«По следам афганской трагедии»
методическая разработка по истории (9 класс)

Озерова Алла Александровна

Интегрированный урок по истории и литературе в 9-м классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_sledam_afganskoy_tragedii_-_ozerova_ptitsyna.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по истории и литературе в 9-м классе

«По следам афганской трагедии»


Цель: способствовать формированию патриотизма, воспитывать чувство любви к Родине, военной службе, способствовать воспитанию уважения к людям, побывавшим в горячих точках;

Задачи:

Познавательные:

  • формирование исторического подхода к событиям;
  • выявление причин войны в Афганистане в конце 20 века;
  • знакомство с основными фактами участия «ограниченного контингента» войск СА в Афганской войне;

Развивающие:

  • обучение умению аргументированно защищать свою точку зрения;
  • развитие способностей к анализу,  систематизации и обобщению исторических фактов и событий;

Воспитательные:

  • воспитывать чувства сострадания и гордости за прошлое своего Отечества, любви и ответственности за его будущее; воспитывать чувство патриотизма и формировать гражданскую позицию учащихся


Учитель литературы: « Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мёртвых» - так говорил маршал Рокоссовский.
У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются. Напротив, чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче и светлее становится в благодарной памяти потомков духовно – нравственный облик тех людей, которые, отдав все свои силы на служение Родине, самой жизнью своей исполнили евангельскую заповедь, гласящую: « Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих». 

Пусть двадцать или много лет пройдет,

                                                                                     Лишь время врачевать умеет раны.

                                                                                        Давайте помнить тех, кто не придет,

                                                                                  Давайте помнить воинов Афгана!


Учитель истории: 30 годовщине вывода советских войск из Афганистана посвящается сегодня наш урок мужества. Сегодняшний урок мужества – дань памяти всем, кто зовётся защитником Отечества, кто пропал без вести в афганской войне, кто стал инвалидом, кто остался в живых, кто причастен к героической афганской войне, которая была долгой и кровопролитной. 

(клип и песня «Пришёл приказ»)

Учитель: Что же это за страна – Афганистан? (выступление учащихся на фоне презентации)

  • Афганистан – небольшое государство в юго-западной части Азии.
  • В 20 веке имело с Советским союзом общую границу
  • Столица Афганистана – город Кабул..
  • Территория государства занимает 647,5 тысяч кв. километров.
  • Площадь – 652,2 тыс.кв.м.
  • Основная религия в Афганистане – ислам
  • Население составляет 15,5 млн. человек.
  • В Афганистане проживает более 20 народностей
  • Официальный язык государства – пушту и дари
  • 27.04.1978 года в Афганистане произошла национально-демократическая революция.

Учитель:  А ещё Афганистан – это горы. Много гор. Удивительная природа. «Там реки сказочно голубые, вода может быть такого небесного цвета… Красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков у подножия гор.… У афганского народа свои поверья. Чай – непременный атрибут гостеприимства, которое высоко развито. Гость неприкосновенен. Это Восток… ( из книги Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики.»)


Ученик. 30 лет назад закончилась десятилетняя война в Афганистане. А начиналось всё так. 27 апреля 1978 года в Афганистане совершилась революция, афганское руководство отправило просьбу нашему правительству о вводе в Афганистан советских войск для защиты апрельской революции. Советский союз (так раньше называлось наше государство) имел общую границу с Афганистаном, поэтому нам не хотелось иметь рядом такого опасного соседа, в котором идет борьба за власть и руководство нашей страны отдало приказ о помощи Афганистану.

Ученик. Главная цель советского военного присутствия в республике Афганистан – оказание помощи. Солдатам необходимо было защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.

 Ученик .25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, а в ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула. Вся операция длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё другие объекты в Кабуле.
На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Так началась десятилетняя Афганская война…

Звучит стихотворение Д. Гомбожава «Война».

Ученик:

Война – это гибель всего родного:

               кров без людей,

               люди без крова.

Война – это чёрное, гнусное дело:

               тело без ног,

               ноги без тела.

Война – это тысяч разлук причина:

               сын без отца,

               отец без сына.

Война – это слезы, зола и стужа:

              муж без жены,

              жена без мужа.

Война – это тучи пепла и смрада:

               стада без лугов,

               луга без стада.

Война – это кровь, эпидемия горя,

              пороха дым, селенья в огне…


 Учитель. 1979 год . Декабрь-начало трагедии, вошедшей в историю нашей страны как Афганская война. Тогда еще никто не догадывался, что продлится эта война долгие годы и унесёт многие молодые жизни. В конце декабря  в Афганистан введены советские войска.

