Разработка повторительно-обобщающего урока - брейн ринга "Путешествие в Древнюю Грецию"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Черниговская Ульяна Павловна

Повторительно-обобщающий   урок брейн - ринг  по теме

«Путешествие по Древней Греции»  завершает изучение раздела «Древняя Греция».

Главной особенностью является проведение мастер-класса в форме игры «Брейнг-ринга», групповой работы и индивидуальной работы учащихся.

     Тип урока – повторительно-обобщающий. Урок соответствует календарно-тематическому планированию.

. При подготовке и планировании урока учитывались возрастные особенности, умения и навыки, а также определенный уровень мышления. Формы работы и педагогические приемы использовались с учетом данных особенностей.

   

Цели урока:

  Содержательная  цель- обобщение  и  выявление теоретических знаний учащихся  по теме  “Древняя Греция”, углубление их представлений о древнегреческом полисе, о хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации через нетрадиционную форму повторения и закрепления изученного.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности через различные задания:  логически мыслить, анализировать, работать в группе , обобщать, делать выводы, работать с картой, повышение познавательной активности учащихся и качества усвоения материала  Развитие навыков творческо-поисковой деятельности.

Воспитательная цель: воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах; творческую личность, стремящуюся к самореализации своих сил;  на примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, а в ходе командной игры - чувство товарищества, уважения к своим друзьям.

Оборудование:  Презентация,  карта " Древняя Греция",   раздаточный материал.

Оснащение урока: компьютер, проектор, экран, презентация (приложение к уроку)

Форма организации работы в классе: активная.

Метапредметные связи: история, география , литература, математика

     Для мотивации использовались методы и приемы, побуждающие внутреннюю мотивацию обучающихся (на всех этапах урока).

     На уроке применялись различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, частично-поисковый.

     Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, доброжелательность, наглядность, сотворчество, состязательность.

     Темп урока умеренный, в конце урока – высокий. Это объясняется насыщенностью урока, разнообразием форм работы, работоспособностью учащихся.

     Работу детей на уроке можно оценить  удовлетворительной . Достаточная активность. Работой на уроке были охвачены все учащиеся класса. Использовались приемы для развития личности учащихся – акцент на личные достижения, развитие интереса, роли (капитаны, судья, члены команды). Создание «ситуаций успеха».

     Самостоятельная деятельность детей на уроке выражалась в работе с историческим источником, формулировке ответов, мониторинга  результатов  каждой команды и .

     Валеологические приемы: поддержание воздушно-теплового, светового режима (проветривание помещения до урока, освещение), выполнение упражнения на сосредоточенность в начале урока

     Межпредметная (метапредметная) связь:  география ( работа с картой, литература (мифы), математика (подсчет баллов).

     В течение урока осуществлялся компетентностный подход, рефлексия. Контроль учителя с комментарием ответов. Стимулирование класса на активную работу. Осуществлялись  виды современных образовательных технологий, как диалог, игра.

     Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике. Урок состоит из этапов, логически связанных между собой (организационный, основной (игра), рефлексия, этап подведения итогов).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn-ring_puteshestvie_v_drevnyuyu_gretsiyu.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Эпиграф:

 «Древние греки, античные греки,

Многим прославились греки навеки.

Даже порой удивленье берёт:

Ну, до чего ж знаменитый народ!”

 

Тема урока.  Брейн-ринг  по теме "Путешествие по  Древней Греции"

Цели урока:

  Содержательная  цель- обобщение  и  выявление теоретических знаний учащихся  по теме  “Древняя Греция”, углубление их представлений о древнегреческом полисе, о хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации через нетрадиционную форму повторения и закрепления изученного.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности через различные задания:  логически мыслить, анализировать, работать в группе , обобщать, делать выводы, работать с картой .

 повышение познавательной активности учащихся и качества усвоения материала  Развитие навыков творческо-поисковой деятельности.

Воспитательная цель: воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах; творческую личность, стремящуюся к самореализации своих сил;  на примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, а в ходе командной игры - чувство товарищества, уважения к своим друзьям.

Оборудование:  Презентация,  карта " Древняя Греция",   раздаточный материал.

