Программа внедрения педагогической технологии "метод проекта" в преподавание предметов "Русский язык" и "Литература" на второй ступени обучения
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

 

 

Настоящая Программа посвящена вопросу внедрения педагогической технологии «метод проекта» в процесс преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» на второй ступени обучения.«Метод проекта» рассматривается как один из путей решения проблемы ресоциализации обучающихся - осужденных к лишению свободы.

Предлагаемая программа составлена с учетом нынешних условий работы в вечерней школе: Базисный учебный план 1998 г., соответствующий Государственный образовательный стандарт и учебные программы Министерства образования Российской Федерации для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) и содержит следующие составляющие элементы: пояснительную записку, план работы, список литературы.

В пояснительной записке дано обоснование актуальности проблемы внедрения педагогической технологии «метод проекта» и выбора педагогической технологии для работы; изложены методологические основы деятельности. Раскрыты цель и задачи программы, направленные на освоение, апробацию и внедрение в практику преподавания русского языка и литературы на второй ступени обучения «метода проекта» как педагогической технологии для формирования и развития социально значимых качеств обучающихся.

В программе предложен план внедрения  педагогической технологии «метод проекта», отражающий последовательность и логику основных направлений деятельности и этапов работы и включающий несколько разделов, в том числе организационную, организационно-методическую работу, организацию проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы, аналитико-коррекционную и информационную деятельность. Обозначены основные методы работы и ожидаемые результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

внедрения педагогической технологии «метод проекта» в преподавание предметов «Русский язык» и «Литература» на второй ступени обучения

Пояснительная записка

Проблема внедрения современных педагогических технологий в преподавание русского языка и литературы в вечерней школе при  исправительной колонии сегодня особенно актуальна. В соответствии с российским уголовно-исполнительным законодательством пенитенциарная система России сегодня ориентирована на решение основной задачи: ресоциализация личности осужденного, отбывающего наказание, то есть исправление и полноценное включение в жизнь общества после отбытия наказания, предупреждение рецидивной преступности [2]. В соответствии с российским уголовно-исполнительным законодательством пенитенциарная система России сегодня ориентирована на решение основной задачи: ресоциализация личности осужденного, отбывающего наказание, то есть исправление и полноценное включение в жизнь общества после отбытия наказания, предупреждение рецидивной преступности. Гуманизация и демократизация уголовно-исполнительной политики делает вопросы организации процесса обучения в вечерней школе при исправительной колонии по изменению  внутренних установок и ценностных ориентаций осужденных и приобщению их к освоению и выполнению социальных ролей в качестве законопослушных, общественно полезных граждан общества особенно значимыми.

Образовательная область «Филология», направленная на духовное и нравственное воспитание личности обучающихся, заключает в себе значительный потенциал в решении обозначенных задач. Учебные предметы «Русский язык» и, особенно, «Литература» в концентрированном виде содержат универсальные человеческие ценности и своей образностью активно воздействуют на сознание, чувства, волю людей, а, значит, играют существенную роль в формировании и преобразовании личности, ее самоопределении в мире ценностей и смыслов сегодняшней жизни. По нашему мнению, изменения, при которых человек принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде, не произойдут без приобретения положительного опыта самостоятельной деятельности, навыков сотрудничества, делового общения в коллективе, возникновения личной ответственности. В нашей педагогической ситуации, где обучающимися являются молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, преступившие закон и осужденные к лишению свободы, мы нередко сталкиваемся с неумением учеников адекватно, корректно выстраивать отношения  с другими людьми. Использование на уроках русского языка и литературы педагогической технологии «метод проекта», на наш взгляд, является одним из продуктивных путей организации совместной деятельности «учитель-ученик», «ученик-ученик», направленной на совместный поиск решения вопросов и проблем, представляющих для обучающихся личностно значимый интерес и усвоение ими социально значимых норм и качеств.

Причины выбора педагогической технологии «метод проекта» для внедрения в процесс преподавания предметов филологического цикла в том, что использование проектирования на уроках русского языка и литературы позволяет, на наш взгляд, органично соединить ценностно-смысловую составляющую уроков и процесс деятельной ресоциализации. Наш выбор объясняется и социальным запросом - необходимостью предоставить обучающемуся не столько знания в готовом виде, сколько обеспечить умение быстро находить, анализировать и использовать новую информацию. Для обучающихся вечерних школ при ИК, отличающихся низким уровнем умений интеллектуальной самостоятельной работы, вопросы формирования творческого мышления для реализации себя в обществе в качестве законопослушных и успешных его членов оказываются немаловажными. 

Вслед за Е.С. Полат, мы рассматриваем «метод проекта», во-первых, как педагогическую технологию, предполагающую «совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути»; во-вторых, как  метод, предполагающий определенную «совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи -  решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта» [6].

Теоретико-методологической основой нашей деятельности считаем теорию деятельностного подхода  (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.), теорию пенитенциарной педагогики (Ю.А. Алферов, Ю.М. Антонян, Г.П. Байдаков, М.П. Стурова и др.).

Кроме того, методологической основой нашей деятельности по внедрению «метода проектов» как способа организации учебно-познавательной деятельности обучающихся считаем следующие теоретические положения:

1. учебная деятельность – «это усвоение собственно теоретических знаний», а формирование учебной деятельности есть «формирование умения учиться самостоятельно и творчески» [3].

2. Учебная деятельность является частью, специфической разновидностью учения, которая специально организуется, чтобы учащийся, осуществляя ее, изменял самого себя. Важным компонентом учебной деятельности является учебная задача, решение которой «преобразует не предмет, на который воздействует субъект деятельности, а самого субъекта, формируя его знания, умения, взгляды, мировоззрение» [9].

3. Для того, чтобы можно было решение задач по гуманитарным предметам подвести под понятие «учебные задачи», они, в своей совокупности, должны составлять определенную «систему, в которой их решение должно привести в конечном счете к изменению самого учащегося - сформировать у него соответствующие способности» [9].

4. Основные моральные принципы - взаимопомощь, толерантность, чувство ответственности за принятые решения - в философии образования, основанной на проектной деятельности, базируются на учебном действии и «проживании» соответствующих ролей [4].

5. В формировании таких моральных качеств осужденных, как честность, порядочность, ответственность, чувство долга, …. значительную роль играет «повышение общеобразовательного уровня» [7]. 

6. «Всякое обучение предпринимается для того, чтобы научить человека «что-то делать», а для этого ему надо знать, как это делать, почему нужно делать именно так, а не иначе, т. е. получить определенные, вполне конкретные знания, четко ориентирующие обучаемого в правильном выполнении деятельности, которой он обучается. При этом нужно знать, какие элементы осуществляемого действия служат надежными ориентирами для специалиста, который обычно безошибочно выполняет профессиональное действие. Набор этих элементов-ориентиров должен стать при обучении этой деятельности ориентировочной основой действий (ООД) обучающегося. «Ориентировочная основа действия — это та система условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия» [8].

7. Для овладения всеми существенными сторонами деятельности, в том числе ценностно-ориентировочной, связанной с формированием мотивов, ценностных ориентаций, убеждений личности, «необходима организация собственного опыта учащихся …. в такой деятельности, где они могли бы сами сформировать способности к ориентировке, самостоятельному определению цели действий и деятельности, к творчеству» [5].

8. По С.А. Беличевой «включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду» - непременное условие процесса освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей [1].

Исходя из вышесказанного, мы определили цель настоящей программы: освоение, апробация и внедрение в практику преподавания русского языка и литературы на второй ступени обучения «метода проекта» как педагогической технологии, обеспечивающей формирование и развитие социально значимых качеств обучающихся.

Задачи:

1. способствовать ресоциализации обучающихся-осужденных к лишению свободы, путем их включения в проектную деятельность на материале исследования лингвистических и литературных явлений;

2. организовать познавательную деятельность обучающихся с использованием поэтапного формирования проектных умений и с учетом их особенностей, интеллектуальных, возрастных, психологических;

3. создать педагогические и психологические условия для формирования и развития навыков сотрудничества, партнерства, продуктивного делового общения в группе, коллективе.

Настоящая программы предназначена для работы на второй ступени обучения в вечерней школе при исправительной колонии. Следует отметить, что процесс внедрения педагогической технологии «метод проекта» в преподавание русского языка и литературы реализуется нами в условиях ныне действующего для вечерних школ Российской Федерации Базисного учебного плана, на материале действующих сегодня в вечерней школе государственного образовательного стандарта и учебных программ Министерства образования Российской Федерации для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) по русскому языку и литературе и включается в организационные рамки классно-урочной системы.

Сроки реализации программы: 2012-2013 учебный год - 2015-2016 учебный год.

Программа реализуется в 3 этапа:

- 1 этап - подготовительный – (2012-2013 учебный год);

- 2 этап – технологический - организация проектной деятельности обучающихся, начиная с  5 и 6 классов (2013-2014 учебный год - 2015-2016 учебный год).

3 этап – рефлексивный (2016 г).

План работы по внедрению педагогической технологии «метод проекта»

Раздел 1. Организационная работа

по внедрению педагогической технологии «метод проекта»

Цель: создание организационных условий процесса внедрения педагогической технологии «метод проекта» в преподавание русского языка и литературы на второй ступени обучения.

Задачи:

- обеспечить учителю, внедряющему педагогическую технологию «метод проекта», необходимый уровень научно-методической подготовки (овладение технологией осуществления проектного обучения, методикой обучения основам учебного исследования и др.);

- определить содержательный и тематический  потенциал рабочих учебных программ по русскому языку и литературе для использования проектной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной работе;

- разработать технологию процесса внедрения педагогической технологии «метод проекта» в преподавание русского языка и литературы на второй ступени обучения;

- обеспечить подготовку программно-методических материалов к внутренней и внешней экспертизе и утверждению.

№ п/п

Содержание деятельности

Период

1.

2.

3.

  1. Организационная работа по внедрению

педагогической технологии «метод проекта»

1.1.

Изучение современной психолого-педагогической и частно-методической литературы по проблеме

2012-2013

учебный год

1.2.

Обучение на курсах повышения квалификации (очных, заочных, дистанционных) по изучаемой проблеме

по планам работы  учреждений повышения квалификации

1.3.

Ознакомление с педагогическим опытом педагогов  г. Кемерово по внедрению и использованию педагогической технологии «метод проекта» в образовательной области «Филология»

2012-2013

учебный год

1.4.

Подготовка Программы внедрения педагогической технологии «метод проекта» в преподавание русского языка и литературы

до 01.11.2012

1.5.

Утверждение Программы внедрения педагогической технологии «метод проекта» в преподавание русского языка и литературы

2012-2013 учебный год

1.6.

Анализ содержания учебных программ по предметам «Русский язык» и «Литература»

2012-2013 учебный год

1.7.

Корректировка календарно-тематического планирования по предметам «Русский язык» и «Литература» на 2013-2014 учебный год с учетом внедрения педагогической технологии «метод проекта»

2012-2013 учебный год

1.8.

Утверждение программы пропедевтического курса «Основы проектирования»

2012-2013 учебный год

1.9.

Утверждение программы кружковой деятельности «Мастерская проекта»

2012-2013 учебный год

1.10.

Формирование базы данных учебных задач и заданий для обучения основным проектировочным действиям по курсам русского языка и литературы для обучающихся 5-6 классов

постоянно

1.11.

Формирование банка данных учебных проектов

постоянно

1.12.

Сбор и систематизация методических материалов по проблеме

постоянно

1.13.

Участие в работе Педагогического совета школы, совещаний при директоре, заседаний методического объединения учителей гуманитарного цикла по проблеме внедрения педагогической технологии «метод проекта» в преподавание русского языка и литературы

по итогам отчетных периодов

Используемые методы:  

- изучение и анализ современной психолого-педагогической и частно-методической литературы по проблеме;

- изучение и анализ опыта деятельности педагогов города;

- сравнение;

- обобщение;

- проектирование;

- сбор, систематизация информации.

Планируемый результат:  

- осознание смысла собственной педагогической деятельности в рамках проблемы внедрения педагогической технологии «метод проекта» в преподавание русского языка и литературы на второй ступени обучения;

- овладение технологией осуществления проектного обучения, методикой обучения основам учебного исследования и др;

- обновленная позиция учителя относительно собственной деятельности - выход из предметной «зашоренности» в надпредметное методологическое осмысление своей педагогической практики;

- программа внедрения педагогической технологии «метод проекта» в преподавание русского языка и литературы на второй ступени обучения в вечерней школе при исправительной колонии.

Раздел 2. Организационно-методическая работа

по внедрению педагогической технологии «метод проекта»

Цель: обеспечение программно-методических условий процесса внедрения педагогической технологии «метод проекта» в преподавание русского языка и литературы на второй ступени обучения.

Задачи:

- разработать диагностический инструментарий определения эффективности использования педагогической технологии «метод проекта» для формирования и развития навыков сотрудничества, партнерства, продуктивного делового общения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности;

- составить рабочие программы организации внеурочной деятельности для овладения обучающимися основами проектировочных действий;

- продумать методы мотивации обучающихся на овладение проектной деятельностью, способы введения проектирования в структуру уроков русского языка  и литературы с учетом специфики познавательной деятельности обучающихся второй ступени обучения в вечерней школе при исправительной колонии и последовательности познавательных действий обучающихся при подготовке и осуществлении учебных проектов;                

- разработать дидактические материалы для внедрения и использования педагогической технологии «метод проекта» в преподавании русского языка и литературы на второй ступени обучения.

№ п/п

Содержание деятельности

Период

1.

2.

3.

  1. Организационно-методическая работа по внедрению

педагогической технологии «метод проекта»

2.1.

Диагностическая составляющая деятельности

2.1.1.

Подбор методик и методов диагностики для изучения исходного уровня развития общеучебных умений обучающихся

2012-2013

учебный год

2.1.2.

Подбор методик и методов диагностики для изучения исходного уровня обучаемости обучающихся

2012-2013

учебный год

2.1.3.

Разработка критериев, выбор методов оценки степени сформированности проектных умений

2012-2013

учебный год

2.1.4.

Разработка критериев оценки степени социальной адаптации обучающихся

2012-2013

учебный год

2.1.5.

Разработка критериев оценки эффективности использования педагогической технологии «метод проекта» на уроках русского языка литературы

2012-2013

учебный год

2.1.6.

Определение методик и методов оценки эффективности использования педагогической технологии «метод проекта» на уроках русского языка литературы

2012-2013

учебный год

2.2.

Методическая составляющая деятельности

2.2.1.

Создание модели организации педагогического процесса в соответствии с идеями программы

2012-2013

учебный год

2.2.2.

Разработка учебных задач и заданий для обучения основным проектировочным действиям по курсам русского языка и литературы для обучающихся 5-6 классов

2012-2013

учебный год

2.2.3.

Разработка проектных заданий по предметам «Русский язык и литература» для обучающихся 7-8 классов

2013-2014

учебный год

2.2.4.

Создание методической копилки методов, приемов, способов мотивации обучающихся к освоению проектирования и участию в проектной деятельности

2012-2013

учебный год

2.2.5.

Разработка программы пропедевтического курса «Основы проектирования»

2012-2013

учебный год

2.2.6.

Разработка программы кружковой работы «Мастерская проекта»

2012-2013

учебный год

2.2.7.

Разработка комплекта инструкционных материалов для организации проектной деятельности

2012-2013

учебный год

2.2.8.

Создание пакета «Критерии и методы оценки результатов внедрения педагогической технологии «метод проекта» в преподавание русского языка и литературы»

2012-2013

учебный год

Используемые методы:  

- проектирование;

- моделирование;

- сбор, систематизация материалов.

Планируемый результат:  

- перечень диагностического инструментария для изучения исходного уровня развития обучающихся и оценки процесса формирования и развития социально значимых качеств и описание методик и методов изучения;

- модель организации педагогического процесса в соответствии с идеями программы, зафиксированная в виде документа;

-  база данных учебных задач и заданий для обучения основным проектировочным действиям по курсам русского языка и литературы для обучающихся 5-6 классов;

- программа пропедевтического курса по овладению обучающимися основами проектировочных действий;

- программы внеурочной деятельности для организации работы над долгосрочными проектами.

Раздел 3. Организация проектной деятельности обучающихся

Цель: создание педагогических и психологических условий для формирования и развития навыков группового проектирования, обеспечивающих возникновение и сохранение отношений сотрудничества, толерантности, доброжелательности, уважения и доверия в ученической среде.

Задачи:

- исследовать степень сформированности навыков учебной деятельности обучающихся;

- взаимодействовать со специалистами социально-психологической службы ФКУ ИК№5 по изучению личностных качеств и социально-психологических особенностей обучающихся;

- организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся по овладению технологией проектирования, путем использования учебных задач (мини-проектов), учебных проектов.


п/п

Содержание деятельности

Период

1.

2.

3.

Организация проектной деятельности обучающихся 

3.1.

Диагностический этап

3.1.1.

Диагностика  уровня общеучебных умений и навыков

май, сентябрь 2013

3.1.2.

Диагностика  уровня обучаемости (общих умственных способностей)

май, сентябрь 2013

3.1.3.

Привлечение результатов изучения личности обучающихся специалистами социально-психологической службы ФКУ ИК№5

май, сентябрь 2013

3.2.

Пропедевтический этап

3.2.1.

Внедрение на уроках русского язык и литературы учебных задач и заданий (минипроектов), для обучения основным проектировочным действиям

2013-2014 учебный год

3.2.2.

Организация работы по программе пропедевтического курса «Основы проектирования»

2013-2014 учебный год

3.3.

Этап внедрения собственно проектной деятельности

в учебный процесс

3.3.1.

Внедрение проектных заданий на уроках русского язык и литературы для обучения формирования предметных и общеучебных умений

2014-2015 учебный год

3.3.2.

Внедрение учебных проектов на уроках русского язык и литературы

2014-2015 учебный год

3.3.3.

Организация внеурочной деятельности по программе кружковой работы «Мастерская проекта»

2014-2015 учебный год

3.3.4.

Организация проектной деятельности по выполнению творческих проектов, различных по видам и продолжительности

2015-2016 учебный год

Используемые методы:  

- методы педагогической диагностики;

- изучение результатов психодиагностических методов (по информации специалистами социально-психологической службы ФКУ ИК№5);

- методы организации педагогического процесса: репродуктивные, методы исследования, методы проектирования.

Планируемый результат:  обучающиеся будут

знать:

- понятие «проектная деятельность», виды проектов, технологию проектирования;

- способы обработки информации;

- способы представления результатов своей деятельности;

уметь:

- работать в группе, команде; взаимодействовать с любым партнером при выполнении совместных действий по решению задач в группе, оказывать помощь друг другу; инициировать учебное взаимодействие с учителем, консультантом; запросить недостающую информацию у учителя, консультанта, специалиста, принимать помощь от консультантов, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс, вести интервью (социально-коммуникативные умения); 

- осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; определять, чему нужно научиться для решения поставленной задачи (рефлексивные умения);

- определять противоречия, лежащие в основе проблемы; формулировать проблему, аргументировать ее значимость; планировать деятельность, время, ресурсы (формулировать цель на основании проблемы; обосновывать достижимость цели; ставить задачи, адекватные цели, проектировать процесс достижения цели, рассчитывать время, необходимое для их выполнения) анализировать собственную деятельность, ее ход и промежуточные результаты в соответствии с критериями оценки (менеджерские умения);

- собирать и обрабатывать информацию, выбрать подходящую информацию, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; находить недостающую информацию в информационном поле, находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи (исследовательские умения);

- уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении (презентационные  умения).

Раздел 4. Аналитико-коррекционная и информационная деятельность

Цель: оценка  и анализ результатов внедрения педагогической технологии «метод проекта» в преподавание русского языка и литературы на второй ступени обучения для совершенствования и оптимизации педагогического процесса развития социально значимых качеств обучающихся.

Задачи:

- осуществлять мониторинг формирования проектных умений обучающихся, навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, сбор и хранение диагностических материалов;

- анализировать эффективность содержания деятельности, организационных форм, методов работы;

- корректировать механизмы использования педагогической технологии «метод проекта» на основе диагностических и аналитических данных для определения качества содержательной,  дидактической, процессуальной  составляющих;

- систематизировать методические материалы для обобщения и распространения результатов педагогического опыта.


п/п

Содержание деятельности

Сроки

1.

2.

3.

4. Аналитико-коррекционная и информационная деятельность

4.1.

Диагностика процесса формирования проектных умений использования педагогической технологии «метод проекта» на уроках русского языка литературы

по итогам каждого

полугодия (в соот-ветствии с этапами организации проектной деятельности обуча-ющихся)

4.2.

Диагностика степени социальной адаптации обучающихся

по итогам учебного года

4.3.

Мониторинг результатов внедрения педагогической технологии «метод проекта» в преподавание русского языка и литературы

поэтапно

4.4.

Анализ эффективности использования педагогической технологии «метод проекта» на уроках русского языка литературы

по окончании процесса внедрения педагогической технологии

4.5.

Корректировка деятельности по внедрению педагогической технологии «метод проекта»

поэтапно

4.6.

Разработка методических рекомендаций по использованию педагогической технологии «метод проекта» в преподавании русского языка и литературы

2015-2016

учебный год

Используемые методы:  

- анализ процессов и продуктов деятельности;

- методы статистической обработки результатов;  

- сбор, систематизация мониторинговой информации и диагностических материалов;

- обобщение учебно-методических материалов.

Планируемый результат:  

- сформированный пакет учебно-методических материалов;

- обобщение и теоретическое осмысление результатов работы.

Литература

1. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. [Текст]/  С.А. Беличева. М.: Ред.-изд. центр «Социальное здоровье России», 1994.

2. Гидденс, Э. Социология. [Текст]/   Э. Гидденс. - М., 1999.

3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. [Текст]/  В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1996.

4. Метод проектов в технологическом образовании школьников. [Текст]. - СПб, 2001.

5. Новиков, А.М. Учебная задача как дидактическая категория. [Интернет - ресурс]/  А.М. Новиков: www.anovikov.ru.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст]/  Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

7. Пищелко, А.В. Психолого-педагогические основы ресоциализации личности осужденных [Текст]/   А.В. Пищелко. - М.: РИПК МВД РФ, 1995.

8. Подольский, А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. [Текст]/  А.И. Подольский. — М., 1987.

9. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]/ Д.Б. Эльконин. //Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1989.



Предварительный просмотр:

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Ассоциативно-семантический анализ

(конспект урока по предмету «Литература», 10 класс)

Цели:

  1. Ознакомление с особенностями философской лирики Ф.И. Тютчева через организацию ассоциативно-семантического анализа стихотворения «Тени сизые смесились…».
  2. Развитие воображения, ассоциативного мышления.
  3. Создание условий для социализации обучающихся через организацию работы в парах, группе.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Оборудование и материалы: текст стихотворения «Тени сизые смесились», Толковый словарь В. Даля.

Оформление доски: тема, структура урока, алгоритм анализа поэтического текста [1].

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Сообщение темы, цели, задач урока.
  4. Применение знаний и умений в новых условиях.
  1. Организация ассоциативно-семантического анализа стихотворения. 
  2. Формулирование особенностей поэтики Тютчева.
  1. Подведение итогов урока.
  2. Сообщение домашнего задания.

Ход урока

  1.  Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся  к уроку.

- У.: Из воспоминаний пианиста Александра Гольденвейзера, навестившего в декабре 1899 года занемогшего Л.Н. Толстого:  «Заговорили о Тютчеве. На днях Льву Николаевичу попалось в „Новом времени“ его стихотворение „Сумерки“. Он достал по этому поводу их все и читал больной. Лев Николаевич сказал мне: „Я всегда говорил, что произведение искусства или так хорошо, что меры для определения его достоинств нет – это истинное искусство; или же оно совсем скверно. Вот я счастлив, что нашел истинное произведение искусства. Я не могу читать его без слез. Я его запомнил. Постойте, я вам сейчас скажу его“. Лев Николаевич начал прерывающимся голосом: „Тени сизые смесились…“ Я умирать буду, не забуду того впечатления, которое произвел на меня в этот раз Лев Николаевич. Он лежал на спине, судорожно сжимая пальцами край одеяла и тщетно стараясь удержать душившие его слезы. Несколько раз он прерывал чтение и начинал сызнова. Но наконец, когда он произнес конец первой строфы: „Все во мне и я во всем…“, – голос его оборвался».

II. Актуализация знаний.

Мы продолжаем разговор о творчестве последнего русского романтика, творившего в эпоху реализма – о творчестве Ф. И. Тютчева.

1. Вспомним,  в чем особенность лирики как рода литературы?

2. Какова задача рода?

3. Что является предметом изображения в лирическом произведении?

3. Кто повествует в лирическом произведении?

5. Каково основное событие переживания в лирическом произведении?

6. В чем заключается задача читателя лирического произведения?

III. Сообщение темы, цели, задач урока.

Предметом нашего внимания станет стихотворение, которое Лев Николаевич Толстой назвал «истинным произведением искусства».

Тема урока: «Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…».

Цель урока: при чтении и интерпретации стихотворения  «Тени сизые смесились…», написанного поэтом в 1835 г., мы используем уже известный нам алгоритм ассоциативно-семантического анализа.

Сегодня, читая лирическое произведение и размышляя над его художественными образами, композиционной организацией стиха, мы, во-первых, постараемся увидеть мастерство художника в изображении мира (определим некоторые особенности поэтики Ф.И. Тютчева), во-вторых, через осмысление авторского замысла попробуем понять отношение автора к миру, человеку.

IV. Применение знаний и умений в новых условиях.

4.1. Организация ассоциативно-семантического анализа стихотворения. 

- У.: Удивительна творческая судьба Тютчева. Поэт, пребывая более 20 лет за пределами России на дипломатической службе, постоянно находясь в иноязычной среде, изъясняясь и в семье, и в обществе преимущественно на французском, сумел не только сохранить любовь к родному языку, но и создать подлинные шедевры русского поэтического искусства. Таким шедевром является и стихотворение «Тени сизые смесились…».

Выразительное чтение стихотворения «Тени сизые смесились…» учителем.

Чтение стихотворения учениками «про себя».

- У.: Какие образы вызывают в нас разнонаправленные, противоположные эмоции?

- О.: Мы наблюдаем противостояние двух образов «жизнь-сумрак».

- У.: Выстроим лексические цепочки, соотносимые с каждым из предложенных вами ключевых образов (коллективная работа).

Жизнь

цвет

звук

жизнь

движенье

мотылька полет

Сумрак

тени сизые

поблекнул

уснул

дальний гул

полет незримый

сумрак тихий, сумрак сонный

мгла

тихий, темный, благовонный

- У.: В чем же «событие переживания» лирического героя?

- О.: Перед нами момент перехода мира природы из одного состояния в другое – момент погружения мира, живого, полного звуков, цвета, движения в «сумрак тихий», в «сумрак сонный», когда блекнут краски, замирают звуки, становятся незримыми, невидимыми предметы. «Событие переживания» лирического героя - это кратковременный момент («сумрак зыбкий»), он вызывает у лирического героя ощущение «тоски невыразимой» и желание раствориться в этом сумраке.

- У.: О чем это стихотворение?

- О.: Это стихотворение о том времени суток, когда день постепенно переходит в ночь («Жизнь, движенье разрешились// В сумрак зыбкий, в дальний гул...»), все затихает, погружается в сумрак, дремоту, сон.

- У.: Действительно, образы «жизнь» и «сумрак» вроде бы противопоставлены. «Жизнь» и «сумрак» - образы из мира природы, их противостояние понятно нам как две стороны одного явления. Но обратите внимание, «сумрак зыбкий» - жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала, ушла куда-то в «дальний гул». Попробуем рассмотреть в стихотворении нечто большее, чем то, что очевидно.

Вспомним о философских воззрениях Ф.И. Тютчева.

- О.: Тютчеву был дан титул «поэт природы», и он имеет право так именоваться. Но не потому, что превосходит других поэтов числом написанных «пейзажей в стихах», а потому что само восприятие природы у Тютчева особенное: Человек и Природа у Тютчева таинственно соотносятся как микрокосмос - Человек и макрокосмос - Вселенная.

- У.: «Слиянность, неразделимость двух миров – природного и человеческого - и есть одна из основных примет поэтики Ф.И. Тютчева и его философии» [1]. Если мы посмотрим на стихотворение с точки зрения мировоззрения поэта, то, обнаружим другую образную пару более важную и характерную для Тютчева, где противопоставлены не природные образы, а образы из мира природы и человека.

Вчитайтесь в текст стихотворения, попробуйте выявить лексические полюса, ключевые образы из мира природы и человека, противоположные по эмоциональному звучанию, назовите  их, обосновывая свою точку зрения (коллективная работа, запись учителем на доске предложенных вариантов и коллективный выбор наиболее обоснованной точки зрения).

Вывод: Противопоставлены два образа - «материальный мир» и «духовный мир».

- У.: Выпишем лексические ряды, соотносимые по смыслу с каждым из названных нами полюсов. Лексические цепочки помогут нам прояснить первоначальное эмоциональное впечатление и выявят новые оттенки и грани противопоставленных образов (коллективная работа).

Материальный мир

цвет поблекнул

звук уснул

жизнь, движенье разрешились

мотылька полет

сумрак зыбкий

Духовный мир

душа

чувства

самозабвенье

уничтоженье

мир дремлющий

сумрак тихий

сумрак сонный

благовонный

- У.: Какие ассоциации вызывают в нашем сознании образы, выделенные нами в стихотворении? 

Задание: Выстроим ассоциативные образные цепочки, идущие от каждого лексического образа и соотнесенных с образами лексических рядов, располагая материал в таблице (работа в микрогруппах с последующим представлением результатов работы).

Материальный мир

Духовный мир

Лексическая

цепочка

Ассоциации

Лексическая

цепочка

Ассоциации

цвет поблекнул

угасает, растворяется

душа

бессмертие, Вселенная,  сущность, божественная суть

звук уснул

затихает, исчезает

чувства

душа, любовь

жизнь, движенье разрешились

превратились в нечто иное

самозабвенье

упоение

мотылька полет незримый//Слышен…

как такового мотылька уже нет, остался отзвук, эхо

мир дремлющий

покой, неподвижность

уничтоженье

исчезновение, незаметный уход

сумрак тихий

сумрак сонный

благовонный

ладан, удовольствие, сладость

 - У.: Для чего автор именно так изображает эти миры?

- О.: Чтобы показать, что материальный мир конечен, смертен, а духовный мир (картина мироздания) – бесконечен, вечен.

- У.: Какой образ сближает два противоположных мира?

- О.: «Сумрак зыбкий» - та субстанция, которая в сознании лирического героя сближает эти два противоположных мира и делает возможным проникновение лирического героя в мир духовный. «Все во мне и я во всем!..». Здесь выражено растворение лирического героя «во всем».

- У.: Почему же для лирического героя происходящее - «час тоски невыразимой»? В чем причина  этой тоски, такой дисгармонии?

- О.: Осознание собственного растворения «во всем», ощущение утраты своей  индивидуальности вызывает у лирического героя  чувство отчаяние и тоски. «Час тоски невыразимой!..» - в этом слышится неприятие картины мироустройства. Модель исчезновения материального мира  вызывает страх перед конечностью земного существования.

- У.: Но на этом стихотворение не заканчивается. Во второй строфе продолжает жить только духовный мир. И побеждает желание лирического героя познать, что же находиться за гранью, заглянуть за пределы материального мира, слиться со Вселенной.

Как это желание выражено в стихотворении?

- О.: «Сумрак тихий, сумрак сонный, // Лейся в глубь моей души», «Все залей и утиши», «Чувства мглой самозабвенья// Переполни через край!..», «С миром дремлющим смешай…»

- У.: Тоска по единству человеческой души и природы оборачивается страстным восклицанием: «Дай вкусить уничтоженья».  

В чем необычность выражения «вкусить уничтоженья»?

- О.: Вкушают обычно удовольствие, сладость. Значит в этом «уничтожении» для лирического героя есть удовольствие. «Уничтожение» мы можем здесь понимать как желанное слияние с миром духовным.

- У.: Для того, чтобы точнее сформулировать авторскую позицию анализ образной системы стихотворения мы дополним обращением и композиции стихотворения, художественным деталям, второстепенным элементам текста (работа в микрогруппах с последующей публичной защитой результатов исследований).

Задания для микрогрупп:

  1. Какова композиционная организация стихотворения? Насколько композиция  поддерживает ключевые образы, выделенные нами?
  2. Какие художественные средства способствуют созданию ключевых образов, уточнению и расширению их значений?
  3. Почему «тени сизые», а не серые, не темные? Каково значение глагола «смесились»?
  4. В чем особенность звуковой организации стиха и как этот художественный прием помогает в создании образной системы?
  5. Какой поэтический смысл передан повелительным наклонением глаголов во 2 строфе?
  6. Как автор использует ритмический рисунок для усиления эмоционального напряжения? В чем особенности синтаксической организации стихотворения?

- У.: Действительно, композиция стихотворения поддерживает ключевые образы, выделены нами. Первая строфа стихотворения – изображение «материального мира», при этом взгляд лирического героя направлен «вокруг себя». Вторая строфа, где взгляд лирического героя обращен «внутрь себя» – «духовный мир».

Первая строфа вызывает негативные эмоции у лирического героя, что подтверждает анализ художественных средств и приемов, выполненный нами.  

Во второй строфе мы слышим мотив смирения с картиной мироздания и приятие картины мироустройства.

Ф.И. Тютчев – православный человек. Для него духовные принципы, провозглашенные Иисусом Христом – единственная система ценностей, в которой любовь, добро, сострадание являются сутью человеческого бытия, а «совершенный человек» воплощает в себе полноту Божественного. Стремление к совершенству - для Тютчева смысл земной жизни [2].

Каково «событие переживания»,  выраженное в стихотворении?

- О.: Ощущение слияния с Макрокосмосом – это осознание лирическим героем единства человеческой души и Вселенной, осмысления себя частицей божественного мира.

4.1.  Формулирование особенностей поэтики Тютчева.

- У.: И.С. Аксаков, известный публицист, поэт, общественный деятель 19 века так писал о поэзии Тютчева: «У него не то, что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее, а мысль чувствующая и живая».

В чем же особенность поэтики Тютчева? (коллективная работа, запись в рабочие тетради выводов)

1. Особенность художественного мира поэта – философская наполненность его произведений.

2. Для выражения мира человеческой души Тютчев использует образы из мира природы.

3. Человек изображается поэтом не на фоне природы, а «внутри» нее, как ее неотъемлемая часть. Обращение к миру природы помогает поэту передать переживания лирического героя, внутренний мир которого неотделим от мира природы.

4. Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что едва намечено в поэтическом образе и угадывается по характерным признакам предметов или явлений.        

V. Подведение итогов.

5.1. Беседа:

1. Каков художественный принцип Ф.И. Тютчева.

2. В чем специфика поэтики Ф.И. Тютчева.

5.2. На следующем уроке мы обратимся к лирике позднего периода творчества поэта и проследим эволюцию образов и настроений.

VI. Сообщение домашнего задания.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева («Тихой ночью, поздним летом…», «Святая ночь на небосклон взошла…», «Осенний вечер» - по выбору).

Список литературы

  1. Каганович, С.Л. Обучение анализу поэтического текста: методическое пособие для учителей-словесников. [Текст]/  С.Л. Каганович. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 112 с.
  2. Роговер, Е.С. Русская литература второй половины XIX века: учебное пособие. [Текст]/  Е.С. Роговер. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2004.- 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внедрения педагогической технологии "метод проекта" в процесс преподавания предметов "Русский язык" и "Литература" на второй ступени обучения

Настоящая Программа посвящена вопросу внедрения педагогической технологии «метод проекта» в процесс преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» на второй ступени обучения. «Метод проекта» рас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МАТЕМАТИКА» для второй ступени обучения 7класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету«МАТЕМАТИКА»для второй ступени обучения7класс...

Педагогические техники развития УУД у учащихся второй ступени обучения

Педагогическая техника- совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей.  Каждый учитель использует свои приемы при общении и управлении детьми, н...

Педсовет « ПРиемственность при переходе из первой ступени на вторую ступень обучения в условиях ФГОС

Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразно...

«Педагогические технологии развития УУД у учащихся второй ступени обучения ( из опыта работы учителя математики)»

Содержанием деятельности учителя в работе с учащимся в формировании личностных УУД...

«Педагогические техники развития УУД у учащихся второй ступени обучения»

laquo;Педагогические техники развития УУД у учащихся второй ступени обучения»...

ПРОГРАММА внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации в процесс преподавания предмета «История» на второй ступени обучения

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРИ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»  ПРИНЯТО:На педагогическом советеПрото...