Россия во второй половине 19 века
презентация к уроку по истории (9 класс)

Презентация расчитана на лучшее усвоение материала по истории 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rossiyavovtoroypolovine19veka.ppt570 КБ
Office presentation icon rossiyav1900-1916godah.ppt253 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Россия во II половине XIX века © С.К. Свечников, 2007 svechnikov-sk@mail.ru

Слайд 2

Александр II (1855-1881): начало правления «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать, когда оно начнет уничтожаться снизу» (Из речи, произнесенной во время коронации в 1856 г.) Амнистия политзаключенным (декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830-1831 гг.) 1857 год: ликвидация военных поселений ослабление цензуры

Слайд 3

Причины отмены крепостного права Кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования Рост крестьянских выступлений, возможность новой «пугачевщины» Военно-экономическая отсталость России, что показала Крымская война Сокращение экспорта хлеба Крестьянские повинности достигли наивысшего предела 46% дворян имели менее 20 душ крепостных

Слайд 4

Подготовка реформы Секретный комитет (1857-1858) Главный комитет (1858-1861) Редакционные комиссии при Главном комитете (1859-1860 гг.) Разработка проекта об отмене крепостного права («Положений о крестьянах») 19 февраля 1861 г. Манифест Александра II об освобождении крестьян (+16 правовых документов)

Слайд 5

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне получали личную свободу и наделялись общегражданскими правами (в том числе право переходить в другие сословия)

Слайд 6

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне освобождались с землей, размер которой в зависимости от региона (черноземные, нечерноземные, степные губернии) колебался от 3 до 12 десятин 1 десятина = 1,1 гектар

Слайд 7

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Землю крестьяне должны были выкупать у помещика. До совершения выкупной сделки крестьяне считались «временнообязанными».

Слайд 8

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Размер выкупа устанавливался в зависимости от величины оброка (капитализация из 6% годовых) Если оброк 10 руб. в год 10 р. – 6% Х р. – 100% Х=(10 Χ 100):6=166р.66коп.

Слайд 9

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. 20% выкупной суммы крестьяне должны были выплатить единовременно. 80% выкупной суммы давало в кредит государство (на 49 лет под 6% годовых). 33 руб.33коп. 525 руб..

Слайд 10

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне в течение 9 лет (до 1870 г.) не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину

Слайд 11

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне, в пользовании которых было больше земли, чем предусматривалось реформой, должны были вернуть излишки помещику («отрезки»). «прирезки»

Слайд 12

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Земля выкупалась крестьянской общиной. Крестьяне получали наделы во временное пользование. Выход из общины с землей был запрещен.

Слайд 13

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Мировые посредники (из дворян) в течение 2 лет совместно с сельскими старостами составляли уставные грамоты, где определялись условия освобождения каждой семьи.

Слайд 14

Освобождение удельных и государственных крестьян Удельные Государственные Освобождены в 1858 г. Освобождены в 1838 г. (реформа П.Д. Киселева) «Положение о выкупе» 1863 г. Закон о поземельном устройстве 1866 г. Крестьяне получили наделы, которыми пользовались ранее

Слайд 15

Значение и последствие крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне освобождены от крепостной зависимости. Произошло социальное расслоение (кулаки, батраки). Созданы условия для развития капитализма. Сохранились феодальные пережитки (помещичье землевладение, община, сословия). Отработки из-за малоземелья (работа на земле помещика за взятую ими в аренду землю). Недовольство крестьян условиями выкупных платежей (всплеск крестьянских восстаний).

Слайд 16

Земская реформа 1864 г. Разработчики проекта реформы – комиссия во главе с Н.А. Милютиным Суть: создание в уездах и губерниях выборных органов местного самоуправления (земств) Принципы: выборность и бессословность

Слайд 17

Основные положения земской реформы 1864 г. Земскими учреждениями становились губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы. Земства занимались местным хозяйством, здравоохранением, строительством дорог, образованием. Земства не имели политической силы и находились под контролем губернаторов. Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян (выборы были многоступенчатыми и неравными).

Слайд 18

Городская реформа 1870 г. Суть: Введение городского самоуправления по типу земского Выборные городские думы (распорядительные органы) и избираемые гор. думами городские управы (исполнительные органы). Во главе гор. думы и гор. управы – городской голова . Избирательные права – только у плательщиков налогов с недвижимости . Компетенция гор. самоуправления – только хозяйственные вопросы. Губернатор ы контролировали деятельность органов городского самоуправления.

