Урок Победы
план-конспект урока по истории (10 класс)

Абросимова Галина Михайловна

Учебное занятие на основе краеведческого материала, посвященный работе тыла в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pobedy.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта занятия

Учитель истории  МОУ «СОШ№3» Южноуральского ГО: Абросимова Г.М.

Класс: 10кл.

 Образовательная область: история. Время проведения – 90 минут.

.Тема: Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. ( Урал фронту).

Цель занятия: создать условия для целостного осмысления обучающимися героизма советских людей в советском тылу и их вклада в разгром врага, изучая содержание документов на местном материале.

Задачи:

  • Образовательные: создать условия для определения учащимися основных направлений деятельности советских людей в тылу.
  • Развивающие: продолжить формирование специальных умений и навыков: анализа первоисточников, способствовать активизации самостоятельной и познавательной деятельности учащихся, умению формулировать и аргументировано излагать свои суждения, развитие аналитического мышления, пространственного воображения, грамотной устной речи.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию учащихся гражданской позиции в оценке  политики своей страны, формированию положительной мотивации к изучению предмета, формированию духовно-нравственных ценностей.
  • Регулятивные: формировать умение целеполагания, планирования и прогнозирования учебных действий; оценки и рефлексии по решению задач.

Формирование ключевых метапредметных результатов:

•        Познавательные: анализировать  первоисточники, формировать умение сравнивать, обобщать, строить грамотные высказывания, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать функциональную грамотность .

•        Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество: уметь работать в группах, отстаивать собственную точку зрения, уметь разрешать проблемные ситуации неконфликтными способами;

Межличностные: развивать навыки социоконструкции и социализации учащихся.

Тип урока

Урок-проект

Основное содержание:

Перестройка экономики на военный лад. Материально-техническое снабжение армии. Единство фронта и тыла, героизм в тылу. Ученые, деятели культуры фронту. Русская Православная церковь.

Основные понятия: потенциал.

Используемые технологии: работа в малых группах, метод проектов.

Оборудование: компьютер, фрагменты источников, карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг.», мультимедийное сопровождение, исследовательские работы по теме «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. ( Урал фронту)»

План урока:

  1. Актуализация знаний
  2. Групповая работа с документами, разработка и составление проектов, исследовательских работ
  3. Защита проектов, исследовательских работ
  4. Подведение итогов

Педагогическая цель урока (идея урока):

Создать условия для формирования у обучающихся понимания особенностей политики единства фронта и тыла в стране, повлиять на формирование гражданской позиции у учеников на основе понимания значения данного явления как главного условия разгрома врага.

Формы организации познавательной деятельности:

Групповая, фронтальная, индивидуальная на разных этапах  занятия.

Методы обучения: частично-поисковый, системно-деятельностный метод формирования критического мышления.

Основные этапы занятия:

Название этапа

Основные задачи

Работа учителя

Работа учащихся

Формы, методы, виды, приемы работы

Время работы

1. Организационный

Добиться быстрого включения класса в деловой ритм, организовать внимание всех учащихся.

Приветствие учащихся. Создание позитивного настроя на работу.

Готовят все необходимое для занятия, настраиваются на диалог.

3 мин.

2. Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала.

Создать настрой на активную познавательную деятельность, вызвать интерес учащихся к изучаемому материалу.

Вступительное слово, создание мотивации, сообщение основных целей и форм работы на основных этапах занятия.

Слушание учителя, проверка наличия материалов для работы,  ознакомление с материалами.

Фронтальная беседа по вопросам.

7 мин.

3. Этап изучения нового материала.

4 этап. Защита проектов.

Создать условия для включения всех в активную работу, добиться качественного усвоения новых знаний путем использования различных методических приемов. Познакомить учащихся с основными

направлениями внутренней политики государства по организации работы в тылу; развивать умения: работать с различными источниками информации, аргументировано высказывать свою точку зрения.

Основные вопросы для обсуждения:

  1. Определение понятия тыл, потенциал.
  2. Функции органов управления тыла

Усвоение материала.

  1. Работа по плану учебного занятия.
  2. Ответы на вопросы учителя. Работа с материалом источников, анализ источника, статистических данных.

Выводы по проблеме.

  1. Словесно-наглядные методы. Анализ  источника.
  2. Устный рассказ, анализ  источника. Индивидуальная работа. Работа в группах.

Ответы на проблемные вопросы учителя по заданной теме.

50 мин.

30 мин.

