интегрированный урок литературы и истории в 11 классе
методическая разработка по истории (11 класс)

Тема урока «На ногах не стоит человек…» (по поэме А.Блока «Двенадцать»)

Цель: дать учащимся возможность определить роль революции 1917 года в жизни общества на основе анализа текста художественного произведения и исторических документов, сформулировать свою точку зрения о роли этого события в истории.

Учителя - Романова В.Н., Кудинова Е.В.

Дата првоедения  15 ноября 2019 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx54.63 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. «На ногах не стоит человек…» (по поэме А.Блока «Двенадцать»)

Цель: дать учащимся возможность определить роль революции 1917 года в жизни общества на основе анализа текста художественного произведения и исторических документов, сформулировать свою точку зрения о роли этого события в истории.

Планируемые результаты:

1) предметные: умение анализировать текст художественного произведения, умение определять роль изобразительно-выразительных средств русского языка в создании художественного образа;

2) метапредеметные: умение самостоятельно определять цель деятельности, владение навыками исследовательской деятельности, развивать коммуникативные навыки и умения через групповую работу; ассоциативное мышление; творческие, мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения);

3) личностные: патриотизм, чувство ответственности перед Родиной; навыки сотрудничества со сверстниками.

1. Актуализация знаний

И: Сегодня на уроке мы перенесёмся в начало 20 века, вернее в 1917 год – мы поведём разговор о революции. Вспомните определение этого понятия

(1) Революция – это коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.

2) Революция (от лат. revolutio - поворот, изменение) - способ перехода от одного общественно-политического строя к другому, более прогрессивному, посредством активных действий самих граждан.)

Л: Какие контекстуальные синонимы можно подобрать к слову «революция»? (переворот, борьба, война, бунт, конфликт народа и власти)

Л: Вспомните о традиции изображения в произведениях русской литературы народных бунтов и сформулируйте отношение авторов к этим историческим событиям

(заполнение схемы)

Каково отношение писателей к революции 1917 года?

Автор, произведение

Историческое событие

Отношение автора к нему

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

1773-1775 Пугачевское восстание

«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»

Л.Н.Толстой «Война и мир»

1825 Декабристское восстание

Пьер Безухов обвиняет царя в бездействии, резко критикует существующий строй, возмущается реакцией и аракчеевщиной.

Пьер – организатор тайного политического общества

Маяковский В.В. «Революция»

Революция 1917 (февраль)

Мы все
на земле
солдаты одной,
жизнь созидающей рати.

Чья злоба надвое землю сломала?

Бунин И.А. «Окаянные дни»

Революции 1917 (февраль, октябрь)

Революция – начало гибели России в качестве великого государства

И: - Давайте обратимся к революционным событиям далёкой эпохи 16 века, к событиям 19 и начала 20 веков и выясним  важные тенденции и закономерности европейских революций. В 16-19 веках в Европе произошли 3 крупные революции, вы можете вспомнить и назвать их?

(Нидерланды 1566-1609 гг.

Англия 1640-1660 г.

Франция 1789-1794 г.)

И: Каковы главные причины революций? (борьба за независимость от Испании, высокие налоги, конфликт короля с парламентом, религиозные противоречия, экономический кризис, бесправие 3 сословия, неурожай, голод и т д.)

И: В 19 веке с 1848-1849 гг. во Франции, Германии, Австрии, Италии. Какие причины были главными? (-недовольство усилением власти короля, избирательной системой – в политике;

-низкий уровень населения, неурожаи – в экономике;

-отсутствие трудового законодательства –в социальной сфере.

И: В начале 20 веке в России произошли 3 революции 1905-1907 гг., февральская революция 1917г. и октябрьская 1917 г. Назовите причины этих революций

Работа по рядам:1 ряд – причины революции 1905-1907 гг.

Ответы учащихся.

1)социальные противоречия

2) отсутсвие гражданских прав и парламента

3) отказ власти от конструктивного диалога с обществом

4) не решен аграрный вопрос

5) неудачная Русско-Японская война

6) рабочий вопрос

2 ряд- причины февральской революции 1917 года

Ответы ребят:

  1. Первая мировая война
  2. Общеструктурный кризис в:
  3. а) соцальной – низкий уровень жизни народа
  4. экономической- спад производства товаров
  5.  политическая – поражение на фронте Первой мировой
  6. Духовной- много идеологий, отход от традиции и старых ценностей

3 ряд- октябрь 1917 года

Ответы ребят:

1) экономические – промышленность и с/х на гране развала

2) финансовый кризис

3) не решен крестьянский вопрос (наделения крестьян землей)

4) тяжелые условия жизни рабочих

5) Политический кризис Двоевластия

6) Возрастание популярности социализма и коммунизма

7) усталость от войны

8) оттягивание реформ

И: Подводим вывод нашей работы: основные причины революций одни, это недовольство властью, нежелание проводить реформы, проблемы в экономике, духовный кризис общества, бесправие большинства населения.

2. Целеполагание. Формулирование темы!

Л: Каким мы представляем себе человека в эту переломную эпоху? Характеристика его положения в строчке из поэмы Блока «Двенадцать» и стала названием темы нашего урока. (Переворот – смена власти – зыбкость, еще не устроена жизнь новая, поэтому и тема урока – «На ногах не стоит человек»)

Л: Подумайте, как бы вы сформулировали вопрос, ответ на который мы можем найти сегодня на уроке средствами истории и литературы?

И: Итогом нашей работы станет ответ на проблемный вопрос: «Как события в стране октября 1917 года повлияли на ход истории и конкретного человека?»

2. Анализ текстов (поэма, документы)

Л: Вы помните, что Блок написал поэму «Двенадцать» в январе 1918 года, то горячим следам… Чтобы представить себе, какой Блок увидел революцию, заполним схему. Как вы думаете, сколько временных пластов можно выделить в этом произведении? Обозначьте эти «точки» (прошлое, настоящее и будущее). Обратимся к тексту поэмы, чтобы найти характеристики «мира старого» и «мира нового»

И: Наверняка вы заметили при чтении поэмы и приметы времени? («Вся власть учредительному собранию!»…) Соотнесите с текстом поэмы особенности эпохи, которые отмечены в исторических документах

1 ряд "Кто был никем, тот встанет всем" - этот принцип революционного переворота, провозглашенный "Интернационалом", отредактирован жизнью: "Кто был никем, тот стал ничем.»
Peвoлюция oтpицaeт нe тoлькo личнocть, нo тaкжe и cвязь c пpoшлым, c oтцaми, oнa иcпoвeдyeт peлигию yбийcтвa, a нe вocкpeceния. - Николай Бердяев

2 ряд Всегда был убежден, что ответственность за революции падает не на народ, а на правительство. Революции невозможны, если правительства всегда справедливы, всегда бдительны, если они современными реформами предупреждают недовольство. – И.-В.Гете

3 ряд Революции – для меня это очень сложная тема. С одной стороны, чистые идеалы, мечты о рае на земле, о братстве и равенстве. С другой стороны смерть, кровь, и в результате борьбы, как правило - пришедшая к власти несправедливость. - Юрий Шевчук

Работа над цитатами с целью выражения своего аргументированного мнения по поводу событий революции октября 1917 года в России.

прошлое

настоящее

будущее

Старушка…плачет, никак не поймёт… (Всякий – раздет, разут…)

Буржуй на перекрёстке…

Длинные волоса и говорит вполголоса (интеллигенция)

Товарищ поп

Барыня в каракуле

Святая Русь (Пальнём-ка пулей в Святую Русь – в кондовую, в избяную, в толстозадую!)

…И у нас было собрание…Обсудили – постановили…

Стоит буржуй на перекрёстке и в воротник упрятал нос. А рядом жмётся шерстью жесткой поджавши хвост паршивый пес.

И старый мир, как пес безродный, стоит за ним, поджавши хвост.

Только нищий пес голодный ковыляет позади…

Старый мир, как пес паршивый

Черный вечер. Белый снег

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Идут двенадцать человек

Свобода, свобода, эх, эх, без креста!

И  опять идут двенадцать, за плечами – ружьеца. Лишь у бедного убийцы  не видать совсем лица…

Нынче будут грабежи!...Гуляет нынче голытьба!

Стоит буржуй, как пес голодный, стоит безмолвный, как вопрос.

И идут без имени  святого все двенадцать – вдаль. Ко всему готовы, ничего не жаль

(1)Что впереди?

(2) Пальнём-ка пулей в Святую Русь

(3) Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем, мировой пожар в крови – Господи, благослови!

(10) идут без имени святого все двенадцать – вдаль.

(11) Вот проснется лютый враг…

(12) Это – ветер с красным флагом разыгрался впереди

Впереди – сугроб холодный /…/

(12) Старый мир, как пес паршивый, провались – поколочу!

Позади – голодный пес

Так идут державным шагом

Впереди – с кровавым флагом…впереди – Исус Христос

Выводы: двенадцать – это революционеры, обреченные на смерть, ведь у них нет будущего, впереди – «сугроб холодный»

Нельзя построить на смерти, бездушном разрушении что-то выдающееся, устойчивое!

Сближение божественного и дьявольского начал говорит о подмене ценностей. Надо сохранить Святую Русь!

Столкновение идеалов революции – в сердце каждого человека, читателя (каждый должен понять суть происходившего по-своему)

3. Работа с репродукцией картины Кустодиева «Большевик»

И: Октябрьская революция 1917 года нашла отражение и в изобразительном искусстве. Кустодиев, обреченный на неподвижность, наблюдал за событиями революционными, можно сказать, из окон квартиры. Какие приметы времени отразил художник на полотне?

Л: Как можно соотнести взгляды Блока и Кустодиева на революцию? (революция – трагедия, которая связана с гибелью духовного, святого в людях. Красный флаг ассоциируется со смертью, кровью. Нет гармонии в изображаемом ни у поэта, ни у художника)

4. Подведение итогов.

И: Трудным бывает время на переломе эпох, таким трудным было время начала 20 века. Мы с вами поговорили о самых главных гранях истории. Именно тогда стало складываться новое государство. Мы с вами живём тоже в трудное время.

-Какие параллели мы можем провести с тем временем? (война на Украине, изоляция России)

-История учит: в трудные времена творятся великие дела, рождаются великие личности, которые оказывают влияние на весь дальнейший ход истории. Поэтому надо изучать прошлое, чтобы избежать ошибок в настоящем.

Л: Почему же у Блока в поэме «на ногах не стоит человек»? (Разрушение нравственных начал, отсутствие вечных ценностей грозит человечеству падением (прежде всего, нравственным), гибелью.

Л: Эта фраза, характеризует лишь эпоху, о которой писал поэт? (Нет, «на ногах не стоит человек», разрушающий устои нравственные, моральные)

5. Задание на дом. Л: Письменный ответ на вопрос «Согласны ли вы с тем, что революция – это схватка между Богом и дьяволом за душу человеческую?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

http://dialogos.club/wordpress/wp-content/uploads/2017/11/2012-sovetskie-plakaty-prazdniki-7-noyabrya.jpg

Слайд 2

Революция ? переворот борьба бунт изменение Традиция изображения народных бунтов в литературе Историческое событие Автор, произведение Отношение автора к нему

Слайд 3

Тема урока: «На ногах не стоит человек…» Как события октября 1917 года повлияли на ход истории и жизнь отдельного человека?

Слайд 4

Черный вечер. Белый снег. На ногах не стоит человек Время (эпоха) в поэме Прошлое Настоящее Будущее Старушка… плачет Святая Русь … старый мир, как пёс безродный Свобода, свобода, э х,эх , без креста Идут без имени святого…ничего не жаль Что впереди? Пальнём-ка пулей в Святую Русь идут …вдаль Впереди – сугроб холодный

Слайд 5

Так идут державным шагом Время (эпоха) в поэме Прошлое Настоящее Будущее Позади – голодный пёс Впереди – с кровавым флагом… впереди Исус Христос

Слайд 6

Революция в искусстве https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Bolshevik_-_Kustodiev.jpg Борис Кустодиев. Большевик (1920)

Слайд 7

«На ногах не стоит человек …» Как события октября 1917 года повлияли на ход истории и жизнь отдельного человека?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шумилина Л.П., Ахмедова Г.Н. Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе "Трагизм судеб русской творческой интеллигенции Серебряного века".

Поскольку в программах по истории и литературе в 11 классе  (да и не только в 11-ом) есть "точки соприкосновения", то появилась замечательная возможность проводить интегр...

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Предлагаемый   урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе:"Отечественная война 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова".

Интегрированный урок дает возможность шире и глубже изучить данную тему. Позволяет провести комплексный анализ стихотворений, получить полную историческую информацию о сюбытиях 1812 года. Развитие меж...

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"

На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....

Интегрированный урок литературы и истории в 5 классе

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 5 классе по теме "М.Ю.Лермонтов "Бородино""...

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"

Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины"....