Слайд 19

Судебная реформа 1864 г. Равенство граждан перед законом. Несменяемость судей и независимость их от администрации. Гласность судопроизводства. Состязательность судопроизводства (обвинение – защита); учреждена адвокатура (присяжные поверенные). Институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел. Создана система быстрых и бесплатных мировых судов . Но! Сохранились сословные суды (для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников). Наиболее последовательная и прогрессивная

Слайд 20

Реформы в области народного образования 1863-1864 гг. Начальное образование Среднее образование Высшее образование «Положение о начальных народных училищах» 1864 г. Учебные заведения могли открывать земства, общественные орга- низации, частные лица «Положение гимназий и прогимназий» 1864 г. Прогимназии (4 года обучения) Гимназии Реальные Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения Классические Готовили к поступлению в университет «Университетский устав» 1863 г. Автономия (выборность ректоров, проректоров, деканов, профессоров; создание советов университетов) Образование стало более доступным для представителей различных сословий + женские гимназии

Слайд 21

Военная реформа (1861-1874 гг.) Принят новый военный устав. Расширена сеть военно-учебных заведений (военные гимназии, юнкерские училища, военные академии). Создана система военных округов. Осуществлено перевооружение армии. Введена всеобщая воинская повинность (с 1 января 1874 г.). Все мужчины с 20 лет 6 лет службы в сухопутных войсках 7 лет службы на флоте

Слайд 22

Развитие капитализма в России В сельском хозяйстве В промышленности Прусский путь Американский путь Центральная Россия Сибирь Русский Север Казачество Превращение помещичьих хозяйств в капиталистические при сохранении феодальной эксплуатации крестьян Вовлечение крестьянских хозяйств в капиталистические отношения (фермеры) Переход на наемный труд Активизация железнодорожного строительства Завершение промышленного переворота Новые промышленные регионы: Донбасс и Баку 1897 г. – финансовая реформа С.Ю. Витте; золотой стандарт

Слайд 23

Изменение в социальной структуре российского общества Сословия: Привилегированные (дворяне, почетные граждане, духовенство, купцы) Непривилегированные (мещане и крестьяне) Классы: Дворяне (часть дворян не имела поместий) Крестьяне (кулаки, середняки и бедняки) Буржуазия Рабочие Противоречия между сословным и классовым делением общества

Слайд 24

Общественные движения 1860-1870-х гг. Консерваторы К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков Газета «Московские ведомости» - Официальная народность - Панславизм - Корректировка реформ в интересах дворянства Либералы Западники К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, Д.А. Милюков Славянофилы А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин «Вестник Европы» и «Русская беседа» Земский конституционализм - Расширение прав земств - Создание центральных представительных учреждений - Надежды на сотрудничество с верховной властью Революционеры (народники) Далее

Слайд 25

Народничество Малочисленное направление; преобладали выходцы из дворянской среды и разночинцы. Нигилизм (отрицание культурных ценностей прошлого и современного общества). Восприятие социалистических теорий. Идеологи-родоначальники народничества – А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский: Переход к социализму, минуя капитализм. Крестьянская община – готовая ячейка социалистического общества. Способ достижения цели – агитация и революция силами крестьянства

Слайд 26

Идейные течения Крестьянин не готов к революции. Агита-ция не даст быстрых результатов. Необхо-димо провести госу-дарственный пере-ворот силами рево-люционной орга-низации. Это даст толчок революции. Крестьянин не готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ, чтобы нести рево-люционные идеи. Для повышения эффективности про-паганды необходимо создать революци-онную организацию Крестьянин по своей природе – бунтарь. Интеллигенция должна идти в народ, чтобы соединить отдельные бунты в общую революцию. Вместо государства – союз самоуправля-ющихся общин. Заговор-щическое П.Н. Ткачев Пропаган-дистское П.Л. Лавров Бунтарское (анархистское) М.А. Бакунин

Слайд 27

Развитие народнического движения 1860-е гг. – сочетание пропаганды и террора. Кружок Ишутина → покушение Каракозова на Александра II (1866). «Народная расправа» Нечаева → убийство члена организации И.Иванова Чайковцы (кружок Натансона – Чайковского) 1871-1874 гг. «Хождение в народ» 1873-1875 гг. Крестьяне против Процесс 193-х 1874 г. «Земля и воля» (1876-1879) Г.В. Плеханов, В. Фигнер, С. Перовская, братья Михайловы… Пропаганда Первая политическая демонстрация у Казанского собора (1876) Террор Покушение В.Засулич на Трепова (1878) А.Соловьева на Александра II (1879) Раскол 1879 г. «Черный передел» (Плеханов, Засулич) Пропаганда «Народная воля» (Михайлов, Желябов, Перовская) Террор «Освобождение труда» 1883 г. Марксизм 1 марта 1881 г. Убийство Александра II

Слайд 28

Рабочее движение Причины: тяжелые условия труда, жестокая эксплуатация «Южнорусский союз рабочих» 1875 г. Одесса Е. Заславский «Северный союз русских рабочих» 1878-1880 Петербург С. Халтурин, В. Обнорский Ставились и политические задачи 1885 г. Никольская мануфактура (Орехово-Зуево) «Морозовская стачка» Был установлен государственный контроль за зарплатой и условиями найма

Слайд 29

Марксизм в России 1870 г. Русская секция I Интернационала 1872 г. Перевод на русский язык «Капитала» (Г.И. Лопатин) 1883 г. «Освобождение труда» (Женева) Цели: Распространение марксизма Критика народничества Основные идеи: Россия не может перейти к социализму, минуя капитализм Главной революционной силой является пролетариат Марксистские кружки в России 1883-1885 – Кружок Благоева (Петербург) 1885-1888 – «Товарищество санкт-петербургских мастеровых» ( П.В. Точисский , Петербург) 1888 – Кружок Федосеева (Казань) +Ульянов (Ленин) 1889-1892 – «Рабочий союз» ( М.И. Бруснев , Петербург) 1891 г. – первая маевка

Слайд 30

Внешняя политика Александра II А.М. Горчаков министр иностранных дел (1856-1882) Основные задачи Отмена ограничений Парижского договора 1856 г. Укрепление международного авторитета 1870 г. Поражение Франции во франко- прусской войне 1870 г. Отказ России от унизительных статей Париж- ского мира 1871 г. Лондонская конференция. Пересмотр условий Париж- ского мира 1873 – 1878 гг. «Союз трех императоров» Россия, Германия, Австро-Венгрия

Слайд 31

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Причины войны: Стремление России играть активную роль в международной политике. Поддержка Россией национально-освободительного движения балканских народов против Турции. Отказ Турции выполнить требование России о прекращении войны в Сербии (с 1875 г.).

Слайд 32

Ход военных действий 12 апреля 1877 г. – начало войны, взятие турецких крепостей на Дунае 18 апреля 1877 г. – взятие Баязета (Кавказ); оборона 7-28 июня 7 июля 1877 г. – взятие Шипкинского перевала отрядом И.В. Гурко 20 июля – 28 ноября 1877 г. – блокада и взятие Плевны 9-14 августа 1877 г. – героическая оборона Шипкинского перевала 23-27 декабря 1877 г. – переход через Балканы генерала Д.М. Скобелева к Константинополю Февраль 1878 г. – взятие Адрианополя и Сан-Стефано (+Эрзурум ) Англия и Австро-Венгрия принудили Россию прекратить войну

Слайд 33

Итоги войны Баязет возвращен Турции, Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, а Англия – остров Кипр Россия получала Бессарабию, Карс, Баязет, Ардаган, Батум Территориальные приобретения Сербии и Черногории уменьшились Сербия, Черногория и Румыния получили независимость Независимость получала только Северная Болгария Болгария превращалась в автономное княжество (платили Турции только дань) Сумма контрибуции уменьшена Турция выплачивала России огромную контрибуцию Берлинский трактат 1 июля 1878 г. Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878 г.

