Исследовательская работа к областной конференции «Край мой Смоленский, край мой родной» на тему: «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ИЗ АГИБАЛОВА»
проект по краеведению

Зуева Елена Николаевна

В работе отражены интересные, ранее неизвестные страницы по истории деревни Агибалово.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская  работа к областной конференции 

«Край мой Смоленский, край мой родной»

на тему: 

«ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ИЗ АГИБАЛОВА»

направление «Краеведение»

Носовой Анастасии Алексеевны

ученицы 9 го класса                                                                 МБОУ « Агибаловской  СОШ»                                                                 Холм - Жирковского района

        

                                                      Руководитель: Зуева Елена  

                                                             Николаевна, учитель

                                                             МБОУ « Агибаловской  СОШ»        

                                                             Холм - Жирковского района

2012 г.

«Краеведы собирают по крупицам нашу историю, традиции и воспитывают любовь к своей стране»
К.Г. Паустовский

Причины, побудившие меня обратиться к данной теме следующие:

Актуальность;

Малоизученность данной темы.

Целью исследования является изучение истории малой родины.

Исходя  из  цели данной работы мною были определены следующие задачи:

  • изучить литературу по данному вопросу;
  • изучить архивные данные по данному вопросу;
  • сделать выводы.

При создании работы я использовала основные исследовательские методы:

1) теоретический (изучение литературных источников);

2) метод изучения документов (официальных и личных).

Для достижения поставленной цели выбран следующий ход исследования:

1. Изучение имеющейся литературы по поставленной проблеме;

2. Изучение материалов архивного фонда, документов, периодических изданий;

3. Проведение анализа собранного материала, его систематизация;

4. Формулирование выводов, оценка полученных результатов.

Основными источниками информации стали сведения архива, документы, периодика.

         В ходе работы были сканированы документы, которые хочется сохранить на память для последующих поколений.

Научная новизна: впервые была углубленно рассмотрено изобретение нашего земляка. В будущем эти знания помогут школьникам и многим любознательным людям ответить на интересующие их вопросы.

Материалы моего исследования можно использовать на уроках истории Смоленщины, литературы Смоленщины, классных часах, для проведения внеклассных школьных мероприятий.

В  работе  отражены интересные, ранее неизвестные страницы по истории деревни Агибалово.

При исследовании я изучили много документальной литературы, брошюр, газет.

Человеку свойственна глубокая привязанность к своей земле. Осознанно или неосознанно, но она проявляется в патриотической гордости за историю своего края, города, своей деревни, улицы и даже дома. Однако в провинции, особенно в сельской местности, нередко бытует неправильный взгляд на свои истоки: какая может быть история в нашем сером захолустье, где нет ничего интересного, большого. Прошлое может быть только у крупных городов с их достопримечательностями, а не в деревне. Подобные взгляды – большое заблуждение. Везде, где живут люди, есть своя история и свои герои. Деревни, сёла, посёлки по праву считаются хранителями народной культуры, ее духовности, национальных краеведческих традиций.

Ни  с чем несравнимо ощущение восторга от прикосновения с Её Величеством Историей: небрежные, скупые строки документа, написанные рукой неизвестного писца, приоткрывают завесу тайны над прошлым. Тем более, если это прошлое – жизнь родного края в 19ом - столетии.

Однажды к нам в школу приехал из Москвы Андрей Игоревич Макаров, потомок Жегаловых (он изучает по крупицам историю своего рода) которые некогда владели нашими землями.

  Я  услышала, много интересной и полезной информации, особенно, что у нас есть земляк – изобретатель, он родился в той же деревне, что и я.

           Мне захотелось найти материалы об этом изобретателе: узнать, где и как прошло его детство, где он учился, какое получил образование, чем занимался. Да  и вообще захотелось узнать о нём,  какой он был человек, о его семье.

Изобретения  во все времена занимали важное место в нашем мире.

С каждым годом…, более того, с каждым днем, их становится все больше.

