Разработка урока на тему "Философия древней Греции"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Склярова Майя Алексеевна

Разработка урока философии для 10 класса общеобразовательных школ (в рамках обществознания) и техникумов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filosofiya_antichnostsred_v.lekcii.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества

Когда у людей в силу развития общества появляется нужда в строгой логике, это означает, что время мифов пришло к концу, что наступает время науки, что философская картина мира должна заменить мифологическую.

Философское мировоззрение имеет следующие особенности:

1. Опора не на фантазию, а на знания.

2. Переход от восприятия мира в форме образов к его отражению в форме понятий.

3. В мифах и религиозных сказаниях истина сообщается, а в философии познается.

4. Ориентир не на авторитет и традицию, не на слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.

Предлагаю совершить экскурсию в философские школы Древней Греции, познакомиться с учениями греков и проанализировать их.

Сейчас мы посетим школы Гесиода, Анаксимандра и Анаксимена.

Внимательно изучите фрагменты текстов, содержащих высказывания милетской философской школы и проанализируйте их.

L Становление мира по Анаксимандру. По одному из античных свидетельств, Анаксимандр,  утверждал, что в беспредельном (апейрон) заключается всяческая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него-то, говорит он, выделились небеса и вообще все миры, число которых бесконечно. Он объявил, что все они погибают по истечении весьма значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех. Он также утверждал, что Земля по своей форме есть цилиндр и что высота ее равна одной трети ее ширины. Равным образом он говорил, что при возникновении нашего мира из вечного начала выделилось детородное начало теплого и холодного, и образовавшаяся из него некоторая огненная сфера облекла воздух, окружающий Землю, подобно тому, как кора облекает дерево. Когда огненная сфера порвалась и замкнулась в несколько колец, возникли солнце, луна и звезды.

2. Космология Анаксимена

Как передают, Анаксимен сказал, что воздух есть начало всего и что он бесконечен по величине, но ограничен по своим качествам. Все [вещи] возникают сообразно некоторому сгущению его, и, с другой стороны, разрежению. Движение же вечно. Он говорит, что от сжатия воздуха возникла сначала Земля, очень плоская, вследствие чего она, естественно, и держится на воздухе. Солнце, Луна и прочие светила возникли из Земли. По крайней мере, Солнце он считает Землей, которая вследствие быстрого движения достаточно сильно нагревшись, так накалилась.

3, Из «Теогонии» Гесиода.  Прежде всего во Вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких, И, между вечными всеми богами прекраснейший, - Эрос. Сладкоистомый - у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает. Черная ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.

Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру: Их зачала она в чреве; с Эребом в любви сочетавшись. Гея же прежде всего родила себе равное ширью Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных, Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многостенных; Также еще родила, ни к кому не всходивших, на ложе, Шумное море бесплотное, Поит. А потом, разделивши Ложе с Ураном, на свет Океан породила глубокий...

 -Учащиеся заполняют таблицу.

Особенности философского мировоззрения милетской школы

Вопрос

Философ

Гесиод

Анаксимандр

Апасксимен

1

2

3

4

Из чего произошел мир?

Из хаоса

Из апейрона

Из воздуха

Как возник мир?

По аналогии с живыми существами, в результате супружеских союзов. Мир - буквальное подобие живых существ

В результате выделения теплого и холодного, т. е. как результат взаимодействия природных явлений, результат движения

В результате процессов сгущения и разрежения

Как возникли небесные тела?

Звездное небо порождено землей

Небесные тела произошли из огненной сферы

Небесные тела возникли из земли

Таким образом, общее в воззрениях Гесиода и милетских философов:

1. Все они, разрешая проблему происхождения мира, предполагают, что изначально существовало некое единство.

2. Кроме того, наблюдается сходство и в описании последовательности возникновения природных явлений.

Наиболее существенное различие связано с тем, что милетские мыслители отбрасывают персонификацию природных явлений и переходят от образных (религиозно-мифологических) представлений к отвлеченным понятиям.

Сейчас мы посетим занятия философа Платона.

(Используется материал учебника.)

Учение Платона

Люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в пище, жилье и одежде.

Такое совместное поселение - государство.

Государство создается для зашиты населения и порядка внутри страны.

Идеал справедливого общества по Платону

• Руководят одаренные, хорошо подготовленные, высоконравственные люди.

• Основной принцип - справедливость.

• Люди подразделяются на три группы: мудрецов, которые должны править; воинов, которые должны защищать; крестьян и ремесленников, которые должны трудиться.

• Частная собственность - источник зла и несправедливости.

• Единичное должно быть подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живет для процветания государства.

В общественном развитии Платон выделяет три стадии:

1) династию, состояние общества без бедных и богатых, без писаных законов, властью распоряжались старейшины родов;

2) аристократию - большие поселения людей, законодательство, выборная власть. В эту эпоху и появляется государство.

3) идеальное государство, которым правят мудрецы-философы, частная собственность только для низших слоев - земледельцев и ремесленников.

Посетим занятия философа Аристотеля.

(Используются материалы учебника.)

Ученые Аристотеля

Он не отождествляет общество и государство, выделяет такие объединения людей, как семья, селения и др. Следовательно, понятие «общество» у него более широкое, чем понятие «государство».

Без собственности человек жить не может. Обширный слой собственников - это условие стабильности общества и государства.

Государства бывают:

• правильные - монархия, аристократия, демократия;

• неправильные - тирания, олигархия, охлократия.

Идеал государства - полития (смешанное государство). В нем должны сочетаться лучшие качества «правильных государств» - не гражданин для блага государства, а государство для блага граждан.

III. Итог урока

- Каковы особенности мифологического сознания людей древности?

- Проанализируйте взгляды философов Древней Индии.

- Проанализируйте взгляды философов Древнего Китая.

- Почему буддизм называют атеистической религией?

- В чем проявилась созерцательность даосизма?

- Какие нормы социальной жизни провозгласило конфуцианство?

- Почему Аристотель, который являлся учеником Платона, в свое время произнес фразу: «Платон мне друг, но истина дороже»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Истории Древнего мира "Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э.", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала по технологии индивидуализированного обучения и ИКТ....

разработка повторитель-обобщающего урока по теме Древняя Греция

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класс:               Путешествие по Древней Греции(повторительно-обобщающий урокв форме и...

методическая разработка открытого занятия Искусство Древней Греции

План - конспект занятия Тема занятия: “Мифы и легенды Древней Греции Олимпийские игры в эпоху античности Легенды звездного неба «… И музы дарят вдохновенье!» Цель: Cоздание авторской творческой работы...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Разработка урока по истории "Древнейшая Греция"

Урок разработан по ФГОС для учащихся 5 класса. Тип урока - комбинированныйЦели урока:1.  1. Изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древ...

Разработка урока-игры "Мифы Древней Греции"

В разработке урока-игры "Мифы Древней Греции" есть разные интересные задания, связанные с мифами Древней Греции, развивающие творческие способности и интерес к литературе....