Рабочая программа "Мир истории"
рабочая программа по истории (6 класс)

Глазунова Варвара Николаевна

Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» для 6 класса разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами КОУ РА «Коррекционная школа интернат» и является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_istorii_6_klass_prilozhenie_k_aoop.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

Приложение к АООП для обучающихся

с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

КОУ РА «Коррекционная школа-интернат»                                                                    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Мир истории»

для 6 класса

Глазунова Варвара Николаевна

г. Горно-Алтайск

2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» для 6 класса разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами КОУ РА «Коррекционная школа интернат» и является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

История как социокультурное развития личности выступает в качестве основного источника памяти человеческого общества. Опора на социокультурный контекст истории представляет наиболее приемлемым принципом исторического обучения детей с умственной отсталостью. Исторические факты и события, несмотря на их сложность и драматичность, содержат в себе нравственные уроки, создают основу для воспитания патриотических и гражданских чувств развивающейся личности. Приобщение обучающихся к различным источникам исторических знаний способствуют развитию познавательных потребностей. Важнейшей задачей данной программы является формирование на доступных примерах системы представлений об общественных ценностях (труд, созидание, защита Отечества, уважение к памяти прошлого, а также нравственные ориентиры с примерами дел и свершений на благо Отечества, единство и единение людей, народов в драматические периоды в жизни государства).

Программа «Мир истории» для 6 класса рассматривается в качестве введения в историю Отечества. Ее содержание выстраивается в линейно-концентрической системе.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

На данный учебный курс отведено в 6 классе 2 часа в неделю, что составляет 70 часов в год.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение обучающимися учебного предмета «Мир истории» за 6 класс предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.

6 класс

Личностные результаты:

- уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильные ответы из ряда предложенных вариантов;

- понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя;

- владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;

- владеть элементами оценки и самооценки.

Предметные результаты:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- знать исторические события на уровне их понимания;

- использовать часть понятий в активной речи.

- удовлетворительно знать основные понятия и иметь представления по всем разделам программы, использовать их в самостоятельной речи, в пересказах, в ответах на вопросы;

- участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы;

- высказать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам;

- проявлять интерес к изучению истории.

Содержание учебного курса

6 класс

Раздел 1. Представления о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас.

Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас. История имени. Как возникли имена. Значения имен. Полное и неполное имя. Знаменитые имена в России (2-3 примера).

История фамилии. Происхождение фамилии. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки.

Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.

Раздел II. Отчий дом. Наша Родина – Россия.

Дом, в котором ты живешь. Где находится твой дом (регион, город, поселок, село). Кто и когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях.

История улицы. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа.

Местность, где мы живем (город, село). Название местности, происхождение названия.

Страна, в которой мы живем. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Главный город страны. Понятие о государственных символах: герб, флаг, гимн. Руководство страны, республики. Понятие о большой и малой родине.

Другие страны мира (обзор, с примерами).

Планета, на которой мы живем. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна.

Раздел III. Представление о времени в истории.

Понятия об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха, лента времени. Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятия (ориентировка): давно, недавно, вчера – прошлое; сегодня, сейчас – настоящее: завтра, через день, через месяц, через год – будущее. Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события XX в. (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XX в.).

Раздел IV. Начальные представления об истории как о науке.

История - наука о развитии человеческого общества. Значение исторических знаний для людей.  Историческая память России (3-4 примера).

Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др.

Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (странные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки: памятники строительства, зодчество, архитектуры, устные источники (фольклор).

Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте.

Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религии.

Раздел V. История Древнего мира.

Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания.

Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека. Места обитания. Стадный образ жизни. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века.

Древние люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований.

Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места обитания. Кочевники. Первые сообщества. Изменения климата Земли. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни.

Время и место появление человека разумного. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развития орудия труда. Защита от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей.  Понятия о семье, общине, роде, племени.

Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле.

Природные источник огня. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.

Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов и др.

Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения.

Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная. Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Экологические последствия получения тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов земли для жизни всего человечества.

Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.

Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель.

Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения.

Использование человеком воды для получения энергии. Использование воды при добычи полезных ископаемых.

Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.

Понятия о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий. История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий.

Уточнение представлений, обучающихся о мебели, о назначении, видах, материалах для её изготовления.

История появления мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанных с изготовлением мебели.

Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества.

Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания пищи: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.