ХОД УРОКА 

 

Этапы урока 

Время (мин) 

Обучающие  

и развивающие компоненты, задания и упражнения  

Деятельность учителя 

Деятельность обучающихся 

Формы организации и взаимодействия на уроке 

Универсальные учебные действия 

(УУД) 

Формы контроля 

I.Организационный момент 

Подготовка обучающихся к уроку 

Проверяет готовность обучающихся к уроку 

Самоконтроль готовности 

Фронтальная работа 

Личностные: понимают роль знаний для человека 

 

 

II.Вступительное слово учителя 

3

Показ в/ф

Озвучивание темы, знакомит с ходом работы на уроке.   

Высказывают свое мнение, обосновывают суждения, приводят доказательства 

Фронтальная работа 

Регулятивные: принимают учебную задачу 

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества 

Записи в тетради Устный опрос 

III. Актуализация знаний  

Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных заданий обобщающего и систематизирующего характера 

  1. Учитель задаёт вопросы классу: Определение понятия тыл, потенциал.
  2. Функции органов управления тыла

 

Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы учителя. 

Фронтальная работа 

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества 

Фронтальный опрос 

IV Этап изучения нового материала.

50 

Постановка проблемного задания

 Нацеливание учащихся на выполнение проекта 

 Анализируют  источники, готовят проект.

1.групповаяработа, фронтальная работа. 

 

 

 

 

 

 

Предметные: общеучебные – выявляют особенности функционирования работников промышленности, с/х, науки, культуры в тылу.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнением, слушают друг друга, согласовывают действия с партнером 

Познавательные: анализируют, делают выводы.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности 

 Практическая работа. 

 

 

V. Первичное осмысление и закрепление 

30

Защита проектов

Создает условия для свободного выражения

Самостоятельно выражают свое мнение. 

Обучающиеся

Участвуют в  в представлении своих исследовательских работ, проектов.

Индивидуальная и фронтальная работа 

Познавательные: обще-учебные – устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; 

осуществляют анализ, сравнение, делают выводы 

 Презентация.

VI. Итоги урока 

Обобщение информации 

 

 

 

 

 

Подводит итоги .

Обобщают, делают выводы 

Индивидуальная и фронтальная работа 

Регулятивные: оценивают собственную учебную деятельность. 

прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала 

Устный ответ 

 

VII. Рефлексия 

Решение проблемного задания.

Организовать действия учащихся для анализа эффективности учебной деятельности на уроке. Обратная связь в форме творческих презентаций. 

 

Личные высказывания.

Фронтальная работа 

Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, делают выводы 

Регулятивные: оценивают собственную учебную деятельность, 

 прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала 

Оценивание обучающих ся за работу на уроке 

VIII. Домашнее 

 задание 

Инструктаж по домашнему заданию 

Конкретизирует домашнее задание. 

Записывают домашнее задание 

Индивидуальная работа 

Регулятивные: принимают учебную задачу 

 

Запись в дневнике 

План – конспект учебного занятия на тему : «Тыл фронту»

Ход мероприятия:

( демонстрация в/ролика).

Учитель:«Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути.

Поэтому должен хотя бы наш разум дорогой победы пройти. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, Конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез... »

Добрый день. - К какому периоду истории относится кадры фильма? Ваши версии.

- Что производят? (Военную технику)

- Как можно озаглавить фильм? Производство, промышленность в годы ВОЙНЫ.

Прозвучало ключевое слово ВОЙНА.

-На какие две большие части делит война жизнь страны?

ФРОНТ и ТЫЛ

Сегодня мы не будем говорить о сражениях и битвах Великой Отечественной войны.

Сформулируем тему урока.

«СОВЕТСКИЙ ТЫЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Попробуем сформулировать цели урока.

(СХЕМА): ЧТО объединяет фронт и тыл? Люди.

Какая общая цель? К чему стремились советский народ на фронте и в тылу?

К ПОБЕДЕ.

Победили бы мы без тыла в Великой Отечественной войне?

Какой вопрос будет главным? Какие факторы обусловили массовый трудовой героизм российского народа.

Учитель: Общее настроение сражаться с врагом и обязательно победить сблизило советских людей, сделало их похожими на единую семью. Новое чувство личной сопричастности и ответственности за судьбу страны позволило людям вырваться из рамок, установленных для них сталинской системой, отводившей им роль безмолвных исполнителей. Во время войны ярко проявилась выработанная тысячелетним российским опытом способность нашего народа переносить жесточайшие социальные перегрузки. Война еще раз продемонстрировала удивительный «талант» россиян: раскрывать все свои лучшие качества, способности, свой потенциал именно в экстремальных условиях.

   Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к станкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей. Недолгое смятение было преодолено четкой и продуманной работой , которая направлялась и координировалась специально созданным уже 24 июня 1941г. Советом по эвакуации. Только с июля по ноябрь 1941г. из прифронтовых районов на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию было эвакуировано более 1500 крупных промышленных предприятий и более 10 млн. человек.

Работаем в группах. Анализируя источники, каждая группа готовит проект и оформляет в виде страницы журнала.

Задание 1 группе.

Подготовить страницу журнала « Промышленность тыла».

План работы.

1.        Программа деятельности тружеников тыла.

2.        Изменения трудового режима (документы).

3.        Соц. Соревнование: движение «стахановцев», двухсоттысячников и т.д.

Задание 2 группе.

Подготовить страницу журнала «Сельское хозяйство»

  1. Программа деятельности тружеников села.
  2. Трудовые свершения, массовый героизм.

Задание 3 группе.

Подготовить страницу журнала: «Наука и культура в годы войны».

 План работы.

1.        Наука, культура в годы войны.

2.        Новые разработки техники.

3.        Ученые, конструкторы, деятели культуры.

Задание 4 группе.

Подготовить страницу журнала: «Всенародная помощь фронту».

План работы.

1. Патриотические начинания и движения .

2.        Пожертвования уральцев на нужды фронта

3.        Тимуровское движение.

Учитель:

(защита проектов)

С потерей жизненно важных экономических районов на западе предельно возросла роль Уральского региона в экономике страны. Уже к началу войны Урал являлся одной из баз тяжелой индустрии, прежде всего, машиностроения и металлургической промышленности. В годы Великой Отечественной войны регион вынужден был взять на себя главную тяжесть снабжения Вооруженных сил СССР. ( выступление представителей 1 группы).

Учитель: Тяжелую и сложную задачу по обеспечению действующей армии и населения страны продовольствием решало сельское население. Основной продовольственной базой стали Поволжье, Урал, Сибирь и Средняя Азия. Чтобы решить проблему снабжения городского населения продовольствием, с осени 1941г. была введена карточная система распределения основных продуктов питания, позволившая в течение всей войны избежать случаев массового голода. ( выступление 2 группы).

Учитель: Война внесла серьезные коррективы в деятельность научных учреждений страны. «Участие в разгроме фашизма – самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой»- так охарактеризовал задачи ученых президент Академии наук СССР В.Л.Комаров. Советские ученые внесли свой достойный вклад в общее дело победы над врагом. ( выступление 3 группы).

Учитель: В годы войны на Южном Урале зародились патриотические начинания и движения на промышленных предприятиях, на Южно-Уральской железной дороге.  Несмотря на материальные лишения, многие жители города и деревни жертвовали свои личные сбережения на строительство военной техники для фронта.( выступление 4 группы).

Учитель:

Какие факторы обусловили массовый трудовой героизм российского народа?

Ответы учащихся:

- в ходе войны плановая обобществленная экономика СССР позволила быстро перестроить хозяйство страны на военный лад;

- в предвоенное десятилетие благодаря ускоренной индустриализации был создан мощный впк, а многие предприятия, выпускавшие гражданскую продукцию, имели «двойное» назначение  и в годы войны были быстро переориентированы на выпуск военной техники ( например, тракторные заводы – на выпуск танков);

-развертывание перед войной системы трудовых резервов и повышение уровня профессиональной подготовки женщин позволило с началом войны заменить на производстве ушедших на фронт мужчин женщинами и подростками;

- высокая трудовая мотивация советских людей, их готовность работать на пределе своих сил ради выживания страны и обеспечения победы.

Учитель:

Дом. задание: Соберите и оформите материал «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

Литература к уроку:

1.        Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия.-/Гл.ред. М.М.Козлов.-М.:Сов.энциклопедия,-1985.-832с. с илл., 35 л. илл.

2.        Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в 12-ти т. Т.9. Все для фронта/ Сост. Е. Ионов.- М. Современник, 1989.-575с.,фотоилл.

3.        Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе. Книга для учителя. Из опыта работы.- М.: Пр.,1992.-159с: илл.

4.        М.Салмина, История Южного Урала, ООО «Издательский центр «Взгляд», 2004.

5.        М. Тренин, Край Увельский – Отчизны частица, т.1, ЧПО, 1997.

6. Южный Урал. Хроника Великой Отечественной 1941-1945, ЗАО «Типография Автограф», Челябинск, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...

Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

2020 год объявлен в России Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....

Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....

Сценарий классного часа «Урок Победы», посвящённого празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

Сформировать представление учащихся о Великой Отечественной войне и её героях. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны. Соде...

Методическая разработка урока Победы, посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»

Методическая разработка урока Победы,  посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»      Цель: формировать...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПОБЕДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ПАМЯТИ М СЛАВЫ – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

РАЗРАБОТКАУРОКА ПОБЕДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ПАМЯТИ М СЛАВЫ – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов...