Урок истории «Церковь и государство в XVI веке»
методическая разработка по истории (7 класс)

Колесникова Светлана Анатольевна

Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Теория «Москва — Третий Рим» — попытка духовного обоснования русской самодержавной власти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Церковь и государство в XVI веке»

Цели: Создать условия для формирования следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД (мотивация освоения темы урока, оценивание усваемового содержания, умение находить ответ на вопрос: “Какое значение для меня имеет изучение истории русской православной церкви?”

Познавательные УУД (формулирование познавательной цели, смысловое чтение, поиск, выделение и структурирование информации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, произвольное и осознанное построение речевого высказывания)

Регулятивные УУД (постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, осознание качества и уровня усвоения)

Коммуникационные УУД (контроль, коррекция действий партнера, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Задачи проекта

1. Дать представление о взаимоотношениях церкви и государства.

2. Ознакомить учащихся с характерными чертами монастырской жизни.

3. Рассказать о религиозных спорах.

4. Выявить причины появления теории «Москва-Третий Рим».

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят ученики

  • Личностные: учащиеся умеют: определять собственное отношение к событиям в истории, формулировать свою точку зрения
  • Метапредметные: чащиеся умеют: организовать свою деятельность в парах и в группах, определять цели и задачи, планировать и оценивать свою работу, высказывать суждения, отвечать на вопросы, презентовать результат своей работы, взаимодействовать друг с другом.
  • Предметные: учащиеся знают: изменения произошли в положении русской православной церкви в 14-16 вв, историю создания основных православных монастырей Руси, христианских пастырей, кто такие “нестяжатели” и “иосифляне”, суть теории “Москва - третий Рим”
  • Учащиеся умеют: структурировать информацию в таблицу, работать с документами и учебником, составлять исторический портрет, рассуждать, делать выводы.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Теория «Москва — Третий Рим» — попытка духовного обоснования русской самодержавной власти.

1.2.Технологическая карта урока

Тема урока: Церковь и государство в XVI веке.

Цель урока: Сформировать представление о роли православной церкви в жизни Русского государства и общества.

Задачи урока:

Обучающие: раскрыть роль Православной церкви в создании единого централизованного государства; определить причины противоречий церковной и светской властей, уметь высказывать суждение о значении деятельности церковных деятелей, давать определение понятиям.

Развивающие: способствовать развитию учебно-познавательного интереса к изучению истории своей страны, истории русской православной церкви, на примере православных монастырей и христианских подвижников.

Воспитательные: продолжать воспитывать уважение к традициям и историческому прошлому своей Родины. способствовать нравственному воспитанию учащихся

Ключевые понятия урока: государственная идеология, автокефалия, ересь, благотворительность,  иосифляне, нестяжатели.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

  1. Поместный Собор 1448 года
  2. Изменения в положении русской православной церкви к началу 16 века.
  3. Духовенство и миряне
  4. Нестяжатели и иосифляне
  5. Теория «Москва – Третий Рим»
  6. Монастыри XVI века

Форма организации обучения: фронтальное обучение.

Основные виды деятельности учащихся: универсальная учебная деятельность -личностная, регулятивная, познавательная и коммуникативная

Домашнее задание: параграф 12, (задание к параграфу 12)

Этапы урока: организационный, вводно-мотивационный, актуализация знаний, изучение нового материала, первичное закрепление, выводы по уроку, организация изучения домашнего задания.


1.3.ХОД УРОКА

1 Этап урока

Организационный

Представление учителя, Отметка об отсутствующих. Знакомство с картой ученика

2 мин

2.Вводно-мотивационный

-Обратите внимание на правильность заполнения карты. В конце урока мы соберем  все материалы снова в свой файл, чтобы учитель мог оценить уровень  усвоения вами учебного материала

СЛАЙД 1

- А тему мы назовем сами. Дети, посмотрите на первый слайд. Что на нем изображено. А изучаемый нами период истории? 16 век. Озвучивание темы. Запись темы в карту ученика

СЛАЙД 2

3 мин

Актуализация знаний учащихся по предыдущему параграфу "Московское государство в конце XV - начале XVI века".

СЛАЙД 3

Организация беседы по вопросам: 

Какова роль православной церкви в годы монголо-татарского ига?

Что произошло в середине XV века в Константинополе?

Учащиеся говорят:

- о роли Русской православной церкви в объединении русских земель;

- о поддержке политики Александра Невского;

- о взаимоотношениях Дмитрия Донского и Сергия Радонежского;

- о позиции церкви (она выступала за усиление власти великого князя) в период феодальной раздробленности.