История хлеба и хлебопечения. Способы хранения, накопления продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями.

Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.

Понятие о посуде и её назначении. Материалы для изготовления посуды.

История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3 – 4 примера).

Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, её виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции её изготовления (3 – 4 примера).

Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.

Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.

Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека.

Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды (2 – 3 примера).

Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).

История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.

Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.

Раздел VII. Человек и общество.

Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи.

Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления).

Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религии для духовной жизни человечества.

Понятие о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2-3 примера). Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки.

Причины возникновения речи как главного средства для общения и коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо (образные примеры). История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления).

Понятие о культуре и человеке как носителе культуры.

Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства (общие представления).

Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Появление семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятие о гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах).

Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве.

Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.

 

Календарно-тематическое планирование

6 класс

№ п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во  часов

Дата проведения

по плану

по факту

I четверть (16 ч.)

1

Почему нужно изучать историю?

1

Раздел I. Имя, отчество, семья, родословная, человек.

2

История имени.

1

3

Отчество и фамилия человека.

1

4

Семья.

1

5

Биография.

1

6

Поколение людей.

1

7

Повторительно-обобщающий урок.

1

Раздел II. Отчий дом. Наша Родина Россия.

8

О доме.

1

9

Название городов и улиц.

1

10

Родник «Двенадцать ключей».

1

11

Истоки.

1

12

Наша родина - Россия.

1

13

Наша родина - Россия.

1

14

Как устроено государство.

1

15

Герб, флаг, гимн России.

1

16

Повторительно-обобщающий урок.

1

II четверть (16 ч.)

17

Москва – столица России.

1

18

Мы жители планеты Земля.

1

Раздел III. О том, что такое время и как его изучают.

19

Что такое время.

1

20

История календаря.

1

21

Русский земледельческий календарь.

1

22

Счет лет в истории. Историческое время.

1

23

Повторительно-обобщающий урок.

1

Раздел IV. Что изучает наука история.

24

Что такое история.

1

25

Какие науки помогают истории.

1

26

Как работают археологи.

1

27

Исторические памятники.

1

28

Историческая карта.

1

29

Повторительно-обобщающий урок.

1

Раздел V. История Древнего мира.

30

Земля и космос.

1

31

От кого произошел человек.

1

32

Человек умелый.

1

III четверть (20 ч.)

33

Следующее поколение людей каменного века.

1

34

Наступление ледников.

1

35

Как жили древние охотники, кочевники и собиратели.

1

36

Как жили древние охотники, кочевники и собиратели.

1

37

Новые занятия людей.

1

38

Повторительно-обобщающий урок.

1

Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле.

39

Огонь в жизни древнего человека.

1

40

Огонь, глина, гончар.

1

41

Огонь открывает новую эпоху в жизни людей.

1

42

Вода, ее значение в жизни человека.

1

43

Вода и земледелие.

1

44

Вода как источник энергии.

1

45

Какие дома строили древние люди.

1

46

Как появилась мебель.

1

47

Как появились каша и хлеб.

1

48

История об обыкновенной картошке.

1

49

О керамике, фарфоре и деревянной посуде.

1

50

История появления одежды.

1

51

Одежда и положение человека в обществе.

1

52

Повторительно-обобщающий урок.

1

IV четверть (18 ч.)

53

Как люди украшали себя.

1

Раздел VII. Человек и общество.

54

О далеких предках – славянах и родовом строе.

1

55

Что такое город.

1

56

Как люди понимали мир природы в древности.

1

57

Современные религии, как они появились.

1

58

Современные религии, как они появились.

1

59

Современные религии, как они появились.

1

60

Искусство и культура.

1

61

Письмо.

1

62

Первые книги.

1

63

От изобретателя колеса - к новым открытиям.

1

64

Изобретения человека.

1

65

Изобретения человека.

1

66

Человечество стремится к миру.

1

67

Что такое освободительная война.

1

68

Подвиг ленинградцев.

1

69

Человечество стремится к миру.

1

70

Повторительно-обобщающий урок.

1

Лист корректировки

календарно - тематического планирования

6 класс

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание, причина корректировки

Согласование с заместителем директора

Дата проведения

Подпись лица внесшего запись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа история 5 класс

Рабощая программа по истории 5 класс (от пояснительной до учебной литературы)...

Рабочая программа "История" 6 класс

Рабочая программа "История" 6 класс...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...