Оснащение урока: компьютер, проектор, экран, презентация (приложение к уроку)

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

1. Определять цель и задачи учебной деятельности.

2. Систематизировать информацию.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД:

1. Анализировать (выделять главное).

2. Определять понятия.

3. Обобщать, делать выводы.

4. Представлять информацию в форме экскурсии.

Коммуникативные УУД:

1. Умение работать в группе.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные результаты:

1. Развивать сотрудничество.

2. Развивать интерес к истории  как науке.

3. Развивать умение самооценки и взаимооценки.

Предметные результаты:

1. Понимать факты и процессы, характеризующие системность и целостность исторического процесса.

2. Уметь работать с историческими понятиями, датами, событиями, именами.

Методы организации и осуществления учебных действий и операций:

1.Перцептивные: словесный, наглядный, практический.

2.Гностические: беседа, «мозговой штурм», инструктаж, практическая работа.

3.Самоуправления учебными действиями: самостоятельная работа с объектами труда.

4.Контроля: самоконтроль и взаимоконтроль.

Форма организации работы в классе: активная.

Метапредметные связи: история, география , математика

Ход урока.

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Ну-ка, покажи дружок!

Готов ли ты начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ли весело глядят?

Слушайте внимательно,

Работайте старательно!

Улыбнитесь друг другу

Поприветствуйте гостей.

 Учитель: Сегодня держим экзамен перед музой  истории Клио.

О ЧЕМ будет идти  РЕЧЬ?  ( 1 СЛАЙД)

СТИХИ  о ГРЕЦИИ ( 2 слайд)

( 3 СДАЙД )

ОПРЕДЕЛИТЕ ЦЕЛЬ  УРОКА.

Мы должны систематизировать знания , показать что узнали о истории "Древней Греции" Сделать  вывод «Каково влияние культуры Древней Греции на мировую культуру? Что подарила миру Древняя Греция? (4 СЛАЙД )

Жюри- Ареопаг определит знатока и истории и лучшую команду.

Представьтесь, пожалуйста:

Капитаны команд. вам слово.

Итак, В путешествие нам нужно взять все необходимое. Вы знаете, что Клио легко может побывать в любой стране и эпохе. Недавно она побывала в Китае и принесла предмет, который нам пригодится в путешествии.

 Что это за предмет? (компас).

  Курс нашего следования в котором  желаю : "Попутного ветра. Семь футов под килем   по   маршруту! " начинается:  Волшебные помощники в шкатулке, в  маршрутных листах  подпишите Фамилию и имя, что увидите и узнаете на уроке.   ( 5 СЛАЙД )

ИЗ КАКИХ ИСТОЧНИКОВ МЫ УЗНАЕМ о ИСТОРИИ ?

Вещественные- археологические, вещи, здания, оружия, орудия труда

Письменные- Карты,книги, летописии

Устные- Мифы, песни, баллады, пословицы, поговорки.

Лигвистические- языки мира

1. Путешествие по карте ( 6 СЛАЙД)

1. Запишите, на каком полуострове находится Древняя Греция (Балканский)

2.  На какие  части разделена Греция и почему? (Северная, Южная (Пелопонесс), Средняя

3. Где расположен полис Афины  (Аттика).

4. Где находится полис Спарта (Лаконика).

5.Напишите название моря, которое, согласно мифу, носит имя утонувшего в нем царя (Эгей).

6.Покажите на карте место, где раз в 4 года проходили состязания атлетов Греции (Олимпия).

7. Покажите на карте двумя скрещенными  мечами места важнейших  сражений во время греко-персидских войн (Саламин, Фермопильский проход, Херонее)

Сравните по карте территорию и климат Греции и Египта? (7 СЛАЙД-)

Вопросы  сравнения

Греция

Египет

Территория

Меньше

больше

Горы

Высокие горы делят Грецию на три части

Гор нет

Климат

Мягкий

Климат жаркий

Почва, земля

Мало плодородных земель

Много плодородных земель, мягкие почвы поэтому основное занятие египтян -земледелие.

Полезные ископаемые

Много: руда, медь, строительная глина

мало

Моря

Эгейское, Ионическое, Средиземное

Средиземное ,Красное моря

Реки

Нет полноводных рек

Река Нил

Сделайте вывод

 Как географические условия и климат определили основные занятия жителей страны?

Мореплавание, ремесло, рыболовство

Земледелие

 Молодцы! Сдайте карты жюри  (10 СЛАЙД)

Конкурс 2. Учитель: Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения в другой стране, но и хоть немножечко знать язык. Следующий наш конкурс называется « Назовите термины ». Нам предстоит выяснить, кто из вас знает больше определений, относящихся к истории Греции.

Вопросы:

1. Он путешествовал по Востоку и Греции и везде учил людей виноградарству (Дионис)

 2. Город, который был захвачен с помощью деревянного коня (Троя).

3. Простой народ (демос).

4.Тесно сомкнутые ряды  (фаланга).

5. Место, где проводились олимпийские игры (Олимпия).

6. Автор поэм «Илиада» и «Одиссеи» (Гомер).

7. Торговая площадь (Агора).

8. Государственный совет (Ареопаг).

9. Греческий корабль (Триера) .

10. Трехъярусная башня высотой около 120 метров, над которой возвышалась 7-метровая бронзовая статуя (Маяк).  

 Конкурс 3 . (    12 СЛАЙД) Учитель: Конкурс Капитанов  называется «  ЭРУДИТ ». Кто из вас знает  историю Греции.

 1. Фантастические сказания о богах и героях (мифы).

 2. Обязательные правила поведения (законы).

3. Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав ( рабы).

 4. Люди, владеющие рабами ( рабовладельцы).

 5. Где, проходили представления трагедии и комедии? ( театр)

6. Как называлось военное построение греков, для сражения? ( фаланга)

7. Как назывались победители Олимпийских игр? (олимпионики)

8. Денежный сбор в пользу государства (налог).

От имени  путешественника проведите экскурсию. Учащиеся проводят жеребьеку  куда поведут своих одноклассников и гостей.

 Конкурс  4.  ( СЛАЙД 13 ) Историческая наука начинается с хронологии, факты -вещь упрямая Следующий наш конкурс « Лента времени».

 В волшебной шкатулке :  даты  истории Древней Греции. Ваша задача - назвать события, связанные с этими датами. (Слайд 14)

776 г.  до н. э. – первые Олимпийские игры

594 г. до н. э. – реформы Солона

490 г. до н. э. - Марафонская битва

480 г. до н. э. – вторжение персов в Элладу ( Саламинское сражение)

338 г. до н.э. – сражение близ города Херонея

334 г. до н.э. – переход Александра Македонского через реку Гранник

 Конкурс 5.  ( СЛАЙД 15 ). Кому принадлежат слова:

 «Поверьте, мне было нелегко... Все были недовольны! Одни корили меня тем, что я забыл о своём происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля. Да, от камней, лишивших многих сна и покоя.  И вообще, лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов. Увы, упрёки были справедливы, но кто осмелится сказать, что я напрасно прожил жизнь!» (Солон)

  • Сын царя Филиппа, будущий правитель Малой Азии. В 20 лет он встал во главе государства. 10-летний поход принёс ему не только славу завоевателя, но и основателя городов. Держава созданная этим правителем распалась сразу после смерти царя. (Ал. Македонский)
  • Слепой поэт-аэд. Автор двух великих поэм. Название одной поэмы происходит от названия города, который был разрушен греками около 1200 года до н.э., название второй – от имени главного героя, участника Троянской войны(Гомер)
  • Спартанский царь, возглавивший объединённое греческое войско против персов в Фермопильском ущелье. На третий день битвы после предательства одного местного жителя положение защитников стало безнадёжным. И тогда, спасая войско, он приказал всем отступать, сам же с тремястами спартанцами остался на верную смерть. (Леонид)

Конкурс  6. ( СЛАЙД  16).  Путешествуя по Греции, нельзя не вспомнить знаменитых людей которые оставили свой след в истории этой удивительной и прекрасной страны. : «Выдающиеся личности Древней Греции».  ( портреты )

- Мы с вами уже много вспомнили о Греции, но осталось вспомнить людей,

1) « …афиняне, я узнаю этот корабль, но не могу различить цвет паруса…» (Эгей)

2)  «Такого оратора, как он, в Греции еще не было. Его звали «олимпиец», его речи поражали слушателей как молния. «Луковицеголовый!» — дразнили его. Он был спокоен: пусть говорят что угодно, лишь бы делали то, что полезно». (Перикл)

4) «Для него взлет к успеху был особенно быстр и крут. Он был незнатен и неучен, но талантлив и честолюбив. Неучености своей он не стыдился. Его попрекали: «Ты не умеешь управляться с лирой», — он отвечал: "Зато умею с государством".

После Саламина он стал самым знаменитым человеком в Греции. Греческие военачальники устроили голосование, кто из них лучший; каждый назвал лучшим себя, а вторым — его. Когда он зрителем пришел на Олимпийские игры, ему рукоплескали громче, чем бегунам и колесничникам». (Фемистокл)

5) « Мать чёрная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы.

Рабыня раньше, а теперь свободная…» (Солон)

6)  «Смолоду он был слаб голосом и косноязычен. Нечеловеческими усилиями он заставил себя говорить громко и внятно. Он набивал рот камешками и так учился шевелить языком сильно и точно. Здесь, на берегу моря, он упражнялся в речах, стараясь пересилить голосом шум морского прибоя». (Демосфен)

7) «Это был один из самых выдающихся скульпторов Греции. Однажды, на склоне лет, его обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, ему пришлось снять со статуи золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности мастера». (Фидий)

Подведение итогов жюри.

В начале урока вам было поручено задание - ответить на вопрос: «Каково влияние культуры Древней Греции на мировую культуру? Что подарила миру Древняя Греция?»  Пришло время дать ответ. (Олимпийские игры, демократию, творцов философии, образцы художественного творчества - скульптуру, архитектуру, зодчество, росписи, керамику, поэзию, драматургию, лирику, а также мифы и сказания Античной Эллады.)

VI. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: Сегодня мы с вами завершили путешествие по ещё одной прекрасной и удивительной стране древнего мира – Греции, которая дала миру примеры демократии, явила образ настоящего гражданина, умеющего в своей деятельности разумно сочетать права и обязанности. Каждый из нас тоже должен быть патриотом своей Родины, любить свое Отечество и гордиться им, заботиться о нем. Ведь, как сказал древнегреческий поэт Симонид Кеосский, « для полного счастья человеку необходимо славное Отечество» От вас зависит будущее и слава нашего Отечества.

- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

- Мы выполнили её?

- Что вам понравилось на уроке больше всего?

Самооценка « Как я усвоил материал»:

- Я хочу, чтобы вы продолжили начатые мною предложения.

1. Сегодня на уроке для себя сделал вывод…

2. Мне было интересно….

3. Во время урока я столкнулся с трудностями…

4. От урока у меня осталось впечатление….

5. Для себя я сделал вывод… (Слайд

В  Древней Греции  муза Клио попрощалась с нами, но не на долго. Мы встретимся в Древнем Риме.

Сегодня судьи - Ареопаг оценили вашу  работу на уроке и выставили  следующие оценки:

Домашнее задание:  кроссворд по теме "Древняя Греция". Награждение команд и знатока истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - обобщение по теме Древняя Греция 5 класс

Представляется урок с тестами, презентацией, видеофрагментом...

Урок-игра ИЗО«Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс

Урок-игра изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского «Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс. Сегодня нам предстоит совершить путешествие далеко-далеко, в бассейн Средиземномо...

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Урок обобщения по теме "Древняя Греция"

Материал может быть использован для проведения урока закрепления знаний и обобщения материала по теме "Древняя Греция" в 5 классе. Предполагается разбивка класса на команды. Можно провести конкурс меж...

Конспект интегрированного урока: "Олимпийские игры в Древней Греции"

интегрированный урок: история+физическая культура....

Урок 5 класс. Культура Древней Греции.

Урок с использованием презентации...

Разработка урока. Урок-игра "Путешествие по Древней Греции"

Урок-игра "Путеществие по Древней Греции"...