Конспект урока истории
план-конспект урока по истории

Комарова Надежда Михайловна

Конспект урока истории «Индия раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман»

Цель урока: формирование целостного представления о развитии Индии, знакомство с религией  индийцев в эпоху Средневековья

Задачи:

      - охарактеризовать развитие Индии до и после вторжения завоевателей;

- формировать уважение к разным религиям;

- развивать критическое и аналитическое мышление;

- умение работать с картой, текстом

- развивать устную речь учащихся;

- воспитывать интерес к предмету, воспитывать самостоятельность, воспитывать нравственные качества.

Планируемый результат

Научить, используя различные источники информации, рассказывать о  развитии Индии в Средние века

Предметные умения:

-показывать на карте территорию Индии;

-объяснять, кто такие раджи и султаны;

- характеризовать индийскую религию.

УУД:

Личностные: - осознают свою ответственность за собственные знания; сравнивают свои оценки исторических событий с оценками других;

  Регулятивные:

- осуществляют целеполагание;

-осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока;

-осуществляют самоконтроль и коррекцию своих ошибок;

 Познавательные: - обрабатывают разные источники учебной информации; выбирают исторические факты из незнакомого текста по заданию; определяют понятия; ориентируются по атласу и исторической карте; делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи;

 Коммуникативные: - осуществляют смысловое чтение;

-сотрудничают в парах;

- выслушивают мнения других, договариваются.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, письменного-контроля.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, я рада видеть вас на уроке истории. Я выдаю вам карточку с цифрой 5.  Вы будете передавать карточку и  называть качества, которые помогают в учебе и пригодятся нам для успешной работы. (внимание, старание, умение слушать, хорошо себя вести, усердие)Я надеюсь, что все эти качества у вас есть, и мы начинаем урок) Как вы думаете, почему карточка с цифрой 5?

II. Актуализация знаний

 На прошлом уроке мы начали  изучать новую часть учебника «Дальние страны», в которой познакомились   с историей державы монголов  в период Средневековья.

III. Изучение нового материала. 

+Чтобы узнать, о  какой стране пойдет речь сегодня, вы должны правильно отгадать кроссворд  

СЛАЙД       Ответы Ключевое слово Проверьте

Конечно же, это удивительная страна Индия.

СЛАЙД      В тетрадях запишите число и тему урока “Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман ”

+Какую цель поставим на урок?

- Изучить Индию в период Средневековья.    СЛАЙД          Цель

+ Исходя из названия темы урока, предположите, о чем  будем сегодня  говорить. (ответ учеников).

  СЛАЙД         планом урока. План на урок будет такой

СЛАЙД                  КАРТА

Но прежде чем начнем изучать данную тему, давайте вспомним, что вы знаете об этой стране из курса Истории Древнего мира.

1 блок вопросов

   1. Где находится Индия? (на юге Азии)

2. Чем омывается Индия?

3. Какие горы защищают Индию с севера?

4. Какие крупные реки протекают на территории Индии? Где берут начало? 

                                                  2 блок вопросов

1. Когда возникли первые государства  в Древней Индии? (за 2 тысячи лет до нашей эры)

2.Как называлась древнейшая цивилизация в Индии? (Хараппская)

3. Как называли жителей Древней Индии индейцы или индийцы?

4. Какие открытия индийской культуры дошли до нас, и мы даже пользуемся ими сегодня? (цифры, шахматы)

5. Цари какой династии впервые объединили Индию в 3 веке до н.э. (МаУрьев)

6. При каком царе держава МаУрьев достигла наибольшего расцвета.(Ашока). Держава просуществовала недолго, вскоре после смерти Ашоки она распалась.

+Хорошо, немного повторили, сейчас можем приступать к дальнейшему изучению Индии, но уже в период Средневековья

1. Много богов и много народов

На прошлом уроке мы с вами говорили, что в 13 веке почти все земли, по которым путешествовал Марко Поло, входили в одну огромную державу монголов. Монголы были беспощадными завоевателями. Давайте вспомним, какие территории были ими завоеваны. (Русь, Сев. Китай, Средняя Азия, Венгрия)

Индия- это страна, которая очень привлекала разных кочевников- завоевателей. В 13 веке монголы несколько раз пытались завоевать Индию, но безуспешно. Из истории Древнего мира вам известно, что ни персам, ни Александру Македонскому не удалось подчинить себе Индию.  Всех завоевателей манили сказочные богатства Индии, но овладеть ими было очень трудно.

 +Проведем небольшое исследование: почему трудно было завоевать Индию.

Работа в парах

Прочитать 1, 2 абзац параграф 23 стр. 189, назвать причины:

1 гр. называет причины

2 гр. называет  главную

абзац  3.

