Дебаты: декабристы преступники или герои? 9 класс
план-конспект урока по истории (9 класс)

Ярослав Александрович Санников

Урок истории по восстанию 1825 года.В форме дебатов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление декабристов 13.12.2019

Слайд 2

Декабристы герои или преступники?

Слайд 3

Следствие и суд Судом привлечено 579 чел. Работу следственной комиссии возглавил сам император. Заседания проходили в строжайшей тайне. Виновными признано 289 чел. 29 июня (10 июля) 1926 суд приговорил пятерых декабристов к смертной казни через четвер-тование, 31.07. к смер-тной казни через повешение, остальных – к разным срокам каторги и ссылки.

Слайд 4

Признаны виновными 287. Пятерым вынесен и приведен в исполнение смертный приговор (К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, П. Г. Каховский М. П. Бестужев-Рюмин, С. И. Муравьев-Апостол). 120 человек были сосланы на каторгу в Сибирь или на поселение.

Слайд 5

Декабристы герои или преступники?

Слайд 6

Домашнее задание Решить кроссворд.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

История

Класс

9 класс

Базовый учебник

В.В.Пчелов История России 19 век, «Русское слово», 2019 год.

Тема урока

Восстание декабристов

Тип урока (закрепление изученного материала, обобщение и систематизация)

Обобщение изученного материала.

Метапредметные результаты

Образовательные: Сформировать у  учащихся знания и добиться понимания ими сложного явления истории России — декабристского движения.

Воспитательные: формирование представления о свободном обществе,  общественных преимуществах  личной свободы

Формирование  УУД:

- Личностные УУД: поиск информации, её анализ  и оценка, «встраивание» себя в контекст истории;  

-  Регулятивные УУД: планирование определенных этапов самостоятельной работы по поиску информации на групповом этапе выполнения задания;

- Коммуникативные УУД:  групповая деятельность по совместному поиску информации и оценке результатов поиска, критика результатов;

- Познавательные УУД: участие в дискуссии по проблеме урока. Умение аргументировать свою позицию по проблеме урока.

Предметные связи

Учащиеся должны уметь:

- анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

- осуществлять описание изучаемого объекта;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника, гербарием и натуральными объектами;

- определять существенные признаки объекта;

-анализировать результаты наблюдений и делать выводы.

Виды используемых ИКТ, Интернет-ресурсы (указать источники)

компьютер, проектор, презентация, аудио – видео форматы.

Материалы и оборудование

Учебник, компьютер, проектор, портреты декабристов,

видеофрагмент из фильма «Звезда пленительного счастья», раздаточный материал  с содержанием программных положений «Конституции» Н. Муравьёва, «Русской  Правды» П.Пестеля  листы бумаги для работы в группах

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

(включая задания для учащихся)

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (включая УУД)

(при классификации УУД использовать только ФГОС)

1.

Организационный момент 1мин

Готовность учителя к уроку.

Приветствие.

Готовность учащихся к уроку. Приветствие учителя.

2

I.Актуализация знаний

Цель этапа: определение темы урока, Целеполагание 

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

6 мин

Сцена 1.Заговорщики. Прослушивание песни А.Дольского. Учитель предлагает самостоятельно сформулировать тему и определить цель урока.

.

Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Учащиеся записывают в тетрадь тему урока и определяют цель урока.

Личностные УУД (нравственно – оценочные умения).

Коммуникативные УУД.

3

II.Повторение изученного материала

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися учебного материала.

6 минут

Учитель, предлагает классу разделиться на 2 группы: поддержка декабристов и их осуждение.

Проявление внимания к суждениям учащихся.

Просмотр отрывка из фильма «Восстание декабристов».

Каждая команда на основе домашних заготовок формулирует линию защиты, составляет тезисы выступления лидера.

Отдельные ученики конспектируют выступление лидера оппонентов (самостоятельно).

Регулятивные УУД(умение организовывать свою деятельность)

Познавательные УУД (умения работать с информацией и результативно мыслить)

Коммуникативные УУД (умения общаться взаимодействовать с людьми)

4

III.Самостоятельная работа учащихся в группах

15 мин 

Учитель предлагает группам выступить со своими аргументами, используя факты

Участники команд обмениваются вопросами с целью уточнения позиций сторон.

Любой желающий из команды добавляет факты и размышления в поддержку своей позиции и в опровержение позиции оппонента. Участники команд обмениваются вопросами с целью уточнения позиций сторон.

– Можно ли считать подвигом неосознанные действия (а именно так действовали рядовые солдаты)?

– Вы утверждаете, что жертвовать собой ради других людей это преступление?

5

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель этапа: закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала.

8 мин

Учитель   предлагает детям просмотреть отрывок из фильма «Звезда пленительного счастья».

По одному из участников команд (как правило, не те, кто выступал первыми) подводят итоги дебатов, обозначая области столкновений и подчеркивая сильные стороны своей аргументации. Выступление готовится в течение игры, фактически силами команды.

Учащееся оценивают свою работу на уроке.

Личностные УУД (нравственно – оценочные умения).

6

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель этапа: самооценка уч-ся своей учебной деятельности.

 

2 мин.

Учитель предлагает учащимся  определить степень   достижения поставленной цели и отрефлексировать свою деятельность

На данном этапе урока учащиеся:

выясняют степень достижения поставленной цели.

рефлексируют свою деятельность, оценивают собственную деятельность.

Личностные УУД (нравственно – оценочные умения).

7

Домашнее задание  

2 мин.

Заполнить кроссворд.

Благодарит учащихся за урок, выставляет оценки.

На данном этапе урока учащиеся:

записывают домашнее задание

задают вопросы учителю по домашнему заданию

        



Предварительный просмотр:

- В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории. Декабрь 1825 года - явление такого порядка.

Историк Самарин писал: “Прошлое царствование (начало правления Николая I) началось с того, что в один морозный день, на Сенатской площади Санкт-Петербурга, облетел лучший цвет целого поколения”.

 Восстание декабристов –трагическая и славная страница истории. Оно вспыхнуло и погасло как звезда, но оно имело большое значение для дальнейших революционных преобразований в России.    

- Ребята, как вы думаете, человека, который хочет изменить своё государство, решить имеющиеся в нём проблемы, рискуя собственной жизнью можно считать героем?

А человека, который хочет с помощью оружия захватить власть, возможно даже убить императора, можно назвать преступником? …

 так кто же они, декабристы? Герои или преступники? Я предлагаю это обозначить нашей главной проблемой сегодняшнего урока.

Песня Дольского

Но для того, чтобы это выяснить, предлагаю вам перенестись туда, в начало XIX века…в дом Кондратия Рылеева, члена Северного тайного общества, где вечером 13 декабря обсуждалось восстание.

 «Декабристы в доме Рылеева накануне восстания»

Учитель: Итак, вечер 13 декабря 1825 года квартира Кондратия Рылеева. Последнее заседание декабристов  накануне восстания.

Никита Муравьев.  Я полагаю, мы можем провести восстание при смене императора. Другой возможности может не быть».

Николай Бестужев: Надо спешно приступать к организационной подготовке восстания, выработать его план, распределить обязанности, выявить те воинские части, на которые можно было бы твердо рассчитывать.

Сергей Трубецкой.  Мы не допустим присяги солдат новому царю и выведем их на Сенатскую площадь. С помощью оружия мы принудим Сенат обнародовать наш Манифест об отмене крепостного права и об уничтожении бывшего правления.

Кондратий Рылеев.  Мы арестуем Николая и заключим в Петропавловскую крепость членов царской семьи. В критической ситуации можно пойти и на убийство Николая. Поручим сделать это Петру Каховскому.

Евгений Оболенский.  Нам понадобится поддержка Южного общества. Мы известим их, и они выступят на Украине вместе с нами. Кто будет руководить восстанием в Петербурге? Я думаю, что диктатором нужно назначить полковника Сергея Трубецкого. Он старший по званию. А сейчас я еду в гвардейский экипаж поднимать моряков, потом в лейб-гренадерский полк.

Сергей Трубецкой. И все-таки мы не знаем, какими батальонами или ротами можно будет располагать. Это обстоятельство говорит о нашем бессилии. Не обманывайтесь, мы не имеем четкого плана, никакие меры не приняты. Число наличных членов в Петербурге невелико...

Кондратий Рылеев: Все это так. … О нашем намерении известно правительству. Да, мало шансов на успех, но все-таки надо начать. Начало и пример принесут плоды!   Каховский,  открой  нам ход – проникни во дворец и убей императора до присяги!  А сейчас, господа, прошу расходиться, уже светает. Я понимаю, наша судьба уже решена! Уверен, что погибнем, но наш пример будет жить. Принесем себя в жертву во имя будущей свободы Отечества!

ФИЛЬМ «ВОССТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ»

И так кто же декабристы – герои или преступники?

Мнения разделились:

Одни считают что декабристы – герои, другие – что преступники.

Давайте выслушаем позицию каждой из сторон.

 Декабристы-герои

1.        Определение подвига - «самоотверженный поступок, совершенный в опасных условиях, с риском для жизни»

2.        Причины выступления:

     а) самодержавие и крепостничество как безусловное зло

     б) бездействие власти

     в) провал реформ Александра I

     Требования восставших:

а) отмена крепостного права

б) смена формы правления

в) демократические права и свободы

Восстание декабристов – первое организованное выступление, которое ставило перед собой задачу, нерешенную властью – модернизацию общества.

3.        Жестокость подавления:

а) разгон восстания артиллерией

б) казнь и ссылка декабристов

4.        Бескорыстность действий декабристов: жертвовали собой ради народа

Декабристы - преступники

1.        Определение преступления   «противозаконное, общественно опасное действие или бездействие»

2.        Призыв к свержению государственного строя и законного правителя

3.        Нарушение воинской присяги

4.        Преступное и безответственное манипулирование людьми (использовали солдат)

5.        Выступление повлекло жертвы среди солдат и мирного населения.

6.        Убийство парламентера – М.А. Милорадовича

На ваш взгляд какая сторона была более убедительной?.....

…Прежде, чем подвести итог нашей работы, мне бы хотелось представить вам исторические факты расправы над декабристами:.

Учитель: для расследования декабрьских восстаний повелением нового императора Российской империи Николая I была создана Следственная комиссия. По делу декабристов были привлечены 579 человек. Обстановка допросов была тяжелой. Император Николай лично вел следствие и суд над декабристами, при этом с одними он разговаривал сочувственно и доброжелательно, с другими - оскорбительно строго. Декабристов судили как уголовных преступников. Пятерых император Николай I распорядился повесить (Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Пётр Каховский). В ночь на 13 июля 1826 г. они были повешены.

Кстати, Муравьев-Апостол, Каховский и Рылеев при проведении казни сорвались с петли. Такой «брак» объясняли отсутствием на протяжении нескольких лет подобных казней. Так вот по традиции недопустимости вторичного наказания их должны были отпустить, но декабристы были повешены повторно, так как их преступление являлось самым ужасным – посягательство на власть и жизнь государя.

Фильм «Звезда пленительного счастья»

25 человек сосланы на вечную каторгу, десятки декабристов – на каторжные работы в Сибирь сроком на 20 лет, разжалованные рядовые были сосланы на Кавказ. Еще больше возвысили славу декабристов их жены, последовавшие за ними в ссылку. Чтобы остановить женщин Николай I распорядился довести до их сведения, что и они сами лишаются дворянства, а дети, если родятся в Сибири, не будут дворянами. Их пугали страшной и долгой дорогой, тем, что кругом каторжники, убийцы и уголовники…Но они всё равно поехали.

ИТОГИ. Давайте поведем итог. На ваших столах лежат листочки красного и синего цвета. Кто считает , что декабристы герои – поднимите листочки красного цвета, кто преступниками – синего.

Вывод: да, они были героями своего времени, потому что ими двигало стремление изменить положение в России, стремление видеть страну более передовой, они не побоялись восстать против крепостничества и самодержавия, хотя и использовали в достижении своих целей преступные средства.  

В 2020 году исполнится 195 лет Восстанию декабристов ,  26 декабря на экраны страны выходит фильм – вашему вниманию анонс этого фильма. Обязательно посмотрите.

 Д/З -ЗАПОЛНИТЬ КРОССВОРД.



Предварительный просмотр:

         1.Тема: Обобщающий урок Восстание декабристов.

2. Урок:  Тема занимает важное место в разделе «Правление Александра первого», тесно связана с последующими темами раздела, раскрывает значение восстания декабристов.

3. Тип урока: обобщающий урок.

4. Цель: данный тип урока позволяет сформировать систему понятий о периоде 1801 – 1825 годов в истории России. Расширить знания учеников за счет включения их в дебатическую дискуссию «Декабристы – преступники или герои?».

   Планируемые результаты

Предметные (ПР)

Понимать значение восстания.  Уметь аргументировать свою позицию.

Личностные (ЛР)

- Уважительно относиться к истории России;

- понимать роль восстания в истории России;

- поиск информации, её анализ  и оценка, «встраивание» себя в контекст восстания;  

   - уметь обсуждать и анализировать собственную  деятельность  и работу одноклассников с позиций      творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД   Метапредметные (МПР)

-  Регулятивные УУД: планирование определенных этапов самостоятельной работы по поиску информации на групповом этапе выполнения задания;

- Коммуникативные УУД:  групповая деятельность по совместному поиску информации и оценке результатов поиска, критика результатов;

- Познавательные УУД: участие в дискуссии по проблеме урока. Умение аргументировать свою позицию по проблеме урока.

 4. Данный урок включает в себя следующие этапы: орг. Момент, актуализация знаний, постановка цели, повторение изученного материала, самостоятельная работа, контроль усвоения корректировка, рефлексия.

5. Характеристика каждого этапа. На втором этапе урока актуализация знаний была поставлена сценка «заговорщики», которая позволила настроить учащихся на работу в обсуждении темы урока. На этапе повторения изученного материала учащимся предлагалось посмотреть отрывок из фильма, а также поучаствовать в дебатах по проблеме урока. На этапе  рефлексии учащиеся самостоятельно оценили результаты урока. Подведение итогов,

6. Структура урока была выстроена логично, имелись переходы между этапами урока.

        7. Работоспособность учащихся средняя, что обеспечено благодаря тому, данная форма организации урока была для них впервые. На уроке создана хорошая доброжелательная атмосфера, которая поддерживалась благодаря одобрению учащихся, дисциплине.

        8. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный обьем урока выполнен.

       9. Поставленные цели урока реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-дебаты "Восстание декабристов - подвиг или преступление"

Урок для 11 класса с использованием технологии "Дебаты", модифицированной для применения на уроке.Изучению 14 декабря 1825 года и событий, ему предшествовавших, в программе 11 класса о...

сценарий театрализованного урока:" Посвящение декабристам" для учеников 8 класса

Для учителей, творчески подходящих к проведению социально значимых уроков....

Разработка урока Кубановедения "Декабристы на Кубани" 8 класс

Разработка урока Кубановедения "Декабристы на Кубани" 8 класс...

Методическая разработка урока по истории России по теме: "Декабристы: преступники или герои?"

Методическая разработка урока по истории в 8 классе по теме: "Декабристы: преступники или герои?" 1. План-конспект урока2. Презентация к уроку...

Презентация к уроку истории на тему "Восстание декабристов" 8 или 10 класс

Презентация подойдет к уроку на тему Воссстание декабристов как для 8, так и для 10 классов...

Презентация краеведческого урока по теме "Декабристы" (заочная экскурсия) 9 класс

Данная презентация, как и все материалы, представленные на данном сайте, является авторской разработкой, и может быть использована на уроках краеведения, истории и во внеклассной деятельности....

Дебаты: декабристы преступники или герои? Значение Восстания декабристов для России. Обобщающий урок для 9 класса. по УМК "Русское слово".

Данный материал предназначен для проведения урока обобщения в виде дебатов по теме:"Восстание декабристов". Так же есть самоанализ урока. Требуются видео и аудио файлы. «Декабрист...