Рабочая программа. История 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс)

Программа по истории разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Средняя школа №1 им. В. Н. Леонова» г.о. Зарайска Московской области.

В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ «Средняя школа №1 им. В. Н. Леонова» в 9 классе на изучение предмета отведено 34 недель, 2 часа в неделю , 68 часов в год.

Программа реализуется по авторским программам: А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной «Новая история»; А. А. Данилова, О. Н. Журавлевой, И. Е. Барыкиной «История России» для базового уровня.

Содержание авторской программы А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной, А. А. Данилова, О. Н. Журавлевой, И. Е. Барыкиной полностью нашло отражение в данной программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_9_klass.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1 имени дважды Героя Советского Союза В. Н. Леонова»

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МБОУ «Средняя школа № 1 им. В. Н. Леонова»

Беликова Е. Н. ___________

Приказ № 88-ОД от 28 августа 2020 года

Рабочая программа по истории

(базовый уровень)

9 «Б» класс

Составитель Каминская Лилия Яковлевна,

учитель первой квалификационной категории

2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка

Программа по истории разработана в соответствии с основной образовательной программой  основного общего образования  МБОУ «Средняя школа №1 им. В. Н. Леонова» г.о. Зарайска Московской области.

  В соответствии с  годовым календарным графиком МБОУ «Средняя школа №1 им. В. Н. Леонова» в 9 классе на изучение предмета  отведено 34 недель,   2 часа в неделю ,  68 часов в год.

Программа реализуется по авторским программам: А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной «Новая история»; А. А. Данилова, О. Н. Журавлевой, И. Е. Барыкиной «История России» для базового уровня.

Содержание авторской программы А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной, А. А. Данилова, О. Н. Журавлевой, И. Е. Барыкиной полностью нашло отражение в данной программе.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты изучения истории включают:

• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко–культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;

• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;

• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;

• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.

Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;

• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;

• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);

• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Предметные результаты изучения истории включают:

• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIXв.;

• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;

• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;

• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;

• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;

• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;

• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);

• определение и использование основных исторических понятий периода;

• установление причинно–следственных связей, объяснение исторических явлений;

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);

• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений;

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;

• приобретение опыта историко-культурного, историко–антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

• целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

• базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

• способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

• умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

• умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

• уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках (7–9 класс). Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-

экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Содержание курса

Всеобщая история

9 класс

Введение. Мир на рубеже XVIII – XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному. Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро–Венгрии: поиски выхода из кризиса. Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX – XX вв. Обострение колониальных противоречий. Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. Политическое развитие в начале XX в.

История России

9 класс

Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801 – 1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя  политика Александра I в 1813 – 1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815 – 1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально–экономическое  развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально–экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817 – 1864 гг. Крымская война 1853 – 1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. Реформы 1860 – 1870–х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально–экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско–турецкая война 1877 – 1878 гг. Россия в 1880 – 1890–е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX – XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX – XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894 – 1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско–японская война 1904 – 1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905 – 1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907 – 1914 гг. Серебряный век русской культуры.

Тематическое планирование

ИСТОРИЯ РОССИИ

9 класс (40 ч)

№ п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

1

Тема I. Россия в первой четверти XIX в.

9

2

Тема II. Россия во второй четверти XIX в.

8

3

Тема III. Россия в эпоху Великих реформ

7

4

Тема IV. Россия в 1880 – 1890–е гг.

7

5

Тема V. Россия в начале XX в.

9

ИТОГО

40

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

9 класс (28 ч)

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

1

Введение. Мир на рубеже XVIII – XIX вв.

1

2

Становление индустриального общества

6

3

Строительство новой Европы

7

4

Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества

5

5

Две Америки

3

6

Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма

2

7

Международные отношения: обострение противоречий

1

8

Новейшая история: понятие и периодизация

2

9

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

1

ИТОГО

28

Тематическое планирование

ИСТОРИЯ РОССИИ

9 класс (40 ч)

№ п/п

Наименование раздела/темы

Дата по плану

Дата по факту

Тема I. Россия в первой четверти XIX в. (9 ч)

1

Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв.

02.04.09

2

Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

02-04.09

3

Внешняя политика Александра I в 1801 – 1812 гг.

07-11.09

4

Отечественная война 1812 года

07-11.09

5

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813 – 1825 гг.

14-18.09

6

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815 – 1825 гг.

14-18.09

7

Национальная политика Александра I

21-25.09

8

Социально–экономическое

развитие страны в первой четверти XIX в.

21-25.09

9

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

28.09-02.10

Тема II. Россия во второй четверти XIX в. (8 ч)

10

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

28.09-02.10

11

Социально–экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.

05-09.10

12

Общественное движение при Николае I

05-09.10

13

Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны

12-16.10

14

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817 – 1864 гг.

12-16.10

15

Крымская война 1853 – 1856 гг.

19-23.10

16

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

19-23.10

17

Повторительно–обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.»

26-30.10

Тема III. Россия в эпоху Великих реформ (7 ч)

18

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

26-30.10

19

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа

1861 г.

09-13.11

20

Реформы 1860 – 1870х гг.: социальная и правовая модернизация

09-13.11

21

Социально–экономическое развитие страны в пореформенный период

16-20.11

22

Общественное движение при Александре II и политика правительства

16-20.11

23

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе

23-27.11

24

Внешняя политика Александра II. Русско–турецкая война 1877 – 1878 гг.

23-27.11

Тема IV. Россия в 1880 – 1890–е гг. (7 ч)

25

Александр III: особенности внутренней политики

30-04.11

26

Перемены в экономике и социальном строе

30.04.11

27

Общественное движение при Александре III

07-11.12

28

Национальная и религиозная политика Александра III

07-11.12

29

Внешняя политика Александра III

14-18.12

30

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

14-18.12

31

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

21-25.12

Тема V. Россия в начале XX в. (9 ч)

32

Россия и мир на рубеже XIX – XX вв.: динамика и противоречия развития.

21-25.12

33

Социально–экономическое развитие страны на рубеже XIX – XX вв.

28-29.12

34

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894 – 1904 гг.

12-15.01

35

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

12-15.01

36

Первая российская революция и политические реформы 1905 – 1907 гг.

18-22.01

37

Социально–экономические реформы П. А. Столыпина

18-22.01

38

Политическое развитие страны в 1907 – 1914 гг.

25-29.01

39

Серебряный век русской культуры

25-29.01

40

Повторительно–обобщающий урок по теме «Россия на рубеже XIX – XX вв.»

01-05.02

9 класс (28 ч)

№ п/п

Наименование раздела/темы

Дата по плану

Дата по факту

Введение. Мир на рубеже XVIII – XIX вв.

1

От традиционного общества к обществу индустриальному

01-05.02

Становление индустриального общества

2

Индустриальная революция: достижения и проблемы.

08-12.02

3

Индустриальная революция: новые проблемы и новые ценности

08-12.02

4

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность

15-19.02

5

Наука: создание научной картины мира

15-19.02

6

XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира.

22-26.02

7

Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство

22-26.02

Строительство новой Европы

8

Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс

01-05.03

9

Великобритания: сложный путь к величию и процветанию

01-05.03

10

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису

09-12.03

11

Франция: революция 1848г. и Вторая империя.

09-12.03

12

Германия: на пути к единству

15-18.03

13

«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

15-18.03

14

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна

01-02.04

Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества

15

Германская империя: борьба за «место под солнцем».

01-02.04

16

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

05-09.04

17

Франция: Третья республика.

05-09.04

18

Италия: время реформ и колониальных захватов

12-16.04

19

От Австрийской империи к Австро–Венгрии: поиски выхода из кризиса.

12-16.04

Две Америки

20

США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики

19-23.04

21

США: империализм и вступление в мировую политику.

19-23.04

22

Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.

26-30.04

Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма

23

Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам

26-30.04

24

Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен

03-07.05

Международные отношения: обострение противоречий

25

Международные от- ношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий

03-07.05

Новейшая история: понятие и периодизация

26

Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны.

17-21.05

27

Политическое развитие в начале XX в.

17-21.05

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

28

Повторительно–обобщающий урок по курсу «История Нового времени. 1800 – 1900 гг.»

24.05

СОГЛАСОВАНО

Кафедра гуманитарных наук

Протокол №1 от

от  26 августа  2020 г.  

_________ Гусарова О.М.

СОГЛАСОВАНО

 Заместитель директора по УВР

 _______Чернышова А.В.

27 августа 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс история

Рабочая программа история 5 класс...

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...