Технологическая карта урока истории древнего мира «Рим при императоре Нероне». (5кл)
план-конспект урока по истории (5 класс)

Савицкая Лариса Ярославна

На данном уроке планируется познакомить обучающихся с личностью Нерона, выяснить основные черты его правления, расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в истории; развивать уменя работать с учебником и другими источниками информации; учиться излагать свои мысли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории древнего мира (5 класс).

Тема урока  «Рим при императоре Нероне».

 

Цель урока:

Познакомить обучающихся с правлением  императора Нерона.

Задачи:

Обучающая

Дать представление о личности Нерона, выявить основные черты его правления.

Развивающая

Формировать умения работать с историческим документом и другими источниками информации, работать в паре,  развивать логическое мышление и умение делать выводы.

Воспитательная

Способствовать воспитанию нравственной личности, воспитывать общую культуру, восприятие истории с позиции морали.

Планируемые результаты:

Личностные 

Обрести мотивацию к изучению нового материала; осмыслить роль личности в истории.

Предметные 

Овладеть целостными представлениями о развитии Рима на поздних этапах; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в истории; давать образную характеристику Нерона.

Метапредметные 

Формулировать задачи урока; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, определять собственное отношение к историческим явлениям; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; самостоятельно формулировать учебную задачу и выбирать средства ее достижения из предложенных, а так же искать их самостоятельно;  анализировать и сравнивать факты и явления; выделять главную информацию из различных источников информации.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Форма урока

Комбинированный .

Методы и приемы

Индивидуальная, фронтальная, парная.

Технологии

Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, проблемного обучения.

УМК

 Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. Всеобщая история. Программа по истории Древнего мира. М., «Просвещение».

Сорокина Е.Н. Рабочая программа по истории Древнего мира, 5 класс, к УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой -М.: ВАКО, 2014

ХОД УРОКА

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

УУД

1.Орг. момент

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

2.Мотивация учебной деятельности

Предлагает обучающимся выполнить задание на карточке (Слайд 1).

Знакомит с критериями оценивания и предлагает   провести взаимопроверку по образцу (Слайд 2).

Предлагает разгадать ребус для определение темы урока (Слайд 3).

Беседа с учащимися:

- что мы должны узнать сегодня на уроке?

Результаты беседы учитель формулирует в план урока и записывает его на доске.

Обучающиеся выполняют задания

Осуществляют взаимопроверку

Разгадывают ребус, формулируют тему урока (Слайд 4)

Беседуют с учителем, формируют цель и задачи урока.

Делают записи в тетрадь.

Регулятивные УУД: демонстрируют знания по пройденному материалу, осуществляют взаимопроверку;

демонстрируют знания, формулируют тему  урока, цели и задачи.

Коммуникативные УУД:

ведут диалог с учителем.

Личностные УУД:

Рассуждают, доказывают свою точку зрения

3.Изучение нового материала

Рассказ учителя:

Начиная с Октавиана Августа, Рим становится империей. Власть сосредотачивается в руках императоров, которым поклоняются теперь в Риме, как божествам.

В 54 г. римским императором становится Нерон – приемный сын императора Клавдия      (Слайд5) . Нерон получил власть незаконным путем. Его мать Агрипина уговорила своего мужа, императора Клавдия, усыновить Нерона. Вскоре Клавдий был отравлен, а Агрипина сделала все, чтобы ее сын, которому не было еще и 17 лет возглавил империю.

Чем же прославился Нерон, пребывая у власти?

Может быть,  как Юлий Цезарь успешными походами или мудрыми законами как Солон или Перикл? Об этом вы узнаете, просмотрев видеофрагмент и прочитав документ в рабочем листе.

Физминутка.

Предлагает обучающимся посмотреть видеофрагмент и поработав в парах, выполнить задание 2 на рабочем листе.

Учитель выдвигает проблему:

в 64 году в Риме произошел страшный пожар. Посмотрите на картину (слайд 6). На ней изображен преступник, который поджег Рим. Чтобы узнать кто он, вам необходимо провести расследование в группах.  

На рабочем листе записан список подозреваемых , вам необходимо определить возможные мотивы преступления и найти виновного.

Задание №3 на рабочем листе.

Имя Нерон  на сабинском      языке означает «Храбр, силен». Соответствовало ли оно поступкам Нерона?

Почему императора          Нерона считали « наихудшим» правителем Рима?

Слушают учителя.

Записывают в тетради годы правления Нерона

Слушают учителя.

Читают документ №1, отвечают на вопросы к документу.

Смотрят видеофрагмент, обсуждают в парах полученную информацию, сравнивают.

Работают в группах, выполняют задание №3, представляют свои ответы. Приходят к выводу, что виновным в поджоге мог быть Нерон

Учащиеся анализируют личность Нерона на основании Памятки:

1.Имя, дата жизни

2.Главные черты характера

3.Раскройте важнейшие события жизни и поступки.

4.Определите, что нравится в личности, а что неприемлемо в его характере, поступках

5.Значение деятельности правителя.

Познавательные УУД: извлекают информацию из рассказа учителя, работают с текстом документа.

Коммуникативные УУД:

ведут диалог.

Регулятивные УУД: рассуждают, доказывают свою точку зрения,  

Регулятивные УУД:

планируют и контролируют свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

совместная деятельность, управление поведением партнера.

доказывают свою точку зрения

Познавательные УУД: извлекают информацию из

видеофрагмента.

Познавательные УУД: анализируют учебный материал урока, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

планируют и контролируют свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

Ведут диалог.

4. Первичное осмысление и закрепление

- Поступки, деяния Нерона подвели к логическому концу. Восстали провинции, недовольные налоговым гнетом. Сенаторы воспользовались возможностью избавиться от мстительного, коварного императора, низложили его и принудили покончить с собой. Такова учесть многих диктаторов.

Каковы же итоги правления  императора Нерона? О чем вы узнали сегодня на уроке?

Учитель предлагает обучающимся составить синквейн на тему «Нерон», используя  подсказку в рабочем листе.    

Учащиеся выделяют итоги правления императора Нерона.

Составляют синквейн и представляют результаты своей работы.

Регулятивные УУД:

формулируют ответ, применяя полученные знания

6. Рефлексия

Учитель возвращает обучающихся к плану урока, сформулированному  на этапе постановки целей и задач.

Все ли задачи, поставленные на сегодняшний урок, выполнены?

Достигнута ли цель нашего урока?

Комментированное выставление отметок за урок.

Сравнивают полученные знания с поставленными целями.

Самооценивание и взаимооценивание.

Познавательные УУД: делают анализ полученных знаний.

Регулятивные УУД:

оценивают свою работу на уроке и работу всего класса.

7. Домашнее задание

 § 55, ответить на вопросы на стр. 268.

Творческое задание – подготовить  сообщение о философе Сенеке.  

Запись домашнего задания в дневник.

Приложение 1.

Рабочий лист к уроку «Рим при императоре Нероне».

Задание 1. Прочтите текст документа  и дайте ответы на вопросы  к нему.

Документ. «Отрывок из сочинений современника Нерона, писателя Светония»

 … Трех месяцев Нерон потерял отца; …  На одиннадцатом году он был усыновлен императором Клавдием и отдан на воспитание Сенеке, тогда уже сенатору… В день совершеннолетия он был представлен народу и обещал плебеям раздачу, а воинам подарки;

        …Нерон  объявил, что править будет по начертаниям Августа, и не пропускал ни единого случая показать свою щедрость, милость и мягкость. Обременительные подати он или отменил или умерил.  

 … Когда ему предложили на подпись указ о казни какого-то уголовного преступника, он воскликнул: "О если бы я не умел писать!"  Когда сенат воздавал ему благодарность, он сказал: "Я еще должен ее заслужить".        

... В гладиаторской битве, устроенной в деревянном амфитеатре близ Марсова поля - сооружали его целый год, - он не позволил убить ни одного бойца, даже из преступников…

…. Правя суд, он отвечал на жалобы только на следующий день и только письменно. Следствия вел он обычно так, чтобы вместо общих рассуждений разбиралась каждая частность в отдельности с участием обеих сторон.

1. Каким был молодой император Нерон?

2. Найдите в тексте предложения, подтверждающие вашу точку зрения.

(Возможные ответы:

- Нерон хотел быть хорошим правителем, как Август. Он даже облегчил жизнь народа, сократив налоги.

- Он не был жестоким: не хотел подписывать смертные приговоры. Он любил мать, значит, был способен любить и других людей.

- Нерон стремился быть честным: сократил награды доносчикам.

- Император заботился о народе: устраивал для него развлечения, игры.

- Нерон должен быть мудрым правителем, ведь его воспитывал и помогал ему управлять философ Сенека.)

Задание 2. 

  • Посмотрите видеофрагмент «Нерон» и сравните его содержание с характеристикой  Нерона, оставленной историком  Светонием.

(Возможные ответы:

- Император изменился в худшую сторону. Он стал жестоким – расправился с матерью …

- Он растрачивал  казну по своей же вине на зрелища и завоевание любви у народа, а теперь ищет незаконные способы её пополнения.

- Он стал подозрительным, казнил невиновных людей, как в случае с рабами..

- Нерон не терпел советов, принудил к самоубийству Сенеку.)

  • Чем же можно объяснить противоречия в его поступках и деятельности?

(Возможные ответы:

- Нерон стал императором не вполне законно и боялся быть свергнутым или убитым, как и его предшественники. Отсюда и подозрительность,  и коварство.

- Император оказался слабым хозяином, и он пытается пополнить казну за счёт убийств богатых людей.

- Нерон со временем почувствовал вкус к власти, и ему доставляло удовольствие решать судьбы людей, как бы быть Богом.

- Полюбив власть, он разлюбил советчиков и всех, кто его хотя бы немного критиковал, Нерон казнил.

- Само время, эпоха Нерона были жестоким. Нравы римлян были жестокие, развлечения – кровавые. Даже римские боги участвовали в кровопролитии, воюя друг с другом. Чему же удивляться: Рим получил «достойного» правителя.)

  • Портит ли неограниченная власть правителя  государства?

(Возможные ответы:

- Власть всегда портит человека. Даже талантливый полководец Юлий Цезарь, получив ту самую власть над людьми, государством стал называть себя императором, восседал по-царски и на царском троне.

- Власть отрицательно влияет на человека. А. Македонский и «Илиаду» читал, и у Аристотеля учился, а как только завоевал огромные территории, так и стал называть себя Богом, требуя почестей, поклонения.

- Я не согласен. Не всегда власть портит политика. Солон, афинский архонт, всегда был честным. Он убрал долговые камни с полей бедняков,  не о себе заботясь. А народные трибуны братья Гракхи погибли за дело плебса, пытаясь вернуть ему землю.

- Во время Нерона коварство, интриги были нормой жизни государственных лиц. Не один Нерон был жесток, даже Сенека (философ) плёл кровавые интриги.)

        Задание 3. Определите виновного в поджоге, объясните свою точку зрения.        

1.  Варвар, вождь варваров.  

2.  Царь парфян.

3. Раб.

4. Христиане.

(Возможные ответы:

- Варвар, вождь варваров. Варвары могли поджечь безуспешно осаждаемый город, теперь радоваться его гибели.

- Царь парфян, ведь известно то, что римляне долгое время сражались с Парфянским царством.

- Раб. Горящий город уничтожил его тюрьму, и он, раб, теперь свободен.

- Христиане - верили в своего Бога – Спасителя.)

Задание  4.          Синквейн.                   1Нерон       

2. ________________________________________________

3. ________________________________________________

4. _________________________________________________

5. _________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс с применением технологии критического мышления

Предмет: историяКласс: 5Тема урока: Древнейшая Греция.Тип урока: комбинированный урокДлительность: 40 минутТехнология – Технология критического мышления через чтение и письмо....

технологическая карта урока История древнего мира

примерный вариант технологической карты обобщающего урока "Древний Египет"...

технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"

Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....

Технологическая карта урока История древнего мира 5 класс ФГОС "Финикийские мореплаватели".

Уважаемые коллеги. Предлагаю ознакомиться с моей авторской разработкой. Надеюсь она будет для Вас полезной....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ "ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ "ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ" СОДЕРЖИТ МАТЕРИАЛ ПО  ДПННОЙ ИЕМЕ, ТЕРМИНЫ, РЕФЛЕКСИЮ....

Технологическая карта урока истории древнего мира "Древняя Спарта" (5кл)

В рамках урока истории сформировать историко-географический образ Древней Спарты как полиса Древней Греции, охарактеризовать особенности культуры и обычаи. Развивать навыки работы с информацией (отбир...