ПРОГРАММА внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации в процесс преподавания предмета «История» на второй ступени обучения
методическая разработка по истории

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРИ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

 

 

ПРИНЯТО:

На педагогическом совете

Протокол от «____»___________2020г.№______

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКОУ: «СОШ пи УУИС»

__________________А.Е. Кремзюк

«____» ____________________2020г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации

в процесс преподавания предмета «История»

 на второй ступени обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Варнавская Л.Л., учитель

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово, 2020 год

Пояснительная записка

 

Проблема внедрения современных педагогических технологий в преподавание истории в школе при исправительной колонии сегодня актуальна. В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования.

В соответствии с российским уголовно-исполнительным законодательством основной задачей пенитенциарной системы России является исправление личности осужденного, его полноценное включение в жизнь общества после отбытия наказания, предупреждение рецидивной преступности, то есть его ресоциализация. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Учебный предмет «История» содержат значительные возможности для решения названных задач. Он развивает личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, учит делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения. Использование в педагогической деятельности образовательных технологий позволяет повысить также мотивацию обучающихся, а следовательно, добиваться запланированных результатов в своей деятельности. По нашему мнению, необходимо сформировать у обучающихся систему ценностей и установок поведения, которые станут основой их новой достойной жизни в обществе. Для этого им нужен положительный опыт самостоятельной деятельности. Уроки истории позволяют формировать понимание закономерностей общественного устройства, уважение к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом развивать способность к рефлексивному поведению в обществе, готовность к принятию ответственных решений в проблемных жизненных ситуациях на основе усвоенных знаний и ценностей. Таким образом, учебный предмет «История» формирует и развивает социально значимые качества обучающихся. В нашей педагогической ситуации мы нередко сталкиваемся с тем, что наши ученики имеют разный уровень знаний и умений, часто очень низкий. Использование на уроках истории педагогической технологии уровневого дифференцирования обучения, на наш взгляд, является одним из продуктивных путей обеспечения усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе его субъективного опыта.

Причины выбора педагогической технологии уровневого обучения для внедрения в процесс преподавания предмета истории в том, что использование дифференцированных заданий дает возможность каждому обучающемуся продвигаться в индивидуальном темпе, что приводит к уменьшению доли непонятого в изучаемом материале и, как следствие, – к снижению уровня неприязни и отторжения. Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности обучающегося, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Вслед за Г.К. Селевко, мы рассматриваем технологию дифференцированного обучения, во-первых, как форму  организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; во-вторых, как часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для
различных групп обучаемых [1].

Дифференцированное обучение понимаем, как организацию и методику обучения, «при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает, право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям» [2].

Теоретико-методологической и методической основой нашей деятельности считаем теоретические положения и идеи взаимодействия образования, воспитания и развития концепции развивающего обучения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), теорию деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов), теорию познавательной деятельности (П. Я. Гальперин, II. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, Е. Н. Кабанова-Меллер), технологию разноуровневого, дифференцированного (Э.Г. Гельфман, В.В. Фирсова, Н.Г. Гузик) и индивидуализированного (А.С. Границкая, В.Д. Шадриков И. Унт) обучения, теорию пенитенциарной педагогики (Ю.А. Алферов, Ю.М. Антонян, Г.П. Байдаков, М.П. Стурова и др.),

Кроме того, методологической основой нашей деятельности по внедрению педагогической технологии уровневой дифференциации как способа организации учебно-познавательной деятельности обучающихся считаем следующие теоретические положения:

  1. В основу дифференциации положена теория Л.С. Выготского о зоне ближайшего            развития [1].  
  2. «Смысл дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого ученика (уровень подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес к предмету), определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на уроке» [5].
  3. Для организации дифференцированного обучения необходимо выделять уровни изучения исторического материала с учетом требований государственного стандарта образования. Критериями отбора содержания каждого уровня являются: целостность, системность знаний; преемственность каждого уровня по отношению к предыдущему; соответствие объема содержания целям, заданным для каждого уровня [2].
  4. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов, предусматривает наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь ученик; базовый уровень является основой требований к учащимся; базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся; ученик должен знать, что с него требуют; ученику предоставляется возможность повышенной подготовки [3].  
  5. Основное условие уровневой дифференциации систематическая повседневная   работа по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации пересдачи зачетов [3].  
  6. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга [4].  