Ученые ломают голову, чтобы придумать и открыть что – то новое, еще не созданное.

Зачастую получаются очень полезные и нужные для всех людей изобретения…

История показывает, что из всех русских изобретателей повезло только Кулибину – его государство поддерживало.

«Нет пророка в своём Отечестве» - гласит библейское изречение. И зубовной оскоминой бессилия и непонимания сводит разум: «Ну почему так?!» Почему мы не ценим своих «кулибиных», способных в обыденном видеть необычное, нежданное, извлечь суть-сущность предмета, преподнести нам на «тарелочке с голубой каёмочкой» и в результате (в лучшем случае) увидеть воплощение собственной мысли в реальность хотя бы на склоне лет, а фактически сплошь и рядом использование своего изобретения с горечью наблюдают в изделиях «развитых» стран, да ещё запатентованные под чужими, явно не отечественными именами.

         Мне кажется, уровень таланта человека можно в большой степени определить по актуальности его изобретений на протяжении длительного временного периода и, в какой-то мере, по их «выразительности» в момент (если так можно сказать) обнародования.

В исторических изданиях скупо упоминается такой факт, что в имении помещика Жегалова в Смоленской губернии деревне Агибалово в 30-е годы XIX века была изобретена «колосожатвенная тележка» - некий прообраз современной жатки.

В интернете я нашла следующие данные:

  • о решение исполнительного комитета Смоленского областного Совета депутатов трудящихся от 11.06.1974 N 358 "О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ ОХРАНЫ, СОДЕРЖАНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ" есть список памятников производственной (трудовой) деятельности различных исторических формаций. В этом документе упоминается памятное место в Холм – Жирковском районе в деревне Агибалово, что в 1835 году была изобретена колосожатвенная машина /тележка/ (См. приложение № 1,2).

«Помещик Жегалов». Кто же этот человек?

Он  жил в моей деревне в XIX веке и сделал изобретение, которое не прославилось в нашем Отечестве, но получило широкое применение среди земледельцев того времени. В  Европе подобие Жегаловской тележки приобрело известность и распространение.

Павел Иванович Жегалов, родился в барском доме в сельце Агибалово,  что располагалось в двух километрах от деревни Агибалово 4 марта 1792 года.        

Известно, что уже в 1652 году предки Павла Ивановича владели землями в Вяземском уезде, в том числе и деревней Агибалово (См. приложение №6). По жалованной грамоте царя Алексея Михайловича имение было обращено в вотчину, то есть наследственное владение. Очевидно, Жегаловы своей поддержкой царя и участием в войнах заслужили эту милость.

Павел Иванович воспитывался в Пажеском корпусе в Петербурге до 1803 года.

Пажеский Его Императорского Величества корпус — самое элитное учебное заведение Императорской России, как военно-учебное заведение существовал с 1802 года, хотя создан был ещё в царствование Елизаветы Петровны в 1759 году с целью, согласно именному указу, «Дабы те, пажи через то к постоянному и пристойному разуму и благородным поступкам наивяще преуспевали и от того учтивыми, приятными и во всем совершенными себя показать могли, как христианский закон и честная их природа повелевает». (См. приложение № 9).

Во время Отечественной войны 2 августа 1812 года двадцатилетний Павел Жегалов вступил в ополчение Вяземского уезда сотенным начальником, командиром отряда в 100 человек.

Вяземское ополчение в составе авангардных частей русской армии участвовало в преследовании неприятеля от Тарутина до Вязьмы и после несло внутреннюю охранную службу в Вяземском уезде, очищая его территорию от неприятельских шаек. Позже часть ратников была направлена в госпитали для ухода за ранеными, а часть привлечена к конвоированию пленных во Владимир и Вологду.

Жегалов участвовал в стычках с неприятелем, «был в походах и сражениях»; отводил пленных французов именно в Вологду. Затем служил в Суздальском пехотном полку. В  1815 г. по уничтожении ополчения переведен в Сибирский уланский полк с чином корнета. В  1819 г. уволен в отставку по болезни с чином поручика.

