Педагогическое оценивание
учебно-методический материал

Гожинова Маргарита Федоровна

Проблема оценивания учебных достижений обучающихся существует не первый день. Практически ныне существующая 5-балльная система, на самом деле является 4-балльной, а фактически 3-балльной. Кто из учителей сегодня «рискнет» поставить ученику «2» за год, разве что за какую-нибудь одну из четвертей? В данной публикации я хочу поделиться тем, как я пытаюсь решить вопрос оценивания на своих уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ.

Методы контроля и оценивания знаний учащихся

Проблема оценивания учебных достижений обучающихся существует не первый день. Практически ныне существующая 5-балльная система, на самом деле является 4-балльной, а фактически 3-балльной. Кто из учителей сегодня «рискнет» поставить ученику «2» за год, разве что за какую-нибудь одну из четвертей?  

Порой учитель завышает отметку за контрольную работу с целью поддержания интереса к предмету, но будет ли эта оценка отражать реальный уровень его успешности? И таких примеров можно привести множество. Нередко существующая система оценивания мотивирует на получение отметки, а не знаний. Об этом уже говорят все. Но пока ничего лучшего, чем ОГЭ и ЕГЭ не придумали. Итак, вырисовывается реальное противоречие между знаниями и записью в классном журнале.

Вывод: нынешняя система оценивания учебной деятельности обучающегося далека от совершенства. Нужны поиски новых путей оценивания учебных достижений.

Рейтинговая система оценивания

(в нашей гимназии находится на стадии разработки, эта система разрабатывается методической лабораторией).

Рейтинговая система контроля и оценки имеет широкие возможности при организации личностно-ориентированного обучения и реализации профильного образования. Эта система внедряется в определенный возрастной период обучающихся (от 14 лет), когда формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу,

когда главными мотивациями являются самопознание, самоутверждение, самовыражение,

самосознание.

Гибкость рейтинговой системы контроля и оценки позволяет управлять процессом обучения и планировать результат, быстро перестроиться в связи с изменяющимися условиями (уровень обученности обучающихся, приоритеты учебного заведения, класса, отдельного ученика).

В оцениваемые критерии можно вносить те, которые либо необходимо развивать

на данном этапе обучения, либо это критерии, которые касаются сферы внеучебной деятельности, но важные для данного профиля.

Каждый обучающийся может строить индивидуальную траекторию обучения (индивидуальный образовательный маршрут), комбинируя виды работ, сроки их выполнения, объем заданий, то есть появляется возможность развития определенных личностных качеств и получения новых знаний. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в гимназии реализуется учащимися 8 – 11 классов.

Таким образом, происходит последовательное «зарабатывание» собственного рейтинга при изучении предмета, контроле и проверке знаний.

Разработка рейтинговой системы контроля и оценки включает: разработку критериев и видов контроля, отбор и проектировку содержания блоков - модулей, составление технологических карт-прогнозов, составление бланков успешностей для учителя и ученика, корректировку труда учителя и учащихся.

Контроль результатов обучения на уроках ведется постоянно.

Виды контроля:

  • Тестовые диагностические работы.  
  • Самостоятельные работы. Задача таких работ – определение самими учащимися уровня освоения предложенного материала.
  • Проверочные работы. Они проверяются не в конце изучения темы, а в середине следующей, чтобы, дети, которые не усвоили материал до конца могли его закрепить. Фиксация выполнения проверочной работы производятся с помощью многобалльной системы оценивания.

 выполняя самостоятельную работу, включающую пять заданий, ученик оценивает каждое задание баллами: 2 балла – задание выполнено правильно, без ошибок; 1 балл – задание выполнено правильно, но допущены 1 – 2 недочёта; 0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно, содержит много ошибок и неточностей. Оценив таким образом каждое задание (правильность выполнения проверяется по учебнику), ученик выставляет себе оценку за всю самостоятельную работу: «5» – 10 баллов, «4» – 8 – 9 баллов, «3» – 5 – 7 баллов, «2» – менее 5 баллов. Как показывает практика, ребята не сразу могут оценить свою работу в соответствии с принципами формирующего оценивания, но затем они делают это быстро и с удовольствием, анализируя ошибки и давая оценку собственной деятельности.

1. Самооценка учащихся

В 5-9-х классах на уроках истории каждый учащийся в тетради ведет лист самооценки знаний, в котором на каждом уроке и при подготовке домашнего задания

отражается:

1) Уровень усвоения знаний по теме урока (в процентах: от 0 до 100% либо пятибалльной системе), который отображается на выстраиваемом графике (каждый урок), что позволяет четко отслеживать уровень усвоения знаний по всем изучаемым темам у каждого учащегося.

2) Качество выполнения домашнего задания, которое проверяется при проверке домашнего задания в начале урока и за которое учащиеся самостоятельно проставляют себе оценки (в баллах от 1 до 5) в лист самооценки.

