Методическая разработка урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг."
методическая разработка по истории (9 класс)

      Данный урок является, вторым  уроком в изучении внешней политики России при АлександреII.

Тип урока -  комбинированный: проведён отбор наиболее рациональной структуры урока, последовательного использования необходимого и достаточного этапов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_istorii_v_9_klasse.docx53.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 Матецкая  Елена Владимировна

                                                     учитель истории            

                                                           МКОУ «Коршуновской

                                                         общеобразовательной

                                                  средней школы»

Методическая разработка урока истории в 9 классе

«Русско-турецкая война 1877–1878 гг.»

Цели урока:        

Образовательные:

  • закрепить знания основных направлений внешней политики  Александра II;
  • изучить причины, ход и последствия Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.;

Развивающие:

  •  развивать умения выделять главное в тексте, рассказывать прочитанный материал, ставить и разрешать проблемы.
  •  использовать дифференциацию обучения, рассчитанную на особенности учащихся и их успех;
  •  находить способы решения проблемы, используя  навыки работы с картой, историческими документами;
  •  решая проблему, делать вывод о том, почему война «выигранная, но неудачная»

Воспитывающие:

- усваивать морально-этические нормы, овладевать умением правильно строить партнёрские отношения,  

- на примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: Русско-турецкая война 1877-1878 гг., Плевна, Никополь, Шипкинский перевал, Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878 г., Берлинский конгресс – июнь 1878 г.

Оборудование урока: учебник: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. История России. Под редакцией А.В. Торкунова.  – М., «Просвещение», 2019; атлас по истории России ХIХ век – М., 2014, проектор, экран, компьютер, презентация.

Методы: рассказ учителя с элементами беседы, групповая работа.

План урока:

  • Причин и повод войны.
  • Ход военных действий.
  • Итог
  • Причины побед.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Слайд №1

II. Проверка домашнего задания.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Внешняя политика Александра  II.)   Слайд №2

- Что такое внешняя политика?  (Взаимоотношения с другими государствами.) Слайд № 3

- Назовите основные направления внешней политики Александра II. Слайд № 4  (1. Европейское направление. 2. Среднеазиатское направление. 3. Дальневосточное направление. 4. Продажа Аляски. 5.Ближневосточное направление.)

- Какое событие во внешней политике России в то время можно назвать «триумфом российской дипломатии»? Слайд № 5 (Россия не имела права держать в Чёрном море после Крымской войны военный флот. Россия, в лице канцлера Горчакова добивалась нейтрализации Чёрного моря дипломатическими средствами, проводила переговоры и использовала противоречия между европейскими державами. Успех Пруссии в борьбе против Дании и Австрии, а затем разгром Франции привёл к тому, что ни Франция, ни Австрия не могли противостоять России. Англия не решилась единолично выступить против России. Турция без европейской поддержки этого не могла тоже. Пруссия же поддержала Россию в её намерениях. В этой обстановке Россия предложила правительствам всех стран, подписавших договор 1856 г., собраться для обсуждения вопроса отмены нейтрализации Чёрного моря. На Лондонской конференции (март 1871 г.) этот вопрос был решён положительно. Это и был "триумф российской дипломатии" и лично А.М. Горчакова.)

- Какие действия Россия предпринимала для укрепления своих границ? Слайд № 6 (Россия вернула себе право строить крепости и держать флот на Чёрном море. Таким образом, были укреплены южные границы страны. Эта дипломатическая победа России свидетельствовала о росте её международного авторитета. Большая заслуга в этом принадлежала министру иностранных дел А.М. Горчакову, "железному канцлеру" российской империи.)

- Устраивало  ли Россию сложившееся положение на Чёрном море? К чему могло привести это недовольство? Слайд № 7  (Нет, так как Россия  стремилась установить контроль на Балканах и над   черноморскими проливами, что могло привести к войне с Турцией).

- Анализируя всё сказанное выше, назовите тему нашего урока.

Тема урока:  «Русско-турецкая война 1877–1878 гг.». Слайд № 8  (Записать в тетрадь.)

III. Изучение нового материала:

1.Задание:  Давайте попробуем определить цели нашего урока, что нам необходимо узнать о русско-турецкой войне 1877–1878 гг.? (причины, повод, основные события и итоги русско-турецкой войны)

2. План урока. Слайд № 9 (Записать в тетрадь)

Задание: Война разворачивалась на 2-х фронтах: Балканском и Кавказском.

Сравните силы сторон. Сделайте вывод о готовности России и Османской империи к войне. Предположите ее исход. (Превосходство в численности солдат у турок, превосходство в коннице у русских, преимущество дальнобойности турецких ружей,  преимущество дальнобойности русских пушек) Слайд №10

4. Проблемный вопрос: Почему современный историк Троицкий назвал русско - турецкую войну 1877-1878гг. «выигранной, но неудачной»? Слайд №11

5. Работа с картой атласа: Какие славянские народы и государства находились под властью Османской империи? ( Сербия, Болгария, Босния, Герцеговина) Слайд №12

6. Этап формирования новых знаний проходит по плану урока в форме совместно-распределенной деятельности (групповой работы). Учитель заранее делит обучающихся на группы. Названия групп: Историки, Хронисты, Дипломаты, Мемуаристы. Учитель раздает задание группам. Каждая группа получает папку с необходимыми материалами: задания, раздаточный материал, документы, бланки, атласы. Руководитель группы распределяет задания, назначает выступающих. Каждая группа заполняет бланк и готовит ответы на поставленные вопросы и проблемный вопрос урока. На подготовку выступлений дается 15 мин.  Слайд № 13

7. Физ. минутка: Потянулись, потянулись, раз нагнулись, два нагнулись, три нагнулись, влево, в право посмотрели и на место сели.  Слайд № 14

Выступление представителей групп:

1группа  - Историки  

Задание: Используя раздаточный материал (приложение №1), назовите причины  русско-турецкой войны 1877–1878 гг.? Какие события послужили поводом к войне? Свои ответы занесите в бланк. Слайд № 15,16

2 группа - Хронисты 

Задание: Используя карту и раздаточный материал (приложение №2), расскажите о крупнейших событиях русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Впишите в бланк в хронологическом порядке основные события русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Слайд № 17,18

3 группа - Дипломаты  

Задание: Используя раздаточный материал (приложение №3) и карту атласа, назовите основные условия Сан-Стефанского и Берлинского мирных договоров, сравните их условия.  Впишите в бланк условия договоров. Слайд № 19,20,21

4 группа – Мемуаристы  

Задание: Почему Россия одержала победу в русско-турецкой войне 1877–1878 гг.? Свой ответ обоснуйте. Впишите в бланк имена героев  русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Слайд № 22, 23,24

Используйте воспоминания журналиста В.И. Немировича - Данченко (учебник, стр.204) , Михаил Дмитриевич Скобелев, раздаточный материал (приложение №4)

10. Решение проблемного вопроса, поставленного в начале урока. Слайд №29

При ответе на проблемный вопрос ученики отмечают, что, несомненно, это была победа России. Но великие державы постарались умалить значение победы. Победа России была достигнута благодаря численному превосходству и более высокой боеспособности русских войск. Победа была достигнута дорогой ценой. Россия нанесла смертельный удар Османской империи. Россия внесла большой вклад в дело освобождения народов Балканского полуострова от Османской империи. Однако желанная цель гегемонии на Балканах и контроля над Константинополем и черноморскими проливами не была достигнута. Слайд № 25

IV.  Подведение итогов урока. Что вы узнали на уроке? Аанализируем вместе с учениками их деятельность на уроке (рефлексия), выставляю и комментирую оценки.  Слайд № 26

V. Домашнее задание: Параграф 24, читать, Задание: Подчеркнуть ошибки в тексте (приложение №5), пронумеровав их, и напишите правильные ответы в тетрадях.  Слайд № 27

Приложение №1

Задание: Используя раздаточный материал (приложение №1), назовите причины  русско-турецкой войны 1877–1878 гг.? Какие события послужили поводом к войне? Свои ответы занесите в бланк.

Повод к войне. Во второй половине XIX века усилилась напряженность на Балканах. Волнения в турецких провинциях Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории жестоко подавлялись. Весной 1875 года в Боснии и Герцеговине вспыхнули восстания, которые охватили все провинции Османской империи. Россия, Австро-Венгрия, Германия стремились дипломатическими средствами добиться от Турции выполнения требований восставших: уравнения христиан в правах с мусульманами. Османы жестоко расправлялись с восставшими: устраивались погромы, уничтожались целые селения, убивали детей, женщин, стариков. Такая жестокость вызвала возмущение у всей европейской общественности. Эти события получили в истории название Балканского кризиса. Большое количество добровольцев из России отправились на Балканы, вливаясь с оружием в руках в ряды восставших. В апреле 1876 года Россия приняла решение отправить на помощь восставшим сербам части русской армии под командованием генерала М.Г. Черняева. На Балканы добровольцами поехали врачи Склифосовский и Боткин, писатель Успенский, художники Полёнов и Маковский и многие другие. Поток заявлений был столь велик, что, прежде всего, отправляли лиц, имеющих военную подготовку. В сборе средств участвовали видные общественные деятели - с публичными лекциями, деньги от которых шли на нужды восставших, выступали учёные И.Мечников, Д.И.Менделеев и другие. Александр II из личных средств внёс пожертвование в сумме 10 тысяч рублей. Летом 1876 года войну Турции объявили Сербия и Черногория, а во главе сербской армии встал русский генерал Черняев, добровольно отправившийся на Балканы.

 Освободительным движением в Босниии, Герцеговине, Болгарии против османского ига воспользовались страны западной Европы. Борьба европейских стран за влияние на Балканском полуострове и является основной причиной русско-турецкой войны 1877–1878 гг.. Россия стремилась установить контроль над проливами Босфор и Дарданеллы, которые были необходимы для успешного развития экономики.

12 апреля 1877 года - манифест Александра II о начале войны с Турцией.

Приложение №2

Задание: Используя карту и раздаточный материал (приложение №2), расскажите о крупнейших событиях русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Впишите в бланк в хронологическом порядке основные события русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

 Ход военных действий.

12 апреля 1877 г. - манифест Александра II о начале войны с Турцией. Русская армия прошла через Румынию. Переправа через Дунай.

В июне 1877 года русские войска под командованием генерала М.И.Драгомирова форсировал р. Дунай. Развернулись ожесточённые бои под Плевной. 25 июня 1877 года армия генерала Гурко захватила Тырново.

Войска генерала И.В.Гурко захватили Шипкинский перевал, который имел большое стратегическое значение. Это был перелом в войне.

Русская армия перешла в наступление. Западный отряд генерала Гурко в труднейших условиях  при  20-ти  градусном морозе перешёл через Балканы и занял г. Софию.

Одновременно началось наступление южного отряда генерала Ф.Ф.Радецкого.

Дивизии генерала М.Д. Скобелева и Н.И. Святополк — Мирского при Шипке Шейново окружили и 28 декабря 1877 года взяли в плен 21-тысячную армию Вессель — паши.

В начале января 1878 года в сражении под Филиннополем (Пловдивом) была разгромлена 50-тысячная армия Сулейман-паши.

8  января 1878 года русские войска без боя заняли Адрионополь и оказались совсем близко от Константинополя.

Тем временем русская армия успешно действовала и на Кавказском театре военных действий. Русские взяли крепость Баязет, Ардаган и Карс.

Успехи русской армии обеспокоили западные державы. Английская эскадра вошла в Мраморное море. Англия и Австро-Венгрия выступили с враждебными заявлениями против России и таким образом принудили Россию отказаться от взятия Константинополя.

Приложение №3

Задание: Используя раздаточный материал (приложение №3) и карту атласа, назовите основные условия Сан-Стефанского и Берлинского мирных договоров, сравните их условия.  Впишите в бланк условия договоров.

Итоги войны

Успехи русской армии обеспокоили западные державы. Английская экскадра вошла в Мраморное море. Англия и Австро-Венгрия выступили с враждебными заявлениями против России и таким образом принудили Россию отказаться от взятия Константинополя.

Сан-Стефанский мирный договор был подписан 19 февраля 1878 года.  Сербия, Черногория, Румыния получали независимость. Болгария – автономное княжество в составе Османской империи. Россия получала Южную Бессарабию, кавказские города Ардаган, Карс, Баязет, Батум.

Западноевропейские государства выразили свое несогласие с условиями Сан-Стефанского договора. Австро-Венгрия и Англия заявили, что он нарушает условия Парижского мира. Перед Россией возникла угроза новой войны, к которой она не была готова. Поэтому российское правительство вынуждено было согласиться на обсуждение мирного договора с Турцией на международном конгрессе в Берлине.  

В июне 1878 года состоялся  Берлинский конгресс. Западные державы стремились на конгрессе к ослаблению влияния России. Англия, Австро- Венгрия и Германия поддерживали в этом друг друга. В итоге был подписан Берлинский трактат, по которому территория Болгарии, получившая автономию, уменьшалась на 2/3, а остальная часть объявлялась турецкой провинцией Восточная Румелия. Урезаны территории Сербии и Черногории. В тоже время страны не воевавшие с Турцией, получили награду за услуги в отстаивании турецких интересов.  Австро-Венгрия получала право оккупировать Боснию и Герцеговину. Россия же возвращала крепость Баязет Турции. Англия оккупировала остров Кипр.

4 группа - Мемуаристы  

Задание: Почему Россия одержала победу в русско-турецкой войне 1877–1878 гг.? Свой ответ обоснуйте. Впишите в бланк имена героев  русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

Используйте материал учебника стр. 199-201, документ «О Балканском переходе русской армии» воспоминания журналиста В.И. Немировича-Данченко (учебник, стр.156)

Приложение № 4

«Белый генерал- М.Д.Скобелев»

Одна из интереснейших личностей настоящей войны, произведенный в день первого сражения под Плевной в генерал-лейтенанты, Скобелев, сделавший такую блестящую военную карьеру, какая редко бывает во всех армиях Европы. Он по годам самый младший генерал-лейтенант в русской армии, ему только 32 года, а грудь молодого героя украшена множеством орденов. У солдат он пользуется величайшею популярностью; в самом деле это такая личность, которая должна произвести на солдат громадное непосредственное влияние. При располагающей к себе, импонирующей наружности, генерал Скобелев имеет личную храбрость, не знающую пределов, и забывает о себе. Всегда во главе своего отряда, он наэлектризовывает массы своими личными поступками, увлекая их к крайностям. Несмотря на свое личное презрение к смерти, он умеет беречь жизнь подчиненных, избегая бесполезного кровопролития и, где только может, заботится о благе своих солдат. Скобелев потомок древнего дворянского рода. Получивший образование в Петербургском Кадетском корпусе, он сделался в 1863 г. офицером. Первый раз он выступил в Средней Азии. В конце 1870 года, он был в чине штаб-ротмистра в военном посте Красноводском, откуда тамошний комендант предпринимал различные опасные разведки для замышляемых предприятий против Хивы. В этих разведках в большом размере, молодой Скобелев участвовал, всегда обращая на себя внимание сделанными им в степи не только важными географическими открытиями, но и удовлетворяя военному характеру этой экспедиции топографическими съемками, занесением в план важнейших караванных дорог, изысканиями колодцев и пр. В 1873 году русские отряды явились перед Хивой и Скобелев, во главе своего Оренбургского отряда, доказал на деле свою чрезмерную храбрость, за которую и получил крест Св. Георгия 4-й степени. Два года спустя, по случаю военной экспедиции в Коканское ханство, он получил высшую степень этого ордена и золотую саблю «за храбрость»; он победил окончательно коканцев, вследствие чего все Коканское ханство было занято русскими в 1875 году. В 1876 году этот храбрый генерал, обнаруживший большую проницательность в военном отношении при управлении своими солдатами, разбил Кара-Киргизские орды и принудил их сдаться, за что получил Владимира 3-й степени с мечом и золотую саблю, осыпанную бриллиантами. Кроме этих почестей ему, 30-летнему генералу, дали место военного губернатора в ферганской области (бывшем Коканском ханстве). Скобелев постарался занести свое имя на скрижаль истории нынешней войны. В начале храбрый кавалерийский генерал начальствовал над кавалерийским разведочным летучим отрядом, передовые патрули его доходили в апреле до Барабаша и Браилова на Дунае; за совершившийся переход через Дунай он получил звезду Св. Станислава. Но самую видную его роль играл в сражениях при Плевне. Ему и князю Имеретинскому обязаны взятием важной в стратегическом отношении Ловчи 22 августа; он же был героем сражений 30 и 31 августа, где он штурмом взял две траншеи, соединявшие турецкие редуты и упорно защищал их против Осман-паши в течение 24 часов. Вследствие этих замечательных опытов его храбрости, генерал-лейтенанту Скобелеву поручили командование 16-й пехотной дивизиею, принадлежащей к IV корпусу генерала Зотова. С тех пор стоустая молва провозгласила о многих его геройских подвигах. Хотя он всегда являлся первым в бою и первым при штурме, казался неуязвимым и заколдованным от пуль; хотя много лошадей под ним было убито, но первую рану он, на сколько нам известно, получил 3 ноября под Плевной и к счастью такую легкую, что мог продолжать командование своей дивизией. Этому храброму, одаренному военной гениальностью генералу, можно легко предсказать блестящую будущность; без сомнения весь мир еще много узнает в свое время о Скобелеве.

Приложение №5

Задание: Текст содержит исторические ошибки. Подчеркните их в тексте, пронумеровав, и напишите правильные ответы в тетрадях.

Во второй половине XIX века усилилась напряженность на Балканах. Волнения в турецких провинциях Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории жестоко подавлялись. В Российском обществе эти события вызвали возмущение. В апреле 1876 года Россия приняла решение отправить на помощь восставшим болгарам  части русской армии под командованием генерала М.Г. Черняева. Россия продолжала попытки урегулировать конфликт с Оманской империей дипломатическим средствами, однако эти попытки были отвергнуты Портой. Так началась русско-турецкая война. В ходе боевых действий образовалось два фронта – Балканский и Кавказский. Русская армия была хорошо подготовлена и оснащена. Отмена крепостного права привела к увеличению численности войск, повышению уровню экономического развития и как следствие – к улучшению материального обеспечения армии.                 Главнокомандующим русской армией на Балканах был назначен генерал И.В. Гурко. Русская армия одержала ряд крупных побед: были взяты города Тырново и Шипка. Неудачно сложилась лишь обстановка под Плевной. Турецкий гарнизон сдался только в январе 1878 года. Обойдя Плевну, русские части продолжали наступление и овладели Софией, Андрианополем, Сан-Стефано, Стамбулом  и Карсом. Сопротивление Турции становилось бессмысленным, и 19 февраля 1878г. был подписан Берлинский трактат, по которому к России отошли Сербия, Черногория, Румыния, Бессарабия, земли Закавказья. Усиление позиций России вызвало опасение со стороны европейских держав, и в 1877г. была созвана новая конференция в Сан-Стефано, на которой были пересмотрены условия русско-турецкого мира. России пришлось отдать часть Болгарии, Сербии и Черногории. На этих территориях были созданы автономии в составе Османской империи. Сан- Стефанский договор стал «черной страницей» в служебной карьере А.М.Горчакова- председателя Комитета министров Российской империи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русско-турецкая война 1877-1878 гг

урок - обобщение. Позволяет  обобщить и углубить знания о войне, продолжить формировать умение работы с историческими источниками....

Русско-турецкая война 1877-1878 г.г.

Данный материал знакомит студентов 1 курса  с причинами, ходом войны, на примере мужества русской армии воспитывая чувство гордости за свою Родину. При работе с историческим документом научить вы...

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг" (повторительно-обобщающий урок) НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг."

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 &ndash...

Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг."

Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг." 9 класс.1. План-конспект урока (+приложение)2. Презентация к уроку3. ...