Интегрированный урок литературы и истории в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Стряпчая Лариса Геннадьевна

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 5 классе по теме "М.Ю.Лермонтов "Бородино""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « М. Ю. Лермонтов. «Бородино»

Цели урока:

-научиться навыкам анализа художественного произведения;

-научиться сопоставлять исторический материал и текст художественного произведения;

-воспитывать чувство патриотизма и уважения к великому прошлому  России.

Задачи:

-отработка навыков выразительного чтения;

-работа над художественно-изобразительными средствами;

- формирование теоретико-литературных понятий.

Ход урока.

І Вступительное слово учителя,  определение целей и задач урока.

ІІ Слово о поэте. Учащиеся делают короткие сообщения о М. Ю. Лермонтове.

1.-  М.Ю. Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года. Его отец был военным. Мать, Мария Михайловна , была единственной наследницей пензинской помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Когда ему было 3 года ,его мать умерла от чахотки Отец уехал в свое имение Кропотово, а сына оставил бабушке.

2. Бабушка очень любила внука и делала все, чтобы он получил прекрасное образование и воспитание. Его обучали гувернантки и гувернеры, он знал иностранные языки, великолепно рисовал, разбирался в музыке

3. В 1826 году Миша с бабушкой перебрался в Москву, где обучался в пансионе Женро. По окончании курса  состоялся публичный экзамен , на котором  будущий поэт  получил первую награду за сочинениеи успехи в истории.

4.  Стихи Лермонтов стал писать рано, но началом своей поэтической работы всегда считал 1828 го. Его  всегда интересовало историческое прошлое страны, а особенно война 1812 года с французами

Какое же событие произошло в 1812 году под Бородино?

ІІІ Историческая справка о войне( учитель истории Подорожняя О. Б., работа с иллюстрациями, воспоминания о битве Ф.И. Глинки, которы проецируются на экране)

  1. В ночь на 12 июня 1812 года войска Наполеона численностью около 420 тысяч человек  вторглись в пределы России. Их возглавил сам император и его прославленные полководцы, покорившие всю Европу.
  2. Наполеон не скрывал, что конечной целью его нашествия на Россию является овладение сердцем страны- Москвой. Наполеон хотел превратить российского императора в такого же зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи.
  3. Но Наполеону не удалось разгромить русскую армию в приграничном сражении. Он с тревогой наблюдал, как таяли ряды его солдат В Витебске армия французов насчитывала 229 тысяч человек. До Смоленска дошли лишь 200 тысяч Почему так происходило?
  4.  С первых же дней война приняла отечественный характер. Что значит отечественная война?
  5. Со стороны России война носила справедливый освободительный характер, подлинно народный характер. В городах шло формирование ополчения и сбор средств на нужды действующей армии.
  6. Народный характер войны наиболее ярко проявился в действиях крестьян. Они не только оказывали помощь , но и сами боролись с противником.
  7. Русская армия с ликованием встретила известие о назначении главнокомандующим М. И. Кутузова. Войска ждали генерального сражения, но армия не была к нему готова 22 августа главные силы русской армии    остановились у села Бородино, в 110 километрах от Москвы, и преградила путь неприятелю.  Здесь 26 августа 1812 года     произошла знаменитая Бородинская битва Накануне сражения силы были примерно равны :русская армия насчитывала132 тысячи человек и 640орудий.Наполеон имел 135 тысяч человек и 587 орудий.
  8. Кутузов расположил войска так, что левый фланг закрывал  Новую Смоленскую дорогу, а правый- возможность продвигаться по старой Смоленской дороге. В центре располагалась батарея Раевского и Багратионовы флеши (земляные укрепления)
  9. Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 года. Наполеон направил основные силы на левый фланг русской армии. Он надеялся разгромить армию Багратиона и прорвать оборону русских и выйти в тыл 1-ой армии. Но ему это не удалось. Битва была ожесточенной. Защитники стояли насмерть. Не удалось французам прорваться и в центре. В продолжение 14 часов над батареей Раевского и 2-ой армией проносились ядра, картечь и ружейные пули.. Русские части отошли лишь на 800 метров, продвинуться  дальше французы не смогли.
  10. Фактически сражение не принесло победы ни одной стороне. Количество потерь было велико. У французов поло 60 тысяч человек. Россия оплакивала гибель 44 тысяч своих сынов Позже Наполеон скажет: «Самое страшное из моих сражений-это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».

Вот так историки описывают эту битву. А как в стихотворении ее рисует М. Ю. Лермонтов?

ІV Давайте выполним словарно-лексическую работу

Картечь-начиненный крупными пулями артиллерийский снаряд для массового поражения живых целей

Улан-солдат легкой кавалерии

Булат- стальной меч

V Работа с текстом

Чтение произведения учителем.Проводим параллели между историческими фактами и художественным текстом

Анализ особенности композиции

  1. Как мы знакомимся с событиями? ( Через рассказ старого солдата)
  2. Давайте найдем экспозицую, завязку , кульминацию и развязку сюжета.
  3. Какими настроениями сопровождается рассказ солдата?(Уныние, горечь, радость, гордость)
  4. Найдите в стихотворении приметы устного народного творчества( ушки на макушке, ломить стеною,рожден был хватом)
  5. Далее находим сравнение( как наши груди),олицетворения(звучал булат, картечь визжала), метафору( гора кровавых тел)

VІ Итак, ребята, что нового вы узнали на уроке?( ответы о Кутузове, Наполеоне, о подвиге простых солдат)

VІІ Комментирование и выставление оценок

VІІІ Задание на дом: составить цитатный план. Выразительно читать стихотворение

Интегрированный урок литературы и истории в 5 классе

Тема: М. Ю. Лермонтов « Бородино»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шумилина Л.П., Ахмедова Г.Н. Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе "Трагизм судеб русской творческой интеллигенции Серебряного века".

Поскольку в программах по истории и литературе в 11 классе  (да и не только в 11-ом) есть "точки соприкосновения", то появилась замечательная возможность проводить интегр...

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Предлагаемый   урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе:"Отечественная война 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова".

Интегрированный урок дает возможность шире и глубже изучить данную тему. Позволяет провести комплексный анализ стихотворений, получить полную историческую информацию о сюбытиях 1812 года. Развитие меж...

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"

На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"

Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины"....