Разработка урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций" 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)

Сойма Елена Александровна

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс по теме "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций»

Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатическими условиями и обществом; познакомить с основными идеями и взглядами китайского мудреца Конфуция на духовные ценности и культурные нормы; формировать умение осваивать алгоритм логических операций осмысления теоретического материала; обобщать и систематизировать исторические знания.

Планируемые результаты:

  1. Предметные УУД: работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; давать образную характеристику Конфуция; аргументировать собственную позицию по проблемному вопросу;
  2. Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; давать определения понятий, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;
  3. Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала, понимать культурное многообразие мира, уважать культуру других народов, учиться быть толерантным.

Форма организации деятельности:

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная

 Оборудование урока:

1) учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая;

«История Древнего мира», М. Просвещение, 2014 г.

2) историческая карта «Индия и Китай в древности»;

3) видеоролик;

4) мультимедийная  презентация;

5) пакет с рабочими материалами (исторические источники);

6) «свитки» с высказыванием Конфуция.  

Методы:

  • словесный,
  • наглядный,
  • практический.

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент

1.  Приветствие

Учитель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, пожалуйста, в окно, день сегодня пасмурный. Но у меня   прекрасное настроение. Я надеюсь, что на урок ко мне вы тоже пришли с хорошим настроением. Давайте улыбнемся друг другу. И с удовольствием будем работать на уроке.

В 5 классе на уроках истории мы совершаем увлекательные путешествия в страны Древнего мира. Давайте вспомним, в каких странах мы уже побывали?

(Дети отвечают: Древний Египет, Междуречье, Финикия, Ассирия, Персидская держава, Древняя Индия.)

Но прежде чем мы начнем новое путешествие, выполним задание по истории  Древней Индией, с которой мы познакомились на предыдущих уроках.

Задание «Лови ошибку»  (Слайд 1)

«Страна Индия расположена в Южной Африке. На севере Индии находятся горы Гималаи, самые высокие горы в мире. В Индии климат сухой, дождей не бывает никогда. По Индии протекают реки Евфрат и Тигр. В Индии много густых и труднопроходимых лесов. Их называют джунглями. В джунглях очень много птиц и хищных животных. Священными животными индийцы считали крокодила и быка. Они были уверенны, что после смерти человек обязательно будет жить в облике только богатого человека». (исправляют ошибки, работают с картой)

2.Мотивация.

Учитель. У меня такой к вам вопрос: играли ли вы когда-нибудь в компьютерные игры? ( Дети отвечают). Замечательно. Сегодня я предлагаю провести наш урок в виде компьютерной игры. В основе каждой компьютерной игры лежит та или иная история. И в основе нашей игры будет история страны древнего мира.

Ребята, внимательно посмотрите на эти предметы: чай, компас, бумага, шелк, лапша. Как вы думаете, из какой страны они были привезены? Что  объединяет эти предметы. Как вы думаете, с какой страной мы сегодня начнем знакомство?

Вы правы, сегодня речь пойдет о Китае. Это уникальное государство. В Китае сейчас проживает 1 430 075 000 человек, то есть, каждый пятый житель планеты - китаец. В Китае детям до 5 лет позволяют совершенно все – их никогда не ругают, считая святыми созданиями. Каждый год в Китае срубают 20 миллионов деревьев, чтобы изготовить 80 миллиардов пар одноразовых палочек для еды. Именно в Китае изобрели мороженое. 4 тысячи лет назад кто-то случайно оставил в снегу смесь риса и молока, так и появилось мороженое. В Европу его привез Марко Поло. Еще в древности в Китае играли в спортивную игру с мячом из кожи, напоминающую футбол.

Интересно?

3.Подготовка к активному усвоению новых знаний .

Учитель: Итак,  государство, историю которого мы возьмем за основу нашей игры – это Китай. А теперь, ребята, мы с вами должны определить главного героя нашей игры.

На свете живут разные люди. Одни не обладают никакими особенными качествами. Другие – грамотные, образованные. Третьи – люди здравого смысла, которые никогда и ни в чём не отступают от него. Они одинаковы в горе и в радости, добродетельны, умеют говорить и молчать, когда это необходимо. Они прямодушны и рассудительны. Подобных людей мы называем мудрецами и к ним идём просить совета, когда нам необходима помощь.  В истории Китая было много выдающихся личностей. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание на одну из них. Этот человек является одним из великих мудрецов древности, своего рода символом Китая, его культуры, философской мысли. Сейчас, ребята, внимательно посмотрите на экран.

Видеоролик (Слайд 2)

Учитель:  Мы познакомились с фактами из жизни нашего героя.  Постараемся определить, как же его звали?

(Дети отвечают: Конфуций) 

Настоящее имя — Кун («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель».

Учитель: Верно, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о Конфуции – великом Учителе Китая. И нам с вами посчастливится обрести частицу его мудрости. Теперь, когда мы с вами определили историю нашей игры, выбрали главного героя, который будет нас сопровождать и помогать в постижении мудрости, давайте придумаем название нашей игре. Итак, какое название вы можете предложить?

(Дети дают примерную тему урока)

(Слайд 3)

Учитель: Замечательные предложения. Название нашей игры будет: «Чему учил китайский мудрец Конфуций». Запишем число и тему урока в тетрадь. А теперь давайте попробуем дать определение термину «мудрец». Так кто же такой, по-вашему, мудрец?

Мудрец – особо почитаемый человек, наделённый знаниями, умом, большим жизненным опытом.

Учитель: Давайте запишем это определение в тетрадь.

(Слайд 4)

Как и в любой игре, в нашей тоже будут уровни  прохождения. Сегодня нам предстоит пройти 5 уровней. На экране план прохождения игры:

1.природно - географические особенности Китая;

2.древний мыслитель и философ Китая  Конфуций;

3.основы воспитания в китайском обществе;

4.письменность и изобретения Древнего Китая;

5.закрепление знаний (финал).

Внимание, загрузка прошла, и мы в игре!

II. Изучение нового материала.

Учитель:  Итак, мы начинаем  игру. Но для того, чтобы встретиться с  главным героем, нам необходимо определить, где он проживает. Для этого мы с вами перенесемся в прошлое и найдем местоположение Древнего Китая, где проживал Конфуций.

 Нам необходимо определить «адрес» родины Конфуция. Для определения «адреса» Древнего Китая предлагаю воспользоваться картой на стр. 106. учебника. Сейчас вы самостоятельно это сделаете, а потом ответите на мои вопросы.

(Слайд 5)

Уровень 1 Задание.

( ребёнок у доски работает по карте)

  • В какой части Азии  находится Китай? Показать на карте.
  • Какие крупные реки протекают на территории Китая? (Янцзы(длинная река) и Хуанхэ(жёлтая река )
  • На какой равнине селились китайцы? (Великая Китайская Равнина).
  • Какие моря омывают территорию Китая?

Учитель: Всё верно! Я думаю, мы выполнили условия первого уровня и переходим ко второму.

Около 1700 года до н.э. на территории Китая возникли первые государства. Предположите, исходя из природно-географического положения Китая, какие занятия существовали у его жителей? (Дети отвечают: земледелие, ремёсла, торговля).

Жители всех государств считали себя одним народом, потому что имели сходные языки, верования и обычаи. Верили в богов, духов, крылатых змеев – драконов. Самым высшим существом для них было Небо, которое считали предком правителя, поэтому царя в Китае называли Сыном неба, а страну – Поднебесной.

(Слайд 6)

А еще огромное внимание китайцы уделяли образованию. В далеком прошлом, 4 тыс. лет назад, начинается история развития китайской философии. Одним из таких философов был Конфуций. Философ – это мудрец, размышляющий над тем, как сделать человека счастливым). Конфуций считал, что все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки. Одни становятся добрыми и нравственными, а другие – дурными и злыми. Человека высшей добродетели Конфуций назвал «благородным мужем» и противопоставлял ему «низкого человека», лишенного этого качества. Давайте перенесемся в глубокую древность и побываем на уроке в частной школе. Конфуция. Перед вами лежат материалы, принадлежащие великому китайскому мудрецу.

Из высказываний Конфуция.

1. Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный – к справедливости.

2. Благородный человек лишён тревоги и боязни. Ведь коли не найдёшь внутри себя изъяна, о чём тревожиться, чего бояться.

3. Благородный человек винит себя, а ничтожный – других.

4. Богатство – это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться.

5. Бедность – то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду её стыдиться.

6. Высшая добродетель – уважение к старшим.

7. В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, а старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой.

8. Не только в семье, но и во всём государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими.

9. Мудрый правитель не наказывает людей, а терпеливо воспитывает, по - отечески наставляет.

10. Уважай старость, все стареют. Почитай и береги  своих родителей.

11. Учись прилежно, знания пригодятся в жизни.

12. Не следуй дурным примерам, будь воспитанным, уважай обычаи других.

13. Не делай людям то, что себе не желаешь.

14. Есть простую пищу и пить воду, спать, подложив локоть под голову, -  в этом тоже заключается радость.

Учитель: Теперь я предлагаю вам выполнить следующее задание. Итак, встаем. Сейчас я буду вам называть действия, а вы будете определять, относятся они к «благородному мужу» или же к «низкому человеку». Что делали египетские вельможи, когда приближались к фараону? (Поднимали руки) − Как приветствуют друг друга индийцы? (Склоняют слегка голову, располагая ладони на уровне груди, и произносят «Намасте», что значит «поклон тебе») Поднятые руки — ответ «да» Приветствие индийцев — ответ «нет».

Задание.

 Помогать старшим,

 заботиться о младших,

 обманывать,

 уважать старших,

выполнять обещания,

поддерживать в трудную минуту,

браниться,

брать тебе не принадлежащее,

говорить дурное за спиной,

 поступать по совести.

Итог: спасибо, ребята. Теперь вы познакомились с нашим главным героем Конфуцием и определили основную суть его учения.

- Ребята, давайте вспомним, на какие два типа делил людей Конфуций? (Дети отвечают: на благородного мужа и низкого человека)

- Верно. А какими качествами должен обладать «благородный муж»? (Дети отвечают: быть честным, не обманывать, помогать старшим)

Итак, думаю, мы с честью выполнили задания второго уровня и переходим на третий!  И третий уровень нас встречает следующим вопросом: ребята, какие предметы нам помогают в усваивании новых знаний? Посмотрите на ваши парты. (Дети отвечают: тетради, ручки, книги).

Верно. Вот и наш с вами главный герой- Конфуций, передавал знания своим ученикам при помощи книг. Но книги эти были необычными и сильно отличаются, например, от наших книг. (Слайд 7)

Что же собой представляли книги в Китае? Прочитайте п.3 с. 107 и ответьте на вопросы:

- Как называлась письменность Китая?

- Что собой представляли книги? Дети отвечают: ствол бамбука расщепляли на тонкие палочки и на них записывали иероглифы сверху вниз.)

- Каково содержание книг?

(Слайд 8)

- Легко ли научиться читать и писать?

Сообщение об иероглифах Письменность на основе иероглифов 

Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Они писали иероглифами. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука.

В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов. Только для того чтобы выучить все иероглифы, нужно больше 20 лет. Письменные принадлежности, несмотря на кажущуюся простоту, были очень дорогими. Писали кистями, обмакивая их в чернила изготовленные из золы. Очень высоко ценилось искусство каллиграфии – красивое написание иероглифов. Учащимся приходилось сдавать очень большое количество экзаменов. Но те ученики, которые обучились чтению, письму счету в древнем Китае могли рассчитывать на достойную и хорошо обеспеченную материально жизнь. Потому что они могли занять очень престижную должность чиновника.          

- Что ж, я думаю, вы завершили задание.  Все верно. Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое упражнение. Напишите в тетрадях иероглиф (Слайд 9)

Сейчас я предлагаю ответить на вопрос, что изобрели китайцы? Для этого вам нужно отгадать загадки.

1. И гремит он и  сверкает,
Звёздный  дождик проливает.
Отмечают праздник им. 
Побежим и поглядим?
Только он уже померк, 
Разноцветный ..

2. На ладонь он ляжет весь. 
Не часы — а стрелка есть. 
Он в дороге пригодится, 
С ним нигде не заблудиться. …

5. Чтоб читать и рисовать,

Есть букварь, и есть тетрадь.

Для нашего же блага

Придумана…

3. Был листком зелёным —
Чёрным стал, томлёным,
Поскорее наливай
Ароматный вкусный ...

4. Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую,
Обжигают с древних пор.
Называюсь я …

Итог: Вот ребята мы с вами и узнали, какую важную роль играли книги в жизни китайского общества и в учении Конфуция. Думаю, самое время переходить на 4 уровень

(Слайд 10)

Динамическая пауза (физминутка). В древнем Китае появилось искусство Цигун  (ци — энергия, гунн — умение) -  это искусство применения энергии ци, которое позволяет поддерживать духовное и физическое здоровье, продлить жизнь, лечить различные заболевания, а также может применяться в бою.

Сейчас под звуки древнекитайской мелодии мы выполним одно из лучших упражнений Цигун "Подъем неба".

Встаньте прямо, расслабьте мышцы, ноги поставьте вместе. Руки опустите вниз. Поверните кисти рук пальцами навстречу друг другу. Ладони направьте к земле и держите их перед собой. Поднимите руки вперед и вверх. Ладони направьте вверх, к небу. Выполняя движение руками, плавно вдохните через нос. Посмотрите на пальцы рук, подняв голову. Плавно задержите дыхание. Затем через стороны опустите руки вниз, плавно выдыхая ртом. Одновременно опустите голову и посмотрите вперед. Каждый раз, двигая ладони навстречу небу, чувствуйте, как распрямляется спина. cigun2

4 уровень (Слайд 11)

Учитель: Молодцы, ребята! Вот мы с вами добрались и до 4 уровня. Давайте теперь разберемся,  как же  общались китайцы друг с другом. И здесь мне  будет нужна ваша помощь. Тут мне на почту пришло письмо от моего друга из Китая, в котором он пишет о том,  какие правила поведения действовали в древнекитайском обществе. Правда, некоторые слова написаны неразборчивым почерком. Помогите мне восстановить это письмо.

Воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый китаец перед входом в дом всегда снимал туфли  и шел босиком.  Идти в туфлях по циновкам считалось неприличным. Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Воспитанный китаец опрятно одевался и собирал волосы в пучок. Воспитанный китаец со всеми вежлив. Подданные должны уважать правителя, как  отца. 

Учитель: Приглашенный к столу гость обязан попробовать все блюда, которые подаются к обеду. Иначе его манеры могут посчитать грубыми.

III Закрепление изученного

(Слайд 12)

Закрепление и

Учитель: Ну что же, мы вышли с вами на заключительный пятый уровень

Прием «Тонкий и толстый вопрос»

Толстые ?

Тонкие ?

   Дайте 3 объяснения, почему...?
   Объясните, почему...?
   Почему Вы думаете ...?
   Почему Вы считаете ...?
   В чем различие ...?
   Предположите, что будет, если... ?
   Что, если ... ?

   Кто ?
   Что ?
   Когда ?
   Может ..?
   Будет ...?
   Мог ли ... ?
   Как звать ...?
   Было ли ...?
   Согласны ли Вы ...?
   Верно ли ...?

Работа с линией времени.

− Отметьте на линии времени, года жизни Конфуция? (551–479 гг. до н. э.) − Вычислите, сколько лет прошло со дня смерти Конфуция? (2014 + 479=2493) − Ребята, обратите внимание, более двух тысяч лет прошло после смерти Конфуция. А его до сих пор помнят во всем мире, читают его высказывания.

Вывод: Итак, ребята, мы можем с уверенностью сказать с вами, что Китай – это удивительная страна!

Учитель: Ребята, наша игра подошла к концу. Давайте с вами встанем из-за парт. На левую ладонь мы мысленно кладём те знания, с которыми пришли на урок, а на правую - те знания, которые получили сегодня на уроке. А теперь давайте соединим в хлопке наши знания и хором скажем: «Спасибо!» себе и окружающим за работу на уроке.

(Слайд 13)

VI. Домашнее задание: написать эссе «Чему меня научил Конфуций»

Учитель: На память о нашем уроке я хочу подарить вам вот эти свитки с высказыванием великого китайского мудреца Конфуция.

Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше.

(Слайд 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе на тему "Чему учил китайский мудрец Конфуций".

Урок истории для учащихся 5 класса представлен в игровой форме с использованием ИКТ....

разработка конспекта урока по истории древнего мира по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций»

Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатически условиями и обществом, ознакомить учащихся с взглядами китайского мудреца КонфуцияЗадачи урока:обра...

Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"  Тип урока: ознакомление с новым материаломЦель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни...

Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"  Тип урока: ознакомление с новым материаломЦель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни...

Презентация по истории Древнего мира для 5 класса "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Презентация по истории Древнего мира для 5 класса "Чему учил китайский мудрец Конфуций". Подготовлена в соответсвии с требованиями ФГОС. Основана на учебнике " Всеобщая история. История...

Разработка урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Чему учил китайский мудрец Конфуций....