Библейские сказания (открытый урок)
учебно-методический материал по истории (5 класс)

урок посвящён новому материалу по теме "Библейские сказания". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx83.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Библейские сказания

Оборудование урока:

1) карта “Передняя Азия в древности”;

2) контурная карта “ Государства восточного средиземноморья. 1000 – 50 гг. до н.э.”, цветные карандаши;

3) Библия и другие библейские тексты;

4) Проектор и экран.

Ход урока. (слайд 1)

I. Организационный момент.

Приветствие. Отметить отсутствующих.

Здравствуйте, ребята. Рада Вас видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

Вы всех их хорошо знаете. Они вместе  с нами хотят побольше узнать об истории древности.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Финикийские мореплаватели».

(слайд 2)  ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 Итак, на прошлом уроке мы с вами изучили тему «Финикийские мореплаватели».

Мне бы очень хотелось узнать насколько хорошо вы её усвоили.

А теперь давайте подготовим ответы на мои   вопросы.

 Вопросы записаны в карточках, которые сейчас я  вам раздам.

(слайд 3) ВОПРОСЫ:

  1. Где находилась Финикия? (на восточном побережье Средиземного моря)
  2. Какой рельеф на территории этого государства? (Рельеф этого государства представлял собой горы и возвышенности, т.е. узкая полоска земли между морем и цепью Ливанских гор, нет крупных рек и долин с плодородными почвами)
  3. Какие крупные города находились на территории этого государства? (Тир, Библ и Сидон)
  4. Какое главное занятие было у финикийцев? (сажали виноградники и рощи оливковых деревьев из плодов которых выдавливали душистое масло.  Финикийцы были прекрасными мореплавателями. Они обогнули Африку, побывали в Греции, Испании, Италии, на островах Крит, Кипр, Сицилия)

       5. Что умели изготовлять ремесленники? (ремесленники изготовляли цветное стекло,     пурпурную      краску, делали быстроходные суда)

6. В чем преимущество финикийского алфавита? (финикийцы придумали алфавит, от которого затем появится греческий алфавит, а позднее и все алфавиты мира)

7. Что обозначает понятие «колония»? (поселение финикийцев в других странах)

9. Что вывозили торговцы из Финикии? (строительный лес, стекло и изделия из него, вино, оливковое масло, пурпурные ткани)

10. Что ввозили торговцы в Финикию? (из северной Европы – олово и янтарь, пшеницу, рабов)

Прекрасно, вы молодцы. Вы хорошо усвоили тему «Финикия».

III. Изучение новой темы

(слайд 4)  А теперь посмотрите на ваши парты. Что кроме школьных принадлежностей у вас там лежит? (книга БИБЛИЯ). Как вы думаете – как будет называться наша сегодняшняя тема?

 Тема урока: БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ

Давайте попробуем определить цели нашего урока.

Первой нашей целью будет – познакомиться с тем, что там написано.

А что дальше  мы должны будем с вами сделать, когда познакомимся с некоторыми сказаниями из этой книги? (проанализировать)

Но ведь во многих новых для  нас  исторических материалах встречается большое количество новых слов. Что же мы будем с ними делать? (изучать)

А ещё перед нами есть контурные карты и мы должны будем с ними поработать?

(слайд 5) ЦЕЛИ:

  • 1. Познакомиться  с библейскими сказаниями;
  • 2. Научиться анализировать тексты сказаний;
  • 3. Сформировать навыки работы с контурной картой;
  • 4. Развивать речь, расширяя словарный запас новыми терминами.

(слайд 6)  ПЛАН

  1.  Ветхий Завет
  • древнееврейские племена;
  • Библия;

2. Мифы и сказания древних евреев

- Миф о сотворении мира;

  • Иосиф и его братья.

3. Бог даёт законы.

(слайд 7)  Положите перед собой контурные карты и цветные карандаши. Работаем вместе со мной.

КАРТА ДРЕВНИЙ ВОСТОК

В степных и холмистых районах между Египтом, Вавилонией и Финикийским побережьем Средиземного моря издавна пасли свои стада еврейские племена.

Первоначально они были кочевниками и, перегоняя скот с одного пастбища на другое, не имели постоянных поселений.

Отметьте на ваших контурных картах этот район. Глядя на карту на доске и в ваших атласах скажите – почему основным занятием древнееврейских племён было скотоводство?

(слайд 8 ) ЕВРЕЙСКИЕ ПАСТУХИ

Еврейские пастухи жили в лёгких войлочных шатрах.

Овцы и козы давали им молоко, мясо и шерсть.

(слайд  9)

Во главе еврейских племён стояли старейшины, которые бережно хранили в памяти предания о прошлом своего народа.

Такие предания передавались из поколения в поколение, а впоследствии вошли в БИБЛИЮ.

Как вы думаете – что означает слово «БИБЛИЯ»? где в нашей современной жизни мы встречаемся с этим словом?

(слайд 10)

«Библия» – в переводе с древнегреческого  означает  «книга»

(слайд 11)  БИБЛИЯ состоит из двух частей: ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА. СЕГОДНЯ МЫ БОЛЕЕ ПОДРОБНО ПОГОВОРИМ О ПЕРВОЙ ЧАСТИ ЭТОЙ КНИГИ – О ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

«Ветхий Завет» - первая, наиболее древняя часть Библии (дохристианская часть), содержит еврейские мифы и предания. В нём также содержатся  размышления мудрецов, записи древних законов и обычаев.

(слайд 12)

Когда – то евреи, также как египтяне и вавилоняне, поклонялись многим богам.

Но с течением времени они пришли к единобожию, стали почитать одного Бога – Яхве.

Они верили, что Яхве сотворил весь мир и дал людям заповеди – правила, по которым они должны жить.

(слайд 13)

Ветхий завет начинается с мифов о Сотворении мира, о первых людях и Великом потопе.

(слайд 14)МИФ О СОТВОРЕНИИ МИРА

У вас было опережающее задание – вы должны были взять в библиотеке «Библию» и познакомиться с «Мифом о сотворении мира».

   Теперь давайте попробуем восстановить библейский рассказ о сотворении мира и определить, в какой последовательности Бог сотворил небо, сушу, воду и пр.

(слайд 15)

1. И сказал Бог: «Да будут светила на небе!» И создал Бог солнце, луну и звёзды.

2. И сказал Бог: «Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!» И сотворил Бог разных рыб и птиц.

3. И сказал Бог: «Да будут на земле животные разных видов!» И стало так. Наконец Бог создал человека.

4. И сказал Бог: «Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так.
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!» И стало так.

5. И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.

6. Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.

(слайд 16)  ОТВЕТЫ

Ответы: 6,5,4,1,2,3.

(слайд 17)

1. Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.
И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.
2. И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549709/f_clip_image002.jpg

 (слайд 18)

3. И сказал Бог: «Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так.
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!» И стало так.
4. И сказал Бог: «Да будут светила на небе!» И создал Бог солнце, луну и звёзды.

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549709/f_clip_image004.jpg

(слайд 19)

5. И сказал Бог: «Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!» И сотворил Бог разных рыб и птиц.
6. И сказал Бог: «Да будут на земле животные разных видов!» И стало так. Наконец Бог создал человека.

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549709/f_clip_image006.jpg

Какого дня не хватает в наших записях? (7 – го, когда Бог отдыхал).

(слайд 20)

Чем этот рассказ отличается от древнеегипетского и вавилонского мифов о сотворении мира?   Впервые мы сталкиваемся с верой не во множество разных – добрых и злых богов, а с верой в одного сверхмогущественного Бога. И вера эта потом начала распространяться по всей Земле.

(слайд 21) НЕБОЛЬШАЯ ПАУЗА

(слайд 22) Из Библии мы узнаем, что Бог сотворил первых людей Адама и Еву, их потомки расселились по Земле.

  • Но люди стали совершать дурные поступки и преступления и Бог решил их наказать и проучить - он устроил потоп.
  •  Но пожалел лишь богобоязненного Ноя. Ной по велению Бога построил корабль - ковчег и спасся с семьей. От них произошли все живущие на Земле.
  • Среди потомков Ноя был человек по имени Иаков, было у него много сыновей, род его процветал, он часто воздавал молитвы благодарности Богу и взял себе имя Изра-Эль (сила с Господом)
  • По его имени весь народ стали называть израильтянами.
  • У Иакова было несколько сыновей, но больше всех отец любил Иосифа. Завидовали братья Иосифу и сговорились погубить его (продали купцу, шедшему с караваном в Египет).
  • В Египте Иосиф стал рабом вельможи, но благодаря своему уму и везению вскоре оказался при дворе фараона. Здесь он прославился тем, что сумел объяснить загадочные сновидения фараона и предсказать наступление великих неурожаев и голода.

(слайд 23)

Тем  временем в соседних странах свирепствовал голод. Услышали братья Иосифа, что египетский фараон даёт зерно голодающим, и пришли к Иосифу просить о помощи, но не узнали его в египетской одежде.

Иосиф решил устроить им испытание и объявил, что хочет сделать своим рабом самого младшего из братьев.

Дружно братья заступились за мальчика.

Увидел это Иосиф и простил им старую обиду.

Вместе со всеми бесчисленными родичами поселились дети Иакова в Египте.

Их потомки жили там много  лет.

IV. Закрепление изученного на уроке

ИТАК, НАШ УРОК ПОДХОДИТ К КОНЦУ.

(слайд 24) ЧТО ВЫ УЗНАЛИ О ЖИЗНИ ДРЕВНИХ ЕВРЕЕВ ПО СКАЗАНИЯМ, с которыми нам с вами удалось сегодня познакомиться?

  • Кто создал мир?
  • Как звали бога?
  • Сколько дней бог создавал мир?
  • Как звали первых людей, которых сотворил бог?
  • Как бог наказал людей за дурные поступки?
  • За какие качества пожалел бог Ноя и помог ему построить ковчег?

V. Итог урока

(слайд 25) ВЫВОД

Можем ли мы сказать, что :

Библия учит людей

- добру

- уважению

- честности              

- любви

(слайд 26) ЗАПОВЕДИ БОЖИИ подтверждают наши слова, поскольку они гласят:

  1. Почитай отца своего и матерь свою…Почитай, люби и слушайся родителей… помогай им. Грубить родителям, не слушаться и обманывать – большой грех.

2.   Не убивай.

3.   Не следует браниться  худыми словами.

4.   Не кради. Сначала украдешь пустяки, а потом сделаешься и большим вором.

5.   Не произноси и не принимай ложного свидетельства… не ябедничай, не жалуйся понапрасну, не сплетничай.

6.   Не завидуй. Будь доволен тем, что у тебя есть.

(слайд 27) РЕФЛЕКСИЯ

  • Что мы изучили на уроке?
  • Какое задание оказалось самым трудным, а какое самым лёгким?
  • Почему?
  • Как справиться с трудностями, если они вдруг возникнут вновь?

СПАСИБО ВАМ ЗА УРОК. Я ДУМАЮ, И ВЫ СОГЛАСИТЕСЬ СО МНОЙ, ЧТО СЕГОДНЯ ВСЕМ ВАМ МОЖНО ПОСТАВИТЬ «ОТЛИЧНО».

 (слайд 28) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Прочитать  параграф 16;
  •  выучить новые слова;
  • ответить на вопросы

  1. Где находилась Финикия?

__________________________________________________________

  1. Какой рельеф на территории этого государства?

__________________________________________________________________

  1. Какие крупные города находились на территории этого государства?

____________________________________________________________________

  1. Какое главное занятие было у финикийцев?

________________________________________________________________

       5. Что умели изготовлять ремесленники?

_____________________________________________________________________________

6. В чем преимущество финикийского алфавита?

______________________________________________________________________

7. Что обозначает понятие «колония»?

_____________________________________________________________________

8. Что вывозили торговцы из Финикии?

_____________________________________________________________________

9. Что ввозили торговцы в Финикию?

_______________________________________________________________________________________

1. И сказал Бог: «Да будут светила на небе!» И создал Бог солнце, луну и звёзды.

2. И сказал Бог: «Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!» И сотворил Бог разных рыб и птиц.

3. И сказал Бог: «Да будут на земле животные разных видов!» И стало так. Наконец Бог создал человека.

4. И сказал Бог: «Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так.
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!» И стало так.

5. И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.

6. Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.

_______________________________________________________________________________

1. И сказал Бог: «Да будут светила на небе!» И создал Бог солнце, луну и звёзды.

2. И сказал Бог: «Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!» И сотворил Бог разных рыб и птиц.

3. И сказал Бог: «Да будут на земле животные разных видов!» И стало так. Наконец Бог создал человека.

4. И сказал Бог: «Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так.
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!» И стало так.

5. И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.

6. Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.

___________________________________________________________________________________________

1. И сказал Бог: «Да будут светила на небе!» И создал Бог солнце, луну и звёзды.

2. И сказал Бог: «Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!» И сотворил Бог разных рыб и птиц.

3. И сказал Бог: «Да будут на земле животные разных видов!» И стало так. Наконец Бог создал человека.

4. И сказал Бог: «Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так.
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!» И стало так.

5. И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.

6. Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная презентация к уроку истории в 5 классе "Библейские сказания"

Презентация составлена к уроку по теме: "Библейские сказания" по учебнику А.А.Вигасин, Г.И. Годер. Презентация составлена четко по параграфу и позволяет учителю свободно излагать материал....

Презентация "Потоп" к уроку в 5 классе "Библейские сказания"

Презентацию "Потоп" можно использовать на уроках истории в 5 классе при изучении темы "Библейские сказания". Я использую в работе кружка Основ Православной культуры и при проведении элективных курсов....

Урок истории в 5 классе по теме "Библейские сказания"

Урок в 5 классе по теме "Библейские сказания" разработан в соответствии с ФГОС . Предстален план - конспект урока с четко определенными целью и заадачами урока, технологическая карта урока и презентац...

Презентация к уроку: "Библейские сказания"

В презентации содержатся мифы, позволяющие подробно познакомится с Библейскими сказаниями....

Методическая разработка открытого урока в 5 классе "библейские сказания"

Современный урок истории в условиях реализации ФГОС...

Открытый урок "Библейские сказания"

Презентация для 5 класса по истории Древнего мира на тему "Библейские сказания"...