Статья "Приемы критического мышления и игровые приемы на уроках музыки"
статья по музыке по теме

Проскурякова Зоя Олеговна

Это обзор тех современных приемов и методов работы, которые соответствуют новым образовательным стандартам, и в тоже время отвечают специфике предмета "Музыка"в общеобразовательной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_metody_i_priemy_pedagogicheskoy_tekhniki.docx25.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современные методы и приемы педагогической техники

на уроках музыки.

        Методы и приемы педагогической техники современного урока описаны в методических пособиях  для учителей известными, авторитетными авторами.  Я не претендую вставать вровень с ними. Но хочу обратить внимание именно учителей музыки, что несмотря на универсальность описываемых в литературе методов, далеко не все из них пригодны для уроков музыки: большинство из них связаны со словом, с текстом. На уроках музыки над словом преобладает звук. Мы слушаем музыкальные произведения, анализируем их, на наших уроках присутствует исполнительство ( непо-средственное участие обучающихся в исполнении вокальной музыки, игра на блок-флейтах), и самое главное – на уроках музыки происходит воздействие на эмоциональную сферу ребенка, чего нет в таком количестве на других уроках.

        Еще хочу уточнить, что сейчас понимается под определением «современный». Это не просто соответствие настоящему времени, а соответствие новым требованиям, утвержденным законодательно, т.е. новым образовательным стандартам, известным под аббревиатурой ФГОСы.

        Изменилась роль учителя на уроках. Теперь он ничего не сообщает, не «транслирует» учени-кам нужную (по его мнению) информацию, он консультирует, советует,  направляет и поправляет, дети как можно больше должны делать сами. Я не единожды присутствовала на уроках в 1 классе, где, имея определенный алгоритм действий, ученики действительно сами формулировали тему уро-ка, определяли, что должны узнать, как они это узнают, и зачем им нужно это знание.

        Я решила попробовать эту технику (критического мышления) на своем уроке. Я сообщила детям, что мы должны познакомиться на уроке с новым музыкальным произведением, затем спросила их, что им  для достижения этой цели необходимо узнать. Учащиеся быстро сообразили, что от них требуется, и так появился план урока. На доске были заранее заготовлены ключевые вопросительные слова, ставшие основой этого плана:

  • Как… (называется произведение?)
  • Кто… (его сочинил?)
  • Как… (оно звучит?)

В дальнейшем уже дело учителя расшевелить обучающихся, и могут появиться следующие вопросы:

  • Кто… (его исполняет?)
  • К какому…(музыкальному жанру относится?)
  • Какова… (история создания (или причина создания) этого произведения?) и т.д.

В данном случае план получения нового знания составлен самими учащимися, они сами определили для себя границы знания. А каким способом они будут получать ответы на эти вопросы, может подсказать учитель: прочитав учебник, послушав рассказ учителя, решив кроссворд, через прослушивание другого произведения этого же композитора, другого произведения в этом жанре и т.п.

Запись плана  можно оформить в виде пунктов плана, а можно в виде кластера*, который в процессе работы будет заполняться ответами на поставленные вопросы. По ходу заполнения клас-тера  дети будут видеть, на какие вопросы они уже получили ответы и что осталось неузнанным. В конце урока , на этапе рефлексиии, кластер наглядно поможет обучающимся обобщить полученные знания о произведении и оценить, все ли пункты их плана выполнены, и на сколько продуктивно они поработали на уроке.

 * Кластер – графическое оформление информации в виде гроздей. Прием, позволяющий систематизировать знания, учит творчески, не стандартно, перерабатывать информацию, дает возможность рефлексивной оценки пройденного.

Далее хочу поделиться приемом, который очень люблю и потому часто пользуюсь им на уро-ке. Это игровая технология,  игровой прием – игра в вопросы  и ответы  «Да/ Нет». Универсальность ее в том, что она способна увлечь и маленьких и взрослых, она создает интригу на уроке, поэтому я часто использую ее в начале урока, чтобы загадать таким образом тему предстоя-щего урока.

Игра описана в книге «Приемы педагогической техники» А. Гина (Москва, изд. «Вита-Пресс», 2005). Смысл ее очень прост: учитель загадывает нечто (что имеет отношение к уроку) , а ученики пытаются разгадать слово, задавая правильно вопросы. Учитель отвечает на них только словами «да/ нет/ и да и нет».

Игра учит правильно формулировать вопросы, вырабатывать стратегию поиска (вместо переборов возможных вариантов ответов), а это  уже  уровень универсальных учебных действий, к выработке которых призывают новые образовательные стандарты. Учитель обязательно дает оценку всем заданным вопросам (сильные вопросы ведут к разгадке, слабые вопросы ничем не помогают в поиске слова). Когда этот прием хорошо отработан с детьми, можно их  самих просить назвать, чьи вопросы им помогли подойти к правильному ответу.

Игра в «Да/Нет» может быть использована, как педагогический прием, а может быть проведе-на  просто для организации отдыха на уроке, как переключение на другой вид деятельности.

Работа в группах на уроках музыки. Развивает коммуникативные умения учеников, умение работать в команде, выполнять различные функции (ведущего и ведомого, руководителя и исполни-теля), учит отстаивать свою точку зрения и выслушивать точки зрения своих товарищей, обращаться за помощью и предлагать помощь другим.

Специфика   уроков музыки предоставляет множество способов объединить учащихся в группы. На других уроках группы образуются, в основном, по принципу соседства (2-3 парты рядом) или по цветным маркерам, или по геометрическим фигурам. У нас этот процесс может быть построен на своем, чисто музыкальном содержании. Примеры:

  1. Объединиться по композиторам. Дети получают карточки (разложены на партах) с названия-ми произведений.  Их задача – найти автора своего произведения (таблички с фамилиями композиторов учитель выставляет на парты).
  2. Объединиться в группы по способу исполнения музыки: музыка вокальная и музыка инст-рументальная. У детей – также карточки с названиями пройденных произведений.
  3. По группам симфонического оркестра (струнные, деревянные духовые, медные, ударные). На детских карточках – не названия, а изображения инструментов.
  4. Композиторы русские и зарубежные (конкретно по странам), а на карточках – названия их произведений.
  5. По жанровой принадлежности: какие произведения на карточках учеников относятся к маршевой музыке, какие – к песенной, какие – к танцевальной.

Думаю, что опыт каждого учителя позволит ему придумать еще массу способов, как объединить обучающихся на уроке.

Дети воспринимают такие задания, как игру, они очень активизируются в этот момент, рады возможности подвигаться (перейти  на другое место). А учитель таким ненавязчивым, незаметным образом актуализирует знания учащихся. Кроме того, у него есть реальный повод поставить оценку тем, кто  правильно определился с группой, т.е. правильно выполнил задание.

Этот прием можно использовать в качестве разрядке на уроке, а можно, пересадив учащихся в группы, дать им задания для работы в группах, т.е. продолжить урок в измененной форме.

Какие задания можно предложить на уроках музыки для групповой работы? Любые. Вот примеры из моей практики:

  1. Коллективный анализ музыкального произведения, где для  каждой группы определено свое задание: 1 – следить за развитием мелодии (характера, образа); 2 – установить, сколько частей в музыкальном произведении; 3 – охарактеризовать средства музыкальной выразительности; 4 – определить образ и дать название незнакомому произведению.
  2. Решение кроссвордов, ребусов или иных занимательных заданий.
  3. Выполнить задание: какая группа вспомнит больше имен композиторов или произведений в определенном жанре.
  4. Составить программу концерта из изученных произведений.

Групповые задания обучающиеся могут получить на дом. Этот могут  быть творческие про-екты, которые имеют место в рабочих программах по музыке.

Еще один из приемов, которым хорошо заканчивать урок. Это составление синквейна (пяти-стишия). Прием, который современен, но далеко не нов. Он учит работать с понятиями, развивает умение творчески интерпретировать (перерабатывать) информацию и обобщать полученные знания. Я не буду описывать технику составления синквейна, а хочу закончить свою  статью пятистишием, посвященным мастерству учителя.

Труд педагога.

Творческий, неутомимый.

Учим, учимся, не останавливаемся.

Каждый урок ведет к размышлению.

Поиск.

Желаю всем коллегам искать и находить те приемы и методы работы с детьми, которые позволят им стать настоящими мастерами своего дела!

Для составления статьи использована следующая литература:

– И.В. Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготов-

   ки  учителя: учебно-методическое пособие (серия «Петербургский вектор введения ФГОС основно-  

   го общего образования»), издательство «Каро», Санкт-Петербург,  2009, 2013г.

– О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Санкт-Петербург, «Каро», 2013г.

– Современные педагогические технологии основной школы. 6 авторов: методическое пособие. Санкт-Петербург, «Каро», 2013г.  

– А. Гин. Приемы педагогической техники: пособие для учителя. Москва, издательство «Вита-Пресс», 2005г.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Доклад "Технология развития критического мышления. Практическое применение приемов и методов данной технологии на уроках английского языка."

Технология развития критического мышления.Практическое применение приемов и методов данной технологии на уроках английского языка.  Моя цель, как учителя, заключается в том, чтобы научить ре...

ДОКЛАД «Развитие критического мышления и игровые технологии на уроках истории и обществознания»

Современный человек должен быть мобильной, самоизменяющейся личностью, а это значит: уметь решать проблемы, быть открытым для других идей, готовым находить, признавать и исправлять свои ошибки, терпим...

Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления и методические приемы, используемые на различных этапах урока биологии.

В результате использования технологии развития критического мышления появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками о...