Статья «Гражданственность и патриотизм в условиях российского образования»
статья по истории

Акулевич Алла Анатольевна

Гражданское и патриотическое воспитание учащейся молодежи в современной России содержательно существенно изменилось в связи с идеологическими и социально-политическими процессами, происходящими в обществе, в котором на смену идеологии тоталитаризма пришел неустойчивый и весьма подвижный плюрализм. Одно из центральных мест в системе воспитания учащейся молодежи занимает государственно-патриотическое воспитание. Формирование гражданственности и патриотизма осуществляется в процессе специально организованной педагогической деятельности, отражающей такое направление воспитательной работы, как гражданско-патриотическое воспитание. Итак, гражданско-патриотическое воспитание молодежи представляет собой целостный педагогический процесс, основанный на взаимодействии субъектов воспитания, направленный на формирование у воспитанников гражданских качеств, а патриотизм выступает в качестве социально-нравственного императива.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальный  этап XXIX Международных Рождественских образовательных Чтений 2020 года

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

_____________________________________________________________________________

(указывается организация)

представляет на муниципальный  этап XXIX Международных Рождественских образовательных Чтений

____________________________Акулевич Аллы Анатольевны________________________

Фамилия Имя Отчество (в родительном падеже)

Название работы «Гражданственность и патриотизм в условиях российского образования»

Мегион

2020 год

муниципальный  этап XXIX Международных Рождественских образовательных Чтений 2020 года

_____________________________Акулевич Алла Анатольевна__________________________

Фамилия Имя Отчество (в именительном падеже)

Название работы «Гражданственность и патриотизм в условиях российского образования»

Мегион
2020 год

муниципальный  этап XXIX Международных Рождественских образовательных Чтений 2020 года

__________________________Акулевич Алла Анатольевна___________________

Фамилия Имя Отчество (в именительном падеже)

Название работы «Гражданственность и патриотизм в условиях российского образования»

Направление: гражданско-патриотическое воспитание

Краткая аннотация работы

(не более 1 000 печатных знаков)

Гражданское и патриотическое воспитание учащейся молодежи в современной России содержательно существенно изменилось в связи с идеологическими и социально-политическими процессами, происходящими в обществе, в котором на смену идеологии тоталитаризма пришел неустойчивый и весьма подвижный плюрализм. Одно из центральных мест в системе воспитания учащейся молодежи занимает государственно-патриотическое воспитание. Формирование гражданственности и патриотизма осуществляется в процессе специально организованной педагогической деятельности, отражающей такое направление воспитательной работы, как гражданско-патриотическое воспитание. Итак, гражданско-патриотическое воспитание молодежи представляет собой целостный педагогический процесс, основанный на взаимодействии субъектов воспитания, направленный на формирование у воспитанников гражданских качеств, а патриотизм выступает в качестве социально-нравственного императива.  

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

«Гражданственность и патриотизм в условиях российского образования»

Акулевич Алла Анатольевна, учитель истории и обществознания

Мегион

2020

Гражданское и патриотическое воспитание учащейся молодежи в современной России содержательно существенно изменилось в связи с идеологическими и социально-политическими процессами, происходящими в обществе, в котором на смену идеологии тоталитаризма пришел неустойчивый и весьма подвижный плюрализм. Проблема патриотического воспитания и гражданственности в современных условиях является одной из самых актуальных в воспитании подрастающего поколения. Одно из центральных мест в системе воспитания учащейся молодежи занимает государственно-патриотическое воспитание. Государственный патриотизм — это высокое чувство любви граждан страны к своей стране, а также глубокое осознание ими своего гражданского, профессионального и воинского долга перед своим государством.[1] Основными характеристиками государственного патриотизма являются: постоянное ощущение связи с Родиной, с жизнью и деятельностью людей, живущих в родной стране, любовь к своему Отечеству, выраженная в конкретных делах. В рамках государственного патриотизма следует выделить направление гражданско-патриотического воспитания, целью которого является развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Патриотическое воспитание — это целенаправленная деятельность по формированию духовно развитой личности, чувства верности и любви к своему Отечеству, народу, высокого уровня гражданственности, готовности к выполнению конституционного долга.[2] В связи с этим необходима целенаправленная разработка научно- педагогических основ технологий патриотического воспитания в образовательном и воспитательном пространстве образовательных учреждений разного типа.
Система патриотического воспитания должна тесно сотрудничать с общественными организациями, религиозными объединениями, клубами, деятельность которых направлена на содействие формированию личности гражданина и защитника Отечества. Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности.
 Все субъекты патриотического воспитания в процессе взаимодействия становятся целостной, единой системой, оказывающей влияние на личность гражданина-патриота Отечества.

