Урок 5 класс. Культура Древней Греции.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Канаева Елена Николаевна

Урок с использованием презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_5_klass_konspekt.docx31.79 КБ
Файл razdatochnyy_material.docx219.72 КБ

Предварительный просмотр:

История 5 класс

 Тема. Культура  Древней Греции.

 В городе богини Афины.

Цель.  Продолжить знакомство с культурой Древней Греции, с примечательными  местами и сооружениями Древних Афин;

Задачи.1. Формирование навыков визуальной  коммуникации;

2.Формирование умения описывать памятники культур;

3. Развитие умения отличать художественные особенности произведений искусства, понимать язык, которым «говорит» искусство  данной  эпохи;

4. Воспитание чувства прекрасного при общении с произведениями искусства.

Тип урока. Урок-путешествие

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. мультимедийный проектор
  3. презентация «Культура Древней Греции»
  4. раздаточный  материал.

Ход урока.

  1. Организационный этап

Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! (Здравсвуйте, дети! Прекрасные и  совершенные!)

  1. Подготовка к изучению нового материала.

Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие. А куда, давайте определим из рассказа грека.(Слайд 1)

- Приветствую вас!

- Я люблю путешествовать, многое я видел, а сейчас возвращаюсь в свой родной город. Во время путешествия я часто вспоминал свой родной город, городские площади, украшенные храмами и другими постройками, где повсюду много мраморных и бронзовых статуй. На улицах моего города можно встретить ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания. Все обмениваются новостями, занимаются делами.

Я люблю свой город. Это моя Родина.

-Афины. (Слайд2)

III. Изучение нового материала.

- Мы с вами отправляемся  в город, которым гордились афиняне – Афины.

 «Да ты — чурбан, коли Афин не видывал;

Осел — коли, увидев, не пришел в восторг;

Верблюд — коли покинул их, не жалуясь. говорили они.

-Как вы думаете, на чём мы отправимся в Афины?

Итак, мы подплываем по морю на  корабле к городу Афины.(Слайд 3)

 Сам город отсюда не виден, но  вдали  в лучах солнца что-то блестит. Это позолоченный наконечник копья и шлем бронзовой статуи богини Афины, установленной на вершине Акрополя.

-Мы подплываем к прекрасному порту.

 Как  он назывался? (Слайд 4, 5 )

-Это Пирей.

Мы выходим на берег и идем по Пирею. Это хорошо распланированный город, его улицы прямые и пересекаются под прямым углом.

За мелкую серебряную монету нанимаем повозку. Путь наш проходит по дороге между двух стен.

-Как они называются?

-Длинные стены, которые соединяют Афины с Пиреем. 

Задание: «Нерешённый кроссворд». (Раздаточный материал. Лист1)

- Почему мы не можем его решить? (Слайд 6)

-И вот мы вступаем в Афины! Идем по улицам, которые на удивление не кажутся нам привлекательными: они  кривые, пыльные, не имеют мостовых и настолько узкие, что по ним с трудом проезжает одна повозка. С двух сторон улицы видны невзрачные дома, сложенные из кирпича-сырца и булыжника, в один - два этажа. Вторые этажи и балконы в этих домах выступают над первыми. Многие не имеют дворов и двери из комнат выходили сразу на улицу. Окон на уровне первого этажа нет, лишь на уровне второго видны маленькие оконца. Но берегитесь, иначе прямо из окон на вас  могут быть вылит помои.

-Давайте спросим у кого- нибудь из местных жителей, в каком районе мы находимся? (Слайд7)

(Роль местного жителя играет один из учеников)

  -Вы находитесь в районе Афин, где живут гончары. Эта часть района называется Керамик. По гречески – «кЕрамос» - глина. Давайте войдём  в мою  гончарную мастерскую.(Слайд8). В углу двора находится круглая печь для обжига посуды, за забором дымится печь соседней мастерской. Кроме меня-  хозяина ,в мастерской вы видите покупателя, носильщиков сосудов и работников. Один  месит ногами глину в прямоугольном бассейне, другой, стоя на коленях, разминает глиняное тесто. Третий работник вращает руками гончарный круг, четвертый формирует сосуд. Два художника расписывают вазы.

-Как вы думаете, кто из моих работников является свободным, а кто – рабом?

Обратите внимание на сосуды.(Слайд 10) В верхнем ряду — три кратера, амфора и гидрия-ведро. В нижнем ряду — пузатая пелика, кувшин-ойнохоя, блюдце-килик, маленький лекиф, кубок-канфар, черпак-киаф и чашка-скиф. Красивые названия этих сосудов переводятся на русский язык очень легко. Пифос  — это глиняная бочка для хранения припасов; Амфора — это бочонок поменьше и с ручками: не для хранения, а для перевозки и переноски вина и масла. Он строен, как человек; «устье», «шейка», «плечи», «тулово», «ножка» — называют археологи его части. Гидрия с тремя ручками — это ведро, в нем женщины на головах носили воду из колодца или родника в дом. без ручки называлась «фиал» (отсюда нынешнее слово «пиала»); чашка с ручкой — «скиф»; кубок со вскинутыми, как крылья, фигурными ручками — «канфар» (жук); кубок, имеющий форму звериной морды, — «ритон». Это все — сосуды для пищи и питья. А для душистого масла, которым натирали тело, были другие, как наши флаконы: стройные лекифы в виде маленьких амфор и пузатые арибаллы в виде маленьких пифосов.

 Но все они отличаются не только по форме, но и по цвету. У нас в Греции два стиля вазописи: чернофигурный(Слайд11)  и краснофигурный. (Слайд 12 )

-Давайте прочитаем отрывок из текста об этих стилях и ответим на вопрос: какой стиль более ранний и почему?  Чернофигурная вазопись более ранняя, т.к. более простая.

Учитель.  Давайте продолжим нашу экскурсию, и пройдем с вами на рыночную площадь – Агору.(Слайд13) Слышите громкий крик ослов и мулов? Это жители окрестных селений везут на торговую площадь города вино, ячмень, овощи, фрукты.

 В утренние часы на Агоре слышны громкие крики торговцев. «Купите масла!», «Купите рыбу!» , «Вы забыли зелень!» Здесь же и развлечения: петушиные бои, выступление фокусников, глотателей кинжалов.

  Подойдем с вами к храму Гефеста.

-Вспомните, какие здания были в Керамике? А как вы думаете, почему общественные здания – храмы, стадионы и театры строились большими и красивыми?

  Храм Гефеста (Слайд14) представляет собой окруженное колоннами прямоугольное каменное здание с двускатной крышей; колонны и стены храма располагаются на трехступенчатом основании. Посмотрите на схему. Как оно называется?

Если бы мы зашли внутрь храма, то убедились бы, что внутри он не был построен. Здесь стояла статуя бога, которому он был посвящен; находились ценные предметы, подаренные храму богатыми людьми; в некоторых храмах находилась казна полиса. Праздники в честь бога проводились не внутри храма, а снаружи – на площади. Поэтому строители стремились достичь того, что именно внешний вид храма был наряден и красив.

Ниже храма Гефеста расположено длинное полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны. Прочитайте, как оно называется? (Слайд 15)

В Афинах и других греческих полисах было много портиков. Здесь было удобно назначать встречи, обсуждать дела , можно было отдохнуть, обсуждая последние новости. Портик защищал от прямых солнечных лучей, но там не было душно, т.к. постоянно дул ветерок. 

Физкультминутка: встали, посмотрели друг на друга, чтобы в пути вы не потерялись, запомнили всех, кто вас окружает, теперь поднимемся по ступенькам (шагаем), прошу занять свои места.

Учитель.  Мы покидаем с вами Агору и приближаемся к высокому холму в центре города. Это – Акрополь.(Слайд 16) Он был разрушен во время Греко-персидских войн.

- Вспомните в каком веке это было и кто командовал персидскими войсками?

Заново отстроить афинский Акрополь, ансамбль которого сейчас считается красивейшим, выпало Фидию.   Размеры Акрополя невелики- 300 м в длину и 130 м в ширину. И на таком пространстве греческие архитекторы воздвигли свои прекрасные здания. О! Нам повезло, вы видите, как много  людей идут на Акрополь? Сегодня большой праздник в честь богини Афины. Нам повезло: такое зрелище можно увидеть раз в четыре года. Этих быков и баранов приносят в жертву Афине. Видите дым на холме? - жертвоприношение началось. 

- Ребята, а вы помните, почему город назван в честь богини Афины?  (Слайд 17)

(Миф о споре Посейдона и Афины)

Учитель. Не спешите! Перед вами схема Акрополя. (Раздаточный материал. Лист2.) (Слайд 18)

Задание. Вы должны будете отмечать цифрами те памятники, о которых пойдёт речь.

Посмотрите на право. Видите храм на уступе скалы? Этот изящный храм был построен в честь богини победы Ники - Бескрылой.

Ученик. (заранее подготовленный) Пропилеи построил архитектор Мнесикл.(Слайд 19) Они представляют собой глубокий сквозной портик с пятью проходами вдоль колонн. По лестнице, обрамленной колоннами Пропилеи, в древние времена во время праздников и торжественных шествий шли горожане, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных. Слева к Пропилеям примыкала  пинакотека  - картинная галерея в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения богам. Справа от Пропилей находился крошечный, изящный, легкий храм Ники Аптерос (Бескрылой) – богини Победы.(Слайд 20). После победы над персами афиняне пожелали оставить навсегда богиню у себя и не дать ей улететь.

Учитель. Пройдя через ворота Пропилей, мы оказываемся на удлиненной площади. Смотрите, какая красивая статуя. Эта статуя Афины Промахос (т.е. воительницы), (Слайд 21)покровительствующей Афинам. Она была воздвигнута прославленным скульптором Фидием в честь Марафонской победы. Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. Она сделана из бронзы. Шлем и острие копья сделаны из золота. Видите, как ярко они сверкают на солнце! Эта статуя видна со всех сторон города и это  её мы видели  с моря. Правее статуи Афины Промахос находился знаменитый Парфенон.

Ученик. Храм Парфенон (Слайд 22) посвящен Афине Парфенос (т.е. Деве). Выстроенный архитекторами Иктином и Калликратом, он стал одним из прекраснейших греческих храмов. Огромный и могучий, построенный из золотисто-розового мрамора, Парфенон стоял на возвышающемся участке голой серой скалы. Центром храма была колоссальная 12-метровая статуя Афины Парфенос работы Фидия.(Слайд 22) Она была из слоновой кости и золота на деревянном каркасе. Статуя сохранилась лишь в римских копиях. На гребне шлема Афины – сфинкс и пегасы. На ладоне правой руки помещались статуэтка Ники, левая рука опиралась на щит (эгиду), на внешней стороне щита – битва греков с амазонками; на внутренней поверхности щита, полузакрытой фигурой свернувшегося змея, - сцена битвы богов с гигантами. Храм являлся, по сути, архитектурной оправой для драгоценной статуи.  Печальна судьба Парфенона. Он был разрушен в 1687 году в ходе войны венецианцев с турками, под игом которых находилась Греция. Во время осады Афинского Акрополя ядро, пущенное из венецианской мортиры, попало в Парфенон, где был расположен турецкий пороховой склад. Взрыв превратил прославленное здание в руины. Хотя, как писал Корбюзье, «Настоящая архитектура прекрасна даже в развалинах».

Учитель.Напротив Парфенона возвели Эрехтейон.( Слайд 23) Небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрехтея - Эрехтейон. На  этом месте произошел спор между Афиной и Посейдоном о власти над городом. В одном из портиков Эрехтейона вместо обычных колонн были установлены кариатиды – каменные фигуры юных девушек.  Храм был построен на разных уровнях и разделен на две части. Восточная посвящалась Афине, где стояла статуя из оливкового дерева. Западная часть посвящалась Посейдону. Здесь находился ритуальный бассейн (эрехтеево море), возникшее якобы от удара трезубца о скалу.

На этом заканчивается наше путешествие по городу богини Афины. Сегодня  мы узнали не многое о культуре Древней Греции, но ещё многое предстоит узнать.

IV. Подведение итогов (Рефлексия)

«Нерешённый кроссворд». Ученики возвращаются к кроссворду.

Учитель. Почему теперь мы легко справились с этой задачей? 

Надеюсь, что сегодня вы испытали хотя бы малую толику того восхищения, которые испытывали жители древних Афин. Теперь вы понимаете фразу жителей Афин.

«Да ты — чурбан, коли Афин не видывал;

Осел — коли, увидев, не пришел в восторг;

Верблюд — коли покинул их, не жалуясь»

 Греки гордились своими достижениями в области культуры гордились своим городом. И в последующем развитии, человечество будет неоднократно обращаться к греческим архитектурным памятникам, скульптурам, как к образцовым, классическим. Для многих представителей культуры древнегреческое искусство станет образцом для подражания.

Домашнее задание.§37, сделайте рисунок, что больше всего запомнилось вам из путешествия.

Спасибо за урок!

При подготовке урока были использованы:

1.Учебник “История Древнего мира” Вигасин А.А.,Годер Г.И.,Свенцицкая И.С. –М., Просвещение, 2оо8

2. Электронное издание “Всеобщая история” 5 класс. “Кордис & медиа”

3.Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира, М-«Вако» 2005

http://lib.rus.ec/b/75247/read



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал

Лист 1

Задание 1. «Нерешённый кроссворд».

                                    3

4

5

1          

2

6

         7

По вертикали:

1.Храм, посвящённый Афине, в переводе с греческого означает «девушка».

2. Древнегреческий скульптор

3.Каменные фигуры юных девушек, заменявшие собой колонны

4. Главная площадь Афин

5. Район гончарных мастерских в Афинах

По горизонтали:

6. Город-полис в Древней Греции

7.Холм с крутыми и обрывистами склонами в Афинах

Лист 2

Задание2.  Отметьте, какими цифрами  обозначены те памятники, о которых пойдёт речь.

Акрополь-

Пропилеи –

храм Ники Аптерос-

Статуя Афины Промахос –

Парфенон –

Эрехтейон-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разарботка урока по ИЗО для 5 класса Художественная культура Древней Греции. Греческая вазопись

Урок   по  теме:   «Художественная культура Древней Греции.   Греческая   вазопись» с применением ИКТ.   Это  урок - закрепление ...

Контрольный тест по культуре Древней Греции при изучении истории Древнего мира в 5 классе.

Контрольный тест по культуре Древней Греции при изучении истории Древнего мира в 5 классе....

Разработка плана-конспекта урока по изобразительному искусству и окружающему миру 4 класс. по теме: "Образ культуры Древней Греции"

Цель данного урока: сформировать представление о своеобразной, красивой и цельной внутри себя культуры Древней Греции . Целостность культуры-также важнейший элемент содержания урока. Представление о х...

разработка урока "Культура Древней Греции"

Урок разработан в соответствии требований ФГОС....

Интеллектуальная игра по Истории Древнего мира с презентацией, 5 класс. Своя игра в ребусах на тему: "Культура Древней Греции"

Своя игра по истории Древнего мира проходит в форме игры и посвящена Культуре Древней Греции, которая изучается в 5 классе. Игра составлена на основе учебника по истории Древнего мира 5 класс (авторы ...