Мозговой штурм: методика и организация процесса на уроке истории
статья по истории (9 класс)

Василькова Наталья Борисовна

 Статья о некоторых приемах мозгового штурма при изучении сложный для дискуссии исторических тем

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             Василькова Наталья Борисовна

учитель истории и обществознания

                                                        ГБОУ школы № 15

МОЗГОВОЙ ШТУРМ: МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

(из опыта работы учителя истории и обществознания)

Современный педагогические технологии позволяют учителю таким образом выстроить образовательный процесс, чтобы максимально способствовать достижению поставленных целей. И сделать, чтобы твои ученики были не только слушателями, но и акторами урока.  Наиболее успешно это можно сделать на уроке, где в качестве главной технологии используется мозговой штурм.

Сам метод был создан руководителем американской рекламной компании А. Осборном. В его основе лежали две идеи: не выносить сразу окончательного вердикта при принятии решения и делать это только после многогранного обсуждения – «качество рождается из количества». Главное условие – интеллектуальная раскрепощенность участников мозгового штурма, их идеи не должны отметаться с порога. Все подлежит обсуждению и рассматриванию со всех сторон. Как итог – создание продукта, способного принести немалые материальные и моральные выгоды.

Мозговой штурм, применяемый в образовательном процесс, имеет свои особенности. На выходе необходимо получить не рекламный продукт, а закрепление полученных знаний, формирование личностных результатов. Участники такого «штурма» - учитель и ученики не находятся в равной позиции (и это справедливо, учитель в данной ситуации – медиатор и арбитр).

Уроки истории и обществознания, как никакие другие, подходят для проведения мозгового штурма. История практически состоит из вопросов, которые подходят для обсуждения на штурме. Обществознание – не менее интересно обсуждать проблемы общества, права, экономики в ходе разносторонней дискуссии.

Как же можно выстроить мозговой штурм на уроке истории? Для примера можно взять обсуждение темы Русско-японской войны 1904-1905 гг. По современной программе она изучается в конце 9 класса, т.е. ученики уже вполне способны работать с текстовым, графическим и прочим материалом, делать логические выводы и вести обсуждение в группе.

Класс делится на две или три группы (третья будет нужна в качестве арбитров и помощников учителя. Если возникают сомнения в их возможной необъективности –от этой группы надо отказаться.  Проще пригласить несколько человек из параллельного класса).  

Перед началом «штурма» ставится проблема: «Русско-японская война: победа или поражение»?  Вроде бы «всем известен» ответ: конечно же, поражение. Но, как это бывает в истории (практически всегда) – не все так однозначно.  В течение нескольких лет в задания ЕГЭ по истории приводился отрывок из работы академика А.Сахарова, в котором приводились аргументы в пользу того, что прекращение боевых действий и подписание Портсмутского мира были больше необходимы как раз японской стороне. А Россия еще была способна вести боевые действия.

Каждой группе ставится задача: одна доказывает, что эта война стала практически катастрофой для царской России, другая – что катастрофы не случилось, и Япония проиграла в не меньшей степени.

При формировании групп возникает сложность: в обычном общеобразовательном классе ученики обладают разными интеллектуальными, коммуникативными и другими особенностями. Поэтому распределить ребят по группам следует таким образом, чтобы их знания, умения и прочие навыки были равномерны. Хотя возможен и другой подход: т.к. тезис о масштабном поражении России в этой войне слишком хорошо расписан в учебнике и вообще - на слуху, то команда, защищающая эту точку зрения по определению, должна будет приложить меньше усилий для доказательства своей позиции. Соответственно, вторая команда должна быть укомплектована более сильными в интеллектуальном плане учениками.

Не следует думать, что учителю в этом уроке- штурме отводится только роли медиатора и арбитра. На нем лежит довольно большой объем подготовительной работы. Мало того, что тема должна быть изучена на уроке, «мозговой штурм» - это разновидность повторительно-обобщающего урока. Учителю предстоит подготовить исходные материалы для каждой команды.

Чем же можно оперировать, какие материалы можно предложить для мозгового штурма?  Они делятся на несколько групп, разной степени сложности.  Учебник, схемы, фотографии, таблицы с данными. Следующий уровень – исторические документы или выдержки из них, тексты распоряжений и пр. Еще дальше –выдержки из воспоминаний современников, газетных заметок и пр. Дальше – фрагменты из научных и научно-популярных историков.

В каждой группе должен быть капитан, человек, способный справится с целым рядом задач: организовать совместную работу, распределить материал среди членов группы, адекватно оценивая их интеллектуальные способности, способности работать в паре, обобщать и делать выводы. Кроме того, капитан должен быть способен заменить кого-то из своей группы во время выступления. Не каждый ученик может выступать даже перед своим классом, и не каждый способен это сделать, выстаивая членораздельные предложения. Тем более, что времени для выступления будет очень мало, а в условиях спешки не каждый может быстро собраться с духом.

Основная часть этого урока – как раз групповая работа. Задача – из предложенного учителем материала подобрать те аргументы, которые, на взгляд обучающихся, способны подтвердить их точку зрения. Очень важно, чтобы остальные члены группы перед тем, как выносить их на выступление, обсудили все аргументы. То, что не увидел один –могут увидеть другие. Опять-таки, важна роль капитана – в случае заминки при выступлении членов группы только он может прийти на помощь им. Если разрешить говорить всем- не хватит времени, да и с дисциплиной могут возникнуть проблемы.

Защита своих позиций проходит в несколько этапов, или «кругов». Разумеется, все вопросы должны быть сформулированы учителем заранее. Еще лучше их обозначить на доске или экране проектора. Очень важно установить регламент выступления и останавливать, если ученик его превышает.

Оценивает выступление учитель (или специально выбранные арбитры). Разумеется, система оценивается доводится до сведения участников заранее. Победителем называется та команда, чьи аргументы собрали наибольшее количество баллов.

Немаловажным представляется заключительным этап – рефлексия и самоанализ. Учитель предлагает заполнить своеобразную анкету, в которой просит оценить, как работу своей команды, так и противоположной.

Т.к. урок – «мозговой штурм» - это повторительно-обобщающий урок, обязательно выставление оценок каждому участнику. В итоге все получают опыт коллективной работы, имеют возможность проявить свои творческие и личностные качества, отрабатывают навыки отбора и классификации материла и его анализ. Учитель становится свидетелем развития учебных навыков своих подопечных, приобретает навыки медиатора, видит возможности развития полученных умений в дальней педагогической деятельности. Таким образом, можно признать, что методика мозгового штурма в педагогической практике весьма эффективна для обоих сторон процесса, в сотрудничестве которых достигается поставленная цель – развитие и укрепление знаний, умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

историческая личность и методика ее изучения на уроках истории

Историческая личность и методика ее изучения на уроках истории...

Нюрнбергский процесс. Уроки истории.(ко дню 70-я Нюрнбергского процесса)

Целиn    В процессе мероприятия изучить историю и значение Нюрнбергского процесса. n    В канун 70-летия процесса ознакомить учащихся с историей и решениями суда над...

Методика группового обучения на уроках истории и обществознания

Данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с различным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к...

Использование технологии «Мозговой штурм» на уроке английского языка. Урок-игра "Мозговой штурм".

Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») хорошо известна среди преподавателей, однако, поскольку ее часто используют на уроках, целесообразно уточнить не...

Методика использования фотоматериалов на уроках истории

Методические приемы работы с фотографией....

Статья "Мозговой штурм: методика организации и проведения (из опыта работы учителя истории и обществознания"

Статья "Мозговой штурм: методика организации и проведения" позволяет в краткой форме познакомиться с одним из наиболее известных методов коллективного поиска решений....

Комплексный подход в организации профильного урока истории

Комплексный подход в организации профильного урока истории при обучении по индивидуальным учебным планам...