3) Качество работы учащегося на уроке (оценивается самостоятельно, в баллах от 1 до 5), причем действует «накопительная» система баллов в течение нескольких уроков при изучении одной темы.

2. Контроль знаний

Тестовый и разноуровневый контроль знаний позволяет осуществлять при необходимости поурочный контроль знаний, не требует больших затрат времени на проведение и проверку работ (технологичность применения). В тестовой форме можно проводить самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, можно варьировать способы и время контроля, например, предложить работу на время. Кроме того, данная форма контроля позволяет подготовиться к ЕГЭ. Тестовые задания по истории содержат в основном понятийный аппарат и задания на знание хронологии. В своей практике я использую 2 типа тестовых заданий:

Первый - каждый вариант теста содержит задания репродуктивного, продуктивного и творческого характера (задания уровня А, В, С);

Второй - три разноуровневых варианта тестовых заданий:

1) Легкий вариант, предполагает знание и первичное понимание основного

содержания урока;

2) Глубокое усвоение материала и применение знаний в знакомой ситуации;

3) Сложный, включает вопросы со свободным ответом, предполагает выделение главного в вопросе или условии задачи, соотнесение элементов содержания друг с другом и получение правильного результата, выделение частного их общего и обобщение на основе известного частного. Разработка и проведение критериально-ориентированной диагностики в целях повышения качества образования позволяет определять уровень развития учеников на разных этапах обучения, выявлять проблемы и намечать индивидуальную программу ближайшего развития. Данная диагностика актуальна при компетентностном подходе в образовании и сочетается с рейтинговой системой контроля и оценки знаний учащихся.

4. Комплексная оценка результатов обучения

Комплексная оценка результатов обучения включает оценку предметных и метапредметных результатов обучения. Для проведения такой оценки требуется разработка специальных комплексных заданий, в результате выполнения которых происходит оценивание как деятельности, осуществляемой учащимися для достижения результата, так и самого результата. Разрабатываемый инструментарий включает кодификатор к заданию и само задание.

Для успешной реализации рассматриваемой программы все рабочие программы по разным курсам истории включают планируемые результаты обучения: предметные, метапредметные и личностные, а также деятельность учителя и деятельность учащихся по

их достижению. А в технологических картах уроков подробно прописываются вся деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование каждого умения.

Сравнительно недавно меня заинтересовал опыт учителя из Татарстана Рахимовой З. З., по оцениванию сформированности предметных и метапредметных результатов с помощью оценочного листа на уроках истории, который я стала применять в своей работе. Благодаря оценочным листам прослеживается динамика развития ученика по мере изучения темы, раздела и всего курса истории.

Ученики 5 класса при выполнении заданий по работе с контурной картой совершают много ошибок, особенно в начале учебного года. Листы самооценки позволяют этого избежать и оценить уровень предметных результатов работы с картой.

 

УУД

 Умения

Самооценка

(1-3 б.)

Оценка учителя

(1-3б.)

регулятивные

1. Выполнены все задания

познавательные

2. На карту нанесены все города

регулятивные

3. Легенда карты заполнена

познавательные

4. Цветовые обозначения совпадают с заданиями

 

Маршрутный лист ученика/цы 5 класса параграф "Объединение единого Китая"

1. Используя дополнительную информацию назовите тему урока.

2. Самостоятельно сформулируйте цель и план урока.

3. Используя текст пункта №2 на с. 109, предложите причины завоевательных войн.

4. Используя пункт №2 с.110 выделите особенности племени гуннов.

5. Использую пункт №3, выделите особенности Великой Китайской стены.

6. Используя пункт №4, проанализируйте восстание недовольных по плану.

7. Решите тест.

Оценочный лист ученика(цы) __________________  _______________

Тема урока «Первый властелин единого Китая»

Критерии

Баллы

Самооценка

Оценка учителя

1. Самостоятельный поиск информации

0-3

 

 

2. Верно сформирование темы урока

0-3

 

 

3. Самостоятельная постановка цели и плана урока

0-3

 

 

4. Верно указаны причины:

- две причины

- одна причина

3

2

 

 

5. Верно выделены особенности гуннов:

- 3-4 особенности

- 2 особенности

-1 особенность

- не выделено

3

2

1

0

 

 

6. Верно проанализировано восстание:

  - Цель

  - Три причины

  - Две причины

  - Одна причина

  - Участники

  - Ход восстания

   -Итог

3

3

2

1

1

1

1

 

 

7. Верная, объективная самооценка

0-3

 

 

Итого

30 баллов

 

 

Уровень

 

 

Высокий уровень: 30-29 баллов

Повышенный уровень: 28-24 баллов

Базовый уровень: 23- 17 баллов

Пониженный уровень: 16- 11 баллов

Низкий уровень: 10-0 баллов.