Ученик:

Всего лишь час до вылета нам дан,
Всего лишь час последней передышки.
Сказали нам: «Летим в Афганистан»,
В «Андхой» летят вчерашние мальчишки.
Сегодня мы не пишем не строки.
И, облакам свою судьбу доверив,
Опустимся в «Андхойские» пески
И сапогами сопки будем мерить.
В горах у нас один закон, один завет:
Коли-руби душманского бродягу.
И, если не поймаешь в грудь свинец,
Медаль на грудь получишь «За отвагу»

Учитель: Поначалу в газетах писали, что наши солдаты в Афганистане строят мосты, сажают деревья, закладывают аллеи дружбы, что наши врачи лечат афганских детей и женщин. Одним словом,  официально считалось, что воины, находившиеся в Афганистане, исполняют интернациональный долг. На самом же деле   со стороны моджахедов велась. настоящая партизанская война. Эта война стала затяжной. А тем временем в  Советский Союз, на Родину шли цинковые гробы с погибшими солдатами.

Так продолжалось 10 лет, 2238 дней.

Согласно статистике, в Афганистане:

  • каждый день погибало 4 человека;
  • в боях было сбито 333 вертолета;
  • 118 самолетов;
  • автомобилей и бензовозов – более 11 тысяч единиц

 Учитель: Много горя, бед, страданий принесли нашему народу эти 10 лет жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далёком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.

Ученик.

Мальчишкой был убит в Афгане.

 За что? Кого он защищал?

 И, закрывая рукой раны,

 Он перед смертью “мама” прошептал.

 Она, безумная от горя,

 Прижавшись к цинку головой,

 Шептала, дав слезам всю волю:

 “Я так ждала тебя домой”.

Учитель: Слово предоставляется участнику боевых действий в Афганистане Владимиру Дмитриевичу  Шмарикову, подполковнику в отставке.

Ученик: 14 апреля 1988 года в Швейцарии министры иностранных дел Афганистана и Пакистана подписали Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА.  

Советский Союз с 15 мая 1988 года начал вывод своих войск с территории Афганистана.     Операцией руководил командующий генерал-лейтенант Борис Громов. Последние войска выходили 15 февраля 1989 года через мост «Дружба» в г. Термез. Сороковая армия шла домой по мосту Дружбы через реку Амударью, разделявшую Афганистан и СССР. Последним перешёл через мост генерал Борис Всеволодович Громов- командующий 40-й армией (в 10 часов 30 минут). Бойцы до конца честно выполнили свой воинский долг.

Звучит песня «Мы уходим» Ансамбль «Голубые береты»

Ученик.

Ну, вот и кончилась война.
Её в учебник строчкой впишут,
И наши дети иногда
Рассказы пап своих услышат.
Ю. Слатов.

Учитель. Воины - «афганцы» всегда поддерживают друг друга, помогают семьям погибших товарищей, борются за свои права. В 1992 году был создан союз ветеранов Афганистана. 
Размышляя сегодня о войне в Афганистане, мы тем самым проявляем уважение к памяти тех, чья юность оказалась опаленной войной и жарким афганским солнцем. 

Время и история всё расставит по своим местам. Афганистан не должен уходить из памяти. Афганистан – это более 15 тысяч погибших, пленных и пропавших без вести – 333. А те, кто остался жив, не очень охотно вспоминают страшные дни, не любят говорить об этом.

 Такие воины-афганцы живут в нашем посёлке. Простые, скромные парни, а теперь уже мужчины, которым выпало на долю участие в этой войне - Поливода Игорь Викторович, Фисунов Николай Владимирович. Это выпускник нашей школы, Зазимко Виктор Борисович, погибший при выполнении интернационального долга в ДРА. В его честь установлена мемориальная доска у входа в школу.

Ученик 

…Мы не вернулись с той войны…
Не добежали пару метров…
…Отмерив сотни километров песков
И гор чужой страны
Нас унесло афганским ветром…
Мы не вернулись с той войны…
Жутко, что такое ведь бывает,
Мирная, казалось бы пора,
Юных мальчиков в сраженьях убивают,
Девятнадцать им исполнилось едва.
Многие безусы, конопаты,
Им не довелось ещё любить.
Но все тяготы военной смуты
Мы на плечи им могли сложить.
То Афган, то вот Чечня пылают,
И ребятам надо воевать.
Жизнь других сегодня защищают,
А самим – так рано умирать.

Ученик:

У офицеров и солдат
В бою тяжёлом время сжато…
Вот, приготовив автоматы,
Твои товарищи лежат.
Их жизнь зависит от тебя,
О, подвига полёт бессмертный,
Ты бросился на выстрел первым,
Друзей и Родину любя.
И, смяв атакой рубежи,
Пошла вперёд родная рота,
А ты у вражеского дота
В снегу недрогнувший лежишь.
( Александр Стовба)

Учитель: Это стихотворение Александра Стовбы оказалось пророческим. Этот двадцатидвухлетний офицер погиб на афганской земле. Он прикрывал роту, попавшую в засаду.
Александр Стовба – командир мотострелкового взвода
Спасая товарищей, получил смертельное ранение. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик:

Слово предоставляется Озеровой Алле Александровне, однокласснице погибшего при исполнении интернационального долга Хвостенко Николая Николаевича. Это имя знакомо, пожалуй, каждому льговчанину.

В 1971 году он окончил среднюю школу №3 города Льгова. В 1975-м – Московское высшее общевойсковое командное училище. А с декабря 1981 года воевал в Республике Афганистан. Служил командиром разведывательной роты 122-го мотострелкового полка 201-й мотострелковой дивизии. Неоднократно участвовал в боях.

22 марта 1983 года при выполнении боевого задания в окрестностях города Мазари-Шариф провинции Балх у кишлака Муи-Муторак его рота вынуждена была вступить в неравный бой с превосходящим по численности противником. Капитан Н. Н. Xвостенко приказал роте отходить, а сам с одним отделением остался прикрывать отход. В тяжелом и неравном бою он погиб в боевой машине от попадания гранаты.

Он награжден орденами Ленина (посмертно), Красной Звезды, медалями.

Во Льгове именем Николая Хвостенко названа одна из улиц. С 2009 года мемориальная доска с его портретом находится на фасаде школы, в которой он учился. А на днях, 27 апреля, такая же доска была открыта на доме № 89 по улице Примакова г. Льгова, где он жил с родителями в детстве и юности.

Ученик: В Афганистане в составе ограниченного контингента советских войск несли службу 3258 уроженцев Курской области. Домой не вернулась целая рота — 105 человек. Среди них есть и наши земляки – уроженцы города Льгова.

Льговчанам, погибшим в локальных конфликтах, на центральной площади города Льгова установлен памятник.

Две стелы с именами двенадцати погибших героев. Над ними — крест и колокол, вертолет Ми-24 — постоянный спутник всех «горячих точек», лавровая ветвь как символ славы. Тюльпаны и каска у подножия... И «афганский» девиз: «Памяти павших, во имя живых...»

Учитель: Афганистан – наша боль и память о тех, кто выше жизни ценил свой интернациональный долг и воинскую честь, проявил в боях отвагу и доблесть. Будем же помнить павших и уважать оставшихся в живых.

Звучит песня Мишель «Зажгите свечи»

http://kladraz.ru/blogs/tatjana-mihailovna-kargapolova/urok-muzhestva-yeho-afganskoi-voiny.html

https://www. youtube.com/ watch?v=hP4kdlE2H9I

https://www.youtube.com/watch?v=usnF1Ne9Id0

http://festival.1september.ru/articles/593697/

http://www.openclass.ru/node/274611


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Болдинская осень.Цикл "Маленькие трагедии" Идейное звучание, тематика и художественное совершенство. Анализ трагедий "Скупой рыцарь". "Моцарт и Сальери".

Урок в 9 классе по теме "Болдинская осень 1830. Цикл "Маленькте трагедии" Анализ трагедий "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" (2 часа)Урок разработан с целью ознакомления учащихся с Болдинским периодо...

Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".

Конспект урока "Трагедия личности и трагедия народа" по поэме А. А. Ахматовой "Реквием", на котором предусматривается комплексный анализ произведения. Основной метод - работа по презентации. ...

Презентация. Приложение к конспекту "Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".

Работа по этой презентации  поможет   совершенствовать навыки погружения в литературное произведение, его глубинного  анализа, соотнесения его содержания с критической и мемуа...

Общешкольное мероприятие «След Афганской войны»

Расширить знания воспитанников по  истории Афганской войны.Воспитать уважение к защитникам Родины.Развить патриотические чувства.Осветить неизвестные факты, связанные с Афганской войной....

Классный час «След Афганской войны»

Классный час,посвящённый выводу Советских войск  из Афганистана...

Музыкально- литературная композиция Афганский след.

Сценарий музыкально-литературной композиции можно применять в воспитательной работе....

Конференция в республиканском уровне приглашением участника Афганской войны Доклад на тему: «Мои земляки – участники Афганской войны»

В нашем селении живет очень добрый человек, о котором все отзываются исключительно хорошо –Даришмагомедов Шарабудин Абдулаевич. Он готов помочь каждому, кто нуждается в помощи. Благо и профессия...