Статья. Традиционные методики преподавания истории в информационной школе.
статья по истории (8, 9, 10, 11 класс)

Бричикова Людмила Владимировна

В статье представлены размышления об использовании "старых" традиционных методиках преподавания истории и других учебных дисциплин. Речь идет об обучении конспектированию и уместности этих навыков в современной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Традиционные методики преподавания истории в информационной школе.

учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 49

     Приморского района Санкт-Петербурга

     Бричикова Л.В.

 Размышления о хорошо забытом старом.

Историческое образование без преувеличения можно считать основой интеллекта человека, базой для формирования личности. В этой связи необходимо уделять особое внимание эффективности преподавания этой дисциплины. При наличии множества различных учебников, программ, исторической литературы учителя истории испытывают трудности в работе в плане восприятия предмета учащимися, в результативности обучения. Несмотря на все усилия разработчиков учебных программ, невозможно охватить тот громадный материал по истории на уроках. Важно сориентировать учащихся на самообразование, уметь направить интерес ребят на то, чтобы найти материал и прочитать, суметь связать с тем, что уже знают. В этом залог прочного знания. Не менее важно мотивировать учащихся на глубокое проникновение в историю, развивать способность анализировать и сопоставлять исторические факты и события, развивать историческое мышление. Часто можно наблюдать картину, как учащиеся «гуглят», чтобы ответить на вопрос, что-то узнать. Мышление формируется клиповое, фрагментарное. Набор знаний кратковременный и состоит из заголовков статей или даже названий сайтов. Отсюда поверхностность и примитивность мышления. Это отчетливо прослеживается в выполнении заданий ЕГЭ. Многие выпускники испытывают трудности с аргументацией. При подготовке к экзамену заучивают аргументы из сборников тренировочных заданий наизусть. С историческим сочинением не меньше сложностей. Даже неплохо подготовленные учащиеся часто выдают заученные фрагменты. Развить тему не могут. Сочинения представляют собой набор обрывков – мысль начинается и обрывается. Во всем повествовании есть недосказанность, ограниченность и т.д. Кто-то скажет, что главное – соответствовать критериям. А больше и не требуется. Ведь важно баллы получить. Да и система ЕГЭ способствует такому подходу. А то, что историческое знание в конечном счете выглядит «засушенным» и даже догматичным, означает, что школа выпускает все меньше гуманитариев в широком смысле этого слова, людей с критическим, аналитическим, глубоким умом. С этим смириться нельзя. Историю должны знать и любить все учащиеся. Каждый человек должен всю свою жизнь пополнять знания по истории. Тогда и поведение людей в повседневной жизни будет более ответственным. Думаю, что в этом и заключается основная задача учителя истории.

Современному учителю предлагается огромный выбор технологий. Обучение проходит в on-line режиме без отрыва от преподавания. Мультимедийное оборудование помогает сделать урок наглядным, красочным, интерактивным. Но в погоне за чем-то новым, думаю, забываются старые проверенные методы. Например, обучение конспектированию. Умение вести конспект необходимо всем, кто учится. Конспекты позволяют в сжатом виде сохранять исторический материал нескольких курсов и оперативно его использовать. Правильно составленный конспект «работает» безотказно. Если кропотливо заниматься с учащимися составлением конспекта с 5-го класса, к 8-му классу учащиеся делают это автоматически, экономя время на уроке, т.к. нет необходимости учителю надиктовывать материал. Ученик самостоятельно решает, как сократить и записать, чтобы не утратить логику изложения, суть вопроса, чтобы и через время конспект помог воссоздать пройденный материал. Речь идет не только о бумажных носителях. Электронные носители также можно использовать для составления конспекта. Учащиеся, которым не привит навык составления конспекта, материал из интернета выбирают хаотично, копирую бездумно. Часто эти скопированные отрывки нельзя соединить в связный текст. Вот и выходит, время потрачено, а результата нет. И никакой установки на успех. Главным мотиватором в любой деятельности является ожидание успеха, уверенность, что все получится. Для этого и нужно развивать учебные навыки. Учеба не должна быть Сизифовым трудом. Любая победа окрыляет. Знание технологии облегчает задачу. Умение собрать информацию из разных источников и компактно ее записать способствует развитию навыков и в исследовательской деятельности, которая сегодня выводится на передний план учебной практики.

Методические приемы в обучении конспектированию.

Навыки в любом виде учебной деятельности формируются под наблюдением учителя. Ряд требований, предъявляемых учителем, должны выполняться. Для учителя, конечно, это дополнительная нагрузка – проверять конспекты. Но усилия будут вознаграждены в скором времени. Можно использовать и оценочную систему при проверке. Если работа будет систематической, будет результат. Это тоже старо, как мир. Требования к конспекту учитель может разработать и сам. Но можно использовать такие нехитрые правила:

  • Выбрать рекомендуемый формат тетради
  • Подписать, оформить поля
  • Выделять темы (в едином стиле)
  • Записывать план (если есть)
  • Записывать в кратком виде содержание изучаемого материал

Последний пункт самый сложный. Что значит кратко записать? Объяснить это ученикам однажды и требовать выполнения вряд ли возможно. Это и есть работа по формированию навыков конспектирования. Поэтому на первых порах учитель просто диктует то, что должно быть записано в тетради, обозначая расположение записи (это с красной строки, это – в столбик, это – на полях…) Следует напоминать, что поля не только для аккуратности и красоты, а тоже рабочее место, но для строго определенных целей.

Следующим этапом по обучению конспектированию может быть такая работа – учитель изложил сюжет, а затем ставит перед учениками вопрос: «Что мы должны записать?» Из всех вариантов выбирается лучший. Когда ученики и с этим справляются, можно после рассказа дать задание: «Запишите это».

Работа эта кропотливая, требующая внимания на каждом уроке. Привычка вести конспект по установленной форме вырабатывается быстро и перестает быть обременительной, если учитель не дает послаблений ни себе, ни ученикам. В результате учитель получает возможность в старших классах давать больший объем материала, остается время на обсуждение дискуссионных вопросов, а ученики имеют бесценную тетрадь с полным курсом истории.

Предвосхищая возражения сторонников исключительно современных цифровых технологий обучения, хочу отметить, что использование рукописного, а не печатного, текста – это:

  • дополнительный способ запоминания, ведь рука тоже «помнит»
  • выработка разборчивого почерка
  • аккуратность записей
  • повышение грамотности
  • более тщательный отбор того, что пишешь

Качество рукописного текста почти всегда более высокое, чем текста печатного, состоящего из скопированных бессвязных фрагментов, которые ученики даже не до конца прочитывают, когда копируют и переносят в свою работу. Вышеперечисленные навыки положительно влияют в целом на формирование взрослеющего человека.

В завершении хочется сказать, что время не стоит на месте, и полного возврата к старым методикам и технологиям в обучении быть не может. Никто к этому и не призывает. Преимущества новых технологий неоспоримы. Но если разумно и грамотно совместить новейшие разработки и прежние методики (например, обучение конспектированию), эффективность которых проверена временем, то можно получить, думаю, очень хороший результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности методики преподавания зарубежной литературы в средней школы"

Статья посвящена проблеме недостаточного изучения зарубежной литературы в средней школы напримере сказки "Маленький принц", так как многие учителя жертвуют этими часами в пользу изучения русской класс...

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...

Контрольная работа на тему: Методика преподавания истории в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида.

Данный материал содержит основные программные требования и рекомендации преподавания истории в коррекционной школе 8 вида...

Stotytelling - современная методика преподавания истории в школе.

Статьяч посвящена особенностям использования методики Storytelling  на уроках истории....

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ: Pro & contra // СТАТЬЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ

А.А.БУДАЕВ ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ: Pro & contra  Прежде всего следует отметить, что проблемы с которыми сегодня сталкивается философское образование разных уровней (школьног...

Статья Интерактивные методики преподавания английского языка в школе

Описание интерактивных методик в преподаваниии английского языка...

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА...