Рабочая тетрадь по дисциплине «История родного края»
учебно-методическое пособие по истории (11 класс)

Рабочая тетрадь предназначена для обучающихся 2 курса в помощь при изучении тем и выполнении практических заданий по дисциплине «История родного края». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_po_istoria_rk.docx727.51 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное образовательное учреждение

Уральский региональный колледж

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по учебной дисциплине

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

Челябинск 2019

Рабочая тетрадь по дисциплине: «История родного края»: Учеб.-методическое пособие / Т.Е.Аркадьева. – Челябинск: ПОУ «УРК», 2019. – 43 с.

Рабочая тетрадь предназначена для обучающихся 2 курса в помощь при изучении тем и выполнении практических заданий по дисциплине «История родного края».

Одобрено учебно-методической комиссией ПОУ «Уральский региональный колледж».

СОДЕРЖАНИЕ

     Пояснительная записка………………………………………………………4

     Введение ……………………...……………………........................................5

     Тема 1Начало Уральской истории…………………………………………..6

     Тема 2Урал в Средние века..………………………………………………...12

     Тема 3Уральский край в составе Русского государства в XVIII веке……14

     Тема 4 Промышленная модернизация Урала………………………………17

     Тема 5-6 Урал в XIX веке………. ………………………………………….22

     Тема 7 Развитие Урала в начале ХХ века …………………..……………..25

     Тема 8-9 Революционные события на Урале. Урал в условиях НЭП-а….26

     Тема 10-11 Урал в годы ВОВ……………………….………………………29

     Тема 12 Уральский край в послевоенное двадцатилетие..………………..35

     Тема 13 Урал в 1960-1985г.………………………………………………….37

     Тема 14-15 Урал в 1985-1991 г.……………………………………………..38

     Вопросы к промежуточной аттестации…………………………………….41

     Список используемых источников…………………………………………43

     Рекомендации для выполнения практических работ……………………...44

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая тетрадь учебной дисциплины "История родного края" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников всех специальностей.

Рабочая тетрадь представляет собой структурированный конспект, включающий, основную терминологию, содержание изучаемого материала, задания для практических и самостоятельных работ.

Цель рабочей тетради стать опорным, вспомогательным материалом и оказать реальную помощь при подготовке домашнего задания и работе на уроке. Требования к уровню подготовки выпускника дают конкретные представления о том, что именно должны знать студенты, какие умения у них должны быть сформулированы, чтобы представить в той или иной форме полученные знания. Все представленные основные понятия, вопросы и задания могут быть использованы как исходный материал при проверке знаний по изучаемой теме. Данные материалы помогут правильно осуществить проверку и оценку качества знаний.

Введение.

Урал – смысл понятия.

  1. Определите особенности географического положения Урала:

Какая горная система является основной частью региона?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На какие три части делится Уральский регион?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите природные ресурсы Уральского региона

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие субъекты федерации входят в состав Уральского региона?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Топонимика Урала

Какие варианты названия Урала и их переводы, Вы можете привести?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 2 История Урала

Тема 1 Начало Уральской истории

  1. Периоды формирования культуры древнего человека на Урале

Заполните таблицу:

Период

Хозяйственная жизнь

Искусство

Территория расселения

Энеолит

Бронзовый век

Ранний железный век

На основе текста справочного материала заполните таблицу №1:

Развитие степных и лесных племен не было одинаковым. На юге Урала обитали кочевники — савроматы, а позднее — сарматы, входившие в состав обширного скифо-сибирского мира. О савроматах в своей «Истории» упоминает греческий ученый Геродот. На широких просторах степей от Алтая до Причерноморья распространились племена, в культуре которых были сходные формы вооружения, конской упряжи, изобразительного искусства (скифский звериный стиль).

Поселения и могильники

Поселений известно немного, главным источником для изучения савромат и сармат служат курганы (Тримары,   Пятимары,   Филипповские). Высокие земляные холмы часто покрывали или огораживали камнем, в них находят следы огня, а в погребениях рядом с умершими — мечи (от 25 до 130 см дл.), кинжалы, колчаны со стрелами (до 300 штук), луки, сосуды из дерева, серебра, золота, глины, украшения, которые часто прятали в тайнике.

Искусство

Выполненные в зверином стиле вещи из южноуральских курганов сходны со скифскими и сибирскими,  но отличаются от них деталями.  В Филипповских курганах (Оренбургская область) найдены своеобразные деревянные, обшитые золотом, фигуры стоящих оленей. Распространено изображение сцен борьбы, терзания копытных животных (сайгака, барана, косули, оленя)  хищниками  (тигр,  пантера,  волк).   На уральских памятниках чаще встречаются изображения волка, медведя и фантастических животных. По мнению некоторых ученых, такие сцены отражают сложные взаимоотношения кочевников, важное место в занятиях которых занимала война.

Хозяйство

В хозяйстве савромат-cармат главным было разведение лошадей и овец. Скот весь год находился на подножном корму. Кочевание проходило по определенным маршрутам, и за семь-восемь месяцев стада проходили до 2 тыс. км. Существовала собственность семей или их глав на скот. Основным жилищем кочевников была войлочная юрта. Занимались кочевники ткачеством, обработкой дерева, камня, кости, металла, но бронзовое оружие получали от северных соседей.

Первые поселения на Урале:

Охарактеризуйте поселение Аркаим, нанесите на схему основные элементы поселения:

Характеристика:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Охарактеризуйте поселение Синташта:

Датировка:_________________________________________________________Локализация:_____________________________________________________

Какие укрепления включает:   ______________________________________________________________________________________________________________________________________Описание:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Формирование коренных народов Урала

Заполните сравнительную таблицу, народы Урала:

Народность

Территория расселения

Период формирования

Быт основные занятия, культура

Коми

Манси

Удмурты

Башкиры

Марийцы

Тест для внеаудиторной работы обучающихся:

1. Древнейший человек на Земле появился около 3 млн. лет назад. Когда появились первые люди на Урале?

а) 1млн. лет назад,

б) 300 тыс. лет назад,

в) около. 150 тыс. лет назад.

2. Какая стоянка человека на территории края самая древняя:

а) на берегу озера Карабалыклы,

б) поселение Аркаим,

в) Идрисовская пещера на р. Юрюзань.

3.Южный Урал – единственный район в Восточной Европе, где открыты пещеры с рисунками людей каменного века. Назовите пещеру, найденную в Челябинской области:

а) Капова пещера,

б) Игнатьевская пещера,

в) Ключевская пещера.

4. Что служило источником сырья для изготовления каменных орудий труда для первобытных мастеров:

а) кремень,

б) яшма,

в) гранит.

5. Керамика – один из первых искусственных материалов на планете. К какому времени относится открытие керамики на Южном Урале:

а) Х тыс. лет до н.э.

б) V-VI тыс. до н.э.

в) III тыс. до н.э.

6. Какой первый металл начали обрабатывать люди на Южном Урале:

а) медь,

б) бронзу,

в) железо.

7.Когда на территории края начал складываться бронзовый век:

а) с начала II тыс. до н.э.

б) VII в. до н.э.

в) III тыс. до н.э.

Тема 2 Урал в Средние века

  1. Биография Стефана Пермского

        

  1. Биография Ермака

Тема 3 Уральский край в составе Русского государства в XVII веке

  1. Заполните схему административно-территориального деления Урала в XVII веке

Основные единицы деления:_________________________________________

Уездные центры: ___________________________________________________________________Статус вотчины Строгановых: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________

Административный центр: ____________________________________________

Крупные  уезды: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест для внеаудиторной работы обучающихся:

1.Заселение Южного Урала русскими началось в:

а) IX веке,

б) XIII веке,

в) XVI веке.

2.Что способствовало заселению исетского края русскими:

а) строительство острогов и монастырей,

б) обилие земли для хлебопашества,

в) Оренбургская экспедиция.

3. Первые поселенцы Исети: (продолжить ряд)

а) черносошные крестьяне Поморья,

б) посадские люди Поморья,

в) …………………………….

г) ……………………………..

4.Коренным населением Южного Урала являются:

а) русские,

б) башкиры,

в) монголы-татары.

5.Пришлые крестьяне, поселившиеся на башкирских землях назывались:

а) крепостные,

б) припущенники,

в) переселенцы.

6.Основание Русской Течи, первого русского поселения на территории современной Челябинской области было в:

а) 1557 г.

б) 1669 г.

в) 1682 г.

7.Оренбургская экспедиция была организована:

а) в 1721 году,

б) в 1730 году,

в) в 1734 году.

8.Руководителем Оренбургской экспедиции был:

а) И.К. Кириллов,

б) В.Н. Татищев,

в) И.С. Арсеньев.

 9.Город, открывший дверь в Азию:

а) Оренбург, б) Челябинск,

в) Уфа.

Тема 4 Промышленная модернизация Урала в XVIII веке

Основываясь на тексте учебного пособия, охарактеризуйте:

  1. Первые заводы на Урале

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Административное деление Урала после реформ Петра I

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Изменения на Урале после реформ Петра I __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Составьте краткое сообщение о Невьянском заводе:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реформы Петра I Первую четверть XVIII в. называют эпохой преобразований Петра I, хотя реформировать управление Петр начал еще в конце XVII столетия. В частности в 1699 г. в городах были учреждены ратуши — органы городского самоуправления. В состав ратуш входили бурмистры, избираемые на городских сходах. Посадское население отныне изымалось из-под власти воевод. Правда, на города Зауралья эта реформа не распространялась — здесь попрежнему командовали воеводы. Указ о создании губерний вышел в 1708 г. Почти весь Урал вошел в Сибирскую губернию с центром в Тобольске; лишь южные земли Вятского края и Башкирия отошли к Казанской губернии. Возглавляли губернии губернаторы, назначаемые царем; им устанавливалось казенное жалованье. Уездные воеводы переименовались в комендантов. Они оказались в подчинении у губернаторов, лишившись права непосредственного общения с центром. Губернаторам подчинялись и органы городского самоуправления. Первым казанским губернатором стал боярин П. М. Апраксин. Сибирскую губернию возглавил князь М. П. Гагарин, прославившийся казнокрадством и взяточничеством; в 1721 г. «за неслыханное воровство» его казнили в Петербурге. В результате реформы 1719— 1724 гг. Сибирскую губернию разделили на пять провинций, в числе которых были Вятская, Соликамская и Тобольская. В Вятскую провинцию вошли Вятский, Кунгурский и Кайгородский уезды, в Соликамскую — Соликамский и Чердын-ский, в Тобольскую — Тобольский, Верхотурский, Тюменский, Туринский, Пелымский, Березовский, Сургутский и Тарский. Южная часть Вятского края оказалась поделенной между Казанской и Свияжской провинциями Казанской губернии; на территории Башкирии была образована Уфимская провинция, тоже приписанная к Казани.Административную власть в губерниях, а также в Тобольской и Казанской провинциях представляли губернаторы (при их были вице-губернаторы и губернские канцелярии).Остальными провинциями управляли воеводы, при которых создавались воеводские канцелярии. Все города изымались из ведомства местной администрации; в них власть переходила к магистратам — новым органам городского самоуправления,  возглавляемым несменяемыми бургомистрами и подчинявшимся Главному магистрату в Петербурге.В первой четверти XVIII в. на Урале, где начал формироваться центр крупного горнозаводского производства, складывается также система управления горно-металлургической промышленностью. В 1720 г. в Кунгуре возникла Горных дел канцелярия, возглавленная В. Н. Татищевым; в следующем году она перемещается на Уктусский казенный завод, где была реорганизована в новый орган — Сибирское высшее горное начальство (в 1723 г. переименовано в Сибирский обербергамт). Сменивший В. Н. Татищева генерал-майор В. Геннин в 1723 г. переносит свою резиденцию на новопо-строенный Екатеринбургский завод. Под началом Сибирского обербергамта находились бергамты — Пермский и Казанский. Низшим звеном в этой структуре являлись заводские конторы.В 30-х гг., когда во главе уральских заводов снова встал В. Н. Татищев, обербергамт был переименован в Канцелярию главного правления сибирских и казанских заводов, а бергамты — в горные начальства. В середине столетия появляется третье — Оренбургское горное начальство. Органы горнозаводского управления на подведомственной территории ведали не только самими предприятиями, но и людьми, которые на этих предприятиях работали, включая приписных крестьян; они были наделены организационно-техническими, административно-полицейскими, финансовыми и судебными функциями. Из состава Канцелярии главного правления заводов со временем выделилась Контора судных и земских дел, которая стала ведать приписными крестьянами. Все крестьянские селения, приписанные к уральским заводам, были расписаны по пяти дистриктам: Екатеринбургскому, Ала-паевскому, Катайскому, Камышловскому и Кру-тихинскому. В 1737 г. Камышловский и Крути-хинский дистрикты присоединили к Катайскому. Во главе дистриктов находились управители с земскими конторами, которые непосредственно подчинялись Конторе судных и земских дел. По существу Екатеринбург со всеми заводами, заводскими и приписными селениями был выведен из-под власти губернского центра — Тобольска.

6. Заполните таблицу, социальные восстания на Урале:

Восстание

Дата

Основные события

Итог

 Башкирское восстание (1662—1664)

 Башкирское восстание (1704—1711)

Восстание Пугачёва (Крестьянская война 1773—1775 годов

Тест для внеаудиторной работы обучающихся:

3.Когда Челябинск стал центром уезда:

а) в 1743 году.

б) в 1781 году,

в) в 1898 году.

34.В конце XVIII века челябинский врач совершил подвиг самопожертвования во имя излечения больных. Назовите имя этого врача:

а) Петр Симон Паллас,

б) Василий Григорьевич Жуковский,

в) Степан Семенович Андреевский.

35. Город Челябинск основан в 1736 году как военное поселение – крепость.

Найди верное объяснение происхождения названия:

а) произошло по урочищу Челяби,

б) по мужскому имени Челяби (Селяби),

в) все объяснения верны.

36.Назовите основные категории мастеровых и работных людей края в середине XVIII века:

а) собственные (купленные) крестьяне,

б) приписные крестьяне,

в) ремесленники,

г) пришлые люди (вольнонаемные).

д) вечноотданные,

е) мастеровые,

ж) царские,

з) государственные.

37.Какое выступление крестьян известно под названием “ Дубининщина”:

а) восстание приписных крестьян Кыштымского завода,

б) выступление крестьян Долматовского монастыря,

в) восстание под предводительством Е.Пугачева.

38.Назовите крупнейшее в истории России крестьянское восстание, последнее в феодальной эпохе:

а) восстание башкир в 1707-1708 г.г. под предводительством Алдара Исянгильдина,

б) восстание башкир в 1775 г. под предводительством Абдуллы Алиева (Батырши),

в) восстание 1773-1775 г.г. под предводительством Е.Пугачева.

39.Назовите крупные города, занятые восставшими крестьянами под предводительством Е.Пугачёва:

а) Ижевск,  б) Саранск,в) Пенза,г) Саратов,д) Уфа,е) Камышин,ж) Астрахань,з) Челябинск,

и) Москва.

Тема 5-6  Урал в XIX веке

Тест для внеаудиторной работы обучающихся:

1.Основной отраслью промышленности в начале XIX века на Южном Урале оставалось горнозаводское дело. Были основаны новые заводы:

а) Тирлянский,

б) Златоустовский,

в) Верхне-Уфалейский,

г) Миасский.

2. 28 августа 1805 г. была создана и пущена в действие более совершенная конструкция доменной печи, изобретателем которой был:

а) Павел Аносов,

б) Иван Бушуев,

в) Харитон Коротин.

3.Назовите имя основателя учения о стали, родоначальника высококачественной металлургии:

а) П.Аносов,

б) И.Бояршинов,

в) И.Бушуев,

г) Н.Демидов.

4.Когда в Челябинском уезде был открыт каменный уголь:

а) в 1800 году,

б) в 1823 году,

в) в 1841 году.

5.Где и в каком году был построен первый в мире завод стальных пушек:

а) в Челябинске в1823 году,

б) в Санкт-Петербурге в 1841 году,

в) в Златоусте в 1859 году.

6.Назовите русского металлурга, инициатора производства стальных пушек:

а) П.П.Аносов,

б) Н.И.Шевцов,

в) П.М.Обухов.

7.Бронзовые пушки выдерживали не более 150 выстрелов. Сколько выстрелов произвела стальная пушка П.М.Обухова:

а) 1000 выстрелов,

б) 2000 выстрелов,

в) 4017 выстрелов.

8.Ещё в XVIII веке при казённом Златоустовском заводе была устроена золотопромывательная фабрика, когда были открыты Миасские промыслы?

а) в 1812 году,

б) в 1823 году,

в) в 1842 году.

9.За богатые месторождения золота Миасскую долину называли:

а) “Уральским Клондайком”,

б) “Уральской Калифорнией”,

в) “Русской Бразилией”.

10.Основным занятием населения в начале XIX века было:

а) сельское хозяйство,

б) промышленность,

в) торговля,

г) все вместе взятые.

11.Назовите численность воинов, ушедших на Отечественную войну 1812 года с Урала:

а) свыше 10 тыс. воинов

б) свыше 40 тыс. воинов

в) 100 тыс. воинов.

12.Когда были отправлены первые отряды казаков Урала на борьбу против Наполеона?

а) в 1805 году,

б) в 1812 году,

в) в 1813 году.

13.Чем были вооружены казаки Урала?

а) ружьями,

б) пистолетами,

в) саблями,

г) пиками,

д) боевыми топорами,

е) пушками,

ж) луками.

14.В каких сражениях Отечественной войны 1812 года участвовали южноуральцы?

а) в приграничных сражениях,

б) в Бородинском сражении,

в) в заграничном походе русской армии по Европе,

г) во всех сражениях Отечественной войны.

 15.Сколько всего башкирских казачьих полков с Южного Урала воевали в Отечественной войне 1812 года?

а) 4 полка,

б) 10 полков,

в) 22 полка.

16.Кого в годы Отечественной войны называли “северными амурами”?

а) партизанские отряды,б) уральских казаков,в) отряды татар и башкир, вооруженных одними луками и стрелами.

Тема 7 Развитие Урала в начале XX века (1901-февраль 1917 г.г.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 8-9  Революционные события 1917 года и Гражданская война на Урале. Урал в условиях НЭП-а (1921-1928)

Образование политических партий на Урале в начале ХХ века:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стачки на Урале в феврале 1917 года

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восстание Чехословацкого корпуса

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Челябинск в период Гражданской войны:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполните карту задания:

1.Общая характеристика:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Административно-территориальное деление:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Версии происхождения названия:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу: Экономика Челябинской области

Отрасль

Характеристика

Промышленность

Топливно-энергетический комплекс

Сельское хозяйство

Потенциально-опасные объекты

Тема 10 – 11 На начальном этапе социалистической модернизации. Урал во Второй мировой войне 1939-1945

1.Какие территории включал в себя Урал в 1930-е?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Роль парторгов на промышленных предприятиях Урала

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Охарактеризуйте военно-промышленную роль Урала до ВОВ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.На основании текста, сделайте вывод о вкладе Урала в Победу в ВОВ:

В 1941 — 1942 гг. на Урал было эвакуировано оборудование более 700 предприятий, что значительно усилило военно-промышленный потенциал региона.В годы войны по указанию Государственного Комитета Обороны на Урале были созданы три танковых гиганта: в Челябинске, Нижнем Тагиле, Свердловске. Эвакуированный в Нижний Тагил из Харькова танковый завод, начавший работу на производственной площадке Уралвагонзавода, приняв оборудование Московского станкостроительного им. Орджоникидзе и Мариупольского броневого заводов, наладил массовый выпуск танков Т-34. Уралмаш, разместивший на своих площадях оборудование Ижорского (Ленинград), брянского «Красного Профинтерна», киевского «Большевика» и других заводов, организовал выпуск танковых корпусов и башен, танков Т-34 и самоходных артиллерийских установок (САУ). В результате слияния Челябинского тракторного завода с ленинградским Кировским и Харьковским дизель-моторным, был образован комбинат («Танкоград»), выпускавший тяжелые танки КВ и ИС, САУ. Первоклассные машины ленинградцев и харьковчан, опыт массового производства уральцев и создали необходимые предпосылки для быстрого роста выпуска танков. Еще в конце 1930-х гг. были разработаны оригинальные типы боевых машин. Конструкторы М. И. Кошкин, А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко создали средний танк Т-34. «Тридцатьчетверка» стала основным типом танкового вооружения в годы войны. Фронтовики, советские военачальники дали ему высокую оценку. Это вынуждены были признать и немецкие офицеры. Генерал Шнедер писал: «Попытка создать танк по образцу русского Т-34 после его тщательной проверки немецкими конструкторами оказалась неосуществимой». Генерал-фельдмаршал Клейст назвал Т-34 лучшим танком в мире. Создание тяжелого танка КВ («Климент Ворошилов») (главный конструктор Ж. Я. Котин) явилось новым направлением в отечественном и мировом танкостроении. Харьковские конструкторы К. Ф. Челпан, Т. П. Чупахин, Я. В. Вихман, Я. Н. Аптекман и другие впервые в мировой практике разработали дизельный двигатель для танков. В 1942 г. в конструкторском бюро родилась идея создания тяжелого танка И С («Иосиф Сталин»). В рекордно короткий срок, всего за 51 день, было налажено его серийное производство. Когда на полях сражений появились новые немецкие «тигры» и «пантеры», Красная Армия уже имела на вооружении ИС, самый мощный тяжелый танк в мире. По своей бронезащите, артиллерийскому вооружению и маневренности ИС до конца войны остался непревзойденным танком тяжелого типа. Испытав в боях мощную силу ИС, немецкое командование вынуждено было издать секретный приказ, в котором предписывалось избегать боев с этими машинами. Всего за годы войны учеными и конструкторами было разработано более 80 опытных образцов боевых машин. Большая часть их выпускалась крупносерийным поточным производством. Уральцы первыми в мире поставили на поток изготовление танков. В годы войны были увеличены мощности Магнитогорского металлургического комбината Чусовского, Златоустовского и других металлургических заводов, Уральского алюминиевого (Каменск-Уральский) и Соликамского магниевого заводов, комбината "Южуралникель"(Орск). В короткие сроки были построены крупные заводы:Челябинский и Чебаркульский металлургические,Богословский алюминиевый, Миасский автомобильный, Челябинская и Соликамская ТЭЦ. В период войны на Урале вступили в строй 10 доменных, 28 мартеновских, 9 электролитных печей, 2 бессемеровских конвертора, 11 коксовых батарей, более 100 шахт и угольных бассейнов. Не было таких видов военной продукции, которые бы не изготавливались на Урале. До войны броневая сталь на Урале не производилась. Чтобы удовлетворить потребности фронта в специальных сортах черных металлов, ученым и металлургам, и прежде всего коллективу Магнитогорского металлургического комбината, пришлось в короткий срок освоить технологию выплавки броневой стали в больших мартеновских печах. Впервые в истории мировой и отечественной металлургии магнитогорцы применили блюминг для получения танковой брони, совершив технический переворот в металлургическом деле. Производство броневой стали возросло с сентября 1941 г. по январь 1942 г. в 98 раз.Характер используемой в войне техники предъявлял повышенные требования к работникам, выпускавшим военную продукцию. В военные годы на Урале широко развернулась подготовка новых квалифицированных кадров в системе трудовые резервов (школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища), индивидуальное и бригадное ученичество непосредственно на производстве, производственный инструктаж, курсы техминимума, стахановские и технологические школы, обучение вторым и смежным профессиям. Большую роль в формировании индустриальных кадров Урала сыграли эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Киева, Харькова рабочие, мастера. Для сохранения кадрового корпуса в военной промышленности применялось бронирование (освобождение от призыва в армию).На Урале в годы войны, где был собран цвет рабочего класса страны, зародились многие патриотические начинания и движения. Их инициаторы — Е. П. Агарков, И. П. Блинов, Е. И. Подорванова, Г. Ф. Семенов, П. А. Томилов и другие — были известны всей стране. Первую комсомольско-молодежную бригаду на УЗТМ возглавил М. Ф. Попов (род. 1914 г.).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест для внеаудиторной работы обучающихся:

1.Какие средства собрали трудящиеся области на вооружение Красной Армии?

а) 386 млн. 399 тыс. рублей.

б) 323 млн. 500 тыс. рублей.

в) 546 млн. 100 тыс. рублей.

2.Сколько воинов Южного Урала удостоились звания Героя Советского Союза?

а) 224 человека,

б) 150 человек,

в) 120 человек.

3.Какой город Южного Урала в народе назывался Танкоградом?

а) Златоуст,

б) Челябинск,

в) Магнитогорск.

4.Сколько предприятий страны были эвакуированы в г. Челябинск?

а) 300 предприятий,

б) более 200 предприятий,

в)100 предприятий.

5.Какой театр страны был эвакуирован в город Челябинск?

а) Харьковский драмтеатр им. Т.Шевченко,

б) Ленинградский Большой драмтеатр,

в) Московский Малый театр.

6.Какой завод в Челябинске выпускал знаменитые “Катюши”?

а) Тракторный,

б) завод им. Колющенко,

в) завод им. Ордженикидзе.

7.Кто был главным конструктором по производству знаменитых “Катюш”?

а) С.М.Тарасов,

б) Е.П.Люшина,

в) П.О.Кузьминых.

8.Когда “Катюши” впервые появились на фронте?

а) 14 июля 1941 года,

б) 7 ноября 1941 года,

в) 1 января 1942 года.

9.Кто автор стихотворения “Твёрже стали”, посвященного отважному разведчику, челябинцу Николаю Алексееву?

а) М.Светлов,

б) М.Матусовский,

в) А.Твардовский.

10.Кому принадлежат эти строки: “Урал – опорный край державы, её добытчик и кузнец”?

а) А.Твардовскому,

б) Л.Татьяничевой,

в) В.Правдухину.

11.Назовите имя челябинца, повторившего подвиг Александра Матросова:

а) Николай Сосновский,

б) Газиз Мурзагалимов,

в) Василий Архипов,

г) Николай Кашин.

12.Назовите имя единственного челябинца, награжденного “Золотой Звездой” за участие в войне с Японией

а) капитан Л.Смирных,

б) сержант А.Обухов,

в) штурман Е. Овчинников.

13.Кто автор стихотворения “Урал”,опубликованного впервые в ноябре 1943 года в армейской газете “Героический штурм”

а) М.Светлов,

б) А.Твардовский,

в) М.Матусовский.

14.Кто автор листовки – плаката о войне “Мечты и действительность”?

а) В. Шаров,

б) М.Ткачёв,

в) Н.Русаков.

15.В первые дни войны в составе экипажа самолёта Н.Гастелло совершил подвиг выпускник Челябинского училища:

а) А.Зеленцов,

б) Н.Краев,

в) А.Бурденюк.

16.Кто из бойцов – южноуральцев действовал в составе партизанского соединения дважды Героя Советского Союза А.Ф. Федорова?

а) В.Клоков,

б) В.Медведев,

в) Н.Толкачёв.

17.Назовите имя комиссара 85-стрелковой Челябинской дивизии, одного из руководителей Минского подполья:

а)Н.И.Толкачёв,

б)Н.Ф.Шепелев,

в)Е.И.Фоминых.

18.В канун 20-летия Великой Победы героям Танкограда воздвигнут памятник:

а) на Комсомольской площади в Тракторозаводском районе,

б) на Лесном кладбище (часть мемориала) г. Челябинска,

в) в сквере им. Танкистов – добровольцев г. Челябинска.

19.Поэт Борис Ласкин и композитор Никита Богословский написали о нём песню:

За горы, 
За Уральские
Молва о нём идёт. А он себе работает
И бровью не ведёт!
На всём Урале токаря, пожалуй, лучше нет!
Кто этот “человек из песни”?

а) Василий Гусев,

б) Егор Агарков,

в) Анна Пашнина.

20.Начало строительства Челябинского металлургического завода

а) март-апрель 1942 г.

б) август 1942 г.

в) июнь 1943 г.

21.Когда Челябинский металлургический завод выплавил первую сталь?

а) в апреле 1942 г.

б) в апреле 1943 г.

в) в апреле 1944 г.

22.На улице Доватора, в районе Дома культуры завода им. Колющенко, установлена “Катюша”. Назовите автора проекта:

а) Б.Баранов,

б) Н.Коваленко,

в) Е.Александров.

23.Сколько госпиталей было эвакуировано в г. Челябинск?

а) 5 госпиталей,

б) 10 госпиталей,

в) 20 госпиталей.

24.Чем прославился рабочий завода им. С.Ордженикидзе Е.П.Агарков:

а) инициатор всесоюзного патриотического движения “ С меньшим количеством работников дать больше боевой техники фронту”,

б) участвовал в бою в первые дни войны,

в) возглавил Челябинскую делегацию, которая выезжала на фронт в ноябре 1943 года.

25. В годы Великой Отечественной войны в г. Челябинске появились первые троллейбусы:

а) 4 декабря 1942 года,

б) 9 мая 1943 года,

в) 7 ноября 1943 года.

Тема 12 Уральский край в первое послевоенное двадцатилетие (1945-1964 г.г.)

Тест для внеаудиторной работы обучающихся:

1.После окончания войны труженики области, выполняя новые хозяйственные задачи, в 1946 году развернули соревнование между областями:

а) Челябинской,

б) Курганской,

в) Свердловской,

г) Пермской.

2.Что заставило правительство Советского Союза разместить первые предприятия по производству урана и плутония на Урале:

а) относительная малонаселенность,

б) относительная отдаленность от центра,

в) выгодное экономико-географическое и стратегическое положение области,

г) наличие сырьевой базы,

д) мощный производственный потенциал

3.В годы четвертой пятилетки в Челябинской области появились новые промышленные объекты:

а) 89 объектов,

б) 100 объектов,

в) 120 объектов.

4.Последствия войны негативно отразились на сельском хозяйстве:

а) сократились посевные площади,

б) снизилась урожайность,

в) ухудшилась техника,

г) появился излишек рабочих рук.

5.В 1954 году в стране началось освоение целинных и залежных земель, сколько новых земель подняли целинники в Челябинской области в 1954 – 1955 г.г.

а) 440 тысяч га,

б) 724 тысячи га,

в) 1 млн. га?

6.Правительство страны высоко оценило заслуги тружеников Челябинской области в освоении целинных и залежных земель. Область была награждена:

а) Грамотой ЦК КПСС,

б) Орденом Ленина,

в) Орденом Трудового Красного Знамени.

7.Челябинская область одной из первых на Урале была награждена Орденом Ленина за заслуги в освоении целинных и залежных земель:

а) в 1955 году,

б) в 1956 году,

в) в 1960 году.

8.Сентябрьский (1953 г.) Пленум ЦК КПСС наметил меры по укреплению сельского хозяйства:

а) повышение заготовительных цен,

б) снижение налогов,

в) миграционный отток из деревни,

г) освоение целинных и залежных земель.

9.Со второй половины 60-х годов изменилось отношение правительства к личным приусадебным хозяйствам:

а) были введены ограничения их деятельности,

б) создавались благоприятные предпосылки для развития приусадебных личных хозяйств,

в) развивалось коллективное садоводство.

10.Назовите самый молодой город Челябинской области:

а) г.Копейск,

б) г.Южноуральск,

в) г.Коркино.

11.Когда в Челябинске открыли Театр оперы и балета им. М.И.Глинки?

а) 7 ноября 1941 года,

б) 29 сентября 1956 года,

в) 1 апреля 1961 года.

12.С какой постановки Театр оперы и балета начал свою творческую биографию:

а) “Евгений Онегин”,

б) “Князь Игорь”,

в) “Лебединое озеро”.

13.В каком году челябинские спортсмены впервые участвовали в Олимпийских играх?

а) в 1952 г.,

б) в 1956 г.,

в) в 1960 г.

14.Назовите имя Челябинской спортсменки, завоевавшей 5 золотых медалей на чемпионате мира по конькам в 1963 году в Японии:

а) Татьяна Сидорова,

б) Лидия Скобликова,

в) Таисия Ченчик.

15.Когда открыли современный железнодорожный вокзал?

а) в ноябре 1965 г.

б) 1 января 1966 г.

в) 31 декабря 1966 г.

Тема 13 Урал в период усиления кризисных процессов в жизни советского общества (1960-1985 г.г)

Охарактеризуйте культуру Уральского региона в 1960-1985 г.г

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 14 – 15 Урал в условиях Перестройки 1985-1991 г.г.

Тест для внеаудиторной работы обучающихся:

1.Что заставило руководство страны пойти на реформирование экономической политической системы во второй половине 80-х годов

а) замедление темпов экономического роста,

б) использование “нефтедолларов для закупки товаров на Западе,

в) развитие “теневой экономики”,

г) дефицит товаров и продуктов,

д) карточная система распределения продуктов,

е) спонтанный процесс формирования новых политических партий.

2.В каком году в основном была завершена приватизация в Челябинской области?

а) 1991 – 1992,

б) 1992 – 1993,

в) 1994 – 1995г.г.

3.Кто был последним первым секретарём Челябинского обкома

а) П.Сумин,

б) А.Литовченко,

в) Л.Лукашевич.

4.В каком году студенты Челябинского университета привезли из сельской глубинки знаменитую частушку:

“Перестройка – мать родная,
Горбачев – отец родной.
Не нужна родня такая, 
Лучше буду сиротой”

а) 1985 году,

б) 1986 году,

в) 1987 году.

5. Когда южноуральские археологи открыли на юге Челябинской области уникальный археологический памятник бронзового века Аркаим?

а) 1985 г.

б) 1986 г.

в) 1987 г.

6.Когда в Челябинске было создано областное общественно - политическое движение “За возрождение Урала”

а) в 1991 г.

б) в 1994 г.

в) в 1996 г

7.Какое место в России занимает Челябинская область по объему промышленного производства?

а) первое,

б) последнее,

в) одно из первых мест.

8.Назовите ведущую отрасль экономики области

а) металлургия,

б) сельское хозяйство,

в) машиностроение.

9. Назовите самое крупное металлургическое предприятие не только в области, но и в мире, обеспечивающее выпускаемым металлом работу более чем 7 тыс. предприятий страны:

а) Челябинский электрометаллургический комбинат,

б) Челябинский тракторный завод,

в) Магнитогорский металлургический комбинат.

10. Сколько городов расположено на территории Челябинской области:

а) 23 города,

б) 30 городов,

в) 54 города.

11. Назовите самый молодой город области

а) Южноуральск,

б) Копейск,

в) Озерск.

12.Районы города Челябинска. Найдите лишний:

а) Калининский,

б) Курчатовский,

в) Ленинский,

г) Орджоникидзевский,

д) Металлургический,

е) Советский,

ж) Тракторозаводский,

з) Центральный.

13.Сколько сельских районов в Челябинской области:

а) 24 района,

б) 30 районов,

в) 7 районов.

14.Южный Урал – край озёр. Сколько озёр насчитывается на территории Челябинской области

а) более 30 озер,

б) 3170 озер,

в) 1000 озер.

15. Назовите самое большое и самое глубокое озеро области

а) оз. Тургояк,

б) оз. Б.Кисегач,

в) оз. Увильды.

16. Кому из поэтов области принадлежат эти строки

“Как солнце в драгоценной грани,
В Урале Русь отражена”.

а) Б.Ручьёву,

б) Л.Татьяничевой,

в) А.Дементьеву.

17. В 1993 году в области появилась добрая традиция – проводить каждое лето фестивали во имя сохранения природы, культуры, языка Урала, названные именем уральского писателя:

а) С.Черепанова,

б) П.Бажова,

в) В.Андреева.

18.Кто из детских писателей выступает под псевдонимом Ю. Пластов

а) Ю.Подкорытов,

б) М.Львов,

в) В.Кузнецов.

19.Челябинская земля всегда была щедра на поэтические таланты. Назовите ярких талантливых поэтов конца XX- начала XXI века

а) Лера Авербах,

б) Илья Банников,

в) Борис Ручьев,

г) Константин Рубинский.

20. Назовите первого губернатора Челябинской области

а) П.Сумин,

б) Е.Куракин,

в) В.Соловьёв.

21. В каком году Челябинская область стала субъектом Российской Федерации?

а) в 1991 г.

б) в 1993 г.

в) в 1994 г.

22.Укажите имя, выпадающее из общего логического ряда:

а) И.Н.Татищев, б) П.В.Туркин, в) С.М.Цвиллинг, г) П.И.Сумин,

д) В.М.Тарасов, е) В. Соловьёв.

23.В каком году В.М. Тарасов стал главой города

а) в 1991 г.

б) в 1993 г

в) в 1996 г.

ВОПРОСЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. Географическое положение Уральского региона. Понятие «Урал»: историческое измерение.

2. Заселение Урала в древности.

3. Этногенез населения Урала до проникновения русских.

4. Продвижение русских на Урал. Вхождение Уральского региона в состав Российского государства.

5. Поход Ермака.

6. Земледельческое развитие на Урале в XVII в. Особенности феодальных отношений.

7. Возникновение и развитие городов на Урале в XVI – XVII в. Торговля.

8. Церковь и освоение Урала.

9. Административно-территориальное устройство Урала в XVII в. Политика в отношении коренного населения.

10. Формирование и развитие Уральского горнозаводского района в XVIII – первой половине XIX вв.

11. Административно-территориальные изменения на Урале в XVIII - первой половине XIX вв.

12. Сельское хозяйство и негорнозаводская промышленность Урала в XVIII - первой половине XIX вв.

13. Социальные отношения и конфликты на Урале в XVIII в. - первой половине XIX вв.

14. Строгановская вотчина как «культурное гнездо».

15. Фольклор. Зарождение литературной жизни на Урале в XVII – XVIII вв.

16. Развитие образования, науки и техники на Урале в XVIII в.

17. Прикладное искусство Урала XVII — первая половина XIX вв.

18. Архитектура Урала XVII — XVIII вв.

19. Развитие образования, науки и техники на Урале в первой половине XIX в.

20. Архитектура Урала первой половины XIX в.

21. Социально-экономическое развитие Урала в пореформенный период

22. Развитие культуры и науки Урала во второй половине XIX – начале XX вв.

23. Социально-экономическое развитие Урала на рубеже XIX – XX вв.

24. Урал в годы революции 1917 г. и гражданской войны.

25. Ускоренная советская модернизация на Урале (20 – 30 гг. ХХ в.)

26. Общественно- политическое развитие Урала в 20–30 гг. ХХ в. Политика советского государства в отношении церкви.

27. Архитектура Урала второй половины XIX в.

28. Архитектура Урала конца XIX – начала ХХ вв.

29. Музыкальная культура Урала. Театральная жизнь начала ХХ в.

30. Архитектура и строительство на Урале в советский период.

31. Борьба за всеобщую грамотность населения. Создание советской системы образования.

32. Достижения в области науки в советский период (довоенный период).

33. Урал в годы Великой Отечественной войны.

34. Экономическое развитие Урала во второй половине ХХ в. (промышленность, сельское хозяйство)

35. Общественная и политическая жизнь на Урале во второй половине ХХ в.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. История : учеб. пособие для студ. СПО / ред. П. С. Самыгин. - 21-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 490 с. - (Среднее профессиональное образование)

2. Самыгин, С.И. История : учебник для СПО / С. И. Самыгин, П. С. Самыгин, В. Н. Шевелев. - 2-е изд., стер. - М. : Кнорус, 2016. - 306 с. - (Среднее профессиональное образование)

3. Самыин, С.И. История : учебник / С. И. Самыгин, П. С. Самыгин, В. Н. Шевелев. - 4-е изд., стер. - М. : Кнорус, 2017. - 306 с. - (Среднее профессиональное образование

Дополнительная литература:

1. Веденеева Г.И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе познания родного края [Электронный ресурс]: монография/ Веденеева Г.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 392 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35247.— ЭБС «IPRbooks»

2. Пономаренко Е.В. Города-заводы Южного Урала XVIII - начала ХХ века [Электронный ресурс]: монография/ Пономаренко Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 162 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22617.— ЭБС «IPRbooks»

3. Суслов А.Б. История России (1917-1991 гг.) [Электронный ресурс]: учебник для вузов. Направление подготовки 050100 - «Педагогическое образование».

Профиль подготовки: «История». Квалификация (степень) выпускника: бакалавр/ Суслов А.Б.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 298 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32047.html.— ЭБС «IPRbooks»

4. Челябинск. История моего города : кн. для чтения / Сост. Н. Б. Виноградов, науч. ред. В. С. Боже (период с 1736-1917 гг.), Г. С. Шкребень (период с 1917 г.). - 2-е изд. - Челябинск : АБРИС, 2006. - 319 с.

Рекомендации для выполнения практических работ


1.  Контурная карта является основой для выполнения практических работ по Истории родного края.

2. Приступая к работе с контурной картой, внимательно прочтите задание. Что именно нужно обозначить? Повторите условные обозначения по теме задания.

3. Задания выполняются с использованием дополнительных рекомендованных материалов.

4. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий.

5. Любая карта должна иметь название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме.

6. Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой, чтобы сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки.

7. Продумайте, в каком порядке следует выполнять обозначение объектов, чтобы они не закрывали и не мешали друг другу.

8.  Определите      условные знаки, которые вы будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте   на карте.

9. Все изображенные на карте  объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях),  в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка  любого цветового обозначения.

10. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в условных знаках.

11. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, печатным шрифтом.

12. Необходимо выполнять только предложенные задания.

13.  В зависимости от задания  объекты можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах  (смотрите карты в атласе).

14.   В условных знаках должна быть система. Придерживайтесь картографической традиции  в  заполнении карт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

рабочая программа кружка "История родного края"

Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возр...

Рабочая программа "История родного края", 5 класс

Рабочая программа дополнительного образования "История родного края". План краеведческой работы  с учащимися 5 класса.Краеведческая работа предполагает изучение особенностей истории Саратов...

Рабочая тетрадь по дисциплине "История" "Россия в XIX - н.XX веков"

 Предлагаемая рабочая тетрадь является дидактическим дополнением к учебнику под редакцией Артемова В.В., Лубченкова Ю.Н.  Рабочая тетрадь ориентирована на достижение следующих целей:-...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «История родного края»

Курс «История родного края»  содержит краеведческий  материал по  истории и современности города Шахты Ростовской области, предназначен для изучения в 5-х классах общеобразователь...

Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности по истории История родного края

Рабочая программа проектной деятельности по истории 6 класса посвящена изучению истории Москвы....

Практическая работа по дисциплине История родного края

Методические рекомендации применяются на учебных занятиях дисциплины История родного края...