"Приемы критического мышления"
методическая разработка по истории

Мурукова Валерия Валерьевна
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критическое мышление есть мышление социальное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon priemy_kriticheskogo_myshleniya.ppt1.04 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы технологии: «Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания».

Слайд 2

Тот , кто учится не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. Конфуций

Слайд 3

Что не является критическим мышлением? 1)простое запоминание, несмотря на то, что запоминание - важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс; 2)пониманием сложных идей, над которыми мы трудимся, чтобы осознать, а критическое мышление происходит тогда, когда новые, уже понятные идеи проверяются, оцениваются, взвешиваются и применяются. 3) творческое, или интуитивное , мышление.

Слайд 4

Какие признаки есть у критического мышления? Критическое мышление есть мышление самостоятельное . Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации . Критическое мышление есть мышление социальное.

Слайд 5

Что же такое критическое мышление ? Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Слайд 6

Три стадии дидактического цикла: Вызов Осмысление Рефлексия

Слайд 7

Как лучше организовать урок. Первая стадия – вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: -Актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; -Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; -Побудить ученика к активной работе на уроке и дома .

Слайд 8

Вторая стадия-осмысление. Эта стадия позволяет ученику: Получить новую информацию; Осмыслить её; Соотнести с уже имеющимися знаниями.

Слайд 9

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: Целостное осмысление, обобщение полученной информации; Присвоение нового знания, новой информации учеником; Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Слайд 10

Уроки анализа эпизодов Приём «Знаю – хочу узнать - узнал» Что знаю о герое? Хочу узнать Что нового узнал? Печорин Холодный светский молодой человек Равнодушный Высокомерный Умный смелый офицер Живет для себя Не может любить (сомневаюсь) Он всегда носит маску равнодушия (сомневаюсь) Может ли Печорин испытывать страсть и другие сильные чувства? Может в глубине души Печорин совсем другой человек? И др. ?

Слайд 11

«Инсерт» - прием маркировки текста. "V" - то, что известно; "- - то, что противоречит представлениям читающих; "+" - то, что является новым; "?" - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано, более подробно.

Слайд 16

Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями ? Критический ум, интеллект ? Смелый, собранный (???) Не испытывает сильных чувств (???) Не любит светское общество Князь, офицер, мечтающий о славе Андрей Болконский ? Критический ум, интеллект ? Смелый, собранный (???) Прорубил «окно в Европу» Участник великого посольства Реформатор Пётр I

Слайд 17

Творческая форма рефлексии- Сиквейн . Сиквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово сиквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, сиквейн-это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Слайд 18

Правила написания сиквейна: В первой строчке тема называется одним словом(обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка-это описание действия в рамках этой темы тремя словами(глаголы). Четвёртая строка-это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме(чувства одной фразой). Последняя строка-это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Слайд 19

Например: Пётр Любознательный, решительный Воюет, строит, создаёт Поистине великий государь Император. Пётр Требовательный, жёсткий Диктует, повелевает, наказывает Самовластный крепостник Самодержец.

Слайд 20

Приём «Учебный мозговой штурм». Основная цель «учебного мозгового штурма»-развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы. «Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек. Первый этап -создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент-15 минут.

Слайд 21

Второй этап -коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное -найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Третий этап –выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведён на следующем уроке.

Слайд 22

Приём «Написания эссе». Смысл этого приёма можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо назаданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Слайд 23

Методические приёмы критического мышления . Вызов. 1.Парная мозговая атака. 2.Групповая мозговая атака. 3.Работа с ключевыми терминами. 4.Перевёрнутые логические цепи(связать последовательность элементов информации в нужной последовательности). 5.Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения – нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания). 6.Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей). 7.Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).

Слайд 24

Стадия осмысления. Маркировочная таблица (5-я так и думал, +-новая информация, +!- очень ценная информация,-- у меня по-другому, ?-не очень понятно, я удивлён). Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы). Двойной дневник(страница делится на две части: слева -что понравилось, запомнилось, справа -почему, какие ассоциации).

Слайд 25

Рефлексия. Возврат к стадии вызова(обсудить, что совпало). Возврат к ключевым словам. Возврат к перевёрнутым логическим цепочкам. Возврат к кластерам (их заполнение). Возврат к ЗХУ.

Слайд 26

«Критическое мышление» можно смело отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения. Важным аспектом работы является активизация основных операций мышления.

Слайд 27

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителем. Конфуций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"приемы критического мышления на уроках истории"

Работа с различными источниками информации будет бесполезной и неполной, если довольствоваться только фактами, не вскрывая при этом причины и следствия этих фактов. Не объем знаний или количество инф...

Разработка урока литературы по произведению А.В.Костюнина «Рукавичка» ( с использованием приема критического мышления через чтение и письмо)

Урок внеклассного чтения разработан по произведению А.В.Костюнина "Рукавичка" для 5-7 классов( с использованием приемов критического мышления)...

Статья "Приемы критического мышления на уроках биологии"

Моя цель – добиться, чтобы каждый учащийся, вырабатывал свое мнение, принимал независимое решение, что способствовало бы развитию системного мышления, а не просто накоплению суммы знаний, логичности, ...

Приемы критического мышления

Материал предназначен для ознокомления с понятием критического мышления и его приемов....

Эссе "Использование приемов критического мышления на уроках"

Данное эссе было написано в рамках участия в дистанционном методическом семинаре проекта "Экоград" (2012 год)...

приемы критического мышления на уроках физики

применение приемов критического мышления на уроках физики, презентация работы...

Статья "Приемы критического мышления и игровые приемы на уроках музыки"

Это обзор тех современных приемов и методов работы, которые соответствуют новым образовательным стандартам, и в тоже время отвечают специфике предмета "Музыка"в общеобразовательной школе....