Педагогическая технология " Уровневая дифференциация" на уроках математики
статья по математике (8 класс) на тему

Организация учебного процесса таким образом, при котором создаются разнообразные условия обучения для различных групп учащихся с учетом их возрастных особенностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urovnevaya_differentsiatsiya_na_urokah_matematiki.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

I

Классификационные параметры

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По характеру содержания: обучающая,

общеобразовательная.

По типу управления: система малых групп + «репетитор».

По подходу к ребенку: дидактоцентрическая.

II

Целевые ориентации.

  1. Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
  2. Адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.
  3. «Возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».

III

Концептуальные положения.

В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и «отличники» , и «хорошисты», и «отстающие». Задача учителя состоит в том, чтобы организовать учебный процесс таким образом, при котором создаются разнообразные условия обучения для различных групп учащихся с учетом особенностей юс контингента.

Выделяются три типа дифференцированных программ: А, В, и С разной степени сложности. Эти программы предусматривают:

  • обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (ЗУН);
  • обеспечение определенной степени самостоятельности в обучении - от постоянной помощи учителя до полной самостоятельности.

Между программами А, В и С существует строгая преемтсвенность, каждой теме предоставлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить


неразрывную логику изложения и создать цельную картину основных представлений.

Уровень А - это базовый стандарт, задания которого должен выполнять каждый ученик, овладевая конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения ( от репродуктивного до творческого). Работа по первичному усвоению материала требует многократного его повторения, умения выделять смысловые группы, вычленять главное, знания приемов запоминания. Ученика уровня А учитель обязан четко инсруктировать: как учить, на что обратить особое внимание, какой из этого следует вывод и т.д.. При твердом овладении ЗУНов А, возможен дальнейший переход к более сложной программе.

Уровень В - уровень, на котором учащиеся овладевают теми приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение, поэтому помимо конкретных знаний на этом уровне вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал уровня А, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основные понятия, показывают функционирование и применение понятий.

Уровень С - предполагает осознанное, творческое применение знаний учащимися. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Она дает развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающее перспективы творческого применения.

IV.

Особенности содержания.

Учащимся предлагается:

  • одновременно изучать взаимообратные действия и операции: сложение и вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, заключение в скобки и их раскрытие и т.д.
  • сравнивать противоположные понятия: прямая и обратная теоремы, прямая и обратная функции и т.д.
  • сопоставлять родственные и аналогичные понятия: уравнения и неравенства, арифметическая и геометрическая прогрессии, определения и свойства синуса и косинуса и т.д.

V.

Особенности методики.

  1. Блочная подача материала.
  1. Работа малыми группами на нескольких уровнях усвоения.
  2. Наличие учебно-методического комплекса: набора заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебнике и заданий обязательного уровня в задачнике. При контроле знаний, умений и навыков дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию ( индивидуальный учет достижений каждого ученика ).

Используются следующие формы занятий:

  • Работа по группам , рядам, командам )
  • Работа в режиме диалога ( постоянные или динамические пары );
  • Семинарско-зачетная система;
  • Внеурочные дополнительные индивидуальные занятия;
  • Консультация;
  • Учет знаний по системе «зачет-незачет».

При повторении материала применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Также выделяются три варианта уровней дидактического материала для самостоятельных, контрольных работ, для решения задач:

1-П варианты соответствуют обязательным результатам обучения;

1Н-1У варианты включают дополнительные задачи и упражнения из учебника;

У-У1 варианты содержат задания из вспомогательной учебно-методической литературы.

VI

Оценивание знаний.

При оценивании знаний учащегося гораздо целесообразнее и гуманнее руководствоваться методом «сложения» - в основе лежит минимальный уровень общеобразовательной подготовки, обязательный для каждого учащегося, затем учитывается то, что достигнуто сверх минимума.

Оценивание контрольных, самостоятельных работ, зачетов производится по балльной системе, которая удовлетворяет следующим требованиям:

  • Дифференцирование значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных работ;
  • Отражение текущей или итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
  • Стимулирование активной учебной деятельности ученика и школе и дома;
  • Возможность улучшить полученную оценку.

Дидактические материалы составлены в трех вариантах, различаются по уровню сложности заданий. Эти различия проявляются в содержании, в объеме, в структуре заданий, в характере числового материала, в особенностях используемого языка, степени выраженности связей, видах соответствующих умственных операций и т.д. Кроме того, варианты различаются по характеру той методической поддержки, которую учащиеся получают для выполнения заданий: ответы, указания, пошаговые инструкции, промежуточные данные для самоконтроля и т.д.

Вариант 1.

  1. Выполните разложение на множители, используя формулу а22 = (а-в)(а + в):

а) х | - у 2;        в) с 22;        д)16-а2;

б) р2-4;        г) 9-а2;        е) х2-25;

  1. Продолжите разложение на множители разности квадратов:

а)        25 а 2 - 9 в 2 = (5 а)2 - (3 в)2 = ...;

б)        0,01х2 - 49 у 2 = (0,1)2 - (7у)2 = ...;

  1. Разложите на множители:

а) 25 - 9у2; б) 1-16х2; в) 36х" - у2; г) 64 - 9в2; д) 25х" - 64в2.

  1. Составьте какое-либо выражение, представляющее собой разность квадратов и разложите его на множители.
  2. Вычислите:

а)        712 - 612 = ( 71 - 61)( 71 + 61) =

б)        1 Об2 - 62; в) 272 - 72; г) 1272 - 1072.

  1. Разложите на множители:

а)        х4 - а6 = (х2)2 - ( а3 )2=...;

б)        9а8 - 1 = (За4)2- 1 = ...;

в)        а4 — в4 = ...;

г)        0,01х4 - у6 = ....

Вариант 2:

  1. Закончить разложение на множители разности квадратов:

а)        а2 - 16 = а" - 4" = ...;

б)        9х2 - 25у2 = (Зх)2 - (5у)2= ....

  1. Разложите на множители:

а) с2 - а2; б) х2 - 81; в) у2 - 121; г) 9х2 - 1; д) а" - 36в2; е) 49а" - 100в";

  1. Вычислите:

а)        542- 462 = ( 54 - 46 )( 54 + 46)=

б)        1352 - 352; в) 472 - 452; г) 8,92 — 1,12.

  1. Разложите на множители:

а) а4-49; б)16х4-81у2; в) а62; г)х2у2-144.

  1. Преобразуйте в произведение

а) (х + У)2 - а2;        в) 25 - ( а - 3 )2;        д) ( 4а - с )2 -

16а2;

б) (х - 2)2 - 81;        г) (2а - в )2 - в2;        е) 9х2 - ( 1 - Зх)2

  1. Докажите, что при каждом целом п значение выражения

( 6п + 2)" - ( Зп + 7 )2 делится на 9

7. Докажите, что разность квадратов двух последовательных целых чисел есть число нечетное.

Этот вариант несколько усложнен по сравнению с предыдущим, он способствует достижению учащимися обязательного уровня и создает условия для овладения ЗУНами на более высоком уровне. К некоторым заданиям даются указания, данные для самоконтроля, однако методическая помощь представлена здесь в меньшем объеме.

Вариант 3:

  1. Разложите на множители:

а)36х22; б) 0,04а" - 9в2; в)-а"+121в2; г) а4 - 1,44; д) 81 в6 - с12; е) а12 - 1;

  1. Вычислите:

а) 762 - 342; 6)9,Г-0,92; в) 18,22 - 1,82; г) 0,8942 - 0Д 062.

  1. Представьте в виде произведения:

а)        1 - ( х - у )2;        д) ( а + в + с )2 - ( а - в - с )2;

б)        64а2 - (а - 36)2; е) (х + 2у - 1 )2 - ( х - 2у + 1 )2.

в)        9( а + в )2 - 4;

г)        25 - 16( а - в )2;

  1. Из квадратной пластины со стороной а см вырезали 4 квадрата со стороной х см. Чему равна площадь оставшейся части?

Вычислите площадь при а =37,2; х=13,6;

  1. Докажите, что при любом целом п
  • Значение выражения (5п + 2)“ - (Зп - 2)" делится на 16.
  • Значение выражения (7п + 1) - (Зп - 1)” делится на 40
  1. Докажите, что если в двузначном числе поменять местами цифры единиц и десятков, то разность между квадратом данного числа и квадратом нового числа делится на 90.
  2. Найдите значение выражения:

( 1002 - 982 + 962 + 94-) — ( 992 + 972 + 952 +932).

  1. Нетрудно проверить, что:

42 — З2 = 16-9 = 7, т.е. 42 - З2 = 4 + 3;

II2 — Ю2= 121 - 100 = 21, т.е. II2— 102 = 11 + 10.

Для каких пар чисел выполняется подмеченная закономерность?

Этот вариант рассчитан на учащихся с хорошей математической подготовкой. Он дает им возможность достаточно интенсивно овладевать основными ЗУНами и научиться применять в разнообразных усложненных ситуациях.

При изучении геометрии удобно использовать лекционно-зачетную систему. На первых 2-4 уроках излагается теоретический материал для того, чтобы сформировать у детей целостное представление о содержании всей темы, понять логическую взаимосвязь изучаемых понятий, глубже осмыслить существенность математических методов. В отличие ОТ ВУЗОВСКОЙ практики лекционных форм, эта работа происходит при активном участии учащихся.

Во-первых, они разбирают материал вместе с учителем, могут задать вопрос, попросить повторить непонятное, а учитель может привлечь к объяснению ученика, если речь идет о раннее изученном.

Во-вторых, учитель может организовать самостоятельная работаучащегося, предоставив им возможность разобрать тот или иной вопрос по учебнику. И, наконец, в- третьих, предусматривается проведение зачета № 1, на котором проверяется усвоение материала происходит в процессе решения задач, которое проводится в 2 этапа. 1 этап - подробный разбор опорных задач (особое внимание - чертежу) - с подробным анализом и обоснованием каждого шага. После решения 8-10 задач такого типа проводится зачет № 2.

Заранее сообщаю№ задач, которые войдут в число зачетных, их не более 8. Цель второго зачета - проверка усвоения материала на уровне воспроизведения готовых решений. Второй этап - решение более сложных задач, при этом увеличивается роль самостоятельной работы . На этом этапе анализируется геометрическая сущность задачи при максимальном участии более подготовленных учащихся. Решение и вычисления выполняются самостоятельно. Здесь - зачет № 3 (предлагаются две задачи, одна из числа предварительно разобранных, другая - аналогичная ). Работа по теме завершается контрольной работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология уровневой дифференциации на уроках математики.

Не берусь утверждать, что технология УД панацея от всех проблем в обучении, это всего лишь одна из многочисленных технологий современного образования. Прежде всего в УД привлекает демократизация образ...

Применение технологии уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

Применение технологии уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики...

Конспект урока по математике с использованием элементов технологии уровневой дифференциации

При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика - общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности...

Применение в образовательном процессе педагогической технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова

Применение в образовательном процессе педагогическойтехнологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова...

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода. ...

ПРОГРАММА внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации в процесс преподавания предмета «История» на второй ступени обучения

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРИ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»  ПРИНЯТО:На педагогическом советеПрото...