            Исходя из вышесказанного мы определили цель настоящей программы: освоение, апробация и внедрение в практику преподавания истории на второй ступени обучения уровневого дифференцирования как педагогической технологии, обеспечивающей формирование и развитие социально значимых качеств обучающихся.

            Задачи:

1. Способствовать ресоциализации обучающихся-осужденных к лишению свободы, путем обеспечения усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего    развития на основе его субъективного опыта;

2. Организовать познавательную деятельность обучающихся в коллективе, группе, формируя учебные умения и навыки с учетом их особенностей, психологических, интеллектуальных, возрастных. 

3.Создавать педагогические и психологические условия для личностного развития с учетом индивидуальных способностей и особенностей обучающихся.

Настоящая программа предназначена для работы на второй ступени обучения в ГКОУ КО «СОШ при ИУ УИС». Процесс внедрения технологии уровневого дифференцирования обучения в преподавании истории происходит в условиях реализации ФГОС и школьного учебного плана (базовый уровень) и включается в организационные рамки классно-урочной системы.

            Сроки реализации программы: 2020 – 2021 учебный год – 2022 – 2023 учебный год.

            Программа реализуется в 3 этапа:

- 1 этап – подготовительный – (2020 – 2021 учебный год);

-2 этап – технологический – организация уровневого дифференцирования обучающихся в 5-9 классах (2021 – 2022 учебный год – 2022 – 2023 учебный год).

-3 этап – рефлексивный (2023 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы по внедрению педагогической технологии уровневой дифференциации

в процесс преподавания предмета «История» на второй ступени обучения

 

Раздел 1. Организационная работа

по внедрению педагогической технологии

уровневой дифференциации обучения

 

Цель: создание организационных условий процесса внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации обучения в преподавание истории на второй ступени обучения.

Задачи:

- обеспечить учителю, внедряющему педагогическую технологию уровневой дифференциации обучения, необходимый уровень научно-методической подготовки (овладение технологией уровневой дифференциации обучения, методикой обучения основам самостоятельной и групповой работы и др.);

- определить содержательный и тематический потенциал рабочей учебной программы по истории для использования уровневой дифференциации на уроках;

- разработать технологию процесса внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации в преподавании истории на второй ступени обучения;

- обеспечить подготовку программно-методических материалов к внутренней и внешней экспертизе и утверждению.

                 

№ п/п

Содержание деятельности

Период

1.

2.

3.

1. Организационная работа по внедрению педагогической технологии

уровневой дифференциации обучения

1.1.

Изучение современной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме

2020-2021

учебный год

1.2.

Ознакомление  с  педагогическим  опытом педагогов  г.Кемерово   по   внедрению    и использованию педагогической технологии уровневой дифференциации обучения на уроках  истории и во внеурочное время

2020-2021

учебный год

1.3.

Подготовка Программы внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации  в преподавании истории

до 01.11.2020 г.

1.4.

Утверждение Программы внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации в преподавании истории

2020-2021

учебный год

1.5.

Анализ   содержания   учебных  программ  по  предмету «История»

2020-2021

учебный год

1.6.

Корректировка календарно-тематического планирования по   предмету «История» на 2020-2021 учебный год с учетом   внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации

2020-2021

учебный год

1.7.

Формирование базы данных дифференцированных заданий разного уровня сложности по курсу  истории

постоянно

1.8.

Сбор и систематизация методических материалов  по проблеме

постоянно

1.9.

 Участие в работе Педагогического совета  школы,  совещаний  при директоре, заседаний методического    объединения  учителей гуманитарного цикла по проблеме внедрения педагогической    технологии уровневой дифференциации в преподавании истории

по итогам

отчетных

периодов

 

 

Используемые методы:

  • изучение и анализ современной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;
  • изучение и анализ опыта деятельности учителей города;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • сбор, систематизация информации.

