Рабочая программа по курсу «История России» 6-9 класс
рабочая программа по истории (6, 7, 8, 9 класс)

Федоров Евгений Михайлович

Рабочая программа по курсу «История России» 6-9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Караваевская основная школа

Рассмотрено

 пед.советом

Протокол № 1

от    .08. 2020

Согласовано

зам.директора по УВР

И.И.Нечаева

Утверждено

Приказом директора

№     от   .  .2020

О.И.Кузенкова

Рабочая программа

по курсу «История России»

6-9 класс

Программу составил:

учитель истории

высшей квалификационной категории

Федоров Евгений Михайлович.

д.Караваево

2020 год

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по истории России для 5-9 классов составлена на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

-  примерной образовательной программы ООО;

-  Примерной программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта, входящие в государственный реестр примерных программ. Протокол заседания федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15;

- образовательной программы ООО МКОУ Караваевской ОШ;

- учебного плана МКОУ Караваевской ОШ;

- федерального перечня учебников;

- положения о рабочей программе МКОУ Караваевской ОШ.

Актуальность.      

В программе  учитываются основные идеи и положения программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.

Программа предусматривает переход от концентрической системы преподавания к линейной системе единовременно.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

1. Андреев И. Л. , Федоров И. Н.  История России с древнейших времен до XVI в. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений  — М.: ДРОФА, 2018.

2. Андреев И. Л., Федоров И. Н. Амосова И. В. История России XVI – конец XVII вв. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений  — М.: ДРОФА, 2018.

3. Андреев И.Л., Ляшенко Л.М., Амосова И.В., Артасов И.А., Федоров И.Н. История России конец XVII - XVIII век. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений  — М.: ДРОФА, 2018.

4 Л.М.Ляшенко, О.В.Волобуев, Е.В.Симонова: История России: конец XIX-начало XX вв.: 9 класс, - М.: Дрофа, 2018.

Учебные пособия по модулю История Смоленщины:

 1. Г.А.Ластовский, «История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца ХVIII века», Смоленск, 1997

2. Будаев Д.И., Ильюхов А.А., «История Смоленщины ХIХ – ХХ вв.», Смоленск, 201   

Рабочая  программа предназначена для обучающихся 5-9 классов. 

Логика изложения и содержание и структура рабочей программы соответствуют требованиям ФГОС.

II.Планируемые результаты изучения учебного курса

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

- целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Личностные, метапредметные и предметные  результаты  освоения  курса по истории.

Результатом изучения истории в 5-9 классах является развитие у обучающихся  компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития обучающихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты:

—        осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

—        освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе обучающиеся должны научиться и получить возможность научиться:

    1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2.        Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3.        Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
  • осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

—        сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4.        Описание (реконструкция):

—        последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

—        характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

—        на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5.        Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;
  • различать причину и следствие исторических событий, явлений;        \
  • выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6.        Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7.        Применение знаний и умений в общении, социальной   среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;
  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
  • способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
  • способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
  • способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога обучающихся, учителя и обучающихся.

Планируемые результаты изучения курса «История России» по классам

История России. (6 класс)

Выпускник научится:

- локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития  государств; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах  государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

- составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах в различных странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя в различных государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

- сопоставлять развитие различных стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

- давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

История России.  (7-8 класс)

Выпускник научится:

- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

- использовать историческую карту как источник информации о границах государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

- анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;

- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в различных странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития различных стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

- сопоставлять развитие различных стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

- сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

История России.  (9 класс)

Выпускник научится:

- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Новейшего времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;

- использовать историческую карту как источник информации о границах государств в Новейшее время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

- анализировать информацию различных источников по истории России Новейшего времени;

- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в различных странах в Новейшее время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;

- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;

- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития различных стран в Новейшее время; б) эволюции политического строя (включая понятия «империализм», «социализм», «коммунизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Новейшего времени;

- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Новейшего времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

- сопоставлять развитие различных стран в Новейшего время, сравнивать исторические ситуации и события;

- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Новейшего времени.

Выпускник получит возможность научиться:

- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новейшего время;

- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

- сравнивать развитие России и других стран в Новейшее время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

- применять знания по истории России и своего края в Новейшее время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Планируемые результаты изучения модуля «История Смоленщины» по классам

История Смоленщины. (6 класс)

Выпускник научится:

- локализовать во времени и месте общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития  Смоленского региона; соотносить хронологию истории Смоленщины, Руси и всеобщей истории;

- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах  Смоленщины в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

- проводить поиск информации в краеведческих исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

- составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах в различных странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя в различных государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

- объяснять причины и следствия ключевых событий региональной, отечественной и всеобщей истории Средних веков;

- сопоставлять развитие различных регионов страны в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

- давать оценку событиям и личностям региональной, отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

- давать сопоставительную характеристику политического устройства региона в период Средневековья;

- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Смоленщины, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

История Смоленщины.  (7-8 класс)

Выпускник научится:

- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы региональной истории Нового времени; соотносить хронологию истории Смоленщины, России и всеобщей истории в Новое время;

- использовать историческую карту как источник информации о границах региона в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний и др.;

- анализировать информацию различных источников по региональной истории Нового времени;

- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в регионе в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях региональной истории Нового времени;

- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по региональной истории Нового времени;

- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития Смоленщины в Новое время; б) представлений о мире и общественных ценностях; в) художественной культуры Нового времени;

- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов региональной истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

- сопоставлять развитие региона и страны в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

- давать оценку событиям и личностям региональной истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Смоленщины в Новое время;

- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с краеведческими историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

- сравнивать развитие России и других регтонов в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

- применять знания по истории своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

История Смоленщины.  (9 класс)

Выпускник научится:

- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы региональной, отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории Смоленщины,  России и всеобщей истории в Новое время;

- использовать историческую карту как источник информации о границах региона в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний и др.;

- анализировать информацию различных источников по региональной истории Нового времени;

- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в регионе в Новое время, местных памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях региональной истории Нового времени;

- систематизировать исторический краеведческий материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по региональной истории Нового времени;

- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития региона в Новое время; б) представлений о мире и общественных ценностях; в) художественной культуры Нового времени;

- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов региональной истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

- сопоставлять развитие различных регионов страны в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

- давать оценку событиям и личностям региональной истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Смоленщины в Новое время;

- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими краеведческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

- сравнивать развитие регионов России в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

- применять знания по истории своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

III. Содержание учебного предмета.

6 класс 38 ч.

История России. 

История России с древности до XV в. 

Введение

Древняя Русь в  VIII - первой половине XII в.

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX - начало XII в.)

Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русь удельная в 30-е годы XII - XIII вв.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время.

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).

Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

 Московская Русь в  XIV – XV  вв.

Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Московская Русь в  XVI  в.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

        Итоговое повторение

8 класс 40 ч.

     Россия в первой четверти XVIIIв.

Предпосылки петровских преобразований. Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А. Ордин-Нащокина. Преобразовательные планы В. Голицына. Юрий Крижанич.

Петр I. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Стрелецкие бунты. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство.

Северная война. Причины и начало Северной войны. «Нарвская конфузия». Основание Петербурга. Реорганизация армии. Битва у Лесной. Полтавская баталия. Прутский поход. Битва у мыса Гангут. Битва при Гренгаме. Итоги Северной войны. Ништадтский мир.

Реформы Петра I. Реформа центрального управления. Сенат. Коллегии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Реформа административно-территориального управления. Реформа городского управления. Церковная реформа. Дело царевича Алексея. Значение петровских преобразований.

Экономика России в первой четверти XVIII века. Состояние экономики на рубеже веков. Экономическая политика Петра 1. Мелкотоварное производство. Мануфактуры. Приписные крестьяне. Торговля. Денежная и налоговая реформа. Итоги экономического развития.

Народные движения России в первой четверти ХVIII века. Причины народных восстаний. Астраханское восстание. Восстание К. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Выступления работных людей. Значение народного восстания.

Изменения в культуре и быту России в первой четверти ХVIII века. Образование. Первая печатная газета. Кунсткамера. Наука. Андрей Нартов. Художественная культура. Иван Никитин. Перемены в быту. Европейские обычаи. Ассамблеи. Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Обобщение «Эпоха петровских преобразований».

      Россия в 1725-1762 годах.

Дворцовые перевороты. Причины и содержание дворцовых переворотов. Усиление гвардии. Воцарение Екатерины 1. Петр 11. Возвышение Долгоруких. Воцарение Анны Иоанновны. Верховный тайный совет. Кондиции. Остерман. Миних. Бироновщина. Иван VI Антонович. Брауншвейгское семейство.