- о церкви и государстве

Актуализация знаний

5 мин

Действительно, в формировании единого российского государства важную роль играла православная церковь. В течение короткого времени - двух-трех веков христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия. Во время татаро-монгольского ига ее значение еще больше возросло. Православие служило духовно-нравственной опорой русского народа в годы тяжелых лишений. На ее авторитет опирались великие князья московские, проводя свою объединительную политику. Известно, что глава Русской православной церкви митрополит Владимирский Петр был в тесной дружбе с Иваном Калитой. Его преемник митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, которая таким образом стала церковной столицей всей Руси. Перенос кафедры митрополита в Москву способствовал укреплению политической роли московского княжества. Активную роль в освободительном процессе от татаро-монгольского ига играло православное духовенство. Особые заслуги в этом имеет основатель подмосковного Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский, ставший одним из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. Сергий Радонежский вместе с Дмитрием Донским по праву может быть назван организатором и вдохновителем победы русских войск над татарскими войсками во время Куликовской битвы. Трудно переоценить значение полученного Дмитрием Донским накануне Куликовского сражения от преподобного Сергия благословения «на битву за землю русскую». Вместе с благословением Сергий Радонежский отправил для духовной и воинской поддержки двух иноков своего монастыря богатырей Андрея Ослябя и Александра Пересвета. Пересвет, как известно, своим поединком с татарским богатырем Челубеем открыли Куликовское сражение. Преподобный Сергий стремился преодолеть конфликты между русскими князьями, способствовал их объединению во имя интересов русской земли. Перед Куликовской битвой он предостерег Рязанского князя Олега от выступления на стороне Орды. И князь Олег послушался увещевания авторитетного священнослужителя, что без сомнения способствовало победе русских войск. После Куликовской битвы в 1387 г. он настоял на браке дочери Дмитрия Донского с сыном рязанского князя Олега Федором. Таким образом, были сняты проблемы в отношениях Москвы и Рязани и между ними надолго был заключен мир.


3. Изучение нового материала

25 мин

Постановка цели урока

СЛАЙД 4

Мы выяснили, что, в формировании единого русского государства большое значение имело становление национальной Русской православной церкви.

Для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок, на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию — документ об объединении восточной и западной христианских церквей. Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам. В процессе становлении национальной Русской православной церкви необходимо выделить постепенное обретение Русской православной церкви самостоятельности по отношению к Византийской, получение статуса автокефальной (независимой) церкви.

СЛАЙД 5

ПОМЕСТНЫЙ СОБОР 1448г. 

В 1448 г. собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека — Иону. Это было значительным событием того времени.

Чтобы мысленно восстановить ход событий, вернемся к нашим рабочим картам, и выполним задание 2 «Изменения в положении Русской православной церкви»

СЛАЙД 6

Русская православная церковь становится независимой. Церковь возглавляли поданные русского князя, следовательно, князья теперь получали возможность вмешиваться в дела церкви. Таким образом, в XVI в. формирование национальной церкви приобретает новые черты. Русская православная церковь превращается в государственную церковь. Предпосылки такого превращения заложены в самой традиции восточного христианства. Восточная церковь признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки правительственных учреждений. Но после распада единого русского государства на удельные княжества тесный союз церкви и государства был нарушен. Этот союз начинает восстанавливаться по мере формирования единого русского государства.

ДУХОВЕНСТВО И МИРЯНЕ

Стр. 95 учебника

СЛАЙД 7

До 1589 года главой Русской православной церкви был митрополит Московский и всея Руси. Под его властью находились 11 епархий. Во главе каждой находился АРХИЕРЕЙ – священнослужитель высшей (третьей) ступени христианской церковной власти. Его духовные и светские слуги управляли хозяйством и земельными владениями, собирали доходы и судили подчиненное духовенство и мирян.

Центром жизни человека являлся приходской храм, возведенный на пожертвования прихожан.  В священники избирали наиболее достойного кандидата из местных жителей, которого рукоположил в сан епископ.

ФУНКЦИИ ХРАМА:

В храме объявляли царские указы, молились, священники вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных, обучали детей грамоте, выступали свидетелями при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании (определении границ) земельных участков.

И знатные и простые люди заботились о спасении души – делали дары в храмы и монастыри, чтобы дарителя поминали на церковных службах.

ИОСИФЛЯНЕ И НЕСТЯЖАТЕЛИ

СЛАЙД 8

С конца 15 века, с образованием единого Российского государства, светские власти все чаще предпринимали попытки изъятия земель у церкви
Термин – СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

Иван  3 задумал изъять церковные земли, пообещав содержать церковь за счет средств из казны, что означало бы утрату ею независимости от светской власти. Против этого выступил церковный собор 1503 года.

Вопрос о церковных богатствах вызвал разногласия среди русского православного духовенства.

Основатель и настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря выступал в защиту церковного землевладения Церкви нужны средства для распространения своих идей, благотворительности и просвещения. Еретиков и Вероотступников призывал подвергать смертной казни.

Его последователей стали называть - ИОСИФЛЯНЕ

Его оппонент – Нил Сорский, призывал к скромности представителей  церкви, отрешению от мирской суеты. Последователей его стали наз. – НЕСТЯЖАТЕЛЯМИ Ярким последователем нестяжателей был выдающийся богослов, уроженец Греции -  Максим Грек

СЛАЙД 9

 Чтобы не забыть такие трудные определения запишем их в рабочий лист, а правильность выполнения проверим, заполнив табличку на доске

СЛАЙД 10, 11

ЕРЕСИ МАКСИМА БАШКИНА И ФЕОДОСИЯ  КОСОГО

16 век, это не только время острых религиозных споров между нестяжателями и иосифлянами, но и период распространения различных ересей

СЛАЙД 12

 Наиболее известна истории судьба еретиков Матвея Башкина и Феодосия Косого

СЛАЙД 13

Сейчас вы самостоятельно прочтете п.3 на странице 97 учебника и Первый вариант расскажет классу о судьбе МБ, а второй вариант – ФК

ТЕОРИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ».

На фоне возвышения международного авторитета русского государства, роста национального самосознания в недрах Русской православной церкви уже в конце XV в. начинает формироваться идея о всемирно-исторической роли Московского царства, о Москве как «третьем Риме». Эта идея опирается на представление о спасительной роли русского православия для всего человечества после заключения Флорентийской унии и захвата Константинополя турками. Эту идею отчетливо формулирует в послании Ивану III игумен псковского монастыря Филарет.

По мысли Филарета, все подданные дают обет государю волю его "творити и заповеди хранити во всем", а если и придется кому-либо понапрасну терпеть "царское великое наказание", то возможно выразить свою печаль только "горьким стенанием и истинным покаянием". В обязанности государя вменяется забота не только о подданных, но и о церквах и монастырях. Духовная власть подчиняется светской, правда, с оставлением за духовными пастырями права "говорить правду" лицам, облеченным высокой властью.

Судьба России не может быть отдельной от судьбы православия, по мнению псковского монаха Филарета. Только верное православию государство может быть объектом промысла божия, и в данный момент, считал Филофей, есть все доказательства, что им стала Россия.

МОНАСТЫРИ В КОНЦЕ XV – НАЧАЛЕ XVI ВЕКА

Не смотря на все религиозные споры, на конец 16 века  в России существовало более 500 монастырей., Россия стала единственной православной державой мира. Интересы государства и церкви не всегда совпадали, но правительство нуждалось в поддержке церкви.

История монашества и монастырей  необычайно интересна. Предлагаю Вашему вниманию сюжет о истории Троице-Сергиевой лавры.  Внимательно смотрите, и по окончании ответьте на вопрос, потому что в качестве творческого задания на дом вам будет необходимо провести м самостоятельную исследовательскую работу об истории основания монастыря.
ВИДЕО

4. Закрепление МАТЕРИАЛА 

Наш урок подходит к концу. Сегодня Вы познакомились с новыми терминами и понятия.  Откройте лист 2 ваших рабочих листов и  Выполним задание 3.

Теперь соберите материалы обратно в файлик.

Задание на дом – СЛАЙД 15

РЕФЛЕКСИЯ

 Обратите внимание. В Ваших фалах лежат два смайла красного и желтого цвета. Я вас прошу, если вы считаете, что  сегодня хорошо запомнился материал, положить в файл красный смайл, а если еще нужно поработать – желтый. Второй оставьте себе.  

Спасибо за урок!









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории

Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории  и во всех классах...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

презентация по истории "Церковь и государство в 16 веке"

презентация по истории "Церковь и государство в 16 веке"...

Рабочий лист по теме: «Церковь и государство в 16 веке»

материал для самостоятельной работы учащихся...

Конспект урока "Смута в Российском государстве в 17 веке"

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с периодом Смуты в Российском государстве, определить причины Смуты, приход к власти Лжедмитрия I. Восстание Ивана БолотниковаЗадачи: Обуч...

Презентация - Церковь и государство в 16 веке. История России. 7 класс.

В этой презентации содержится материал о развитии Русского православия в 16 в....