Конспект урока по МХК по теме "Культура Древней Греции 8 класс"
план-конспект занятия по мхк (8 класс)

Лыскова Алина Вячеславовна

конспект урока для 8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnyaya_gretsiya.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Греция – «колыбель  европейской цивилизации».

 Давайте посмотрим на географическую карту. Каково местоположение Древней Греции? Греция как средиземноморская страна расположена на стыке трёх континентов - Европы, Азии, Африки. Многие заливы и бухты Греции имели удобные гавани, что содействовало развитию мореходства, а оно обеспечивало интенсивный информационный обмен, взаимообогащение культур. Интересен разнообразный природный ландшафт Древней Греции. Горы разъединяют, защищают, требуют внутренней мобилизации, мужества, море манит и зовёт в дорогу, в неизвестные дали, леса и долины заставляют трудиться.

 Древние греки первыми создали для себя города – полисы с демократической формой правления. Одним из главных завоеваний Древней Греции - свобода слова. «Демократия – свобода слова» Поэтому Древнюю Грецию можно считать родиной философии – науки о сущности различных явлений природы, сущности человека, общества.

Грецию часто называют «колыбель  европейской цивилизации».

Случайно ли это? Это не случайно, так как именно здесь возникло желание разобраться в простейших законах природы и научиться управлять ими.

В течение всего трех веков (VIII-V в.в. до н.э.) в Греции возникло правовое государство, родилась мифология, выработались основные жанры искусства, были заложены основы физики, астрономии, медицины и других наук, , Такие культурные результаты в других цивилизациях достигались лишь спустя тысячелетия. Учёные называют феномен культуры Древней Греции «греческим чудом». Но не менее значительны ее культурные достижения.

Влияние древнегреческой  культуры обнаруживается во всех странах мира. Многие выражения, унаследованные от греков, мы употребляем повседневно, не вспоминая об их источнике. Это "Гомерический смех"(Гомер – Илиада и Одесея), «троянский конь"; обыденные слова, такие как «школа, церковь, демократия, тетрадь, огурец, фабрика, мастер, федерация, собственные имена - Адриан, Александр, Василий, Ирина и многое другое перешло к нам от греков. На почве Греции выросло современное человечество. Без фундамента, заложенного древними греками, не было бы России, какой мы ее знаем, и вся земная цивилизация имела бы другой вид

Характерные особенности  художественной культуры Древней Греции:

  • отражение в ней мифологических представлений о явлениях природы и жизни человека. Фантазия и живое воображение греков населили мир всемогущими богами и мужественными героями, которым они поклонялись и которых свято чтили.

Древняя Греция определила главную общечеловеческую ценность – человека. Но это не просто человек, а человек-мыслитель, созидатель, победитель.

!!!Человек – мера всех вещей.

Греки стремились к постоянному совершенствованию, дух состязательности. Греки называли это словом агон - состязание. Состязания проводились между музыкантами и поэтами. Дионисии - древнегреческие театральные празднества в честь бота   Диониса,   также   проходили   в виде  соревнования драматургов.   Драматурги-победители пользовались большим почетом, их имена увековечивались в специальных грамотах.

Особое значение агон приобрел в спортивных состязаниях, получивших свое воплощение в существующих поныне Олимпийских играх. В дни состязаний прекращались все военные столкновения. Атлет, трижды победивший в играх («олимпионик»), получал право заказать у прославленного скульптора свою статую и поставить ее в священной роще, окружавшей главную святыню города — храм Зевса, Сами игры были священными и устраивались в честь великой победы Зевса над своим отцом — жестоким Кроном.

Но не только физическая сила и выносливость были основой восторгов древних греков, их преклонения перед спортсменами. Древние греки считали, что физическое совершенство, красота  тела   неразрывно  связаны   с  духовной   красотой. интеллектуальной развитостью. И здесь уже речь идёт о важнейшем принципе древнегреческой культуры, о калокагатии, подразумевавшей   гармоничное  единение  внутренней внешней красоты в человеке.

Высшее достижение древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем Акрополя – общественного и культурного центра Афинского государства.

Центральный вход -  Пропилеи

Храм Ники Аптерос  (Бескрылая).  Почему Бескрылая?  Большинство античных статуй Ники крылаты, и только Ника с Акрополя не имела крыльев, чтобы Победа никогда не улетала из города. Согласно легенде, первоначально у нее были крылья, которые затем отрезали афиняне, чтобы Победа всегда оставалась в их городе.

Статуя Богини Афины.

Вспомните миф о даре Афины жителям города? Зевс объявил среди богов конкурс на самый полезный подарок людям, победитель которого получал покровительство над новым городом. В споре сошлись Афина, богиня мудрости, и Посейдон, бог моря. Посейдон ударил трезубцем, и из скалы появился чудесный конь: кто оседлает его, тот сможет выиграть любую битву. Афина же склонилась к земле, коснулась ее, и выросло оливковое дерево, «в тени которого можно укрыться от яркого солнца, дровами которого можно согреться ночью, плодами которого можно утолить голод и масло которого служит для продолжения здоровой жизни» .Жители города признали оливу самым полезным из даров и в благодарность Афине назвали свой город Афины.)

Главный храм Акрополя – Парфенон

Северный склон холма  Храм Эрехтойон. Воздвигнут в честь Афины и Посейдона.

Почему, на ваш взгляд, именно в этом месте воздвигнут храм?

На южном склоне – театр Диониса.

3. Религия греков.

В чем особенность религиозных верований греков?

Греческие боги имеют человеческий облик, они, как и люди, страдают от горя и радуются прелестям жизни, страстно влюбляются и люто ненавидят. В честь олимпийских богов возводятся храмы и колоссальные статуи, разыгрываются театральные представления и слагаются гимны:         создаются уникальные литературные произведения.

Древнегреческие боги имели не звероподобный облик, а человеческий. Они жили, как люди, семьями, имели такие же чувства (радость, гнев, печаль, любовь и т.д.), обитали рядом на горе Олимп и даже иногда спускались к людям на землю. Их поведение также близко человеческому.

Боги Древней Греции

  • Антропоморфное изображение
  • Одно имя
  • Активно участвуют в жизни людей

        4. В поисках человека.

Греческое искусство проникнуто любовью к человеку, интересом к его  внутреннему миру. Человек всегда оказывался в центре внимания.

Легенда о Диогене

 Греческий философ Диоген (около 400 — около 325 гг. до н.э.), который, жил в бочке, днем ходил по городу с фонарем, а на вопрос «зачем ему днем фонарь?» отвечал просто: «Ищу человека...»

Какой смысл, на ваш взгляд,  в свой ответ вкладывал философ?.

Интерес к человеку нашел особенно яркое воплощение в скульптурных произведениях греческих скульпторов.

Поликлет - «Дорифор»  (Копьеносец)

Мирон – «Дискобол»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Мифы Древней Греции"

Урок литературы в 6 классе. Рассчитан на 2 часа. В занимательной форме учащиеся знакомятся с мифами, богами, героями Древней Греции. Рассматривается происзождение крылатых выражений, связанных с этой ...

Урок- повторение Культура и история Древней Греции.

Урок- повторение "Культура и история Древней Греции".  Учебная интеллектуальная развивающая игра «Найди ошибку»...

Повторительно-обобщающий урок истории в 5 кл "Древняя Греция"

Презентация содержит занимательные вопросы  по данной теме, разные  задания позволяют провести урок интересно и творчески....

План-урока по теме "Путешествие по Древней Греции"

План-конспект урока-игры поможет провести обобщение матирала по теме Древняя Греция....

Урок-игра "Олимпийские игры в Древней Греции"

Урок-игра - это театрализованное представление с соревновательными  элементами...

Стендовый урок по теме "Театр в Древней Греции"

В сценарии урока предложены несколько вариантов организации деятельности  учащихся над изучением новой темы....

Урок изобразительное искусство «Искусство вазописи Древней Греции». 5 класс.

Урок  изобразительное искусство  «Искусство вазописи Древней Греции». 5 класс....