Урок литературы по теме "Мифы Древней Греции"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Урок литературы в 6 классе. Рассчитан на 2 часа. В занимательной форме учащиеся знакомятся с мифами, богами, героями Древней Греции. Рассматривается происзождение крылатых выражений, связанных с этой темой. Урок заканчивается дидактической игрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_mify_drevney_grecii.ppt743 КБ
Microsoft Office document icon urok_mify_drevney_grecii.doc70 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древняя Греция. Мифы, боги, герои, люди.

Слайд 2

Словарь понятий Миф – произведение, созданное фантазией народа, в котором передаются представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифология – совокупность мифов и мифических представлений. Сказка – произведение устного народного творчества преимущественно волшебного или бытового характера с установкой на вымысел. Легенда – произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики. Легенда – действительность, приукрашенная фантазией. Аэд - певец, сочинявший и исполнявший эпические песни под аккомпанемент струнного инструмента. Кифара – древнегреческий струнный щипковый инструмент. Рапсод – древнегреческий декламатор, речитативом, без музыкального сопровождения исполнявший на праздниках, пирах и состязаниях эпические поэмы. Боги могущественны и бессмертны, действуют по своей воле. Люди смертны, зависят от богов. Герои рождаются от союза богов и людей. Герои смертны, но могущественны. Часто исполняют волю богов.

Слайд 3

Олимп - гора в Фессалии, на которой обитают боги. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов-олимпийцев, победивших титанов

Слайд 4

Боги Древней Греции Олимпийцы — верховные боги младшего поколения греческих богов во главе с Зевсом, обитавшие на вершине горы Олимп. В греческой мифологии олимпийцы почитались как верховные божества. Традиционно насчитывают двенадцать главных богов-олимпийцев: Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Арес, Афродита, Гермес, Афина, Гефест и Гестия .

Слайд 5

Аполлон – бог солнечного света. Аполлон обладал даром предвидеть будущее и считался покровителем всех искусств. Арес – бог вероломной войны, сын Зевса и Геры. Греки изображали его в виде сильного молодого мужчины. Артемида – богиня охоты и природы. В ее честь был воздвигнут грандиозный храм – одно из семи чудес света. Основные изображения Артемиды – в виде охотницы в коротком хитоне, с копьем и луком, в сопровождении нимф или нескольких ланей Афина (Паллада) — дочь Зевса, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Одна из наиболее почитаемых греческих богинь, богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний

Слайд 6

Афродита — богиня любви и красоты . Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде — вышла из морской пены, отсюда ее титул Анадиомена, «пенорожденная»). Гермес —покровитель странников, ремесел, торговли, воров.. Исполнял роль вестника богов и проводника душ умерших. Изображался, как правило, в виде молодого мужчины в простой шляпе и крылатых сандалиях, с магическим жезлом в руках.. Гестия — богиня домашнего очага и огня. Гефест — бог огня и кузнечного дела. Считался покровителем ремесленников (в особенности кузнецов). Греки изображали Гефеста широкоплечим, низкорослым и хромым человеком, работающим в кузнице, где он кует оружие для богов-олимпийцев и героев.

Слайд 7

Гера — верховная олимпийская богиня, Гера считалась покровительницей брака. Деметра — богиня плодородия и земледелия. Посейдон —брат Зевса и Аида, властвующий над морской стихией. Посейдону были также подвластны земные недра, он повелевал бурями и землетрясениями. Изображался в виде мужчины с трезубцем в руке, обычно — в сопровождении свиты из низших морских божеств и морских животных. Зевс — верховный бог, царь богов и людей. Зевс считался владыкой гроз и громов. Как старший из богов, Зевс был покровителем справедливости, ниспосылал людям богатство и процветание, хранил мировой порядок. Зевса изображали в виде дородного мужчины с пучком молний в кулаке

Слайд 8

Древнегреческая мифология в искусстве Приам, просящий вернуть ему тело Гектора . Александр Иванов, 1824 г. Москва, Третьяковская галерея

Слайд 9

Похищение Европы Валентин Серов, 1910 г. Москва, Третьяковская галерея

Слайд 10

Вакх. Леонардо да Винчи, 1510-15 гг. Париж, Лувр.

Слайд 11

Кузница Вулкана Диего Веласкес, 1630 г. Мадрид, музей Прадо

Слайд 12

Смерть Орфея Альбрехт Дюрер, 1494 г

Слайд 13

Голова Медузы Караваджо, 1598-99 гг. Галерея Уффици, Флоренция .

Слайд 14

Пейзаж с Орфеем и Эвридикой Никола Пуссен, 1648 гг. Париж, Лувр

Слайд 15

Парнас Рафаэль Санти, 1509-10 г. Рим, музеи Ватикана

Слайд 16

Крылатые слова и выражения, связанные с древнегреческой мифологией Пальма первенства - первое место среди других вследствие превосходства над всеми остальными. От существовавшего в Древней Греции обычая награждать победителя в состязании пальмовой ветвью или венком Ящик Пандоры - источник множественных несчастий, бедствий. От древнегреческого мифа о Пандоре, согласно которому люди некогда жили, не зная никаких несчастий, болезни и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на землю красивую женщину - Пандору; она получила от бога ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Несмотря на предупреждение Прометея не открывать ларец, Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла его и рассыпала все несчастья Метать громы и молнии - распекать кого-либо; говорить гневно, раздраженно, упрекая, обличая кого-либо или угрожая ему. Возникло из представлений о Зевсе - верховном боге Олимпа,- который, согласно мифам, расправлялся со своими врагами и неугодными ему людьми при помощи ужасающих по своей силе молний, выкованных Гефестом. Кануть в Лету - быть забытым, бесследно и навсегда исчезнуть. От названия Леты - реки забвения в подземном царстве Аида; из нее души умерших пили воду и забывали всю свою прошлую жизнь Петь дифирамбы - неумеренно, восторженно хвалить, восхвалять кого-либо или что-либо. Возникло от названия дифирамбов - хвалебных песен в честь бога вина и виноградной лозы Диониса, певшихся во время шествий, посвященных этому божеству.

Слайд 17

Крылатые слова и выражения, связанные с древнегреческой мифологией Сизифов труд - бесполезный, не имеющий конца тяжелый труд, бесплодная работа. Выражение появилось из древнегреческого предания о Сисифе (Сизифе), известном хитреце, способном обмануть даже богов и постоянно вступавшем с ними в конфликты. Именно ему удалось оковать цепями бога смерти, посланного к нему, и держать его в заточении несколько лет, вследствие чего люди не умирали. За свои действия Сизиф был жестоко наказан в Аиде- он должен был вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигая вершины, неминуемо срывался вниз, так что всю работу надо было начинать заново Прокрустово ложе - то, что является мерилом для чего-либо, к чему что-то насильственно подгоняют или приспосабливают. Первоначально - ложе, на котором, по древнегреческому мифу, разбойник Полипемон, по прозвищу Прокруст ("растягивающий"), укладывал схваченных им путников и вытягивал ноги тем, кому это ложе было велико, или отрубал ноги тем, кому оно было мало. Дамоклов меч - постоянно угрожающая кому-то опасность, неприятность. Выражение возникло из древнегреческого предания о сиракузском тиране Дионисии Старшем (432-367 гг. до н.э.), который с целью проучить одного из своих приближенных, Дамокла, завидовавшего его положению, посадил его во время пира на свое место, повесив над головой Дамокла острый меч на конском волосе как символ тех опасностей, которые неминуемо грозят тирану. Дамокл понял, как мало счастлив тот, кто находится под вечным страхом.

Слайд 18

Олимпийские игры

Слайд 19

Первый тур «Боги и герои мифов» (прыжки в длину) 1. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? Поэмы Гомера, Гесиода 2. Как называлась пища богов, дающая им вечную юность и бессмертие? Нектар – напиток богов, амброзия – пища богов 3. Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне? Туника, тога, хитон. 4. Назовите музыкальные инструменты Древней Греции. Кифара, лира 5. Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство над миром? Аид – царство мертвых, Посейдон – владыка морей. 6. Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? Афродите 7. Назовите героя древнегреческой мифологии, чья деятельность стала символом бесплодного труда. Сизиф 8. Какое имя дали римляне любимому герою греков Гераклу? Геркулес 9. Кто воспитал Геракла? Кентавр Хирон 10. Кто подарил людям огонь? Прометей

Слайд 20

Второй тур «Мифические животные» (бег) Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. Кентавры 2. Туловище этого чудовища спереди львиное, в середине – козье, а сзади- змеиное; у него три головы: льва, козла и змеи, - изрыгающие пламя. Химера 3. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслало на Фифы. Оно сидело неподалеку от города и задавало прохожим загадку: «Кто утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не умевших ответить на этот вопрос чудовище насмерть душило в объятьях. Сфинкс 4. Отгадайте загадку Сфинкса. Человек: ребенок, взрослый, старик. 5. Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они – «собаки Зевса». Грифоны 6. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет. Когда приходит срок, сжигает сама себя. Из ее праха возрождается новая птица. Феникс 7. Полу-дева, полу-змея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей. Ехидна 8. Полу-женщины, полу-птицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив, убивают и пожирают их. Сирены 9. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. Кербер или Цербер .

Слайд 21

Третий тур «Фразеологические обороты» (метание диска) Рассказать о происхождении фразеологизмов Рог изобилия Яблоко раздора Панический страх Ахиллесова пята Сизифов труд Ящик Пандоры Троянский конь Прокрустово ложе

Слайд 22

Сколько голов было у гидры? Девять 2. Кто помог одолеть гидру? Иолай - племянник Геракла 3. Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? С помощью трещоток 4.Кому принадлежала керинейская лань? Артемиде 5. Куда спрятался Эврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? В большой бронзовый сосуд 6. Кто из богов подарил быка царю Крита? Посейдон 7. Чем кормил Диомед коней? Человеческим мясом 8. Каково значение пояса Ипполиты? Знак власти, приносит удачу 9. Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? Три Четвертый тур «12 подвигов Геракла» (метание копья)

Слайд 23

Пятый тур «Греко-римские боги» (борьба) Назовите римских аналогов греческих богов 1. Зевс Юпитер, царь богов и людей. Бог грома и молнии 2. Гера Юнона, хранительница семьи 3. Афродита Венера, богиня любви 4. Эрот Купидон, бог любви 5. Арес Марс, бог войны 6. Артемида Диана, богиня-охотница 7. Афина Минерва, богиня мудрости и справедливой войны 8. Гефест Вулкан, бог огня и кузнечного дела 9. Посейдон Нептун, бог моря



Предварительный просмотр:

Древняя Греция. Мифы, боги, герои, люди.

Преподаватель – Иванова Татьяна Петровна

Предмет – литература

Продолжительность занятия – 90 минут

Класс – шестой

Образовательное учреждение – Томская область, Кривошеинский район село Кривошеино, МБОУ «Кривошеинская СОШ»

Задачи занятия:  

1. Дать представление о мифе, его природе;

  2. Познакомить учащихся с мифами Древней Греции, приоткрыть глубину идей и   красоту образов древней мифологии;

  3. Показать, как  античные образы отразились в мировой культуре.

Учебно-методическое обеспечение  «Литература. 6 клас. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.  В 2 частях.  Автор-составитель В.П. Полухина»

Авторский медиапродукт – презентация 23 слайда (среда Power Point, Paint, Word)

МЕДИАПРОДУКТ

I. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, текстовый редактор Microsoft Word.

II. Наглядная презентация учебного материала

III. Схема взаимосвязи кадров презентации:        

1

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

                                                

20

19

18

17

16

14

15

14

13

12

23

22

21

IV. Содержание кадров:

  1. Титульный лист.
  2. Словарь понятий.
  3. Олимп.
  4. Боги Древней Греции. Олимпийцы
  5. Аполлон. Арес. Артемида. Афина.
  6. Афродита. Гермес. Гестия. Гефест.
  7. Гера. Деметра. Зевс. Посейдон.
  8. Древнегреческая мифология в искусстве. Приам, просящий вернуть ему тело Гектора. Александр Иванов, 1824 г.
  9. Похищение Европы. Валентин Серов, 1910 г
  10. Вакх. Леонардо да Винчи, 1510-15 гг.
  11. Кузница Вулкана. Диего Веласкес, 1630 г.
  12. Смерть Орфея. Альбрехт Дюрер, 1494
  13. Голова Медузы. Караваджо, 1598-99 гг.
  14. Пейзаж с Орфеем и Эвридикой. Никола Пуссен, 1648 гг
  15. Парнас. Рафаэль Санти, 1509-10 г
  16. Крылатые слова и выражения, связанные с древнегреческой мифологией
  17. Крылатые слова и выражения, связанные с древнегреческой мифологией
  18. Олимпийские игры (заставка)
  19. Первый тур «Боги и герои мифов» (прыжки в длину)
  20. Второй тур «Мифические животные» (бег)
  21. Третий тур «Фразеологические обороты» (метание диска)
  22. Четвертый тур «12 подвигов Геракла» (метание копья)
  23. Пятый тур «Греко-римские боги» (борьба)

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Недостаточное количество информационного и иллюстративного  материала в учебнике.
  2. Интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)
  3. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов
  4. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Оборудование: компьютер, проектор

Карта занятия

Комментарий хода урока

Время

(мин)

№ слайдов

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Слово учителя: обоснование темы урока, целеполагание

2

1

Внимание

Игровая ситуация, во время которой дети моделируют ситуации, проблемы и пути их решения

10

1

Рефлексивность

Аргументированность

Культура эмоций

Точность речи

Слово учителя: обобщение сказанного и  вступление в тему

2

1

Внимание

Память

Беседа, выявляющая глубину понимания причин возникновения мифов и т.д.

5

2

Рефлексивность

Аргументированность

Самостоятельность

Точность речи

Работа с книгой Н. Куна: чтение отрывков, ответ на вопрос: «Каким вы представляете Олимп и его обитателей?».

10

3-7

Культура эмоций

Коммуникативная культура

Выразительность речи

 Мифы Древней Греции вошли в сокровищницу мировой культуры. Работа с репродукциями

10

8-15

Аргументированность

Точность, выразительность речи

Любознательность

Мотивы античности в русском языке: работа над крылатыми выражениями, их значением и происхождением

5

16-17

Память

Самостоятельность

Выразительность речи

Игра-конкурс «Олимпийские игры»: объявляются условия

40

18-23

Организованность

Самостоятельность Аргументированность

Культура эмоций

Коммуникативная культура

Выразительность речи

Ход урока:

      1. Слово учителя (Слайд 1)

 Идет двадцать первый век от Рождества Христова, мы используем атомную энергию и летаем в космос. Зачем нам, людям третьего тысячелетия, изучать какие-то мифы, придуманные в какие-то допотопные времена? Ведь даже языки, на которых дошли до нас эти мифы, называют «мертвыми».

Мы просто не отдаем себе отчета в том, насколько глубоко проникла культура античности в культуру и язык людей! Литература и искусство зарождались в недрах мифологии. Создавая сказания о богах и героях, человек делал первые шаги к самопознанию и творчеству. Чтобы понять путь, пройденный человеком за два тысячелетия новой эры и много-много веков до нее, надо вернуться к началам его культуры. Как писал А.С. Пушкин: «Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях величавой древности». Поэтому тема урока звучит так «Мифы Древней Греции. Боги, люди и герои Древней Греции». В течение урока мы погрузился в мир, в котором жили и творили древние эллины, познакомимся с их богами и героями, снова вернемся в современность для того, чтобы пройти по великолепной картинной галерее, и поучаствуем в малых олимпийских играх.

  1. Игровая ситуация

 Попробуем представить себя древними людьми. Как и где мы живем? Какие опасности нас подстерегают? Кто нам может помочь? (Слушаем ответы учеников, затем учитель обобщает сказанное.)

Слово учителя

Нас окружает нетронутая цивилизацией природа. Она прекрасна, таинственна и полна неожиданностей и опасностей. Над нами небо, с которого смотрит солнце, то ласковое и согревающее, то обжигающее и слепящее. Небо тоже может, как человек, то улыбаться, то хмуриться, а иногда и гневаться – тогда оно мечет на землю молнии и разражается громом. Ночью небо живет особенной жизнью: на нем появляются звезды. Во всех явлениях природы человек видит себя или похожие на себя существа. Только эти существа более могущественные, они распоряжаются всем, что окружает человека, и даже его судьбой. Иначе как же объяснить мир?

Мир существовал по тем же основным законам, что действуют и сейчас, только законы эти еще никем не были открыты. Вся огромная работа познания мира человечеству только предстояла. В мифах, созданных древними, отразились, таким образом, первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни. Через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире. И мифы оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивной мудрости древних  людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником литературы и искусства.

3.Беседа (Слайд 2)

 - Что такое миф?

 - Можно ли назвать мифы сказками?

 - Что общего между мифом и сказкой?

 - Как вы думаете, чем отличается миф от сказки?

 - Кто рассказывал мифы, передавал их людям, сохранял их?

 - Почему создавались мифы?

 - Каково значение мифов для человека древности?

 - Как вы считаете, когда мы говорим о мифах, мы имеем в виду только Древнюю Грецию?

4. Работа с книгой Н. Куна (Слайд 3 – 7)

Эллины (древние греки) считали, что сначала существовал Уран (хаос), следом за ним возникла Гея (Земля) и Тартар – глубочайшие недра Земли. Гея породила титанов. Затем появились боги, победившие титанов и свергнувшие их в Тартар. Местом своего пребывания боги избрали гору Олимп. Они установили порядок и гармонию в мире. Любые события совершались по воле богов. Самое маленькое событие, верили греки,  - это знак, который указывает на волю богов. Оракулы истолковывали эти знаки.

Итак, мифология античности – это прежде всего Олимп, гора богов, где царит громовержец Зевс в окружении блистательных и всемогущих. «Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон…» (читаем фрагмент книги Куна «Боги Древней Греции».  – М., 1992, стр. 7-9)

 - Каким вы представляете Олимп и его обитателей?

Слушаем ответы, дополняем и обобщаем их. Олимп – это игра солнца и света, золота и лазури, величественность и красота богов, ведущих себя зачастую как простые смертные.

 - Почему мифы Древней Греции называют сокровищницей мировой культуры?

5. Работа с репродукциями (Слайд 8-15)

Древнегреческая мифология – источник творчества поэтов, писателей, художников, скульпторов, композиторов.

Рассмотрим некоторые репродукции на мифологические темы, расскажем, какие мифы легли в основу сюжета картин. Если некоторые сюжеты незнакомы, о картине рассказывает учитель или ученикам дается домашнее задание: найти миф, ставший основой сюжета картины (по желанию).

  1. Слово учителя (Слайд 16-17)

 Современное человечество заимствовало у Древней Греции множество слов и понятий. Например, название многих планет, звезд и созвездий  Солнечной системы взяты из античной мифологии: Юпитер, Сатурн, Марс, Нептун, созвездия Ориона, Плеяды и др.

Из античных времен пришли к нам и некоторые устойчивые выражения, крылатые слова. Вспомним мифы, из которых они взяты и определим их значение.

7. Игра – конкурс «Олимпийские игры» (Слайд 18-23)

Слово учителя:

Начинаются Олимпийские интеллектуальные игры, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, нет места ссорам и обидам. В первый день Олимпийских игр проходят состязания в беге. Будем считать, что, читая мифы, вы прошли эти испытания и допускаетесь на второй день к пятиборью: бег, борьба, метание диска и копья, прыжки. За каждый правильный ответ игрок получает фишку – лавровый листок.

В первом туре участвуют все игроки. Во второй тур выходит примерно половина участников в зависимости от числа набранных фишек. В третьем туре побеждает тот, кто не только объяснит значение фразеологизмов, но и расскажет об их происхождении. В четвертый тур выходит 4 человека. В пятый тур выходит 2 человека. Пятый тур «Борьба» - последний вид пятиборья. Он выявит победителя олимпиады. Честная борьба выявила сильнейшего. Увенчаем его лавровым венком, и да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Фортуна всем участникам нашей Олимпиады!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - обобщение по теме Древняя Греция 5 класс

Представляется урок с тестами, презентацией, видеофрагментом...

Урок-игра ИЗО«Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс

Урок-игра изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского «Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс. Сегодня нам предстоит совершить путешествие далеко-далеко, в бассейн Средиземномо...

Урок обобщения по теме "Древняя Греция"

Материал может быть использован для проведения урока закрепления знаний и обобщения материала по теме "Древняя Греция" в 5 классе. Предполагается разбивка класса на команды. Можно провести конкурс меж...

Конспект интегрированного урока: "Олимпийские игры в Древней Греции"

интегрированный урок: история+физическая культура....

Урок 5 класс. Культура Древней Греции.

Урок с использованием презентации...

Разработка урока на тему "Философия древней Греции"

Разработка урока философии для 10 класса общеобразовательных школ (в рамках обществознания) и техникумов....

Разработка урока. Урок-игра "Путешествие по Древней Греции"

Урок-игра "Путеществие по Древней Греции"...