Урок Победы "Славе не меркнуть. Традициям - жить"
методическая разработка по истории (9, 10, 11 класс)

Цель урока: на протяжении многих веков не раз приходилось россиянам отстаивать свободу и независимость своей Родины, любовь к Родине и защита Родины всегда были понятиями неразрывными. Наша цель, чтобы в умах и сердцах сегодняшних молодых людей, они такими и оставались;

в борьбе с завоевателями складывался характер народа, его история и, чтобы нынешнее и последующие  поколения знали и любили свою историю;

нельзя без волнения читать страницы о войне, не ощущать огромного горя, которое разом обрушилось на нашу Родину и стало разрастаться… и … я хочу, чтобы наши дети поняли, насколько сильно чувство Родины, чтобы они чувствовали эту землю своей, чтобы знали и не забывали, какой ценой мы её отстояли;

чтобы помнили о тех павших героях;

чтобы с почтением и уважением относились к живым ветеранам – героям;

формировать чувство патриотизма и готовность к защите Отчества;

вести исследовательскую работу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pobedy.75_let.docx42.41 КБ

Предварительный просмотр:

                    МБОУ «СОШ №2 им. Д. Доева с.Гизель»

                           Пригородного района РСО Алания

                                План – конспект

урока победы, «Славе не меркнуть.

Традициям – жить» - посвящённого 75 -летию

    Победы в Великой отечественной войне.

Разрабтала:  Цаллагова Рита Тимофеевна  учитель высшей категории истории и обществознания.

                                        

2019г.

                                «Урок Победы»

«Славе не меркнуть. Традициям жить !» посвящённый 75 – летию Победы в Великой  Отечественной войне.

Цель урока: на протяжении многих веков не раз приходилось россиянам отстаивать свободу и независимость своей Родины, любовь к Родине и защита Родины всегда были понятиями неразрывными. Наша цель, чтобы в умах и сердцах сегодняшних молодых людей, они такими и оставались;

в борьбе с завоевателями складывался характер народа, его история и, чтобы нынешнее и последующие  поколения знали и любили свою историю;

нельзя без волнения читать страницы о войне, не ощущать огромного горя, которое разом обрушилось на нашу Родину и стало разрастаться… и … я хочу, чтобы наши дети поняли, насколько сильно чувство Родины, чтобы они чувствовали эту землю своей, чтобы знали и не забывали, какой ценой мы её отстояли;

чтобы помнили о тех павших героях;

чтобы с почтением и уважением относились к живым ветеранам – героям;

формировать чувство патриотизма и готовность к защите Отчества;

вести исследовательскую работу.

        Задачи урока: способствовать воспитанию этнокультурной идентичности уч-ся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны, развивать представление о сложности современного мира.

        Формирование ЦУД

  • знать основные события, даты, периодизацию ВОВ;
  • выявлять причины исторических событий;
  • выработать умение давать оценку историческим событиям и процессам;
  • умение осуществлять информационный поиск;
  • умения Выражать свои мысли.

Межпредметные связи урока: военная история, история военной техники, военно – политическая география, музыка, литература.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, газетный материал, фотографии

На доске: ВОВ, Родина, Отечество.

Предварительная работа:gizel2.osedu2.ru

  1. Посещение ветерана на дому.
  2. Посещение памятника Петру Барбашову -  gizel2.osedu2.ru
  3. Чтение рассказов о войне.
  4. Разучивание стихов о ВОВ, о Дне Победы
  5. Прослушивание песен военных лет.
  6. Просмотр сюжетов и фильмов о ВОВ, о героях и их подвигах.
  7. Письмо ветерану «Вам. Дорогой человек, спасший XXвек»
  8. Сбор материала о родственниках – героях войны.
  9. Сбор материала о героях-осетинах.
  10. Война в моём селе.

      «Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете»

                        Вл. Путин.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное  и сохраненное предшествующим поколениям, может любить Родину. Узнать её, стать подлинным патриотом.»

                                С. Михалков

«Кто умер, но не забыт – тот бессмертен » (Лао  Цзы)

                                Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Определение темы. Целеполагание
  3. Актуализация знаний учащихся.
  1. Опрос уч-ся по заданному материалу
  2. «Горячий снег сержанта Доева»
  3. Потомки обладателя 5 Георгиевских крестов Карачиса  Кундухова в ВОВ.
  1. Битва за Кавказ. Моё село в Великой Отечественной войне.
  2. Изучение нового материала.  Просмотр фильма «Взятие Берлина. Итоги войны.»
  3. Закрепление. Работа в группах
  4. Письмо Ветерану.
  5. Выводы.

Те, кто воевал, знают, какой  ценой досталась Победа в 1945г.

Война гудит в их напряжённых венах, война томится в них, как рана.

      Но, нужно, чтобы для последующих поколений это был один из самых волнующих праздников. Чтобы знали и помнили, какой ценой завоёван мир.

        Память… течёт река времени. Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже минуло почти 75 лет с тех незабываемых и страшных дней. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 9 мая 1945 г. осталась не просто, как великая дата, но и как рубеж долгих 1418 дней и ночей ВОВ которую вёл советский народ против немецко-фашистских захватчиков.

        Цена Победы. Какова она? Нашей земле готовили печальную участь. Гитлер заявлял: «Вы только стукните хорошенько и этот колосс на глиняных ногах  рассыпется  как карточный домик»

        27 миллионов погибло. Из 18-летних погиб каждый третий. Ежедневно погибало  15 тыс. человек. Если бы мы решили почтить минутой молчания каждого, то нам пришлось бы молчать 38 лет.

        Используя эти данные, в последнее время многие историки говорят, что победа советского народа в ВОВ была одержана главным образом благодаря нашей готовности  заплатить  за неё любую цену. Иными словами, побеждать не умением, а единственно – «большой кровью».

        - Согласимся с этим утверждением, или докажем  обратное ? (Дети отвечают)

        Наша страна пережила величайшую трагедию – войну.

        - А что значит война? Как вы понимаете это слово? (Ужас, смерть, страх, потери, голод, слёзы, горе).

        - Вот что сказал о войне Вольтер: «Война есть бедствие и преступление, заключающее в себе все бедствия и все преступления»

        Да, действительно…  В тяжёлых боях досталась Победа. Одни дрались с врагом на земле, другие били немецко-фашистских захватчиков с воздуха, третьи на море.

                Откроем огонь по фашистской орде

                На море, на суше, в небе – везде –

        писал татарский поэт М. Джалиль.

Звучит песня «Священная война ». На экране появляется плакат «Родина – мать зовёт».    

        - Ребята, когда началась ВОВ ?  (22 июня 1941г.)

        - Как называется фашистский план нападения на СССР (План Барбаросса).

        - На  каких  стратегических направлениях наступали  фашисты согласно плану «Барбаросса»? (группа  армии  «Север» - на  Ленинград,  группа  армии «Центр»- на Москву, группа армии «Юг» – на Киев)

        - Какой город-крепость первым подвергся нападению? (Брест, оказывал сопротивление целый месяц. Подвиг защитников крепости). Когда фашисты вплотную подошли к Москве?

        В сентябре 1941г. на защиту Москвы встали все от мала  до велика. Всю страну облетели слова Командира  В. Клочкова : «Велика Россия, а отступать некуда. Позади – Москва!» Отстояли.

        - Какой была ситуация на северном направлении? (Ленинград – 900 дневная блокада города). Ученик читает стихотворение:

Опять война, опять блокада…                                                                                  А может, нам о них забыть?                                                                     Я слышу иногда: Не надо                                                                                     Не надо раны вередить                                                                             Ведь это правда, что устали                                                                 Мы от рассказов о войне.                                                                И может показаться: правы                                                                И  убедительны слова.                                                                        Но даже если это правда                                                                Такая правда – не права!

        - Город подвергался самым жестоким лишениям. Враг был уверен, что голодающие, мёрзнущие люди вцепятся друг в друга из – за  куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать, и вынуждены будут сдать город.          Но враг ошибался …

Ученик зачитывает собранный материал:

        В суровый период блокады Ленинград  дал фронту:

  • Более двух тысяч танков;
  • 1500 самолётов;
  • 150 тяжелых морских орудий;
  • 4500 полевых орудий;
  • 12 тыс. миномётов;
  • 212 тыс. единиц стрелковых-орудий;
  • Более 7.5 миллионов артиллерийских  снарядов и мин.

- Ленинградцы жили, творили, дерзали, а в течение 152  дней работала «Дорога жизни»

        - Как развивалась ситуация на центральном направлении?  (Враг остановлен у стен Москвы, их план, ведения молниеносной войны рухнул, 28 панфиловцев )

        - События на южном направлении (Киев, Одесса, Севастополь – у врага; двинулся на Сталинград и Кавказ)

        - Значение Сталинградской битвы (начало коренного перелома). (Сталинградская  битва – крупнейшая сухопутная битва в истории человечества. В  битве погибло около 2 млн. человек  но, это была наша победа.)

        - Завершение коренного перелома (Курская битва 1943г.)

        - С этой поры начинается победное наступление наших войск по всем фронтам.

(звучит песня В.Высоцкого «От  границы  мы землю  вертели назад»)

           - Что вы почувствовали  слушая эту песню? (ответы учащихся)

           - Таким образом; речь шла о том,  быть или не быть нашей стране, выжить или погибнуть нашему народу. Война  принесла с собой миллионы изломанных и искалеченных судеб, горе и страдания сирот, вдов, матерей… Нет такой  российской  семьи, которую война обошла бы стороной…                 Если  не воевали, то работали в тылу, госпитале. Живых свидетелей уже мало, и семейные истории превращаются в легенды. Мы обязаны помнить их – ибо: «кто умер, но не забыт – тот бессмертен».

           - Ребята, я попросила вас провести поисково-исследовательскую работу по теме «История моей семьи в истории  Великой Отечественной войны».

           Ученик: («горячий снег сержанта  Доева»). Удивительно…  Свой подвиг Салам совершил в день рождение своего старшего брата  5 февраля 1945 года, который был контужен и оказался в блокадном Ленинграде. Его выходила семья  Чесноковой  Ады, у которой ребенок умер от тягот блокады. Но советского солдата спасли!  А Саламу, когда он совершал подвиг, шел 19 год!!!  

      Говорят, дети  Героев, как правило, не становятся героями. Этот домысел опровергает следующий наш герой, о котором нам расскажет…

   Ученик: Как тут не вспомнить пять Георгиевских крестов Карачиса  Кундухова , внук которого  Казбек  Кундухов  в боях Великой Отечественной войны был награжден орденами:  «Слава» 3 степени, «Слава» 2 степени, «Слава» 1 степени, «Красного знамени», 2 «орденами  Отечественной войны» 2 и 1 степени, медалями  за «Отечественную войну», «за оборону Ленинграда».  Я, праправнучка  Карачиса  Кундухова  буду продолжать их славные дела!

    Сыны Осетии защищали  Родину от немецких фашистских захватчиков под Сталинградом, под Москвой, Киеве, Орле…  Они не просто принимали участие в боях той войны, они оставили один из самых заметных следов в ее  ходе и ее истории.

     Ученик: Действительно, это так. Об этом говорит тот факт, что в процентном соотношении, осетины на голову превзошли  все остальные нации по количеству Героев Советского Союза. Это ли не повод гордиться своими отцами. 34 представителям осетинского народа было присвоено звание Героя Советского Союза. В их числе прославленные полководцы – дважды Герой Советского Союза, Герой  Монгольской  Народной Республики, генерал армии  И.А. Плиев;  Герой Советского Союза, генерал  армии  Г.И. Хетагуров; Герой Советского Союза, генерал-полковник Х.Д. Мамсуров; снайпер, наш односельчанин Давид Тебоевич  Доев, чье имя с гордостью носит наша школа.      

     16 мая 1944 г «За образцовое выполнение боевых заданий … проявленные при этом мужество и героизм» старшина Д. Доев посмертно  был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Был награжден орденами Ленина, Отечественной войны 2 степени Красной звезды.

     В честь Д. Доева  названа также керченская школа №26, открыт памятник в с. Гизель, куда мы приносим живые цветы.

     Память- часть нашей культуры, национального самосознания… Мы обязаны ПОМНИТЬ.

Огромная часть нашей территории была занята немецко-фашистскими захватчиками, в том числе и наша малая родина.

      Ученица: Битва за Кавказ, мое село в войне, ссылка: gisel2.Osedu2.ru

      Звучит песня из к/ф «Офицеры»

      4. Оставался последний этап в ходе Великой Отечественной войны - битва за Берлин и наша Победа. Но до нее дошли не все…

     Ученик: читает стихотворение К. М. Симонова, посвященное его другу писателю, военному корреспонденту Евгению Петрову- автору «12 стульев»

     Неправда… друг не умирает,

     Лишь рядом быть перестает,

     Он кров с тобой не разделяет,

     Из фляги из твоей не пьет…


   

    …

    Никто еще не знает средства

    От неожиданных смертей .
   Все тяжелее груз наследства,

    Все уже круг твоих друзей.
   Взвали тот  груз себе на плечи,

    Не оставляя ничего,

    Огню, штыку, врагу на встречу

     Неси его, неси его!                                                                                                                  

    Когда же ты нести не сможешь,

    То знай ,что, голову сложишь,

     Его всего лишь переложишь

     На плечи тех ,кто будет жив.

     И кто-то ,кто тебя не видел,

    Из третьих рук твой груз возьмёт,

    За мёртвых мстя и ненавидя

    Его к  победе донесёт.

                                                                           Смерть друга

    Демонстрация фильма”Взятие Берлина. Итоги войны”(анализ фильма)                                                    -О каком событии Великой Отечественной войны рассказывается в фильме?        

(Берлинской операции,        в ходе которой был взят Берлин советскими войсками)

-Как вы считаете,        в чём значение этого события (Оно завершило         Великую Отечественную войну победой советского народа над фашистской Германией)

V -Ребята мы с вами знаем латинскую поговорку ; Когда грохочут пушки ,музы молчат.                                                                                                                                                                          

 Но, во время Великой Отечественной войны ,они наравне с солдатами сражались против врагов; в 1942 г. К.Симонов пишет стихотворение «если дорог тебе твой дом», о котором маршал Советского Союза И.Х.Баграмян сказал;» я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза; оно убило гитлеровцев больше ,чем самый прославленный снайпер».

-Ребята, давайте поработаем  в группах  и» зажжём свою свечу»памяти  в честь тех, кто  ковал победу в Великой Отечественной войне.

О войне создано много произведений культуры. Мы проверим свои знания по страницам:

        1.Обелиски памяти

        2.Песня в шинели

       3.Палитра войны

      4.Даты и события

     5.Города-герои

      6.Военная проза

      7.Строки, обожженные войной

      8.Помним имя твое

      9.Парад победы  

       gisel2.osedu2.ru

- С каждым годом все меньше ветеранов, которые открывают Парад Победы. На груди у них ордена и медали…

       А в списках ветеранов войны напротив ( почти каждой) фамилии ,уже две даты : родился и умер.

Ученик: Зачитывай письмо Ветерану ВОВ.

           

Ученик : Зачитывает письмо Ветерану ВОВ.   gisel2.osedu2.ru

Весь под ногами шар земной

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее  родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Чем им обязан – знаю я.

И пусть не только стих,

Достойна будет жизнь моя

Солдатской смерти их.

-Продолжаем работу в группах и формулируем причины Победы, чтобы ответить на вопрос , поставленный в начале урока.

(Ответы учащихся)

VII –Россия –самобытный, великий мир, полный силы, неисчерпаемой, созданный медленною работаю веков,  упорной борьбой, счастливой или бедственной ,под громом древних междоусобий, под шумом половецких набегов ,под гнетом татарского ига ,в боях литовских, в славных победах последнего времени… Россия, все свое взявшая  ,извне безопасная , врагу недоступная или  погибельная – писал В.А.Жуковский.

     - Но…не все хотят с этим мириться.

     «…Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы духовно-нравственные. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку будем делать на молодежь, станем  разлагать, развращать, растлевать ее – эти слова приписывают шефу американской разведки Аллену Даллесу  (1945).

И … чтобы черные силы не победили, мы не имеем права терять нашу социальную память:

           а для этого, как сказал наш Президент: «важны моральные устои». С этой целью: « Наставлять юношу в начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.»

           -Ребята,

            Пусть

В большой удивительной жизни,

Каждый прожитый день,

Каждый сделанный шаг

Служат Верой и Правдой Отчизне.

На экране появляется фотография военного корреспондента Е.А.Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом» с надписью: Ради этой минуты отдали  жизнь миллионы…

Звучит песня: « День Победы» в исполнении Л. Лещенко.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа, посвящённого 70-летию освобождения Кубани "Славе Кубани не меркнуть - традициям жить"

Классный час "Славе Кубани не меркнуть - традициям жить" посвящён 70 - летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков, урок памяти нашим землякам, павшим на поле брани, оставшимся в...

Славе не меркнуть,традициям жить!

Презентация к классному часу в рамках оборонно-массовой работы....

Сценарий открытия месячника оборонно-массовой и военно-спортивной работы "Славу Кубани не меркнуть - традициям жить!"

Открытие меячника проводилось в виде интеллектуальной игры. Команды проходили испытания по станциям, отвечали на вопросы. По итогам игры определялись победители....

"Славе не меркнуть. Традиции-жить!"

quot;Славе не меркнуть. Традиции-жить!"...

Статья "Традициям жить"

Статья "Традициям жить"...

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Славе - не меркнуть! Традициям - жить!"

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Славе - не меркнуть! Традициям - жить!"...

Славе- не меркнуть, памяти- жить!

Сценарий торжественного мероприятия, посвященный Дню Победы, 100-летию со Дня образования пионерской организации...