Уезжает к себе на Родину в Бельский уезд (к которому тогда, относилась деревня Агибалово) был уездным судьей. Владел 140 душами крестьян.

         В1820 году женился на дочери из соседнего с Агибаловым села Воскресенское - Щербатовщина Евгении Васильевне Нахимовой.

Этим браком соединились роды Жегаловых и Нахимовых. Евгения Васильевна приходилась троюродной сестрой будущему прославленному адмиралу Павлу Степановичу Нахимову. Их общие предки (Нахимовы) похоронены в склепе церкви в Щербатовщине. Вообще, через Повало-Швейковских и через Нахимовых,  Жегаловы оказались в родне и с Глинками, с родом великого композитора М. И. Глинки.

У Павла Ивановича и Евгении Васильевны родились дети: Аполлон (См. приложение №8), Михаил, Иван, Варвара.

Павел Иванович Жегалов знаменит тем, что в начале 1830-х гг. XIX века изобрел в деревне Агибалово «колосожатную тележку» — вид жатки. Существует написанная им книга «О колосожатной тележке», изданная в Москве в 1835 г. Факт изобретения жатки Жегаловым отображен в книге «Русская техника» (См. приложение № 3) и в статьях «Жатка» в двух изданиях Большой Советской энциклопедии (См. приложение № 4).

В архивах РГАДА (Российский государственный архив древних актов) Санкт – Петербурга сохранился номер  «Земледельческой газеты» за 17 мая 1835 года, в которой Павел Иванович Жегалов изложил суть своего изобретения - «колосожатвенной тележки» (См. приложение № 5).

Сделал он это необычным образом в форме диалога соседом - помещиком. Помимо оригинальности, разговор         этот несет в себе массу хозяйственных замечаний и бытовых подробностей крестьянской жизни.

Как сейчас, так и двести лет назад перед крестьянами и землевладельцами стояла задача - сберечь выращенный урожай, убрать его без потерь. Если учесть, что русский крестьянин сначала рожь срезал серпом или косой, затем вязал в снопы, отвозил последние в овин, там их сушил, а затем обмолачивал их, то потери зерна были колоссальные. Вот и задумался помещик Павел Иванович Жегалов над проблемой: как убрать урожай без этих потерь.

Свой первоначальный опыт он описывает так: «Для того я расставил жней по десятине в таком расстоянии одна от другой, чтобы каждая рукою могла достать руку соседки, снабдил их лукошками, которые всякая жнея имела перед собой, повешенные через плечо: в таком положении, идучи фронтом, каждая срезывала серпом справа и слева, как могла доставать одни колосья и клала в лукошко. Ты представить не можешь, как им это прежде казалось смешно и до половины десятины шло очень мешкотно; но после к концу пошло довольно скоро, и 12 жней в день срезали всю десятину.

Сосед. Ты шутишь но куда же они клали из лукошек колосья?

Я. За жнеями шли косцы и косили солому, тут же были и телеги с веретьями, куда каждая жнея, идучи уже по скошенной соломе, высыпала свои колосья.

Сосед. Но после что ж ты делал с колосьями, ведь зерна в них были сырые?

Я. Я их просто высыпал на открытом воздухе под навесом и велел помешивать. В два дня они высыхали, и я высыпал их в закром, в амбар, до настоящего сушения и молотьбы, и уже не боюсь, что у меня прорастёт в поле рожь в снопах, что скот ворвётся и растеребит снопы и других случающихся растрат».

Жегалов приводит статистику: убранная по его способу рожь дала урожай, как он замечает, с худших десятин - по 10 четвертей и 2 меры с десятины, а жатая десятина - 6 четвертей и 7 мер.

Так постепенно Павел Иванович и подошел к своему изобретению - «колосожатвенной тележке» (См. приложение №7).

 Она представляла собой две рамы, колесо, которое зависело от высоты хлебов, резца или ножа, мешка для сбора колосьев, постромки для лошадиной упряжи. «Чтобы действовать ею, нужно три работника. Первый из них становится с боку наклоненной стороны тележки возле мешка и отправляет падающие на него колосья; вместе с тем помогает и второму работнику, режущему колосья, третий же подкладывает сделанную на колеске выемку под резец колосья».

Павел Иванович понимал несовершенство своего изобретения, поэтому и обращался к агрономам, всем читателям «Земледельческой газеты» за советами.

Редакция Земледельческой Газеты поместив статью Жегалова, желала обратить внимание сельхозхозяев на основную мысль этой статьи а именно, на уборку хлеба одних колосьев отдельно от соломы. Мысль счастливая и в сельских работах преполезная. Как много теряется хлеба от двух только обстоятельств, сопровождающих обыкновенную уборку, то есть, от осыпания зерна и «помочки» дождём не убранных снопов.

  • Осыпание зёрен часто, особенно в сухое лето, уменьшает хлебный сбор на половину;  
  • дорога по которой возят к скирдам снопы с поля, бывает иногда устлана хлебными зёрнами;
  • при уборке в скирды, также большая осыпка, а сыплется всегда лучшее зерно.  

Земледелец, вырастивший и сжатый хлеб не может считать себя обеспеченным в урожае, пока не уберёт хлеб в скирды или сараи, а для скорой уборки часто не хватает у него времени и рук; мокрая погода застаёт и он против воли допускает погибель жатвы.

При уборке хлеба, по мысли господина Жегалова, срезание одних колосьев, хлеба в тот же день может  быть убран с поля, в безопасное от дождя место, потому что срезанные колосья можно прямо класть в телегу и по нагрузке увозить, не отягощаясь ни на громоздкостью снопов с соломою, ни грузом. Хлеб не раскидывается в снопах, собираемый в колосьях в мешки или лукошки, не осыпает своих зёрен бесполезно на землю, а сохраняется в телеге.                              

Господин Жегалов, со всею скромностью сам называл свою машинку первою доскою, послужившею к изобретению корабля.

В народе это приспособление для уборки хлеба называли «жатка Жегалова». Помещики покупали его для полевых работ в своих имениях.

Редакция Земледельческой Газеты отметило, что Вольное Экономическое Общество обратило внимание на изобретение господина Жегалова; устроило для резания колосьев особенную машину и занимается дальнейшим её усовершенствованием.

                   

  Мои выводы.

       Очень приятно осознавать, что у меня есть такой земляк, что он родился в нашей деревне.

В ходе проделанной работы я узнала:

      а) где Жегалов получал образование;

      б) что принимал участие в Отечественной войне 1812 года;

      в) о его семье;

      г) о его изобретении, что мыслил помещик Жегалов все-таки правильно, в нужном направлении, будущие изобретатели подтвердили его правоту. Основа жатки - режущий аппарат, транспортер, мотовило. Как и предлагал Павел Иванович.

        Но, мне очень обидно осознавать то, что об этом человеке незаслуженно забыли. Мало, почти нет никакой информации.        

Своими знаниями я могу в дальнейшем поделиться с учащимися в нашей школе на уроках истории и на факультативных занятиях. Часть собранного мною материала уже передано в школьный музей и в сельскую библиотеку.

Много открытий принёс нам XIX век – как полезных, так и открытий «второго плана». Но факт остаётся фактом, что и среди моих земляков есть люди, что прославили свою землю.

Можно ли стать изобретателем сегодня? А почему бы и нет? Главное, чтобы душа к этому делу лежала и трудолюбием Бог не обидел. Уверена, каждый человек может сделать своё открытие – как научное, так и общественное! Нужно лишь действовать!

Жаль, что изобретательство сегодня в большей мере заменено рационализаторством. Но сути это не меняет. Думаю, в каждом из нас есть частичка от Кулибина – главное ее вовремя разглядеть и развить.

В работе была использована следующая литература:            

  1. Большая Советская энциклопедия / 2 изд., М., 1968г.
  2. Данилевский В.В. «Русская техника» / Ленинградское газетно- журнальное и книжное издание ИЗДАТЕЛЬСТВО – 1947г. (взят источник из интернета)
  3. Деревня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.(взят источник из интернета)
  4. Газета «Вперёд» - Холм – Жирковская районная общественно – политическая газета от 31.07. 2012г.
  5. Газета "Никольское кольцо", г. Смоленск за 20.04.2008г Ильина Н.
  6.  Здесь родины моей начало // Библиотека. – 2001. – № 8. – С. 48–49
  7. Материал Интернет ресурса: www.letopisi.ru./

ПРИЛОЖЕНИЕ №9

Воронцовский дворец,

где размещался Пажеский корпус

Imperial_Corps_of_Pages_1860s.jpg

ЖАТКА, машина для скашивания с.-х. культур, формирования и транспортирования скошенной массы к последующим рабочим органам (Ж. комбайна) или с укладкой её на поле (Ж. для раздельной уборки). Сведения о Ж. встречаются ещё у Плиния в 1 в. н. э. Разработка конструкции Ж. относится к 17 в. По свидетельству акад. В. Ф. Зуева, тульский оружейник Бобрин изобрёл в 1781 Ж., к-рая срезала колосья, а солому оставляла в поле. В 1835 Жегалов изобрёл "колосожатную машину", получившую широкую известность. В нач. 19 в. появились Ж. в Англии, США. В дальнейшем конструкторы Ж. стремились максимально сократить долю ручного труда в процессе уборки. Была разработана конструкция Ж.-лобогрейки, к-рая скашивала хлеб и укладывала на платформу; затем рабочий вручную периодически сбрасывал его на землю. В 1856 была создана Ж.-самосброска с грабельным механизмом, к-рая автоматически сбрасывала порции хлеба на землю. Ж.-сноповязалка, применённая впервые в 1867, автоматически связывала срезанную хлебную массу в снопы. В СССР в основном применяют валковые Ж., к-рые скашивают стебли, собирают их на платформе и сбрасывают на поле в виде валка. По произ-ву Ж. (по кол-ву и их суммарной ширине захвата) СССР вышел на первое место в мире. В 1970 в нашей стране изготовлено более 50 тыс. валковых Ж. и 125 тыс. Ж. для комбайнов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст "Альфред Нобель" (тема "Изобретатели") с заданиями и таблицей "Словообразование"

Учимся и развиваем монологические умения, пока с помощью текстов. В первой теме учебника комаровой мы говорим о выдающихся дюдях. Я решила выбрать изобретателя. В тексте есть дополнительные задания, н...

Областной семинар для педагогов ДОО на курсах повышения квалификации. Тема:Использование игровых приёмов на занятиях по обучению грамоте.

На областном семинаре для педагогов дошкольных учреждений  был представлен личный опыт по использованию игровых приёмов на занятиях по обучению грамоте для детей с речевыми нарушениями....

ТЕМА: «Мое родное Подесенье». Тема родной земли в поэзии С.П. Кузькина «Солнце мое незакатное, русское поле мое» (стихотворения А.Г. Мехедова о малой родине).

Модуль «Литературная Брянщина»Класс:7ТЕМА: «Мое родное Подесенье». Тема родной земли в поэзии С.П. Кузькина«Солнце мое незакатное, русское поле мое» (стихотворения ...

Задание на областной конкурс «Учитель года Магаданской области-2019» Эссе по теме: «Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела»

laquo;Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуются Бог ...

Разработка открытого занятия посвященный Международному дню родного языка Тема: «Как прекрасен мой родной язык»

Международный день родного языка отмечается с 2000 года по инициативе 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 1999) с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистическо...