Урок по истории " Россия нэповская»
план-конспект урока по истории (11 класс)

Гресев Александр Валентинович

Урок по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya_nepovskaya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:        « Россия нэповская».

Цель: Дать учащимся знания об одном из сложных периодов в истории России.

    Раскрыть суть НЭПа, развивать умение учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели.

План урока.

  1. Кризис политики военного коммунизма:

         а). Экономический кризис.

         б). Политическая нестабильность.

         в). Голод 1921-1922 годов.

2. Пути выхода из кризиса.

3. X  съезд РКП(б). Аграрная политика государства.

4. НЭП в промышленности:

         а). Изменения:

                                   аренда предприятий

                                   кооперативы

                                   хозрасчёт на госпредприятиях

                                   концессии, совместные предприятия

         б). Результаты

5. Денежная реформа 1922-1924 г. Налоговая политика.

6. Система управления народным хозяйством.

Основные понятия, раскрываемые на уроке: трест, НЭП, продналог, кооперация, аренда, хозрасчёт, акция, концессия.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

   Мы продолжаем с вами разговор о советской России 1920 гг.Это время, когда не только экономическая, но и социальная жизнь страны определялась понятием НЭП. Наша задача – понять суть НЭПа, научиться отличать эту политику от политики военного коммунизма.

   Итак, начало 1920-х годов. Москва. Знаменитый Елисеевский магазин. Совершим экскурсию в историю и посмотрим на типичную для времён НЭПа бытовую сцену.

Инсценировка.

Продавец. Что вам угодно, мадам?

Покупательница. Куры есть?

Продавец. Есть.

Покупательница. И почём?

Продавец. 400 тысяч.

Покупательница. Заверните этих. Что это – окорок? Вестфальский?

Продавец. Да, мадам, всего 300 тысяч за фунт. Сколько изволите?

Покупательница. Пару фунтов. И вот этой говядинки, милейший. Сколько с меня?

Продавец. 2 миллиона 295 тысяч. Возьмёте сейчас или домой прикажите принести?

Учитель:

А теперь вообразим, что происходило чуть в стороне от магазина. Пятеро в лохмотьях. Пацаны лет 12-14. Беспризорники. Докуривают последний бычок.

Решают что делать: скоро осень, надо подаваться на юг. В Крым, в Ташкент! Там тепло, там яблоки…  

Документ.

Из письма наркома по иностранным делам Г. В. Чичерина.

С первого августа наши сотрудники не получают ничего. Из остатков прежних складов мы даём более чем скудный обед. Живут тем, что продают старые вещи. Иностранные посланники проходят и видят их. У меня в канцелярии секретарша падает в голодные обмороки.

Учитель:

К осени 1920-го года в стране разразился всеобщий  тотальный кризис, острота и опасность которого таковы, что заставили большевиков пересмотреть внутреннюю и внешнюю политику.

После революции значительно изменились границы России. Были утрачены территории Польши, Финляндии, Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии, Карской области, Бессарабии с общей численностью населения около 32 миллионов человек. Общие потери от войны, эпидемий, сокращение рождаемости с 1914-го года составили 25 миллионов человек.

Огромный урон был нанесён промышленности, продукция которой сократилась в 7 раз по сравнению с 1913-м годом. Металла выплавлялось столько, сколько при Петре первом. Нефть добывали на уровне девятнадцатого века. Сократилась выплавка чугуна с 31,5 млн пудов в1918 году до 7 млн пудов 1920 году. Сократилась добыча угля почти в два раза. В 1921 году остановилось 64 предприятия из-за нехватки сырья и топлива, в том числе и Путиловский завод. Рабочие оказались на улице. Многие уезжали в сельскую местность в поисках пропитания. Москва потеряла ½ рабочих, Петроград 2/3. Железные дороги обеспечивали минимум перевозок – 12% от довоенного. Народ был измучен. На протяжении ряда лет люди жили впроголодь. Не хватало одежды, обуви, медикаментов.

Таким образом, сложился глубокий социально-экономический кризис.

Недовольство народа вылилось в массовые выступления переросшее в восстания. Восстания под руководством эсера Антонова и Кронштадское восстание. Восстания были подавлены. Каким мог быть выход из такого положения для страны, для власти?

Могло быть три пути выхода из кризиса:

Первый путь – продолжение военного коммунизма, т.е. путь террора,

                          насилия, репрессий. Такой путь привёл бы к ещё большей

                          вооружённой борьбе со стороны населения. Это был тупик.

Второй путь – удовлетворение требований мятежников созвать «советы без

                         коммунистов», т.е. отказ от командных высот в политике,

                         экономике, идеологии.

Третий путь – тактический маневр, при котором с одной стороны

                         сохраняются командные высоты, а с другой делаются

                         временные уступки небольшевистским силам.

Ленин не без колебаний выбрал третий путь. Продразвёрстка была заменена продналогом. Решение десятого съезда партии определили принципиально новую политику большевиков, названную НЭПом. С введением НЭПа формировалась новая буржуазия – нэпманы. Основной сферой их деятельности стала торговля, так как существовала жестокая налоговая политика и были ограничения в промышленности. Однако в сфере торговли нэпманы чувствовали себя неуютно. Это можно проиллюстрировать анекдотом 20-х годов.

Встречаются два нэпмана, один у другого спрашивает:

- Как жизнь?

- Живу как картошка!

- Почему, как картошка? Причём здесь картошка?

- А очень просто. Если не съедят, то посадят, а не посадят, то съедят!

На девятом съезде Советов в декабре 1921 года Ленин заявил о введении НЭПа «всерьёз и надолго, но … не навсегда». Почему всерьёз и надолго? Потому что в годы военного коммунизма был разрушен союз рабочего класса и крестьянства, нормальные отношения между городом и деревней. Надолго – потому что быстро избавить страну от голода и нищеты было невозможно.

Хотя уже на XI съезде партии Ленин отмечал отрицательные стороны НЭПа.

        Ленин заявил, что через несколько лет «из России нэповской, будет Россия социалистическая».

В качестве закрепления материала предлагается заполнить сравнительную таблицу.

Вопросы для сравнения

Политика военного коммунизма

Новая экономическая политика

Суть политики

Цель политики

Основная экономическая задача

Мероприятия в сельском хозяйстве

Мероприятия в промышленном производстве

Товаро – денежные отношения

Трудовые отношения

Управление народным хозяйством


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок проблемных уроков по истории России в 10 классе «Россия во времена Ивана IV»

Серия уроков по теме "Россия во времена Ивана IV" разработана с использованием технологии проблемного обучения и включает в себя разные типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный и у...

Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.

30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...