Основная цель оценочных листов - выделение основных умений, формируемых в конкретной теме и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их оценку учителем.   В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После проверки заданий учитель фиксирует и свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах определенного учащегося.

 Примеры заданий для 5 класса:

Задания на формирование умения определять время (до н.э., н.э., век, тысячелетие)

Планируемый результат: определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.э., н.э.).

Умения: определять место исторических событий на линии времени; объяснять последовательность событий (раньше, позже)

Алгоритм выполнения заданий:

1. Начертите линию времени.

2. Нанесите на линию точку – дату Рождества Христова.

3. Определите на линии: нашу эру, время до нашей эры.

4. Выполняйте задание.

Сосчитайте:

1. Сколько прошло лет с первого года нашей эры до сегодняшнего дня? Сколько это составляет полных веков? Какой сейчас идет век?

2. Когда было первое упоминание о Москве (в каком году, веке, тысячелетии)?

Петербург основан в 1703 г. Какой из этих городов был основан раньше? На сколько лет?

3. Какой год был раньше и на сколько раньше - 65 г. до н. э. или 40 г. н. э.? Объясните, как вы считали.

4.  Когда была Куликовская битва (год, век, тысячелетие)?

5. Если захоронение было сделано в 80 г. до н. э. и в прошлом году археологи его обнаружили, то сколько лет оно пролежало в земле?  Объясните, как вы будете считать.

6.  В 1985 г. были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 784 года первое и 920 лет второе.  Какое из них было сделано раньше и на сколько раньше?

7. В 1980 г. археологи нашли остатки древнего поселения, которое было сожжено 600 лет назад. Когда произошло это событие? Чем вам памятен этот год?

8.  Когда были проведены реформы Солона: в каком году, веке, половине века?

9. В каком году исполнилось 2500 лет со времени реформ Солона? Покажите на «линии времени», как вы считали.

Примеры обучающих и контрольных заданий

Планируемый результат: описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.

Задание базового уровня: Земледелие превратилось в главное занятие египтян значительно раньше, чем у других народов мира.

Какими природными особенностями Египта можно объяснить этот факт?

Задание повышенного уровня. Подумайте, какие природные условия способствовали повышению производительности труда и развитию хозяйства, какие задерживали.

Планируемый результат: применять знание фактов для характеристики ключевых событий и явлений древней истории.

Умение: группировать, систематизировать, факты по заданному признаку.

Задание базового уровня.

Какие из названых сражений, военных операций произошли в ходе Греко – персидских войн? Укажите 2 верных ответа.

1) при Марафоне; 2) при Каннах, 3) осада Карфагена; 4) при Фермопилах.

Задание повышенного уровня:

Распределите в две группы имена древнегреческих и древнеримских богов. Запишите выбранные вами цифры в таблицу ответов.

1) Юпитер, 2) Афина; 3) Аполлон; 4) Венера; 5) Зевс; 6) Афродита; 7) Марс.

Древнегреческие боги

Древнеримские боги

 Эффективность реализации рассматриваемой программы можно проследить при анализе показателей качества обучения по предмету история и результатам психологических тестирований, показывающих уровень сформированности умений, отражающих метапредметные компетенции.

Свидетельством повышения интереса к истории и мотивации его изучения является и постоянно увеличивающееся количество участников в различных олимпиадах, конференциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические требования к оцениванию знаний ученика и педагогический такт.

Обзор методов контроля и оценивания знаний, варианты способов проверки знаний и вопросы педагогического такта при оценивании работы ученика....

Оценивание регулятивного компонента деятельности педагогического работника

Есть несколько компетенций оцениваемыми экспертами в период аттестации педагога на первую и высшую категорию. Одна из них- регулятивная .Регулятивная компетенция непосредственно связана с развитием у ...

"Педагогическая оценка: мотивационная функция, механизмы оценивания", выступление.

Педагогическая оценка: мотивационная функция, механизмы оценивания. Проблема аттестации учащихся....

Педагогический мониторинг как механизм оценивания учебных достижений учащихся

В XXI веке центральной категорией образовательной политики России является качество. Решение этой задачи невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на ...

Педагогический совет «Инновационные подходы к оцениванию образовательных результатов учащихся»

Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов влечёт за собой возникновение новых подходов к оцениванию качества учебных достижений обучающихся. Уровень сформиров...

Формирующее оценивание как способ развития компетентности педагога в педагогическом оценивании.

В 2013 году был утвержден  профессиональный стандарт педагогической деятельности, который представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам...

Педагогическое оценивание

Педагогическое  оценивание - это сложнейшая педагогическая проблема. ФГОС ставит сегодня  перед школой задачи развития личности, формирование у обучающихся не только предметных, но и ме...