторических ситуаций;

- развитие потребности к самовыражению через выполнение творческих заданий.

21

1

1

4

Древняя Греция

Местоположение и природные условия. Критское царство. Микенское царство. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Возникновение самостоятельных государств. Древние Афины. Реформы Солона. Афинская демократия. Спартанский полис. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры — общегреческие празднества. Греко-персидские войны. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии. Македонские завоевания в IV в. до н. э Возвышение Македонии при царе Филиппе. Поход Александра Македонского на Восток. Вклад древних эллинов в мировую культуру.

Предметные: знать географическое положение древнегреческих городов и уметь показывать их на карте;

- знать основные достижения греческой культуры.

Метапредметные: уметь работать в малых группах по дифференцированным заданиям;

- самостоятельно выполнять задания в рабочей тетради по теме урока;

- формулировать собственное мнение и  позицию, аргументировать и координировать ее с позиций партнера.

Личностные: формирование уважения  к личности другого человека и его достоинству.(на примере традиций Древней Греции;

- формирование моральных качеств посредством знакомства с подвигами человеческого духа людей прошлого;

- осознание ценности демократии для реализации прав и свобод человека.

22

2

1

5

Древний Рим

Местоположение и природные особенности Италии. Возникновение республики. Устройство Римской республики. Рим − сильнейшая держава Средиземноморья. Войны с Карфагеном. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Восстание Спартака. Приход Цезаря к власти. Правление Октавиана Августа. Римская империя в первые века нашей эры. Возникновение христианства. Расцвет Римской империи. Искусство Древнего Рима. Падение Западной Римской империи. Разделение Римской империи на два государства − Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Особенности цивилизации Греции и Рима. Вклад народов древности в мировую культуру

Предметные: знать историю возникновения Рима;

- уметь соотносить события одного периода в Риме и Греции;

- сравнивать природные условия Греции и Рима;

- осознавать вклад народов древности в мировую культуру.

Метапредметные:  уметь составлять простой план параграфа;

комментировать иллюстрации на страницах учебника;

- представлять сообщения и доклады  в соответствии с требованиями регламента;

Личностные: формирование способности оценивать поступки с точки зрения общечеловеческих ценностей;

- развитие способности сопереживать другим людям посредством знакомств с историей древнего мира.

20

1

2

1

Итого

70

4

2

4

 12. Материально-техническое и информационное обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор, доступ   к ресурсам Интернет.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, электронная мультимедийная энциклопедия, 2009 г.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Учебник «История Древнего мира», 5 класс, авторы А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая,  Москва «Просвещение», 2014 год.
  2. Поурочные разработки по истории древнего мира к вышеназванному учебнику, автор О.В. Арасланов, К.А. Соловьев. Москва, издательство «ВАКО», 2012 г.
  3. Атлас по истории Древнего мира для 5 класса;
  4. История Древнего Мира. Детская энциклопедия. Аст, 2002г.

        Для ученика:

  1. А.А. Вигасин, Г. И. Годер. - «История Древнего мира» 5 кл., М., Просвещение, 2013г;
  2. Г.И. Годер, «Рабочая тетрадь по истории Древнего мира» в 2 ч. - М.: Просвещение, 2013.

 Для учителя:

  1. Примерная программа основного общего образования по истории.
  2. История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой – Волгоград: Учитель, 2013г.
  3. Волкова К.В. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира: 5 клас

Приложение

Календарно - тематическое планирование на 2018-2019 учебный год

Предмет:   история

Класс:   5

Учитель:  Четырина Н.В.

Количество часов  всего:  70, в неделю:  2

Плановых контрольных работ:   4,  тестов:  4, п.р.:  2 

 Учебник:   А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира» 5 класс

№/№

Тема, количество часов

Материал учебника (домашнее задание)

Форма учебного занятия виды, формы контроля

Виды деятельности

                        Результаты обучения

Дата проведения урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт

Введение в историю Древнего мира (1ч)

1

Введение

Источники знаний по истории Древнего мира (1)

Введение, привести примеры письменных и вещественных источников

Урок изучения нового материала

 Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю       

Определять место исторических событий во времени, раскрывать значение терминов история, век, исторический источник

Сопоставлять свидетельства разных исторических источников.

Формирование познавательного интереса к изучению исторического прошлого человечества

Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 ч)

Тема 1. Первобытные охотники и собиратели  (3 ч.)

2

Древнейшие люди (1)

§1, вопросы устно.

Комбинированный

Рассказывать об условиях жизни, занятиях, первобытных людей, использую текст учебника и изобразительные материалы.

Уметь схематично изображать и комментировать управление родовой общиной и племенем.

Решать проблемные задачи с использованием медиаресурсов.

Формирование представления о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира.

3

Первобытные охотники и собиратели (1)

§2.

Комбинированный

Составление простых схем.

Описывать условия существования, основные занятия в родовой общине охотников и собирателей.

Работа в малых группах: по материалам параграфа

4

Возникновение искусства  и религии (1)

§3

Комбинированный

Объяснять значение религии и искусства у первобытных людей.

.Уметь характеризовать верования первобытных людей.

Использовать речевые средства для решения различных учебных и коммуникативных задач.

Формирование первичных представлений о зарождении человеческой культуры и искусства.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы(3 ч)

5

Первобытные земледельцы и скотоводы (1)

§4, определения

Комбинированный

Работа с текстом учебника.

Уметь оценивать значение эпохи первобытности для развития человечества

Находить в тексте требуемую информацию

Развитие потребности к самовыражению через выполнение творческих заданий.

6

Возникновение неравенства между людьми (1)

§5; вопросы

Комбинированный

Давать сравнительную характеристику.

Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

Аргументировать свою точку зрения.

Формирование у учащихся представления о процессе возникновения неравенства.

7

Жизнь первобытных людей (1)

§ 1-5

Повторительно-обобщающий

Работа с различными источниками

Уметь обобщать и систематизировать  знания, полученных в ходе изучения главы.

Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках.

Раздел 2. Древний Восток (21 ч)

Тема 1 Древний Египет (8 ч)

8

Местоположение и природные условия Древнего Египта (1)

§6

Комбинированный

Работа по карте.

Знать об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта.

Объяснять назначение карты, рисунка

Вырабатывать у учащихся чувство уважения к культуре других народов

9

Быт земледельцев и ремесленников (1)

§7

Комбинированный

Обсуждение различных исторических ситуаций

Знать основные исторические события, связанные с возникновением государства.

Уметь ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений при обсуждении различных исторических ситуаций.

10

Жизнь египетского вельможи (1)

§8, составить и записать рассказ от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона

Комбинированный

Составление рассказа, используя иллюстрации учебника.

Описывать жизнь египетского вельможи, составлять рассказ, используя иллюстрации учебника.

Характеризовать особенности  власти и управления страной, работать в малой группе.

Развитие потребности к самовыражению через выполнение творческих заданий.

11

Военные походы фараонов (1)

§9, вопросы, выводы к таблице

Комбинированный

Работа с картой   в малых группах по единому заданию,

Знать цели и задачи направления завоевательных походов фараонов, вооружения воинов.

Работать с картой в малых группах по единому заданию, анализировать факты и давать им соответствующую оценку.

12

Религия древних египтян (1)

§10,

Комбинированный

Разрабатывать сюжеты для инсценировки по теме параграфа.  

Рассказывать о религиозных верованиях египтян, о роли храмов, деятельности жрецов, главных богах, правилах их изображения; сравнивать религию египтян и первобытных людей.

Разрабатывать сюжеты для инсценировки по теме параграфа,  характеризовать религию, устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

13

Искусство Древнего Египта (1)

§11

Комбинированный

Работа с текстом учебника.

Раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта

Находить и группировать  информацию по данной теме из текста, учебника.

Формирование уважения к культурным и историческим памятникам прошлого.

14

В Древнеегипетской школе (1)

§12

Комбинированный

Составлять небольшое сообщение о древнеегипетской письменности

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.

Осуществлять поиск информации о находках археологов в сети Интернет, высказывать суждения о вкладе древнеегипетской культуры в мировую культуру.

15

Древний Египет (1)

§6-12

Повторительно-обобщающий

Выполнить индивидуальные и групповые задания по определённой схеме.

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.

Анализировать факты, выполнять индивидуальные и групповые задания по определённой схеме.

Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч)

16

Древнее Двуречье (1)

§13

Комбинированный

Работа с презентациями.

Читать историческую карту с опорой на легенду, характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье.

Предоставлять результаты своей деятельности в различных формах: презентация о культовых сооружениях, научных знаниях.

Вырабатывать у учащихся чувство уважения к чужой культуре.  

17

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (1)

§14; вопрос для устного ответа: «Что в законах Хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым?».

Комбинированный

Анализ законов Хаммурапи

Характеризовать деятельность Хаммурапи, анализировать его законы.

Характеризовать законы Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. Соотносить позицию автора с собственной позицией.

18

Финикийские мореплаватели (1)

§15

Комбинированный

Работа в малой группе: составление опорных схем

Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму (в иудаизме)

Работать в малой группе: составлять опорную схему по материалам учебника.

19

Древние евреи (1)

§16, вопросы к тексту, выписать в тетрадь библейские заповеди, подготовить для пересказа миф и сделать к нему рисунок.

Комбинированный

Составление плана своего ответа

Анализировать фрагменты исторических материалов, читать историческую карту, аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям.

Составлять развёрнутый план ответа

20

Древнееврейское царство и его правители (1)

§19, вопросы

Комбинированный

Анализ исторических источников

Сформировать целостное представление о причинах появления государственности у древних евреев

Высказывать суждения о роли религиозных верований в Палестине, о наследии  иудаизма в мировой истории

21

Ассирийская держава (1)

§18, вопросы

Комбинированный

Работа с презентациями.

Читать историческую карту, рассказывать о культуре Древней Ассирии, используя иллюстративные материалы.

Работать в малых группах: предоставлять результаты своей деятельности в виде презентации.

22

Образование Персидской державы (1)

§19, разобрать схему.

Комбинированный

Работа с дополнительными источниками

Объяснять, как управлялась Персидская держава.

Работать с несколькими источниками информации.

Тема 3. Индия и Китай в древности (6 ч)

23

Местоположение и природа Древней Индии (1)

§21, прочесть легенды о Раме и Будде.

Комбинированный

Составление опорных схем по предложенному материалу.

Показывать на карте территорию Древней Индии, характеризовать условия жизни и занятия населения, анализировать документы.

Работать в группах: составлять опорные схемы по предложенному материалу.

24

Индийские касты (1)

§21, повторить термины из словаря

Комбинированный

Анализ мифов

Анализировать миф, описывать наиболее значимые события, высказывать собственное мнение  к тем или иным событиям и личностям.

Характеризовать религию буддизм,  сравнивать исторические факты и явления.

25

Местоположение и природа Древнего Китая (1)

§22, вопросы

Комбинированный

Обсуждать и аргументация своей точки зрения.

Описывать условия существования населения, основные занятия, образ жизни людей. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества.

Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

26

Объединение Китая (1)

§23, вопросы

Комбинированный

Анализировать иллюстративный материал.

Читать историческую карту с опорой на легенду, характеризовать деятельность Цинь Шихуана.

Высказывать суждение о значении научных открытий и изобретений древних китайцев  в мировую историю.

27

Индия и Китай в Древности (1)

§21-23

Повторительно-обобщающий

Работать в малых группах

Анализировать вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам

Осознать значимость истории Индии и Китая для современного мира.

28

Контрольная работа по разделу «Древний Восток»(1)

Контроль знаний

Раздел 3. Древняя Греция (22 ч)

Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)

29

Природа и население Древней Греции (1)

§24, миф о Тесее и Минотавре, рисунок к мифу.

Комбинированный

Работать по карте  

Показывать на карте территории древнегреческих государств, рассказывать об условиях жизни, основных занятиях населения.

Сопоставлять свидетельства различных источников о жизни населения в Древней Греции.

Привить учащимся любовь и уважение к древнегреческой цивилизации. и раскрыть ее значимость для древнего мира.

30

Микены и Троя (1)

§25, прочитать миф о причинах Троянской войны

Комбинированный

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

Анализировать мифы, описывать облик города – крепости.

Использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

31

Поэма Гомера «Илиада» (1)

§26, выучить наизусть сцену прощания Гектора с Андромахой.

Комбинированный

Участвовать в ролевой игре.

Анализировать мифы, характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий.

Характеризовать памятники античной литературы, участвовать в ролевой игре.

32

Поэма Гомера «Одиссея» (1)

§27, рисунок на один из мифов о возвращении Одиссея в Итаку.

Комбинированный

Анализ поэмы, составлять план путешествия главного героя

Анализировать отрывки поэмы, характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий.

Работать в парах: составлять план путешествия главного героя.

33

Религия древних греков (1)

§28, пересказ одного из мифов о богах.

Комбинированный

Высказывать суждения по теме урока.

Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.

Высказывать суждения о значении и месте культурного наследия Древней Греции в мировой истории.

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 ч.)

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу (1)

§29, термины учить.

Комбинированный

Составлять простой план ответа

Читать историческую карту, описывать условия и образ жизни, занятия людей,  давать оценку происходящим событиям.

Составлять простой план ответа.

Выработать у учащихся чувство патриотизма на  основе конкретно-исторических примеров показать любовь к родине.

35

Зарождение демократии в Афинах (1)

§30, вопросы

Комбинированный

Составлять исторический портрет.

Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах. Проводить поиск информации в исторических источниках.

Характеризовать общественный строй в Афинах, составлять исторический портрет.

36

Древняя Спарта (1)

§31

Комбинированный

Написание небольшого эссе.

Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять своё отношение к нему. Давать сравнительную характеристику общественно- политического устройства Афин и Спарты.

Характеризовать общественный строй Спарты, представлять результаты своей деятельности в виде эссе.

37

Основание греческих колоний(1)  

§32, подготовить пересказ о царе Скиле

Комбинированный

Работать в малых группах

Давать оценку происходящим событиям, использовать историческую карту как источник информации.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

38

Олимпийские игры (1)

§33

Комбинированный

Составлять рассказ от имени очевидца происходящих событий.

Рассказывать о роли олимпийских игр в древности, высказывать собственное мнение к традиции прошлого.

Составлять рассказ от имени очевидца происходящих событий.

Сформировать представление о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на появление Олимпийски игр.

39

Греко-персидские войны (1)

§34, нарисовать план Марафонского сражения.

Комбинированный

Показывать на карте места известных сражений.

Использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий. Давать оценку происходящим событиям.

Систематизировать информацию, предоставленную  в учебнике, на карте, дополнительных источниках информации.

40

Нашествие персидских войск на Элладу (1)

§35

Комбинированный

Написать отзыв о происходящих событиях.

Читать историческую карту, давать характеристику историческим личностям и событиям

Работать в малых группах: писать отзыв о происходящих событиях или характеристику исторической личности.

Тема 3. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии. (5 ч.)

41

В гаванях афинского порта Пирей (1)

§36

Комбинированный

Аргументировать свою точку зрения.

Читать историческую карту, описывать условия и образ жизни, занятия людей,  давать оценку происходящим событиям.

Давать сравнительную характеристику различных слоёв общества.

09.02

13.02

День здоровья

42

В городе богини Афины (1)

§37

Комбинированный

Описывать культурные памятники Афин.

Использовать иллюстративный материал, описывать культурные памятники Афин, быт афинян.

Объяснять, в чём состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие.

13.02

43

В афинских школах и гимнасиях (1)

§38.

Комбинированный

Составлять  сравнительную таблицу.

Характеризовать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях.

Переводить информацию из одной знаковой системы в другую: на основе текста учебника составлять  сравнительную таблицу.

44

В театре Диониса (1)

§39, подготовить пересказ трагедии Софокла «Антигона» и комедии Аристофана «Птицы»

Комбинированный

Работа с презентациями.

Рассказывать о роли театра в жизни древних греков.

Работать в группах: представлять результаты своей деятельности в виде презентации.

45

Афинская демократия при Перикле (1)

§40

Комбинированный

Составлять схему управления в Афинах.

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, раскрывать характерные черты афинской демократии, давать оценку деятельности историческим личностям.

Сравнивать систему управления в Афинах и в Древнем Египте

Осознание ценности демократии для реализации прав и свобод человека.

Тема 4. Македонские завоевания в 4 в. до н.э. (5 ч)

46

Города Эллады подчиняются Македонии (1)

§41

Комбинированный

Составлять исторический портрет героев событий

Раскрыть значение понятия эллинизм, читать историческую карту с опорой на легенду, составлять исторический портрет героев событий.

Анализировать и обобщать факты, полученные из разных источников.

На основе конкретно-исторических примеров показать мужество народа, сражающегося против захватчиков

06.03

06.03

47

Поход Александра Македонского на Восток (1)

§42, контурная карта.

Комбинированный

Составлять исторический портрет А.Македонского.

Использовать историческую карту как источник информации, рассказывать о событиях древней истории. Составлять исторический портрет А.Македонского.

Работать в парах: составлять схему продвижения главного героя к местам описываемых событий.

09.03

06.03

Д. семьи

48

В Древней Александрии Египетской (1)

§43, сопоставить муз с видами искусств.

Комбинированный

Составлять план экскурсии по  Александрии Египетской.

Читать карту, анализировать причины распада державы Александра Македонского, давать оценку происходящим событиям.

Составлять план экскурсии по городу с краткой характеристикой  достопримечательностей.

49

Македонские завоевания

 Повторение (1)

Таблица

Повторительно-обобщающий

Выполнять задания по группам

Анализировать вклад древних эллинов в мировую историю и культуру.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам

50

Контрольная работа по разделу: «Древняя Греция» (1)

Контроль знаний

Раздел 4. Древний Рим (20 ч)

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

51

Древнейший Рим (1)

§44

Комбинированный

Работать по карте.

Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии.

Анализировать и обобщать факты, полученные из разных источников.

Привить чувство уважения к древнеримской культуре.

52

Завоевание Римом Италии (1)

§45

Комбинированный

Исследовательская работа в группах.

Читать историческую карту, проводить поиск информации в отрывках исторических текстов.

Работать в малых группах: исследовать территории, завоёванные Римом.

53

Устройство Римской республики (1)

§46, сделать рисунок римского легионера

Комбинированный

Составлять план своего ответа.

Раскрывать значение понятий, объяснять, кому принадлежала власть в римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе.

Давать характеристику общественного строя Римской республики.

Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

54

Вторая война Рима с Карфагеном (1)

§47, план «Битва при Каннах»

Комбинированный

Работать в парах, составление  схемы.

Использовать карту при характеристике военных походов римлян, аргументировать своё отношение к событиям и личностям.

Работать в парах: представлять информацию о военных походах в виде схемы.

Привить учащимся чувства гуманизма. высокой роли свободы человека.

55

Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2 в до н.э. (1)

§48, «Разделяй и властвуй» объяснить высказывание.

Комбинированный

Работать с картой в процессе изучения событий.

Использовать историческую карту как источник информации, анализировать  причины и итоги войн Рима. Давать оценку происходящим событиям.

Работать с картой в процессе изучения событий.

56

Рабство в Древнем Риме (1)

§49, рисунок гладиатора.

Комбинированный

Составлять рассказ от имени очевидца.

На основе фактов описывать события, высказывать собственное мнение о политике Рима в провинциях.

Составлять рассказ от имени очевидца.

Развитие способности сопереживать другим людям посредством знакомства с историей Древнего мира

Тема 3. Гражданские войны в Риме. (4 ч.)

57

Земельный закон братьев Гракхов (1)

§50

Комбинированный

Работать с историческими источниками.

Проводить поиск информации в исторических источниках, давать оценку происходящим событиям и личностям.

Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

58

Восстание Спартака (1)

§51

Комбинированный

Составлять исторический портрет Спартака.

Сформировать представление о восстании Спартака, которое, несмотря на поражение, имело огромное значение.

Работать в малых группах: писать заметки в газету о происходящих событиях.

59

Единовластие Цезаря в Риме (1)

§52

Комбинированный

Описывать события прошлого по данной теме.

На основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого, составлять исторический портрет Цезаря.

Рассказывать  о судьбах знаменитых римлян.

60

Установление империи в Риме (1)

§53

Комбинированный

Составлять конспект, используя материал учебника.

Раскрывать значение понятий, осуществлять поиск информации в отрывках исторических текстов, давать оценку происходящим событиям.

Составлять конспект, используя материал учебника.

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

61

Соседи Римской империи(1)

§54

Комбинированный

Участвовать в обсуждении по поставленным вопросам.

Извлекать информацию из нескольких источников, анализировать и обобщать факты.

62

В Риме при императоре Нероне (1)

§55

Комбинированный

Составлять рассказ от имени очевидца.

Описывать условия жизни римлян при императоре Нероне, составлять его исторический портрет.

Составлять рассказ от имени очевидца.

Привить чувство уважения к древнеримской культуре.

63

Первые христиане и их учения (1)

§56

Комбинированный

Участвовать в обсуждении по поставленным вопросам.

Объяснять, в чём заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказать о судьбе первых христиан в Риме.

Видеть проявление влияния христианской религии, получившей распространение в Древнем Риме, в современном мире.

64

Расцвет Римской империи во 2 веке(1)

§57

Комбинированный

Анализировать и обобщать факты.

Описывать события прошлого на основе фактов и с помощью исторических понятий, выявлять существенные признаки исторических событий.

Извлекать информацию из нескольких источников, анализировать и обобщать факты.

65

«Вечный город» во времена империи и его жители (1)

§58, вопрос 4 письменно

Комбинированный

Составлять план экскурсии по «Вечному городу»

Описывать условия существования, образ жизни людей в «вечном городе», анализировать иллюстрационный материал.

Работа в малых группах городу с краткой характеристикой исторических памятников.

Тема 5. Падение Западной Римской империи. (2 ч.)

66

Римская империя при Константине (1)

§59

Комбинированный

Составлять исторический портрет императора Константина.

Характеризовать период правления Константина, рассказывать о положении христиан, об основании новой столицы.

Анализировать ответы одноклассников.

Формирование способности оценивать поступки людей с точки зрения общечеловеческих ценностей

67

Взятие Рима готами (1)

§60, подготовка к проверочной работе

Комбинированный

Репортаж с места описываемых событий.

Показывать на карте границы Западной и Восточной Римской империи после её разделения. Выявить причины гибели Западной Римской империи.

Работа в малых группах: проводить репортаж с места описываемых событий.

68

Контрольная работа по разделу: «Древний Рим» (1)

Контроль знаний

69

Особенности цивилизации Греции и Рима.(1)

.

Итоговое повторение

Составлять рассказ о событиях древней истории.

Давать оценку происходящим событиям, объяснять смысл основных понятий и терминов, описывать памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней истории.

Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.

70

 Защита проектов (1)

Выполнять презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...