Внутренняя политика в 1725-1762 годах. Перемены в системе центрального управления.  Укрепление позиций дворянства. Манифест о вольности дворянской. Политика в отношении крестьянства. Изменения в системе городского управления. Политика в отношении казачества. Политика в области мануфактурного производства.

Внешняя политика в 1725-1762 годах. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735-1739 годов. Русско-шведская война. Продвижение России на Восток. Россия в Семилетней войне. Итоги внешней политики.

Россия в 1762-1801 годах.  

Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики Екатерины II.  Просвещенный абсолютизм. Работа Уложенной комиссии. Секуляризация церковных земель. Золотой век российского дворянства. Ужесточение внутренней политики. Новиков. Радищев.

Крестьянское восстание под предводительством Е. Пугачева. Причины и начало крестьянской войны. Пугачев и его программа. Основные этапы войны. Расправа с восставшими. Итоги и значение крестьянской войны.

Экономическое развитие России во второй половине ХVIII века. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Вольное экономическое общество. Новые явления в развитии сельского хозяйства. Промышленное развитие. Развитие внутренней и внешней торговли. Финансы. Итоги экономического развития.

Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1768-1774 годов. Русско-турецкая война 1787-1791 годов. П. А. Румянцев. М. И. Кутузов, А. В. Суворов. Греческий проект Екатерины П. Участие России в разделе Польши. Война со Швецией. Политика «вооружённого нейтралитета». Борьба Екатерины с революционными движениями. Итоги внешней политики Екатерины II.

Россия в конце XVIII века. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Воцарение Павла I. Основные направления внутренней политики. Внешняя политика Павла I. Заговор 11 марта 1801 года.

Наука и образование. Академия наук. М. В. Ломоносов. Естественные науки. Гуманитарные науки. Академические экспедиции. Выдающиеся техники и изобретатели. Система образования. Открытие Московского университета.

Художественная культура. Особенности развития художественной культуры. Литература. Театр. Музыка. Живопись и скульптура. Архитектура.

Быт и обычаи во второй половине XVIII века.

Обобщение и закрепление знаний. «Россия в 1725-1801 годах».

Итоговое повторение.

9 класс

Россия в XIX—начале XX в. 7 часов

 Россия на рубеже 18-19 веков

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Территория Российской империи, геостратегическое положение. Население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в.

Политическое развитие России в начале XX в. Политическая система Российской империи начала XX в. .Личность Николая II, его политические воззрения.

Либеральная (земская) программа политических преобразований. Борьба по вопросу политических преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский. Национальная и конфессиональная политика Николая II.

Экономическое развитие России в начале XX в. Особенности развития российской экономики начала XX в. Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России: роль в развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм. Финансовый капитал. Государственно-монополистический капитализм. Удельный вес и производственные формы кустарного производства. Сельское хозяйство. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Социальная структура Российской империи начала XX в.. Поместное дворянство. Характеристика русской буржуазии. Крестьянство: экономическая дифференциация, влияние общины, социальная психология. Характеристика российского пролетариата, условия его труда и быта. Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Внешняя политика Николая II. Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая II. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа». Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг. Ход военных действий. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне.

Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов.Партия социалистов-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Ф. Азеф.

Радикализация либерального движения. Влияние русско-японской войны на внутриполитическую ситуацию.

Революция 1905-1907 гг.. Антиправительственное движение в 1901—1904 гг. «Зубатовский социализм»: суть, перспективы, причины провала. Кровавое воскресенье. Причины революции. Основные революционные события. «Верхи» в условиях революции. Манифест 17 октября 1905 г. Государственная дума. Политические течения и партии. Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 октября». П. Н. Милюков. А. И. Гучков. Традиционалистские партии и организации: лозунги, социальный состав, численность. Черносотенное движение. В. М. Пуришкевич. Итоги революции.

Реформы П. А. Столыпина. Альтернативы общественного развития России в 1906 г. Деятельность I Государственной думы, ее аграрные проекты.

Правительственная программа. П. А. Столыпин. Аграрная реформа. Переселенческая политика. II Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги столыпинской аграрной реформы. Развитие кооперативного движения. Убийство П. А. Столыпина.

III Государственная дума. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство.

Россия в Первой мировой войне. Русская внешняя политика. Создание военно-политических блоков в Европе. Обострение русско-германских противоречий. Начало Первой мировой войны, ее причины, цели и планы воюющих сторон. Военные действия на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Итоги военной кампании 1914—1916 гг. Психологический перелом в армейских настроениях.

Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Отношение политических партий к войне. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». IV Государственная дума. Прогрессивный блок. Угроза национальной катастрофы.

Серебряный век русской культуры. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Русская идея. Печать и журналистика. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления. Серебряный век русской поэзии. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Архитектура. Скульптура.

Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русские сезоны С. Дягилева. Рождение кинематографа.

Повторение и обобщение Россия в ожидании перемен.

Итоговое обобщение

Содержание модуля История Смоленщины.

6 класс

VI-XVвв.

     1.Смоленщина  в далёком прошлом. Древние балты.

Кривичи.

2.Смоленская земля в IX-XI веках.

3.Смоленщина в XII веке.

4.Княжество Смоленское в XIII веке.

5.Политическая жизнь края.

6.Культура Смоленщины X-XIII веков.

7.Смоленская земля в XIV веке.

8.Включение смоленской земли в состав ВКЛР. 9.Грюнвальдская битва.

10.Гражданская война в ВКЛР 

7 класс

XVI-XVII вв.

1.Социально-государственное устройство ВКЛР в XV- начале XVI веков.

2.Присоединение к Московскому княжеству.

3.Культура края в XIV-XVвеках.

4.В составе Московского государства.

5.«Ожерелье земли Русской».

6.Смоленщина в начале XVII века.

7.Смоленское воеводство в Речи Посполитой.

8.Борьба за Смоленск.

9.Смоленский край во второй половине XVII века.

8 класс

XVIII в.

 1.Смоленский край в первой половине XVIII века.

2.Культурное развитие Смоленщины во второй половине XVII– первой половине XVIII века.

3.Экономическое развитие Смоленщины во второй половине XVIII века.

4.Социально- политическое развитие  в XVIII веке.

5.«Усерднейший сын Отечества»

6.Культура Смоленщины во второй половине  XVIII века.

9 класс

XIX в.

1.На рубеже XVIII-XIX столетий. Культура в конце XVIII-начале XIX вв.

2.Нашествие Наполеона на Россию.

3.Изгнание войск Наполеона из России.

4.Народное ополчение и боевые действия партизан в 1812 году.

5.Смоленщина после Отечественной войны 1812 г.

6.Смоляне в движении декабристов.

7.Сельское хозяйство накануне отмены крепостного права.

8.Промышленность и торговля в дореформенный период.

9.Борьба крестьян против крепостного гнёта.

10.Культура и быт края в первой половине XIX в. 11.Знатные люди Смоленщины.

12.Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и суда.

13.Развитие промышленности и транспорта во торой половине XIX в.

14.Сельское хозяйство и крестьянство.

15.Общественно-политическая жизнь Смоленщины во второй половине XIX в. 16.Знаменитые революционеры из смолян.

17.Культурная жизнь Смоленской губернии к концу XIX в. Знатные люди края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу: "История России XIX век" - 8 класс

Рабочая программа  по истории  России для 8-х классов составлена в соответствии с типовой программой по истории, рекомендованной МОиН Российской  Федерации. Авторы А.А. Данилова, Л.Г. К...

рабочая программа по курсу "История России" 8 класс

рабочая программа "История России" для 8 класса составлена  в соотвествии с требованиями стандартов нового поколения....

Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» 6 класс

Рабочая программа составлена  на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образо­вания по истории - МО РФ 2009...

Рабочая программа по курсу "История России. Всеобщая история" для 5 и 6 классов к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера...

Рабочая программа составлена на основе 5 кл. - А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свен­цицкой под редакцией А.А. Искендерова  6 кл. - авторской программы A.A. Данилова, O.H. Журавлевой, И...

Рабочая программа интегрированного курса истории России и истории Смоленщины 6 класс

Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010г. №1897 (с из...

Рабочая программа интегрированного курса истории России и истории Смоленщины 7 класс

Рабочая программа по истории России для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010г. №1897 (с изменени...

Рабочая программа учебного курса "История России. Всеобщая история" 8 класс

Рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы основного общего образования (ФГОС). Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного об...