Методическая разработка открытого урока по теме "Япония"
методическая разработка по истории

Опацкая Алла Ивановна

Данный урок реализуется в рамках учебной дисциплины ОГСЭ.02. «История» и ориентирован на студентов II курса СПО.

Предлагаемая методическая разработка урока является попыткой подхода к решению проблемы углубления восприятия и осмысления большого объёма учебной информации и позволяет студентам исследовать междисциплинарную научную проблему возникновения «японского экономического чуда».

Разработка урока может быть полезна преподавателям образовательных учреждений СПО, т.к. даёт возможность эффективно применить к решению задач урока технологии  личностно-ориентированного, проблемного обучения и вовлечения студентов в процесс художественного творчества (стихосложения)

Тема урока «Япония» заставляет студентов задуматься о значимости фактора национальной психологии и культуры, о его влиянии на способы и эффективность принятия народом исторических вызовов.

Актуальность данной разработки в том, что современное общество, утрачивая нравственные принципы взаимодействия с миром, остро нуждается в воспитании патриотов, интернационалистов, творчески мыслящих граждан, бережно относящихся к историческому наследию и осознающих его влияние на перспективы отдельного человека и общества в целом.

Данный урок мотивирует студентов на поиск исторических аналогий, заставляет задуматься о негативных и позитивных последствиях экономических, политических, социальных преобразований, происходящих в нашей стране.

Одна из перспективных целей данного урока состоит в совершенствовании ценностно-смысловой компетенции студентов. Удачное применение данной разработки позволяет каждому студенту задуматься о значимости своего места и миссии, косвенно влияет на возможность его самоопределения.

Реализации данной разработки предшествует индивидуальная работа со студентами, готовящими дополнительные сообщения к уроку. Повышенный интерес к теме имеет продолжение в творческой деятельности по написанию танка и хокку.

Мультимедийная презентация и викторина созданы в формате PPT. Microsoft Office Power Point 97-2003. Размер презентации 17,4 Mb. Потому для их воспроизведения достаточно мультимедийного компьютера с пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных) и мультимедийного проектора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yaponiya.docx47.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Симферопольский колледж радиоэлектроники»

Методическая разработка урока

 ЯПОНИЯ

Подготовила:

преподаватель высшей категории

Опацкая Алла Ивановна

Симферополь

2018

Аннотация.

Данный урок реализуется в рамках учебной дисциплины ОГСЭ.02. «История» и ориентирован на студентов II курса СПО.

Предлагаемая методическая разработка урока является попыткой подхода к решению проблемы углубления восприятия и осмысления большого объёма учебной информации и позволяет студентам исследовать междисциплинарную научную проблему возникновения «японского экономического чуда».

Разработка урока может быть полезна преподавателям образовательных учреждений СПО, т.к. даёт возможность эффективно применить к решению задач урока технологии  личностно-ориентированного, проблемного обучения и вовлечения студентов в процесс художественного творчества (стихосложения)

Введение.

Тема урока «Япония» заставляет студентов задуматься о значимости фактора национальной психологии и культуры, о его влиянии на способы и эффективность принятия народом исторических вызовов.

Актуальность данной разработки в том, что современное общество, утрачивая нравственные принципы взаимодействия с миром, остро нуждается в воспитании патриотов, интернационалистов, творчески мыслящих граждан, бережно относящихся к историческому наследию и осознающих его влияние на перспективы отдельного человека и общества в целом.

Данный урок мотивирует студентов на поиск исторических аналогий, заставляет задуматься о негативных и позитивных последствиях экономических, политических, социальных преобразований, происходящих в нашей стране.

Одна из перспективных целей данного урока состоит в совершенствовании ценностно-смысловой компетенции студентов. Удачное применение данной разработки позволяет каждому студенту задуматься о значимости своего места и миссии, косвенно влияет на возможность его самоопределения.

Реализации данной разработки предшествует индивидуальная работа со студентами, готовящими дополнительные сообщения к уроку. Повышенный интерес к теме имеет продолжение в творческой деятельности по написанию танка и хокку.

Мультимедийная презентация и викторина созданы в формате PPT. Microsoft Office Power Point 97-2003. Размер презентации 17,4 Mb. Потому для их воспроизведения достаточно мультимедийного компьютера с пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных) и мультимедийного проектора.

Урок  № 23-24 учебной дисциплины ОГСЭ.02. История. Тема: ЯПОНИЯ  (2 ч.)

Тип  урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цели:

  1. Организовать продолжение исследования студентами сущности наиболее существенных социальных изменений II половины ХХ - начала ХХI века на примере особенностей развития Японии в послевоенный период.

  1. Совершенствовать ценностно-смысловую компетенцию студентов в процессе анализа причин «японского экономического чуда» и его социальных последствий.

  1. Усилить воспитательный эффект материала темы путём вовлечения студентов в процесс художественного творчества и формирования навыка стихосложения «по-японски»

Ожидаемые результаты освоения темы.

Предметные:

  1. Студенты продолжат формирование умения применять исторические знания на практике (овладеют первичными навыками японского стихосложения и убедятся в позитивном влиянии художественного творчества на социальную жизнь)

  1. Студенты усовершенствуют навык привлечения различных источников к осуществлению исторической реконструкции и проекции.

Метапредметные:

Студенты усовершенствуют умение самостоятельно и с помощью преподавателя осуществлять, контролировать и корректировать творческую деятельность.

Личностные:

  1. Продолжится формирование мировоззрения, основанного на диалоге культур и осознании собственного места в поликультурном мире.

  1. Будет осуществляться саморазвитие и самовоспитание студентов в соответствии  с общечеловеческими ценностями; готовность и способность к самостоятельной творческой деятельности.

Методы обучения, применяемые на различных этапах урока:

  1. Наглядно-индуктивный (частично-поисковый)
  2. Наглядно-дедуктивный
  3. Словесно-индуктивный
  4. Метод самооценки (викторина и рефлексия)

Материально-техническое и дидактическое обеспечение:

  1. Мультимедийная презентация и оборудование для её демонстрации
  2. Японские гравюры ХVIII – ХIХ веков (6 репродукций) с образцами выполненных студентами прошлых лет хайку и танка.
  3. Гравюры современного крымского художника Рамиза Нетовкина (9 репродукций)
  4. Гравюры советского художника Стасиса Красаускаса из серии «Вечно живые»
  5. Тестовые задания и вопросы викторины.

ОПИСАНИЕ  ХОДА  УРОКА

1. Организационный момент. Задать тон урока. Создать моральный настрой.

ГОДЗАЙМАС, уважаемые коллеги. Я приветствую Вас и желаю добра.

КОННИЧИВА, уважаемые студенты. Пусть удачным будет ваш день.

Вам уже несложно предположить главную тему нашего сегодняшнего общения.

Даже если я не поклонница мАнга-комиксов, а вы ещё слишком молоды, чтобы предпочитать хай-тэку уютную прелесть состарившихся вещей, всё равно здесь, юные и взрослые, мы находим общий язык. Точно так же, ко всеобщему благу, сочетают в настоящем традиции старины и озарения грядущего жители страны Восходящего Солнца. Назовите её и вы узнаете тему урока.

Учитель записывает тему на доске, а студенты в конспектах 

2. Мотивация учебной деятельности.

Нас окружают японские гравюры ХVIII – ХIХ веков. Когда-то со студентами прошлых лет мы писали танка и хайку, вдохновенные этими пейзажами. Я распечатала образцы студенческого творчества.

Светлана Хорьякова сейчас, в 2018г., учит постигать мир третьеклассников Климовской школы, где обучается всего 105 человек. Саша Козловская перед уходом в декретный отпуск была завучем 18-й школы Симферополя. Кирилл Хонич преподаёт психологию будущим педагогам. Никто из них не несёт миру НЕНАВИСТЬ и боль. Как и в годы студенчества, эти ребята ориентированы на взаимопонимание, познание и отдачу. Они творцы, а не разрушители мира.

Сегодня и мы с вами займёмся творчеством и хоть чуточку приумножим количество красоты в мире, где там много безразличия, бездушия и зла.

Включить проектор Слайд 1 «Заставка»

Ведь не случайно ещё древние греки утверждали «Когда говорят Музы, перестаёт греметь оружие» (слайд 2)

Задание студентам: Прокомментируйте эту поговорку

3. Изучение нового материала. Первичное восприятие нового.

Разговор о Японии, которая единственная в мире пережила атомную бомбардировку, которая впервые за 3-х тысячелетнюю историю своей цивилизации в 1945г. была оккупирована чужеземными войсками, но уже через 20 лет уже имела 3-ю в мире экономку, может подвигнуть нас к пониманию простых исторических и житейских истин.  Например, таких:

На что следует опереться в сложнейшей ситуации, чтобы выстоять и не оскотиниться, не расчеловечиться, не опуститься до безнадёжности, порождающей слепое насилие?

Что из ядерного апокалипсиса может стать I шагом к «японскому экономическому чуду»? Японский ответ – культура.

Задание студентам: Сформулируйте  понятие «Культура»

Форма работы: мозговой штурм

[вариант ответа – Это творческая (материальная и духовная) деятельность, на-правленная на преобразование мира по законам Добра и Красоты]                (Слайд 3)

Духовная культура         существует в форме искусства, науки, права, религии, языка, национальной психологии, обрядов и традиций.

Задание студентам: В одной из прикладных психологических дисциплин – соционике – интегральным психотипом Японии является Сенсорно-Логический Интраверт (Дизайнер)  Можете ли вы несколькими чертами описать типичного японца?

[вариант ответа – Это скромный трудоголик с высокоразвитой ответственностью и чувством собственного достоинства, эстет]         (слайд 4)

Форма работы: эвристическая беседа

Какие культурные традиции воспитали большинство японцев таковыми?

  1. Что вам известно о японской национальной религии синто?
  2. Что вам известно о традиционных японских искусствах?          (слайд 5)
  3. О кодексе чести японских рыцарей - самураев?                            (слайд 6)
  4. Об особенностях семейного (дошкольного) воспитания детей в Японии?

По численности населения Япония входит в первую десятку мира - 127 млн. человек. И при этом Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем смертности среди детей (4 человек на одну тысячу жителей) и очень высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины – 76 лет, женщины – 82 года)         (слайд 7)

Задумайтесь над вопросом: «Почему японская нация – самая здоровая нация в мире?» /При этом– Только в Японии причиной смерти официально признают кароши «от переутомления на рабочем месте»/

Форма работы: мозговой штурм.

вариант ответа:

  • Национальная кухня, основанная на потреблении морепродуктов, рыбы, овощей
  • Бережное отношение к жизни, сформированное синтоизмом, конфуцианством и дзэн-буддизмом.
  • Поскольку в синтоизме природа – божественна, то экологически вредные производства выведены за границу. Гигиена и чистота возведены в культ, т.к. грязь угодна лишь демонам.
  • Конфуцианство учит быть почтительным в отношении всех старших (при этом пользоваться защитой их авторитета), а также с детства практиковать защиту всех младших и слабых.
  • Дзен воспитывает сдержанность эмоций, вдумчивость и созерцательность. На 70% продолжительность жизни зависит от образа жизни.  

В нашей стране, в отличие от современной Японии, происходит депопуляция. Какие выводы вы – будущие отцы семейств можете сделать? Над чем следует задуматься каждому из нас уже сейчас?

Форма работы: Работа с презентацией. Составление конспекта.

Теперь представим с помощью презентации влияние ИСТОРИИ + ПОЛИТИКИ и ГЕОГРАФИИ+ЭКОНОМИКИ на «Японское экономическое чудо»

Задание студентам: Сформулируйте  понятие «Японское экономическое чудо»

[вариант ответа: Это экономический рывок, позволивший разорённой, капитулировавшей во Второй мировой войне стране, иметь самые высокие в мире темпы прироста хозяйственных результатов (не ниже 10% в год) на протяжении 1955-1973 годов]                                           (слайд 8)

Форма работы: «мозговой штурм» (слайд  9)

Предположите, какое благоприятное и неблагоприятное влияние на развитие экономики Японии во 2-й пол. ХХ века оказывало её географическое положение?

[вариант ответа: Благоприятные факторы:

Относительная близость к ёмким рынкам Китая, России, США (но в условиях «Холодной войны» рынки социалистических стран не доступны)

Неблагоприятные факторы:

Изолированность (островная страна) создавала проблему особой дороговизны транс-портировки сырья и топлива не по суше в условиях послевоенного кризиса ]

Как ответила КУЛЬТУРНАЯ Япония на этот вызов истории?

ИЛИ уделить первоочередное внимание в процессе послевоенного восстановления судостроению и транспортной авиации (т.е. чёрной металлургии, машиностроению)

ИЛИ создать наукоёмкий информационный продукт, который (!!!) не надо транс-портировать по морю и воздуху, но можно продавать в цифровом виде.

Что это может быть? [радиоэлектроника: микросхема, право на использование идеи]

Форма работы: анализ данных

Задание: Проанализируйте содержание таблиц и сделайте вывод.

Таблица №1«Зависимость Японии от импорта сырья» (%)  (слайд  10)

Железная руда

99

Цинк

85,3

Марганец

100

Свинец

94,1

Медь

99,9

Никель

100

Бокситы

99

Вольфрам

100

Кобальт

100

Олово

100

Фосфаты

100

Хромиты

100

Таблица №2   «Экспорт и импорт Японии» (слайд  11)

Экспорт Японии

Импорт Японии

Топливо-                                  49  %

Руда и прочее сырьё -             19  %

Сырьё для текстильной промышленности -                 3 %

Продовольственные товары- 12 %

Продукция чёрной металлургии             12   %

Машины и оборудование                        47,5 %

Автомобили                                              14,5 %

Текстильные изделия                               19    %

Прочая продукция обрабатывающей промышленности                                  22   %

[вариант ответа: ВЫВОД: Если собственного сырья и топлива в Японии нет, а ввозить его очень дорого, то => для рентабельности производства нужно поднять стоимость своих товаров, максимально обогатив  чужое сырьё своим культурным потенциалом. Ввозим металлические  болванки из страны Х за 10 иен, но продаём в страну Х наилуч-шие машины, изготовленные из этих болванок за 10 тыс. иен.

Япония имеет экспортно-ориентированную экономику, ввозя топливо и сырьё, вывозя наукоёмкую готовую продукцию]

Форма работы: Фиксация данных

 «Основные экономические показатели Японии» (слайд 12)

ВВП в 2018г. – 5 трлн. 167 млрд долларов

 Для сравнения – в КНР в 2018г. – 14 триллионов 093 млрд. долларов;

                                         в США – 19 трлн.362 млрд. долларов;

                                         в РФ – 3 трлн. 786 млрд. долларов

Уровень инфляции – 1,2% в год.

Уровень безработицы – 4,9% населения.

Индекс развития человеческого потенциала – 0, 953 (восьмое место в мире)  Япония - единственная страна, которая тратит на научно-исследовательскую деятельность более 5% ВВП в год.

Задание: Приведите примеры выдающихся технических новинок современной Японии   (слайд 13)

Рассмотрим ещё 1 аспект «чуда» послевоенного прорыва разгромленной Японии в число мировых лидеров. Её послевоенную политику.

Вызнаете, что Япония была милитаристским государством до 1945г. Её тогдашняя идеология расизма, национализма, диктата и разжигания ненависти свою нежизнеспособность подтвердила войной.

После безоговорочной капитуляции 02.09.45. (до 1951 г., когда в Сан-Франциско 52 государства подписали мирный договор с Японией и возвратили суверенитет её народу) власть в стране по решению Потсдамской конференции победителей осуществляли оккупационные войска США.

Японский император Хирохито (микадо с 1921 по 1989г., внук императора Мэйдзи Мацухито), обратившись к нации, отрёкся от своего «божественного достоинства». Признал, что не является потомком богини Аматерасу.  (слайд 14)

Главнокомандующему оккупационными войсками генералу Дугласу Макартуру был подчинён весь японский правительственный аппарат.  Все яп-е военнослужащие были демобилизованы. Военные преступники преданы Международному (Токийскому) трибуналу. Американская администрация успешно осуществила денацификацию и демократизацию японского общества.      (слайд 15 – Синдзо Абэ)

В новой японской Конституции 1947 г. появилась знаменитая статья 9. (Слайд 16 )

«Статья 9. Отказ от войны.

Искренне стремясь к основанному на справедливости и порядке международному миру, японский народ навсегда отказывается от войны как выражения права нации и от применения силы, как средства урегулирования международных споров.

Для осуществления этой цели в  Японии никогда не будут содержаться сухопутные, морские и воздушные войска, а также другие военные силы»

Договор о безопасности между США и Японией (сентябрь 1951 г.) предусматривал в статье 1 «Япония предоставляет и Соединённые Штаты Америки принимают право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи неё. Такие силы могут быть использованы для поддержания международного мира и безопасности на Дальнем Востоке и обеспечения безопасности Японии от вооружённого нападения извне»   (слайд 17)

Задумайтесь над вопросом: «Как связаны эти статьи с японским экономическим чудом?

В 1946 г. американская оккупационная администрация распустила японские моно-полистические объединения дзайбацу. До сегодняшнего дня 80% средств производства в Японии принадлежит мелкому и среднему бизнесу. А государство с 1952 г. по Закону о содействии рационализации предприятий оказывает поддержку лишь тем, кто осуществляет модернизацию производства (гос.заказы, льготное налогообложение, инфраструктура, обучение персонала)

Задумайтесь над вопросом: «Что позволяет японским бизнесменам получать прибыль в условиях высочайшей конкуренции?»

[вариант ответа:

  • Умение опережать хоть на шаг НТП
  • Феноменальная работоспособность / Приводится пример]

Это обязательные составляющие японского экономического чуда. (Слайд  18)

Экономическая модель:

  1. Национальные черты характера
  2. Развитие малого и среднего бизнеса
  3. Государственное регулирование экономики
  4. Наукоёмкие технологии
  5. Экспортно-ориентированная экономика
  6. Импорт лицензий и патентов.

5. Осмысление новых знаний и умений 

Форма работы: Анализ данных

Даже если с  завтрашнего дня с Крыма снимут санкции, если РФ и РК примут законы, обеспечивающие эффективность малого бизнеса, то для выдающихся экономических и социальных результатов нам потребуется воспитание в себе японских характеров и японских взаимоотношений.

Задание: Сформулируйте главную причину японского экономического чуда?

Ответ: (на Слайде 19 )

«Главная причина японского экономического чуда – японский народ, традиционные идеалы и устремления которого были историческими обстоятельствами и умелой политикой начала 1950-х годов направлены в русло эффективного экономического созидания»

6. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на творческом уровне.

Преподаватель: Чтобы сегодняшний урок по Японии продолжал оказывать воспитательное воздействие, давайте попытаемся открыть в себе и поупражнять в себе некоторые из качеств, свойственных японцам. Например, будем писать стихи «по-японски». Это не сложно, интересно и полезно. Потому, что:

  • В творчестве человек избавляется от страдания
  • В творчестве человек находит себя и становится сильнее, понятнее, притягательнее для других
  • Творчество делает мир добрее. Ведь не случайно тысячи лет назад было сказано «Когда начинают говорить Музы, перестаёт греметь оружие»

Проблема: Чем японское стихосложение отличается от иной поэзии?

Форма работы: Мозговой штурм

Японские стихи лаконичны. Лишены рифмы. Уточняют и развивают мысль, ставшую Первым откликом на сильное впечатление.

Главные впечатления японцы всегда получали:

  1. Из сложного бытия природы своих островов.

Природа Японии ПРЕКРАСНО-РАЗРУШИТЕЛЬНА.

  1. Из гордости за свою историю.

История Японии УЯЗВИМО-СОЗИДАТЕЛЬНА.

Любой человек способен отождествить свой противоречивый внутренний мир, своё «Я» с борьбой Добра и Зла в природе и обществе.

Если вы начинающий поэт, то хорошим побудителем вашей личной мысли может стать талантливо написанный пейзаж и слова-опоры.

Я предлагаю вам понять: чего вы бессознательно хотите, что переживаете и чем являетесь через впечатления о нашей отечественной истории крымского графика Рамиза Нетовкина и советского графика Стасиса Красаукаса. То, что напишете вы по существу своему будет подобно японской поэзии.

Слова-опоры указаны на доске:

История (Память)                                   Надежда

Культура  (Творчество)                         Безразличие

Вечность                                                  Насилие      

Душа                                                         Смерть

Мир (Добро)                                            Познание (Истина)

Форма работы: Написание стихотворений   (раздать  листы бумаги)

7. Подведение итогов урока. 

Теперь все в группе немного японцы. Как утверждал наш гениальный земляк Максимилиан Волошин: «… И помни

                                                  Опыт всех веков и рас

Живёт в тебе, во мне

Всегда, сейчас »

Осуществляется рефлексия (Чему научились?  Что умеем? Как можно использовать полученные результаты?  )

Викторина (Раздать печатные вопросы викторины (14)

Критерии оценки:

Меньше 6 верных ответов – оценка «2»

6-8 ответов – «3»

9-11 ответов – «4»

12- 14 ответов – «5»)

После окончания работы с помощью презентации демонстрируются верные ответы и выявляются победители викторины. (Слайды 20-33)

Формы работы: обмен мнениями. Оценивание  работы  группы  и  отдельных  студентов.

8. Инструктаж домашнего задания.

  1. Стр. 194 § 33 учебника В.В.Артёмова Ю.Н.Лубченков История (для всех специальностей СПО)  М. Издательский центр «Академия», 2015 -  терминология темы.
  2. Самостоятельная работа № 6. «Российско-японские отношения. Проблема Курильских островов» 

Требования к работе: 

студент должен подготовить ответ, обработав  информацию по следующим вопросам:

  1. Указать причины возникновения проблемы принадлежности островов Курильской гряды, аргументацию сторон
  2. Указать факты сотрудничества и противоречий между государствами на современном этапе

Требования к ответам:

  1. Содержательность - полное, правильное и конкретное освещение вопроса, проблемы.
  2. Логичность - последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
  3. Концептуальность изложения - рассмотрение различных точек зрения, выражение своей точки зрения.
  4. Правильность изложения, владение исторической терминологией

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».

ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни

Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни....