интегрированный урок литературы и истории в 11 классе
методическая разработка по истории (11 класс)
Тема урока «На ногах не стоит человек…» (по поэме А.Блока «Двенадцать»)
Цель: дать учащимся возможность определить роль революции 1917 года в жизни общества на основе анализа текста художественного произведения и исторических документов, сформулировать свою точку зрения о роли этого события в истории.
Учителя - Романова В.Н., Кудинова Е.В.
Дата првоедения 15 ноября 2019 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 54.63 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. «На ногах не стоит человек…» (по поэме А.Блока «Двенадцать»)
Цель: дать учащимся возможность определить роль революции 1917 года в жизни общества на основе анализа текста художественного произведения и исторических документов, сформулировать свою точку зрения о роли этого события в истории.
Планируемые результаты:
1) предметные: умение анализировать текст художественного произведения, умение определять роль изобразительно-выразительных средств русского языка в создании художественного образа;
2) метапредеметные: умение самостоятельно определять цель деятельности, владение навыками исследовательской деятельности, развивать коммуникативные навыки и умения через групповую работу; ассоциативное мышление; творческие, мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения);
3) личностные: патриотизм, чувство ответственности перед Родиной; навыки сотрудничества со сверстниками.
1. Актуализация знаний
И: Сегодня на уроке мы перенесёмся в начало 20 века, вернее в 1917 год – мы поведём разговор о революции. Вспомните определение этого понятия
(1) Революция – это коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.
2) Революция (от лат. revolutio - поворот, изменение) - способ перехода от одного общественно-политического строя к другому, более прогрессивному, посредством активных действий самих граждан.)
Л: Какие контекстуальные синонимы можно подобрать к слову «революция»? (переворот, борьба, война, бунт, конфликт народа и власти)
Л: Вспомните о традиции изображения в произведениях русской литературы народных бунтов и сформулируйте отношение авторов к этим историческим событиям
(заполнение схемы)
Каково отношение писателей к революции 1917 года?
Автор, произведение | Историческое событие | Отношение автора к нему |
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» | 1773-1775 Пугачевское восстание | «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» |
Л.Н.Толстой «Война и мир» | 1825 Декабристское восстание | Пьер Безухов обвиняет царя в бездействии, резко критикует существующий строй, возмущается реакцией и аракчеевщиной. Пьер – организатор тайного политического общества |
Маяковский В.В. «Революция» | Революция 1917 (февраль) | Мы все Чья злоба надвое землю сломала? |
Бунин И.А. «Окаянные дни» | Революции 1917 (февраль, октябрь) | Революция – начало гибели России в качестве великого государства |
… |
И: - Давайте обратимся к революционным событиям далёкой эпохи 16 века, к событиям 19 и начала 20 веков и выясним важные тенденции и закономерности европейских революций. В 16-19 веках в Европе произошли 3 крупные революции, вы можете вспомнить и назвать их?
(Нидерланды 1566-1609 гг.
Англия 1640-1660 г.
Франция 1789-1794 г.)
И: Каковы главные причины революций? (борьба за независимость от Испании, высокие налоги, конфликт короля с парламентом, религиозные противоречия, экономический кризис, бесправие 3 сословия, неурожай, голод и т д.)
И: В 19 веке с 1848-1849 гг. во Франции, Германии, Австрии, Италии. Какие причины были главными? (-недовольство усилением власти короля, избирательной системой – в политике;
-низкий уровень населения, неурожаи – в экономике;
-отсутствие трудового законодательства –в социальной сфере.
И: В начале 20 веке в России произошли 3 революции 1905-1907 гг., февральская революция 1917г. и октябрьская 1917 г. Назовите причины этих революций
Работа по рядам:1 ряд – причины революции 1905-1907 гг.
Ответы учащихся.
1)социальные противоречия
2) отсутсвие гражданских прав и парламента
3) отказ власти от конструктивного диалога с обществом
4) не решен аграрный вопрос
5) неудачная Русско-Японская война
6) рабочий вопрос
2 ряд- причины февральской революции 1917 года
Ответы ребят:
- Первая мировая война
- Общеструктурный кризис в:
- а) соцальной – низкий уровень жизни народа
- экономической- спад производства товаров
- политическая – поражение на фронте Первой мировой
- Духовной- много идеологий, отход от традиции и старых ценностей
3 ряд- октябрь 1917 года
Ответы ребят:
1) экономические – промышленность и с/х на гране развала
2) финансовый кризис
3) не решен крестьянский вопрос (наделения крестьян землей)
4) тяжелые условия жизни рабочих
5) Политический кризис Двоевластия
6) Возрастание популярности социализма и коммунизма
7) усталость от войны
8) оттягивание реформ
И: Подводим вывод нашей работы: основные причины революций одни, это недовольство властью, нежелание проводить реформы, проблемы в экономике, духовный кризис общества, бесправие большинства населения.
2. Целеполагание. Формулирование темы!
Л: Каким мы представляем себе человека в эту переломную эпоху? Характеристика его положения в строчке из поэмы Блока «Двенадцать» и стала названием темы нашего урока. (Переворот – смена власти – зыбкость, еще не устроена жизнь новая, поэтому и тема урока – «На ногах не стоит человек»)
Л: Подумайте, как бы вы сформулировали вопрос, ответ на который мы можем найти сегодня на уроке средствами истории и литературы?
И: Итогом нашей работы станет ответ на проблемный вопрос: «Как события в стране октября 1917 года повлияли на ход истории и конкретного человека?»
2. Анализ текстов (поэма, документы)
Л: Вы помните, что Блок написал поэму «Двенадцать» в январе 1918 года, то горячим следам… Чтобы представить себе, какой Блок увидел революцию, заполним схему. Как вы думаете, сколько временных пластов можно выделить в этом произведении? Обозначьте эти «точки» (прошлое, настоящее и будущее). Обратимся к тексту поэмы, чтобы найти характеристики «мира старого» и «мира нового»
И: Наверняка вы заметили при чтении поэмы и приметы времени? («Вся власть учредительному собранию!»…) Соотнесите с текстом поэмы особенности эпохи, которые отмечены в исторических документах
1 ряд "Кто был никем, тот встанет всем" - этот принцип революционного переворота, провозглашенный "Интернационалом", отредактирован жизнью: "Кто был никем, тот стал ничем.»
Peвoлюция oтpицaeт нe тoлькo личнocть, нo тaкжe и cвязь c пpoшлым, c oтцaми, oнa иcпoвeдyeт peлигию yбийcтвa, a нe вocкpeceния. - Николай Бердяев
2 ряд Всегда был убежден, что ответственность за революции падает не на народ, а на правительство. Революции невозможны, если правительства всегда справедливы, всегда бдительны, если они современными реформами предупреждают недовольство. – И.-В.Гете
3 ряд Революции – для меня это очень сложная тема. С одной стороны, чистые идеалы, мечты о рае на земле, о братстве и равенстве. С другой стороны смерть, кровь, и в результате борьбы, как правило - пришедшая к власти несправедливость. - Юрий Шевчук
Работа над цитатами с целью выражения своего аргументированного мнения по поводу событий революции октября 1917 года в России.
прошлое | настоящее | будущее |
Старушка…плачет, никак не поймёт… (Всякий – раздет, разут…) Буржуй на перекрёстке… Длинные волоса и говорит вполголоса (интеллигенция) Товарищ поп Барыня в каракуле Святая Русь (Пальнём-ка пулей в Святую Русь – в кондовую, в избяную, в толстозадую!) …И у нас было собрание…Обсудили – постановили… Стоит буржуй на перекрёстке и в воротник упрятал нос. А рядом жмётся шерстью жесткой поджавши хвост паршивый пес. И старый мир, как пес безродный, стоит за ним, поджавши хвост. Только нищий пес голодный ковыляет позади… Старый мир, как пес паршивый | Черный вечер. Белый снег Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Идут двенадцать человек Свобода, свобода, эх, эх, без креста! И опять идут двенадцать, за плечами – ружьеца. Лишь у бедного убийцы не видать совсем лица… Нынче будут грабежи!...Гуляет нынче голытьба! Стоит буржуй, как пес голодный, стоит безмолвный, как вопрос. И идут без имени святого все двенадцать – вдаль. Ко всему готовы, ничего не жаль… | (1)Что впереди? (2) Пальнём-ка пулей в Святую Русь (3) Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем, мировой пожар в крови – Господи, благослови! (10) идут без имени святого все двенадцать – вдаль. (11) Вот проснется лютый враг… (12) Это – ветер с красным флагом разыгрался впереди… Впереди – сугроб холодный /…/ (12) Старый мир, как пес паршивый, провались – поколочу! |
Позади – голодный пес | Так идут державным шагом | Впереди – с кровавым флагом…впереди – Исус Христос |
Выводы: двенадцать – это революционеры, обреченные на смерть, ведь у них нет будущего, впереди – «сугроб холодный»
Нельзя построить на смерти, бездушном разрушении что-то выдающееся, устойчивое!
Сближение божественного и дьявольского начал говорит о подмене ценностей. Надо сохранить Святую Русь!
Столкновение идеалов революции – в сердце каждого человека, читателя (каждый должен понять суть происходившего по-своему)
3. Работа с репродукцией картины Кустодиева «Большевик»
И: Октябрьская революция 1917 года нашла отражение и в изобразительном искусстве. Кустодиев, обреченный на неподвижность, наблюдал за событиями революционными, можно сказать, из окон квартиры. Какие приметы времени отразил художник на полотне?
Л: Как можно соотнести взгляды Блока и Кустодиева на революцию? (революция – трагедия, которая связана с гибелью духовного, святого в людях. Красный флаг ассоциируется со смертью, кровью. Нет гармонии в изображаемом ни у поэта, ни у художника)
4. Подведение итогов.
И: Трудным бывает время на переломе эпох, таким трудным было время начала 20 века. Мы с вами поговорили о самых главных гранях истории. Именно тогда стало складываться новое государство. Мы с вами живём тоже в трудное время.
-Какие параллели мы можем провести с тем временем? (война на Украине, изоляция России)
-История учит: в трудные времена творятся великие дела, рождаются великие личности, которые оказывают влияние на весь дальнейший ход истории. Поэтому надо изучать прошлое, чтобы избежать ошибок в настоящем.
Л: Почему же у Блока в поэме «на ногах не стоит человек»? (Разрушение нравственных начал, отсутствие вечных ценностей грозит человечеству падением (прежде всего, нравственным), гибелью.
Л: Эта фраза, характеризует лишь эпоху, о которой писал поэт? (Нет, «на ногах не стоит человек», разрушающий устои нравственные, моральные)
5. Задание на дом. Л: Письменный ответ на вопрос «Согласны ли вы с тем, что революция – это схватка между Богом и дьяволом за душу человеческую?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Революция ? переворот борьба бунт изменение Традиция изображения народных бунтов в литературе Историческое событие Автор, произведение Отношение автора к нему
Тема урока: «На ногах не стоит человек…» Как события октября 1917 года повлияли на ход истории и жизнь отдельного человека?
Черный вечер. Белый снег. На ногах не стоит человек Время (эпоха) в поэме Прошлое Настоящее Будущее Старушка… плачет Святая Русь … старый мир, как пёс безродный Свобода, свобода, э х,эх , без креста Идут без имени святого…ничего не жаль Что впереди? Пальнём-ка пулей в Святую Русь идут …вдаль Впереди – сугроб холодный
Так идут державным шагом Время (эпоха) в поэме Прошлое Настоящее Будущее Позади – голодный пёс Впереди – с кровавым флагом… впереди Исус Христос
Революция в искусстве https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Bolshevik_-_Kustodiev.jpg Борис Кустодиев. Большевик (1920)
«На ногах не стоит человек …» Как события октября 1917 года повлияли на ход истории и жизнь отдельного человека?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шумилина Л.П., Ахмедова Г.Н. Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе "Трагизм судеб русской творческой интеллигенции Серебряного века".
Поскольку в программах по истории и литературе в 11 классе (да и не только в 11-ом) есть "точки соприкосновения", то появилась замечательная возможность проводить интегр...
Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Предлагаемый урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...
Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе:"Отечественная война 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова".
Интегрированный урок дает возможность шире и глубже изучить данную тему. Позволяет провести комплексный анализ стихотворений, получить полную историческую информацию о сюбытиях 1812 года. Развитие меж...
Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).
Целью этого урока создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...
Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"
На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....
Интегрированный урок литературы и истории в 5 классе
Конспект интегрированного урока литературы и истории в 5 классе по теме "М.Ю.Лермонтов "Бородино""...
Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"
Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины"....