+ Мы только что сказали, что  в Индии живут народы, исповедующие разные религии. Самая древняя- индуизм.  Индуисты почитают множество божеств. В 5 веке до н.э. от него отделился буддизм. Послушайте легенду. Подумайте над вопросом, кто такой Будда. СЛАЙД  БУДДА статуя

Легенда о БУДДЕ

Был  некогда  в  Индии  юный  царевич  Гаутама. Жил  он  в  прекрасном дворце.  Слуги держали над его головою белый зонт,  чтобы  не коснулись его лучи солнца  или капли дождя. Он думал, что повсюду жизнь так же прекрасна, и даже не предполагал,  что существуют горе,  боль  и смерть.  Но однажды  он  встретил дряхлого старца и понял, что старость неизбежна. Встретил больного и понял, что не вечно  будет здоров.  Он задумался о смерти  и  решил  стать отшельником. Долго странствовал он,  голодал и терпел лишения.  И однажды, когда он сидел под огромным  деревом, скрестив ноги, предаваясь глубокому размышлению, он обрел мудрость. С тех пор его стали называть Будда(Просветленный, Мудрец). Будда говорил о том, что всякая жизнь сопровождается страданиями, но можно  улучшить  свою  участь,  если  всегда  говорить  правду,  стремиться  к добру,  не брать чужого и ни к кому не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться  от бесконечных желаний  все  новых богатств  и удовольствий.  Тогда он  не будет более вновь и  вновь рождаться  на этой земле.  Каждый — богач  и бедняк, царь и раб, брахман или слуга — может стать буддистом, то есть последователем Будды, и спастись от страданий и новых рождений. Долгие годы Будда странствовал по Индии. У него появилось много учеников.  Звали их «нищими», так как они собирали подаяние. Когда  в  3-м  веке  до  н.  э.  Индия  объединилась,  царь  Ашока  заявил  о  своей  преданности учению Будды. Он призывал не убивать живые существа, поддерживать «нищих», почитать родителей и проявлять милосердие к рабам и слугам. Позднее буддизм распространился по всему миру.

 +Как вы поняли, кто такой Будда?

- Основатель религии буддизм

+Как вы думаете, почему именно эта часть в легенде выделена Выдать листочки

а)Самостоятельная работа по 1 пункту стр. 189.

1Пункт . Заполнить таблицу №1  Религии. Проверьте

СЛАЙД           (Проверка по эталону)

б)Самостоятельная работа Сравнить религии  Работа в тетрадях (3-4 абзац)

ИНДУИЗМ                                                         БУДДИЗМ

И (полагали, что души людей и животных перевоплощаются после смерти в другие тела)

Б (Жизнь-страдание, человек может остановить переселение души, если достигнет нирваны)-успокоения, свободы души.

+ Как ее можно достичь?

- Не причинять зла всему живому, не лгать, быть щедрым. и т.д

+ Почему буддизм так широко распространился в Азии?

- Буддизм не провозглашал тех или иных богов, которым нужно поклоняться. Он лишь учил человека, как ему следовало себя вести, чтобы добиться совершенства. Это учение могло быть применимо в любой стране, независимо от того, каким богам там поклонялись

+ Изучите 2 абзац и скажите, как выглядели монахи, где жили?

СЛАЙД        О БУДДИСТАХ ОДЕЖДА, храмы

Слайд   В Западной Индии в первых веках н.э. появилось христианство, а позже еще зороастризм. Таблица №2 

Запишите в тетради

2. Индия во времена Гуптов.

а) В 4-5 вв. примерно 2/3 территории Индии были объединены под властью правителей из династии Гуптов. . Вспомните, где  находилось государство Гуптов (на севере Индии)      СЛАЙД       карта

б) В конце 4- нач.5 в. держава Гуптов находилась на пике своего могущества. С ней считались соседи: Китай и Иран. Показать на карте атласа. Найдите на карте соседей Индии . Сюда съезжались купцы со всех стран мира: ведь при Гуптах Индия стала одним из центров мировой торговли.

работа с учебником стр. 191 (1-3 абзац)

+ Чем Индия привлекала купцов?

 За торговлю здесь купцы платили большие деньги, так что золото и серебро со всего мира в значительных количествах скапливались в индийских городах. Во время правления Гуптов шло активное храмовое строительство. Храм в Аджанте.

+ Давайте посмотрим отрывок . ВИДЕО

Аджа́нта преимущественно буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии в штате Махараштра.

Представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами..

Настенная роспись пещер всемирно известна.

Храмы высекались в скалах в течение нескольких столетий — с I века до н. э. по VII век н. э. 

Кроме торговли и строительства в Индии в это время активно развивалась и наука. Работали выдающиеся врачи и астрономы. Математики могли решать задачи с несколькими неизвестными. Им же принадлежало изобретение цифр, которыми ныне пользуется весь мир. К тому же они впервые ввели цифру «ноль» и создали десятичную систему счета.

Но несмотря на это, держава Гуптов была непрочной. И под ударами кочевников она распалась на мелкие княжества. А индийские государи, раджи и махараджи, воевали друг против друга. Города пустели, торговля приходила в упадок.

Запишите в тетради, кто такие  раджди и махараджи – индийские князья. Они постоянно враждовали и воевали между собой.

 

3. Вторжение мусульман и появление Делийского султаната

Индийские князья  постоянно враждовали и воевали между собой.

 1.Будет ли такая страна представлять единство, свою силу для других государств?

  2.Что это могло за собой повлечь?

В 8 веке с северо-запада в Индию вторглись новые завоеватели-арабы. Они не встретили серьезного сопротивления, т.к. Индия была ослаблена междоусобицами и не представляла большой силы, и даже боевые слоны не смогли ее спасти от захватчиков

           

В 11 веке мусульмане основательно принялись за покорение Индии.  Правитель Хорасана(Территория в Туркменистане и восточном Иране) Махмуд  Газневи предпринял 17 военных походов в Индию. И всякий раз он возвращался с огромной добычей. Это стало знаком для таджиков и тюрков к вторжению в Индию, где, как им казалось, они могли найти лучшую долю. Завоеватели хлынули в Северную Индию и заняли ее на Западе вдоль всего течения Инда и на Востоке- вдоль Ганга вплоть до Бенгалии

Карта. Работа с контурной картой. Направления походов мусульман в 11 веке

В 1206 году мусульмане на северных землях образовали султанат. Со столицей Дели. Обозначить Дели, границу  султаната

Запись в тетради:13 в. – образование Делийского султаната.

Индийские раджи, которые сохранили свои владения, вынуждены были платить дань султану, и вся торговля перешла в руки мусульманских купцов и султанских чиновников.

СЛАЙД       Но есть и плюсы в этом завоевании.

Мусульмане создали в Индии замечательные произведения искусства. Более всего известен мавзолей Тадж-Махал – усыпальница любимой жены султана. Высота  73м  Дата постройки: 1111 г. Его называют одним из новых чудес света, жемчужиной Востока и ежегодно посещают 3-5 миллионов человек. Он включен в реестр объектов всемирного наследия

4. Конец Делийского султаната

Делийские султаны не смогли противостоять «наследнику» монголов Тимуру. Он в 1398 г. разбил войска султана и взял Дели.  На обратном пути Тимур превращал в пустыню все земли, по которым проходил. Делийский султанат не перенес удара и  быстро распался.  

Запись в тетради 1398 год конец Делийского султаната. На контурной карте обозначьте государства , которые появились в результате распада

 5.  Закрепление изученного (Работа в парах) Составить вопросы к тексту, так, чтобы они начинались так 1 группа  Как звать....?  Объясните почему....?

2 группа Когда?  Предположите, что будет, если.....СЛАЙД

Ребята, представляете, у меня до урока упала книжка. И в некоторых словах перепутались буквы. Если вы сегодня на уроке были внимательны, то поможете им найти свои места. СЛАЙД      ШИВНУ, ГПУЫТ, РДАИЖ, ДЛЕИ, МИТРУ

Кластер

Да-нет

1. Богатства Индии было очень легко завоевать НЕТ

2. Самой древней религией в Индии был индуизм ДА

3.  Буддизм основал царевич Гаутама , прозванный Буддой. ДА

4. Торговля в Индии шла оживленно. ДА

5. В 1206 году мусульмане на северных землях создали султанат со столицей в городе Багдад НЕТ (Дели)

6. Делийский султанат не распался. НЕТ

6. Рефлексия.

Что нового  узнали на уроке?

Над чем заставил задуматься урок?

  Схема - паутина     На доске и в тетрадях  

Поставьте себе за урок оценки. Обосновать .Согласны?

 7.Домашнее задание.

стр. 196. Работа с документами (кластер)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".

Урок истории в 8 классе проводится  в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы.  На уроке внимание уделено  следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне...

Конспект урока "История песни через история Великой Победы"

История песни "Катюша" была впервые представлена в архиве телевидения. Рубрика "История песни" очень интересна для слушателей. Удивительные факты истории оставляют впечатление в каждом человеке....

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1.  Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....

Конспект урока истории "Введение во всемирную историю ХХ века".

План-конспектВведение во всемирную историю ХХ века.Автор-составитель: Горбачева Е.В., учитель ГБОУ № 298 г.Санкт-ПетербургЦели: способствовать формированию представления о месте и значении 20 века во ...

План-конспект урока "История моей семьи в истории страны"

Второй урок из серии "К 75-летию Победы". Урок  проходит в формате урок- конференция и является логическим продолжением урока "Бессмертный полк",  В результате работы на ...

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"...