Патриотизм объединяет в себе духовность, гражданственность, присущ только социально активной личности. Настоящего гражданина воспитывают не одним обучением, подрастающее поколение необходимо социализировать. От результатов всех этих процессов зависит в дальнейшем не только конкретный человек, но и благополучие всего общества. Однако патриотические ценности в системе ценностных ориентаций современной молодежи занимают не лидирующие позиции, а патриотическое воспитание в основном сводится к военно-патриотическому, что не совсем правильно, так как патриотизм включает в себя изучение литературы, музыки, спорта и других достижений своей страны. 

Гражданственность рассматривается в мировоззренческом аспекте (знания, убеждения, идеалы, ценностные ориентации и др.); поведенческом (нормы, поступки, установки, и др.); оценочном (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиль мышления; познавательные оценки и др.); культурном (культура чувств, общения, поведения, содержание и характер творчества, инициатив, нравственное, эстетическое отношение и др.).[3]  

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуру межнационального общения.

Формирование гражданственности и патриотизма осуществляется в процессе специально организованной педагогической деятельности, отражающей такое направление воспитательной работы, как гражданско-патриотическое воспитание. Выделяя гражданско-патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь и с другими направлениями воспитания, что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого. Гражданско-патриотическое воспитание пронизывает, интегрирует их, осуществляется в целостном педагогическом процессе. Сущностью данного процесса является освоение воспитанниками прогрессивного гражданского и патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к Родине и Отечеству, что отражает сущность процесса воспитания - переход внешнего, объективного во внутреннее, субъективное.

Итак, гражданско-патриотическое воспитание молодежи представляет собой целостный педагогический процесс, основанный на взаимодействии субъектов воспитания, направленный на формирование у воспитанников гражданских качеств, а патриотизм выступает в качестве социально-нравственного императива.  В конце ХХ в. проблеме гражданско-патриотического воспитания молодежи уделялось значительно меньше внимания, что было обусловлено изменением политических и экономических ориентиров в развитии страны и, следовательно, изменением концептуальных основ воспитания подрастающего поколения. Современной России необходимо правильно использовать лучший опыт воспитания и просвещения, накопленный веками. Однако здесь нужно быть весьма осторожным: бездумное внедрение даже самых ценных шаблонов из прошлого не принесет должного результата, так как требуется применять формы и методы, адаптированные к современным постоянно изменяющимся условиям современного общества. Необходимы действенные формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий. То есть, важно создать эффективно выстроенное общественно-государственное партнёрство.

Библиографический список

1.Гревцева, Г.Я. Воспитание гражданина и патриота: теория и практика: учеб. пособие / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина. - Челябинск: Цицеро, 2014. - 300 с.[1]

2.Хавронюк О.В., Хавронюк Т.А. Проблемы концептуализации подходов к формированию гражданской идентичности личности. – Тула, 2015. .[2]

3. Любимов Л.Л. Российская школа: воспитание гражданственности. 2011. – 283 с. .[3]

4. Данилюк А.Я., А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещении, 2009. – 29 с. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое воспитание в школе как условие формирования гражданственности и патриотизма у учащихся кадетских классов

Содержание   стр.Введение ………………………………………………………….....3Глава IТеоретические основы формирования гражданственности и патриотизма …….………………. 9 1.1. Сущностные характеристики гра...

Формирование гражданственности и патриотизма в условиях тематического классного часа.

Представлен опыт работы по формированию  гражданственности  и патриотизма в условиях тематического классного часа....

Формирование базовых национальных ценностей «гражданственность и патриотизм» в условиях занятий тяжелой атлетикой»

За последние годы в российском обществе произошли значительные изменения, которые самым непосредственным образом сказались на сознании всех социальных групп и слоев населения, привели к потере многими...

Тема проекта: «Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма в условиях перехода на новый ФГОС»

«Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма  в условиях перехода на новый ФГОС»...

Статья «Индивидуализация образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов»

Статья посвящена  идивидуализации образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов...

Проектная деятельность в воспитании гражданственности и патриотизма воспитанников в условиях кадетского военного корпуса

События стремительно развивающихся нескольких десятилетий показывают, что общество нашей страны все чаще и чаще задумывается над целостностью и взаимосвязью во всем мире. Преобразования, происходящие ...