 

Планируемый результат:

- осознание смысла собственной педагогической деятельности в рамках проблемы внедрения технологии уровневой дифференциации в преподавании истории на второй ступени обучения;

- овладение технологии осуществления уровневого дифференцирования обучения, методикой обучения основам самостоятельной и групповой работы;

- программа внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации в преподавании истории на второй ступени обучения в школе при исправительной колонии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Организационно-методическая работа

по внедрению технологии уровневой дифференциации обучения

 

Цель: обеспечение программно-методических условий процесса внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации в преподавании истории на второй ступени обучения.

Задачи:

- разработать диагностический инструментарий определения эффективности использования педагогической технологии уровневой дифференциации для обеспечения усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе его субъективного опыта;

- продумать методы мотивации обучающихся для ликвидации пробелов в знаниях, способы развития устойчивого интереса к предмету «История» с учетом специфики познавательной деятельности учеников второй ступени обучения в школе при исправительной колонии;

- разработать дидактические материалы для внедрения и использования педагогической технологии уровневой дифференциации в преподавании истории на второй ступени обучения.

п/п

Содержание деятельности

Период

1.

2.

3.

2.Организационно-методическая работа по внедрению педагогической

технологии уровневой дифференциации обучения

2.1.

Диагностическая  составляющая деятельности

2.1.1.

Подбор методик  и  методов  диагностики  для  изучения исходного  уровня развития общеучебных умений обучающихся

  2020-2021

учебный год

2.1.2.

Подбор методик и методов диагностики для изучения исходного  уровня обучаемости учащихся

  2020-2021

учебный год

2.1.3.

Разработка критериев оценки степени социальной адаптации  обучающихся

  2020-2021

учебный год

2.1.4.

Разработка критериев оценки эффективности использования   педагогической технологии уровневой дифференциации обучения на уроках истории

  2020-2021

учебный год

 

2.1.5

Определение методик и методов оценки эффективности использования педагогической технологии уровневой       дифференциации обучения на уроках истории

  2020-2021

учебный год

 

2.2.

Методическая составляющая деятельности

2.2.1.

Разработка дифференцированных заданий различного уровня сложности для разных групп обучающихся по курсу истории 5-9 кл.

  2020-2021

учебный год

2.2.2.

Создание методической копилки методов, приемов, способов мотивации обучающихся для ликвидации пробелов в знаниях

  2020-2021

учебный год

2.2.3.

Разработка инструкционных материалов для обеспечения усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития

  2020-2021

учебный год

2.2.4.

Создание пакета «Критерии и методы оценки результатов внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации обучения в преподавании истории

  2020-2021

учебный год

 

 

 

Используемые методы:

  • анализ диагностических материалов, содержания учебных программ;
  • моделирование;
  • сбор, систематизация материалов.

 

 Планируемый результат:

- перечень диагностического инструментария для изучения исходного уровня обучающихся и оценки процесса формирования и развития социально значимых качеств, описание методик и методов изучения;

- база данных дифференцированных заданий различного уровня сложности для разных групп, обучающихся;

- комплект инструкционных материалов для усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития (образец оформления ответа; памятки, карточки-помощницы с наводящими вопросами, справочные материалы; опорные материалы, иллюстрации (рисунки, фотографии, картины); образцы (полное, частичное) выполнения задания).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Организация дифференцированного обучения

обучающихся

 

Цель: создание педагогических и психологических условий для обеспечения усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе его субъективного опыта.

Задачи:

- исследовать степень сформированности навыков общеучебной деятельности обучающихся;

- взаимодействовать со специалистами социально-психологической службы ФКУ ИК№5 по изучению личностных качеств и социально-психологических особенностей обучающихся;

- организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся по ликвидации пробелов в знаниях, по овладению навыками самостоятельной и групповой работы.

 

п/п

Содержание деятельности

Период

   1.

                                                      2.

3.

3. Организация дифференцированного обучения обучающихся

3.1.

Диагностический этап

3.1.1.

Диагностика уровня учебных умений и навыков

май, сентябрь

2021

3.1.2.

Диагностика уровня обучаемости  (общих умственных способностей)

май, сентябрь

2021

3.1.3.

Привлечение результатов изучение личности обучающихся  специалистами социально-психологической службы ФКУ ИК№5

май, сентябрь

2021

3.2.

Этап внедрения дифференцированного обучения

в учебный процесс

 

3.2.1.

Внедрение на уроках истории дифференцированных заданий для формирования предметных и общеучебных умений

2021-2022

учебный год

 3.2.2.

Организация дифференцированного обучения для формирования навыков и умений самостоятельной работы и работы в группах

2022-2023

учебный год

 

Используемые методы:

  • методы педагогической диагностики;
  • изучение результатов психодиагностических методов (по информации специалистов социально-психологической службы ФКУ ИК№5);
  • методы и формы обучения: самостоятельная работа с учебником, самостоятельная работа с историческими источниками, групповая работа, работа в парах;
  • способы организации учебной деятельности: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.

Планируемый результат:

Внедрение технологии уровневой дифференциации в учебный процесс поможет обучающимся приобрести знания и умения в соответствии с обязательным минимумом   школьной учебной программой (базовый уровень) по истории в условиях ФГОС, а также использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

 

Раздел 4. Аналитико-коррекционная и информационная деятельность

 

Цель: оценка и анализ результатов внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации в преподавание истории на второй ступени обучения для совершенствования и оптимизации педагогического процесса развития социально значимых качеств обучающихся.

Задачи:

- осуществлять мониторинг формирования общеучебных и предметных знаний и умений обучающихся, навыков самостоятельной и групповой работы;

- анализировать эффективность содержания деятельности, организационных форм, методов работы;

- корректировать механизмы использования педагогической технологии уровневой дифференциации обучения на основе диагностических и аналитических данных для определения качества содержательной, дидактической, процессуальной составляющих;

- систематизировать методические материалы для обобщения и распространения результатов педагогического опыта. 

 

п/п

Содержание деятельности

     Сроки

     1.

2.

            3.

                  4. Аналитико-коррекционная и информационная деятельность

4.1.

Диагностика процесса формирования навыков самостоятельной и групповой работы при использовании педагогической технологии уровневой  дифференциации обучающихся на уроках истории

по итогам

каждого

полугодия

 4.2.

Диагностика степени социальной адаптации обучающихся

по итогам

учебного

года

 4.3.

Мониторинг результатов внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации в преподавании истории

поэтапно

 4.4.

Анализ эффективности использования педагогической технологии    уровневой дифференциации на уроках истории

по окончании

процесса

внедрения

пед.

технологии

 4.5.

Корректировка деятельности по внедрению педагогической технологии уровневой дифференциации обучающихся

поэтапно

 4.6.

Разработка методических рекомендаций по использованию педагогической технологии уровневой дифференциации в преподавании  истории

2022-2023

учебный

год

 

Используемые методы:

  • анализ процессов деятельности;
  • методы статистической обработки результатов;
  • сбор, систематизация мониторинговой информации и диагностических материалов;
  • обобщение учебно-методических материалов.

 

Планируемый результат:

- сформированный пакет учебно-методических материалов;

- обобщение и теоретическое осмысление результатов работы.

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. [Текст]/  Г.К. Селевко: в 2 т. т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  2. Чуприкова, И.С. Психология умственного развития. [Текст]/ И.С. Чуприкова:  принцип дифференциации. - Мн., 1997.
  3. Фирсов, В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. [Текст]/ В.В. Фирсов. – М., 1994.
  4. Юнина, Е.А. Новые педагогические технологии. [Текст]/ Е.А. Юнина:  учебно-методическое пособие. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2008.
  5. Якимская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. [Текст]/ И.С. Якимская. - М., 1996.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vnedreniya_varnavskaya_l.l.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРИ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

ПРИНЯТО:

На педагогическом совете

Протокол от «____»___________2020г.№______

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКОУ: «СОШ пи УУИС»

__________________А.Е. Кремзюк

«____» ____________________2020г

ПРОГРАММА

внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации

в процесс преподавания предмета «История»

 на второй ступени обучения

Составитель: Варнавская Л.Л., учитель

высшей квалификационной категории

Кемерово, 2020 год

Пояснительная записка

Проблема внедрения современных педагогических технологий в преподавание истории в школе при исправительной колонии сегодня актуальна. В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования.

В соответствии с российским уголовно-исполнительным законодательством основной задачей пенитенциарной системы России является исправление личности осужденного, его полноценное включение в жизнь общества после отбытия наказания, предупреждение рецидивной преступности, то есть его ресоциализация. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Учебный предмет «История» содержат значительные возможности для решения названных задач. Он развивает личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, учит делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения. Использование в педагогической деятельности образовательных технологий позволяет повысить также мотивацию обучающихся, а следовательно, добиваться запланированных результатов в своей деятельности. По нашему мнению, необходимо сформировать у обучающихся систему ценностей и установок поведения, которые станут основой их новой достойной жизни в обществе. Для этого им нужен положительный опыт самостоятельной деятельности. Уроки истории позволяют формировать понимание закономерностей общественного устройства, уважение к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом развивать способность к рефлексивному поведению в обществе, готовность к принятию ответственных решений в проблемных жизненных ситуациях на основе усвоенных знаний и ценностей. Таким образом, учебный предмет «История» формирует и развивает социально значимые качества обучающихся. В нашей педагогической ситуации мы нередко сталкиваемся с тем, что наши ученики имеют разный уровень знаний и умений, часто очень низкий. Использование на уроках истории педагогической технологии уровневого дифференцирования обучения, на наш взгляд, является одним из продуктивных путей обеспечения усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе его субъективного опыта.

Причины выбора педагогической технологии уровневого обучения для внедрения в процесс преподавания предмета истории в том, что использование дифференцированных заданий дает возможность каждому обучающемуся продвигаться в индивидуальном темпе, что приводит к уменьшению доли непонятого в изучаемом материале и, как следствие, – к снижению уровня неприязни и отторжения. Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности обучающегося, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Вслед за Г.К. Селевко, мы рассматриваем технологию дифференцированного обучения, во-первых, как форму  организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; во-вторых, как часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для
различных групп обучаемых [1].

Дифференцированное обучение понимаем, как организацию и методику обучения, «при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает, право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям» [2].

Теоретико-методологической и методической основой нашей деятельности считаем теоретические положения и идеи взаимодействия образования, воспитания и развития концепции развивающего обучения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), теорию деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов), теорию познавательной деятельности (П. Я. Гальперин, II. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, Е. Н. Кабанова-Меллер), технологию разноуровневого, дифференцированного (Э.Г. Гельфман, В.В. Фирсова, Н.Г. Гузик) и индивидуализированного (А.С. Границкая, В.Д. Шадриков И. Унт) обучения, теорию пенитенциарной педагогики (Ю.А. Алферов, Ю.М. Антонян, Г.П. Байдаков, М.П. Стурова и др.),

Кроме того, методологической основой нашей деятельности по внедрению педагогической технологии уровневой дифференциации как способа организации учебно-познавательной деятельности обучающихся считаем следующие теоретические положения:

  1. В основу дифференциации положена теория Л.С. Выготского о зоне ближайшего        развития [1].  
  2. «Смысл дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого ученика (уровень подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес к предмету), определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на уроке» [5].
  3. Для организации дифференцированного обучения необходимо выделять уровни изучения исторического материала с учетом требований государственного стандарта образования. Критериями отбора содержания каждого уровня являются: целостность, системность знаний; преемственность каждого уровня по отношению к предыдущему; соответствие объема содержания целям, заданным для каждого уровня [2].
  4. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов, предусматривает наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь ученик; базовый уровень является основой требований к учащимся; базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся; ученик должен знать, что с него требуют; ученику предоставляется возможность повышенной подготовки [3].  
  5. Основное условие уровневой дифференциации систематическая повседневная   работа по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации пересдачи зачетов [3].  
  6. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга [4].  

        Исходя из вышесказанного мы определили цель настоящей программы: освоение, апробация и внедрение в практику преподавания истории на второй ступени обучения уровневого дифференцирования как педагогической технологии, обеспечивающей формирование и развитие социально значимых качеств обучающихся.

        Задачи:

1. Способствовать ресоциализации обучающихся-осужденных к лишению свободы, путем обеспечения усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего    развития на основе его субъективного опыта;

2. Организовать познавательную деятельность обучающихся в коллективе, группе, формируя учебные умения и навыки с учетом их особенностей, психологических, интеллектуальных, возрастных.  

3.Создавать педагогические и психологические условия для личностного развития с учетом индивидуальных способностей и особенностей обучающихся.

Настоящая программа предназначена для работы на второй ступени обучения в ГКОУ КО «СОШ при ИУ УИС». Процесс внедрения технологии уровневого дифференцирования обучения в преподавании истории происходит в условиях реализации ФГОС и школьного учебного плана (базовый уровень) и включается в организационные рамки классно-урочной системы.

         Сроки реализации программы: 2020 – 2021 учебный год – 2022 – 2023 учебный год.

        Программа реализуется в 3 этапа:

- 1 этап – подготовительный – (2020 – 2021 учебный год);

-2 этап – технологический – организация уровневого дифференцирования обучающихся в 5-9 классах (2021 – 2022 учебный год – 2022 – 2023 учебный год).

-3 этап – рефлексивный (2023 г.).

План работы по внедрению педагогической технологии уровневой дифференциации

в процесс преподавания предмета «История» на второй ступени обучения

Раздел 1. Организационная работа

по внедрению педагогической технологии

уровневой дифференциации обучения

Цель: создание организационных условий процесса внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации обучения в преподавание истории на второй ступени обучения.

Задачи:

- обеспечить учителю, внедряющему педагогическую технологию уровневой дифференциации обучения, необходимый уровень научно-методической подготовки (овладение технологией уровневой дифференциации обучения, методикой обучения основам самостоятельной и групповой работы и др.);

- определить содержательный и тематический потенциал рабочей учебной программы по истории для использования уровневой дифференциации на уроках;

- разработать технологию процесса внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации в преподавании истории на второй ступени обучения;

- обеспечить подготовку программно-методических материалов к внутренней и внешней экспертизе и утверждению.

                 

№ п/п

Содержание деятельности

Период

1.

2.

3.

1. Организационная работа по внедрению педагогической технологии

уровневой дифференциации обучения

1.1.

Изучение современной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме

2020-2021

учебный год

1.2.

Ознакомление  с  педагогическим  опытом педагогов  г.Кемерово   по   внедрению    и использованию педагогической технологии уровневой дифференциации обучения на уроках  истории и во внеурочное время

2020-2021

учебный год

1.3.

Подготовка Программы внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации  в преподавании истории

до 01.11.2020 г.

1.4.

Утверждение Программы внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации в преподавании истории

2020-2021

учебный год

1.5.

Анализ   содержания   учебных  программ  по  предмету «История»

2020-2021

учебный год

1.6.

Корректировка календарно-тематического планирования по   предмету «История» на 2020-2021 учебный год с учетом   внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации

2020-2021

учебный год

1.7.

Формирование базы данных дифференцированных заданий разного уровня сложности по курсу  истории

постоянно

1.8.

Сбор и систематизация методических материалов  по проблеме

постоянно

1.9.

 Участие в работе Педагогического совета  школы,  совещаний  при директоре, заседаний методического    объединения  учителей гуманитарного цикла по проблеме внедрения педагогической    технологии уровневой дифференциации в преподавании истории

по итогам

отчетных

периодов

Используемые методы:

  • изучение и анализ современной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;
  • изучение и анализ опыта деятельности учителей города;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • сбор, систематизация информации.

Планируемый результат:

- осознание смысла собственной педагогической деятельности в рамках проблемы внедрения технологии уровневой дифференциации в преподавании истории на второй ступени обучения;

- овладение технологии осуществления уровневого дифференцирования обучения, методикой обучения основам самостоятельной и групповой работы;

- программа внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации в преподавании истории на второй ступени обучения в школе при исправительной колонии.

Раздел 2. Организационно-методическая работа

по внедрению технологии уровневой дифференциации обучения

Цель: обеспечение программно-методических условий процесса внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации в преподавании истории на второй ступени обучения.

Задачи:

- разработать диагностический инструментарий определения эффективности использования педагогической технологии уровневой дифференциации для обеспечения усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе его субъективного опыта;

- продумать методы мотивации обучающихся для ликвидации пробелов в знаниях, способы развития устойчивого интереса к предмету «История» с учетом специфики познавательной деятельности учеников второй ступени обучения в школе при исправительной колонии;

- разработать дидактические материалы для внедрения и использования педагогической технологии уровневой дифференциации в преподавании истории на второй ступени обучения.

п/п

Содержание деятельности

Период

1.

2.

3.

2.Организационно-методическая работа по внедрению педагогической

технологии уровневой дифференциации обучения

2.1.

Диагностическая  составляющая деятельности

2.1.1.

Подбор методик  и  методов  диагностики  для  изучения исходного  уровня развития общеучебных умений обучающихся

  2020-2021

учебный год

2.1.2.

Подбор методик и методов диагностики для изучения исходного  уровня обучаемости учащихся

  2020-2021

учебный год

2.1.3.

Разработка критериев оценки степени социальной адаптации  обучающихся

  2020-2021

учебный год

2.1.4.

Разработка критериев оценки эффективности использования   педагогической технологии уровневой дифференциации обучения на уроках истории

  2020-2021

учебный год

2.1.5

Определение методик и методов оценки эффективности использования педагогической технологии уровневой       дифференциации обучения на уроках истории

  2020-2021

учебный год

2.2.

Методическая составляющая деятельности

2.2.1.

Разработка дифференцированных заданий различного уровня сложности для разных групп обучающихся по курсу истории 5-9 кл.

  2020-2021

учебный год

2.2.2.

Создание методической копилки методов, приемов, способов мотивации обучающихся для ликвидации пробелов в знаниях

  2020-2021

учебный год

2.2.3.

Разработка инструкционных материалов для обеспечения усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития

  2020-2021

учебный год

2.2.4.

Создание пакета «Критерии и методы оценки результатов внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации обучения в преподавании истории

  2020-2021

учебный год

Используемые методы:

  • анализ диагностических материалов, содержания учебных программ;
  • моделирование;
  • сбор, систематизация материалов.

 Планируемый результат:

- перечень диагностического инструментария для изучения исходного уровня обучающихся и оценки процесса формирования и развития социально значимых качеств, описание методик и методов изучения;

- база данных дифференцированных заданий различного уровня сложности для разных групп, обучающихся;

- комплект инструкционных материалов для усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития (образец оформления ответа; памятки, карточки-помощницы с наводящими вопросами, справочные материалы; опорные материалы, иллюстрации (рисунки, фотографии, картины); образцы (полное, частичное) выполнения задания).

Раздел 3. Организация дифференцированного обучения

обучающихся

Цель: создание педагогических и психологических условий для обеспечения усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе его субъективного опыта.

Задачи:

- исследовать степень сформированности навыков общеучебной деятельности обучающихся;

- взаимодействовать со специалистами социально-психологической службы ФКУ ИК№5 по изучению личностных качеств и социально-психологических особенностей обучающихся;

- организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся по ликвидации пробелов в знаниях, по овладению навыками самостоятельной и групповой работы.

п/п

Содержание деятельности

Период

   1.

                                                      2.

3.

3. Организация дифференцированного обучения обучающихся

3.1.

Диагностический этап

3.1.1.

Диагностика уровня учебных умений и навыков

май, сентябрь

2021

3.1.2.

Диагностика уровня обучаемости  (общих умственных способностей)

май, сентябрь

2021

3.1.3.

Привлечение результатов изучение личности обучающихся  специалистами социально-психологической службы ФКУ ИК№5

май, сентябрь

2021

3.2.

Этап внедрения дифференцированного обучения

в учебный процесс

3.2.1.

Внедрение на уроках истории дифференцированных заданий для формирования предметных и общеучебных умений

2021-2022

учебный год

 3.2.2.

Организация дифференцированного обучения для формирования навыков и умений самостоятельной работы и работы в группах

2022-2023

учебный год

Используемые методы:

  • методы педагогической диагностики;
  • изучение результатов психодиагностических методов (по информации специалистов социально-психологической службы ФКУ ИК№5);
  • методы и формы обучения: самостоятельная работа с учебником, самостоятельная работа с историческими источниками, групповая работа, работа в парах;
  • способы организации учебной деятельности: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.

Планируемый результат:

Внедрение технологии уровневой дифференциации в учебный процесс поможет обучающимся приобрести знания и умения в соответствии с обязательным минимумом   школьной учебной программой (базовый уровень) по истории в условиях ФГОС, а также использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Раздел 4. Аналитико-коррекционная и информационная деятельность

Цель: оценка и анализ результатов внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации в преподавание истории на второй ступени обучения для совершенствования и оптимизации педагогического процесса развития социально значимых качеств обучающихся.

Задачи:

- осуществлять мониторинг формирования общеучебных и предметных знаний и умений обучающихся, навыков самостоятельной и групповой работы;

- анализировать эффективность содержания деятельности, организационных форм, методов работы;

- корректировать механизмы использования педагогической технологии уровневой дифференциации обучения на основе диагностических и аналитических данных для определения качества содержательной, дидактической, процессуальной составляющих;

- систематизировать методические материалы для обобщения и распространения результатов педагогического опыта.  

п/п

Содержание деятельности

     Сроки

     1.

2.

            3.

                  4. Аналитико-коррекционная и информационная деятельность

4.1.

Диагностика процесса формирования навыков самостоятельной и групповой работы при использовании педагогической технологии уровневой  дифференциации обучающихся на уроках истории

по итогам

каждого

полугодия

 4.2.

Диагностика степени социальной адаптации обучающихся

по итогам

учебного

года

 4.3.

Мониторинг результатов внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации в преподавании истории

поэтапно

 4.4.

Анализ эффективности использования педагогической технологии    уровневой дифференциации на уроках истории

по окончании

процесса

внедрения

пед.

технологии

 4.5.

Корректировка деятельности по внедрению педагогической технологии уровневой дифференциации обучающихся

поэтапно

 4.6.

Разработка методических рекомендаций по использованию педагогической технологии уровневой дифференциации в преподавании  истории

2022-2023

учебный

год

Используемые методы:

  • анализ процессов деятельности;
  • методы статистической обработки результатов;
  • сбор, систематизация мониторинговой информации и диагностических материалов;
  • обобщение учебно-методических материалов.

Планируемый результат:

- сформированный пакет учебно-методических материалов;

- обобщение и теоретическое осмысление результатов работы.

Литература

  1. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. [Текст]/  Г.К. Селевко: в 2 т. т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  2. Чуприкова, И.С. Психология умственного развития. [Текст]/ И.С. Чуприкова:  принцип дифференциации. - Мн., 1997.
  3. Фирсов, В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. [Текст]/ В.В. Фирсов. – М., 1994.
  4. Юнина, Е.А. Новые педагогические технологии. [Текст]/ Е.А. Юнина:  учебно-методическое пособие. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2008.
  5. Якимская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. [Текст]/ И.С. Якимская. - М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внедрения педагогической технологии "метод проекта" в преподавание предметов "Русский язык" и "Литература" на второй ступени обучения

Настоящая Программа посвящена вопросу внедрения педагогической технологии «метод проекта» в процесс преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» на второй ступени обучения.«Метод п...

Программа внедрения педагогической технологии "метод проекта" в процесс преподавания предметов "Русский язык" и "Литература" на второй ступени обучения

Настоящая Программа посвящена вопросу внедрения педагогической технологии «метод проекта» в процесс преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» на второй ступени обучения. «Метод проекта» рас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МАТЕМАТИКА» для второй ступени обучения 7класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету«МАТЕМАТИКА»для второй ступени обучения7класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Черчение» для второй ступени обучения 9класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету«Черчение»для второй ступени обучения9класс...

Педагогическая технология " Уровневая дифференциация" на уроках математики

Организация учебного процесса таким образом, при котором создаются разнообразные условия обучения для различных групп учащихся с учетом их возрастных особенностей...

Применение в образовательном процессе педагогической технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова

Применение в образовательном процессе педагогическойтехнологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова...

Доклад на тему: «Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках истории и обществознания»

Доклад на тему:«Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках истории и обществознания»...