Слайд 34

Присоединение Средней Азии 1830-е гг. – присоединение Казахстана 1865-1875 гг. – завоевание Коканда 1873 г. – подчинение Бухарского эмирата и Хивинского ханства 1879-1884 гг. – присоединение Туркмении Туркестанское генерал-губернаторство (Ташкент)

Слайд 35

Политика на Дальнем Востоке Китай Айгунский договор 1858 г. Пекинский договор 1860 г. Граница Япония Симодский договор 1855 г. Петербургский договор 1875 г. Курилы – российские Курилы – японские Сахалин - российский США 1867 г. Продажа Аляски (7,2 млн. $ )

Слайд 36

Начало царствования Александра III (1881-1894) 1 марта 1881 года Отклонение проекта Конституции Лорис-Меликова «Бархатный диктатор», вел политику «волчьей пасти и лисьего хвоста» в 1880-1881 гг. Манифест «О незыблемости самодержавия» 29 апреля 1881 г. Отставка министров-либералов Лорис-Меликова, Милютина, Бунге…

Слайд 37

Политика в отношении сословий Опора на дворянство (Дворянский поземельный банк, усиление влияния в местных органах управления) Попечительская политика в отношении рабочих (фабрично-заводская инспекция, ограничение труда детей, запрет ночного труда женщин… но запрет забастовок) Протекционизм в интересах отечественных промышленников В отношении крестьян (перевод на обязательный выкуп с 1883 г., учреждение Крестьянского банка в 1882 г., отмена подушной подати в 1885 г.)

Слайд 38

Контрреформы Идеологи: К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, В.П. Мещерский Печать и образование 1882 г. Ужесточение цензуры. Закрытие либеральных газет и журналов («Отечественные записки», «Дело»…) 1884 г. Реакционный университетский устав. Отмена университетского самоуправления. 1887 г. Циркуляр «О кухаркиных детях» (запрет приема в гимназии детей низших сословий) Местное самоуправление Земские начальники (из дворян) для усиления контроля за крестьянским самоуправлением Ограничены права и полномочия земств Увеличено число депутатов от дворян за счет числа депутатов от других сословий Судебная контрреформа Принят чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением (1881) Ограничена открытость судопроизводства по политическим делам (1887) Ликвидированы мировые суды (1889)

Слайд 39

Царь-миротворец Ухудшение отношений с Германией и Австро-Венгрией (из-за Балкан) Распад «Союза трех императоров» (1887) Военно-политический союз с Францией (1893) + Англия (1907) = Антанта Тройственный союз 1882 г. Германия, Австро- Венгрия, Италия В 1887 г. Александр III не дал возможность Германии подготовить военное вторжение во Францию Противодействие двух военно-политических блоков приведет в дальнейшем к Первой мировой войне

Слайд 40

Культура II половины XIX века Расцвет Великие реформы Рост общественного движения Бурный промышленный подъем

Слайд 41

Наука (естественные и точные науки) Математика Чебышев Теория чисел Теория вероятностей Ляпунов + Марков Ковалевская Физика Столетов Теория магнетизма Фотоэлектрические явления Химия Бутлеров Органическая химия Менделеев Периодическая система химических элементов (1869) Биология Сеченов Рефлексы мозга Мечников Иммунология Тимирязев Фотосинтез География Семенов-Тяньшанский Пржевальский Центральная Азия Миклухо-Маклай Ю.-В. Азия, Океания Техника Яблочков Лодыгин Лампа накаливания Можайский Жуковский Самолетостроение Попов Радио (1895)

Слайд 42

Наука (гуманитарные науки) История С.М. Соловьев «История России с древнейших времен» В.О. Ключевский «Курс русской истории» Языкознание В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» А.А. Шахматов Текстология Философия Материализм Чернышевский Плеханов Идеализм В.С. Соловьев Н.Ф. Федоров

Слайд 43

Литература Критический реализм Л.Н. Толстой Ф.М. Достоевский И.А. Гончаров А.П. Чехов Н.С. Лесков М.Е. Салтыков-Щедрин Н.А. Некрасов В.Г. Короленко А.Н. Островский Чистое искусство А.А. Фет Ф.И. Тютчев А.Н. Майков Символизм Д.С. Мережковский З.Н. Гиппиус Я.П. Полонский Во второй половине XIX века русская литература занимала ведущие позиции в мире

Слайд 44

Музыка и театр «Могучая кучка» Балакирев , Мусоргский, Бородин, Римский- Корсаков, Кюи Мусоргский : «Хованщина», «Борис Годунов» Римский-Корсаков : «Снегурочка», «Садко» Бородин : «Князь Игорь» П.И. Чайковский (1840-1893) Оперы : «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Балет : «Лебединое озеро», «Щелкунчик» Первый концерт, симфонии… Братья А.Г. и Н.Г. Рубинштейны Петербургская консерватория (1862) Московская консерватория (1866) Главные театры: Малый театр Александринский театр «Дом Островского» 1898 г. – МХАТ Станиславский Немирович-Данченко

Слайд 45

Живопись «Товарищество передвижных художественных выставок» В 1863-1870 гг. – Артель петербургских художников Метод (направление) – критический реализм Главная черта – демократизм 108 членов 400 участников выставок (48) И.Н. Крамской Братья В.М. и А.М. Васнецовы В.Г. Поленов И.И. Левитан И.И. Шишкин Братья К.Е. и В.Е. Маковские Г.Г. Мясоедов Н.Н. Ге И.Е. Репин В.И. Суриков В.Г. Перов Портрет Толстого «Христос в пустыне» «Аленушка» «Богатыри» «Московский дворик» «Заросший пруд» «Над вечным покоем» «Утро в сосновом бору» «Дети, бегущие от грозы» «Свидание» «Земство обедает» «Косцы» «Петр Первый допрашивает царевича Алексея» «Бурлаки на Волге» «Иван Грозный и сын его Иван» «Утро стрелецкой казни» «Боярыня Морозова» «Сельский крестный ход на Пасхе» «Тройка»

Слайд 46

Скульптура М.М. Антокольский А.М. Опекушин М.О. Микешин Скульптуры Ивана Грозного Петра Великого Ермака Нестора-Летописца Ярослава Мудрого Памятники А.С. Пушкину М.Ю. Лермонтову Памятник «Тысячелетие России»

Слайд 47

Архитектура Эклектика (смешение стилей) Месмахер (архив Государственного совета) Кракау (Балтийский вокзал) Неорусский (псевдорусский) стиль Померанцев (Верхние торговые ряды (ныне ГУМ)) Шервуд (Исторический музей) Чичагов (Московская городская дума) В строительстве расширилось применение железа и стекла, началось использование бетона


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1900-1916 годы © С.К. Свечников, 2007 svechnikov-sk@mail.ru

Слайд 2

I . Работа с хронологией 1. Какое из названных событий произошло раньше всех других? издание Манифеста 17 октября вступление России в Первую мировую войну начало первой российской революции начало русско-японской войны 1905 1914 1905 1904

Слайд 3

I . Работа с хронологией 2. Важнейшие документы Столыпинской аграрной реформы были изданы: в 1894 и 1901 гг. в 1904 и 1905 гг. в 1906 и 1910 гг. в 1914 и 1917 гг. указ и закон о проведении аграрной реформы

Слайд 4

I . Работа с хронологией 3. Создание крупных монополистических объединений в России началось: в конце XIX в. в начале ХХ в. после революции 1905-1907 гг. после Первой мировой войны картели и синдикаты «Продамет» (1902), «Продвагон» (1902), «Продуголь» (1903)…

Слайд 5

I . Работа с хронологией 4. Первая Государственная дума в России ХХ в. была создана: в годы кризиса в начале века в ходе революции 1905-1907 гг. в годы Первой мировой войны в феврале 1917 г. I Государственная дума была создана в 1906 г. и просуществовала 72 дня

Слайд 6

I . Работа с хронологией 5. Расположите в хронологической последовательности события революции 1905-1907 гг.: А) начало Всероссийской политической стачки Б) «Кровавое воскресенье» В) вооруженное восстание в Москве Г) издание Манифеста 17 октября конец сентября 1905 г. 9 января 1905 г. декабрь 1905 г. 17 октября 1905 г. БАГВ

Слайд 7

I . Работа с хронологией 6. Расположите в хронологической последовательности события, происшедшие в 1914-1918 гг.: А) Февральская революция в России Б) отступление русских войск из Галиции после Горлицкого прорыва В) убийство эрцгерцога Франца-Иосифа Г) Брусиловский прорыв 1917 г. 1915 г. 1914 г. 1916 г. ВБГА

Слайд 8

II . Работа с фактами 1. В сражениях русско-японской войны русскими войсками командовали: В.В. Шульгин и С.Ю. Витте А.А. Брусилов и А.В. Самсонов С.О. Макаров и З.П. Рожественский Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин министры генералы Первой мировой флотоводцы ученые

Слайд 9

II . Работа с фактами 2. Какая из перечисленных военных операций произошла во время русско-японской войны? штурм Перекопского перешейка Брусиловский прорыв Цусимское сражение переход через Сиваш Гражданская война, 1920 г. Первая мировая война, 1916 г. 1905 г. Гражданская война, 1920 г.

Слайд 10

II . Работа с фактами 3. Какое из перечисленных событий произошло во время революции 1905-1907 гг.? Корниловский мятеж вооруженное восстание в Москве расстрел рабочих на Ленских приисках восстание крестьян под руководством А.С. Антонова август 1917 г. декабрь 1905 г. апрель 1912 г. Гражданская война, 1921 г.

Слайд 11

II . Работа с фактами 4. Летом 1905 г. произошло восстание военных моряков на корабле: «Варяг» «Аврора» «Петропавловск» «Князь Потемкин-Таврический» Утонул в 1904 г. Знаменитый выстрел был произведен в 1917 г. Подорвался на мине в 1904 г.; там еще С.О. Макаров был Восстание на броненосце «Потемкин»…

Слайд 12

II . Работа с фактами 5. Первый Совет уполномоченных был создан в 1905 г.: в Москве в Иваново-Вознесенске в Петербурге в Нижнем Новгороде Май-июнь 1905 г.

Слайд 13

II . Работа с фактами 6. Союзниками России в Первой мировой войне были: Франция, Австро-Венгрия Франция, Турция Великобритания, Франция Болгария, Франция Вместе – Антанта

Слайд 14

II . Работа с фактами 7. Известным российским философом в начале ХХ в. был: Н.А. Бердяев С.П. Дягилев П.Я. Чаадаев К.Э. Циолковский Это он Художник, руководивший артистами балета (Русские сезоны) Философ XIX в. Ученый, конструктор ракет и дирижаблей

Слайд 15

II . Работа с фактами 8. Крупнейшим русским кинопромышленником в начале ХХ в. был: П.М. Третьяков А.А. Ханжонков А.А. Блок К.С. Станиславский Создатель знаменитой картинной галереи Это он Кто же не знает этого поэта? Театральный режиссер, но кино не снимал

Слайд 16

II . Работа с фактами 9. Что из перечисленного произошло в первое десятилетие ХХ в.? А) русско-японская война Б) вступление на престол Николая II В) продажа Россией Аляски США Г) образование первой российского Государственной Думы Д) вступление России в Первую мировую войну Е) создание Антанты (тройственного союза) 1904-1905 1894 1867 1906 1914 1907 АГЕ

Слайд 17

II . Работа с фактами 10. Установите соответствие между названиями российских политических партий начала ХХ в. и фамилиями их лидеров: А) кадеты 1) В.И. Ульянов (Ленин) Б) социал-демократы 2) А.И. Гучков (большевики) 3) П.Н. Милюков В) октябристы 4) П.А. Столыпин Г) эсеры 5) В.М. Чернов А3Б1В2Г5

Слайд 18

II . Работа с фактами 11. Установите соответствие между событиями (действиями) и фамилиями их участников: А) подписание в Портсмуте 1) В.М. Пуришкевич мирного договора 2) К.С. Станиславский с Японией 3) П.Н. Милюков Б) проведение аграрной 4) П.А. Столыпин реформы 5) С.Ю. Витте В) руководство МХАТом Г) создание монархического «Союза русского народа» А5Б4В2Г1

Слайд 19

III . Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений 1. Одной из форм монополий в России в начале ХХ в. были: директории земства синдикаты концессии Монопольное объединение с потерей коммерческой самостоятельности предприятий Органы местного самоуправления Органы коллективного управления Договор на сдачу иностранным фирмам предприятий, участков земли с правом производственной деятельности

Слайд 20

III . Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений 2. Орган исполнительной власти в России в начале ХХ в. – это: Государственный совет Сенат Государственная Дума Комитет министров Законодательный орган (нижняя палата) Высший судебный орган Законодательный орган (верхняя палата) Исполнительная власть

Слайд 21

III . Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений 3. Что из перечисленного было характерно для экономического развития России в начале ХХ в.? изоляция от проникновения иностранного капитала возникновение монополистических объединений уравнительное распределение земли начало складывания единого всероссийского рынка Позже, в годы социализма Верный ответ В первые годы Советской власти В XVII веке

Слайд 22

III . Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений 4. Практика создания легальных рабочих организаций под контролем полиции в начале ХХ в. получила название: ревизионизма зубатовщины меньшевизма антоновщины пересмотр марксизма верный ответ течение в российской социал-демократии антибольшевистское восстание крестьян в Тамбовской губернии

Слайд 23

III . Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений 5. Позиция большевиков в отношении Первой мировой войны выражалась в лозунге: установление «гражданского мира» продолжение войны «до победного конца» обороны Отечества от германского нашествия превращение империалистической войны в гражданскую Верный ответ

Слайд 24

III . Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений 6. Футуристами называли себя в начале ХХ в.: представители одного из авангардистских направлений в поэзии создатели первых российских кинофильмов основатели новых театров в Москве и Санкт-Петербурге участники объединения писателей-фантастов Верный ответ

Слайд 25

III . Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений 7. Какое из перечисленных объединений известно в российской культуре начала ХХ в. изданием одноименного художественного журнала, осуществлением международных художественных проектов, пропагандой русского искусства за рубежом? Товарищество передвижных художественных выставок Ассоциация художников революционной России (АХРР) «Голубая роза» «Мир искусства» Верный ответ возникло в 1870 г. возникла в 1920-е гг. объединение московских художников (1907)

Слайд 26

III . Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений 8. Что из перечисленного было характерно для культурной жизни России в первое десятилетие ХХ в.? проведение кампаний по ликвидации неграмотности создание русской школы классического балета создание первых отечественных кинофильмов проведение первых передвижных художественных выставок Верный ответ В 1920-1930 е гг. В XIX в. В 1870-е гг.

Слайд 27

IV . Объяснение причин и следствий событий 1. Какое событие, по мнению историков, положило конец первой русской революции? роспуск второй Государственной Думы издание Манифеста 17 октября расстрел рабочих на Ленских приисках завершение русско-японской войны 3 июня 1907 г. 1905 г. 1912 г. 1905 г.

Слайд 28

IV . Объяснение причин и следствий событий 2. К расколу российских социал-демократов на большевиков и меньшевиков в 1903 г. привели разногласия по вопросам: о программе и уставе партии об участии в деятельности Государственной Думы о свержении самодержавия об участии в конгрессе II Интернационала Верный ответ

Слайд 29

IV . Объяснение причин и следствий событий 3. Что из названного послужило поводом для объявления Германией войны России 19 июля 1914 г.? выступление российских войск на помощь Сербии участие русских революционеров в убийстве Франца-Фердинанда отказ России прекратить начатую всеобщую мобилизацию заключение Россией военного соглашения с Францией Верный ответ Русская армии в Сербии не воевала Русские к этому не причастны Военный союз с Францией заключен еще в 1893 г.

Слайд 30

V . Задания для работы с источниками 1. Прочтите отрывок из статьи историка и напишите название войны, о которой в нем говорится: «Война… Ляоян, Порт-Артур, Мукден, Цусима и тысячи убитых и раненых русских солдат и матросов, не понимавших, во имя чего они проливают здесь свою кровь. Известия о поражении русской армии и флота производили впечатление в России, вызывали запросы общественности о причинах бедствия…». Русско-японская война 1904-1905 гг.

Слайд 31

V . Задания для работы с источниками 2. Прочтите отрывок из воспоминаний современника о событиях 1905 г. и напишите дату событий, о кануне и начале которых идет речь: «Попал на Васильевский остров, в «Отдел» гапоновский, когда уже стемнело. Народу масса, перед домом толпа. Беспрерывно читается и обсуждается петиция царю… Глубокая вера в правоту затеянного дела. За эту веру вся масса готова идти на смерть, на величайшие муки. Гапон для них символ, знамя их большого правого дела… Я так и остался всю ночь в Васильевском отделе. Вместе с массой пошел на Дворцовую площадь… Я видел, что многие в толпе шли, подобно мне, не веря в благополучный исход, но шли, потому что в это время нельзя было не идти. Для меня не было неожиданностью, когда у Дворцового моста мы встретили отряды пехоты и кавалерии. Передние встали, задние ряды продолжали двигаться в том же благоговейном настроении, когда раздался первый залп…». «Кровавое воскресенье» 9 января

Слайд 32

V . Задания для работы с источниками 3. Прочтите отрывок из справки департамента полиции о событиях в Москве (1905 г.) и напишите название месяца, когда они происходили: «С 7 часов вечера на Тверской и Садовой боевая дружина произвела ряд вооруженных нападений на войска и полицию, подожгла станцию конно-железной дороги и устраивала баррикады. В тот же день войска бомбардировали училище Фидлера, где засели боевые дружины. С балкона была брошена в войска бомба. Было произведено 12 орудийных выстрелов и несколько ружейных залпов, после чего революционеры сдались в числе 118 человек, потеряв 3 убитыми и 15 ранеными». Декабрь (декабрьское вооруженное восстание в Москве)

Слайд 33

V . Задания для работы с источниками 4. Прочтите отрывок из воспоминаний, относящихся к 1906 г., и напишите пропущенное в тексте название органа, о начале деятельности которого идет речь: «И все же эти выборы были явлением совершенно новым в русской политической жизни. Монополия власти ускользала из рук высшего чиновного мира; люди иной формации, разночинцы, пусть и с имущественным цензом, формально получали право контролировать правительство… На одном из первых заседаний ___________ один из ораторов восклицал под гром рукоплесканий: «Вы видели на днях эти золотые мундиры? Все эти ненужные побрякушки – эти царские регалии, усыпанные бриллиантами! Господа, ведь это кристаллизованный пот русского народа!». Государственной Думы

Слайд 34

V . Задания для работы с источниками 5. Прочтите отрывки из международного договора и напишите пропущенное слово в названии года, когда был подписан этот договор: «Е [ го ] в [ еличество ] император всероссийский, с одной стороны, и Е [ го ] в [ еличество ] император Японии, с другой, будучи одушевлены желанием восстановить пользование благами мира для их стран и народов, решили заключить мирный договор… Настоящий договор будет подписан в двух экземплярах на французском и английском языках… В удостоверение чего обоюдные уполномоченные подписали настоящий мирный договор и приложили к нему свои печати. Учинено в Портсмуте (Ньюгэмпшир) двадцать третьего августа (пятого сентября) тысяча девятьсот _________ года, что соответствует пятому дню девятого месяца восьмого года Мейджи. Подписали: Ютаро Комура Сергей Витте К. Такахара Розен». пятого (Портсмутский мир 1905 г.)

Слайд 35

V . Задания для работы с источниками 6. Прочтите отрывок из протокола Самарского биржевого общества (1913 г.) и напишите, каким общим термином называется форма объединения промышленников, о которой идет речь: «В настоящее время считается доказанным, что нефтяная промышленность находится под влиянием негласных соглашений нефтепромышленников… Так, например, в 1911 г. наиболее крупную группу представляла собой Английская нефтяная корпорация, сосредоточившая в своем распоряжении свыше 70 млн. пуд. нефти. Если прибавить сюда группу Нобеля (80 млн. пуд.) и Голландскую компанию (до 50 млн. пуд.), то окажется, что в распоряжении трех объединенных групп сосредоточена годовая добыча около 200 млн. пуд., т.е. около 50% добычи Бакинского района… Конечно, группе иностранных нефтепромышленников, являющихся диктаторами в нефтяном деле, оказалось делом нетрудным осуществить синдикат, диктовать свои цены и распоряжаться всецело в своих интересах русским нефтяным богатством». монополия

Слайд 36

V . Задания для работы с источниками 7. Прочтите отрывок из исторического очерка и напишите пропущенную в тексте фамилию ученого: «Переворот в представлениях о ракетах и их полезности начался с напечатания статьи ____________ «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903). Идея создания космической ракеты для межпланетных полетов с того времени получила прочную основу. Теории ракетных полетов касались и последующие труды _________ (особенно «Реактивный прибор как средство полета в пустоте и атмосфере» 1910 г., три работы о космических полетах 1911-1914 гг.)». К.Э. Циолковский

Слайд 37

V . Задания для работы с источниками 8. Прочтите отрывок из манифеста императора Николая II и напишите название войны, о вступлении России в которую идет речь: «Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянским народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования… Ныне предстоит уже не только заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих держав». Первая мировая война


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по истории в 8 кл по теме " Россия во второй половине 19 века"

Контрольная работа по истории в 8 кл по теме " Россия во второй половине 19 века"...

Текст с ошибками по теме "Внешняя политика России во второй половине 18 века"

Внешняя политика России во второй половине 18 века (материал к уроку, к олимпиаде)...

Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века

Структура российского общества во второй половине XIX века:◦Сословия◦КлассыОсобенности экономического развития во второй половине XIX века◦Развитие сельского хозяйства◦Развитие промышленности◦Же...

Разработка урока. 10 класс.Россия во второй половине 18 века.

Урок с элементами подготовки к ЕГэ по истории на материале истории 18 века...