Урок истории . 6 класс. тема: " Введение в средневековье"
методическая разработка по истории (6 класс)

Самарина Ирина Вячеславовна

Введение в историю Средних веков

Урок – открытие новых знаний

Цель: используя исторический материал познакомить учащихся с понятием «Средневековье», дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков.

 Задачи:

1. Способствовать формированию представлений учащихся об этапах развития истории, многообразии и неоднозначности истории; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.

2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.

3. Исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.

4. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_v_srednevekove_6_klass.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

Методическая разработка урока по истории
6 класс по теме
«Введение в историю Средних веков»

(§ 1, УМК Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. Всеобщая история.

История Средних веков. 6 класс. Учебник.

 ФГОС / Агибалова Е.В., Донской Г.М./Под ред. Сванидзе А.А.

 – М.: Просвещение, 2016.)

 

Разработала
учитель истории
и обществознания
высшей категории
Самарина Ирина Вячеславовна

г. Южно-Сахалинск
2021


Введение в историю Средних веков

Урок – открытие новых знаний

Цель: используя исторический материал познакомить учащихся с понятием «Средневековье», дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков.

 Задачи:

1. Способствовать формированию представлений учащихся об этапах развития истории, многообразии и неоднозначности истории; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.

2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.

3. Исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.

4. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование и средства обучения: Презентация «Введение в историю Средних веков», проектор, ПК для учителя, экран.


СЦЕНАРИЙ УРОКА

Этап урока: мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, дети! Рада вас видеть. Садитесь, пожалуйста. Начинаем наш урок. В прошлом году вы изучили…..А какой период вы изучили? (слайд 3).

Предполагаемый ответ обучающихся: История древнего мира.

Верно. А с историей каких государств мы познакомились в прошлом году? Предполагаемый ответ обучающихся: с историей Древнего Египта, Междуречья, Индии и Китая, Древней Греции, Македонии, Рима. (слайд 4)

Этап урока: актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

В шестом классе будет изучаться самый загадочный и самый таинственный период истории человечества. Атмосфера этого периода хорошо передана в фильме «Малифисента». (Слайд 5) Что мы с вами видим на слайде?

Предполагаемый ответ обучающихся: готический замок, всадника, волшебницу, магию.

А когда происходили эти события?

Предполагаемый ответ обучающихся: мы не знаем (в сказке, в игре и тд).

Этап урока: выявление причины затруднения

Почему мы не может это сделать?

Предполагаемые ответы обучающихся: еще не изучали, недостаточно владеем информацией .

Этап урока: построение проекта выхода из затруднения

Какова же цель нашего урока?

Предполагаемые ответы обучающихся: познакомиться с новым периодом истории который будем изучать в 6 классе.

Какая тема нашего урока?

Предполагаемые ответы обучающихся: введение в Средневековье.

Записываем в тетрадь тему: «Введение в средневековье» (слайд 6).

Каков план нашей работы по получению новых знаний?

Предполагаемые ответы обучающихся: чтение текстов учебника, изучение иллюстрации, изучение исторических текстов.

Этап урока: реализация построенного проекта

Но прежде, чем мы перейдем непосредственно к изучению материала давайте решим несколько ребусов и узнаем, что мы будем изучать в курсе истории Средних веков. (слайд 7-10)

 Сегодня мы с вами переходим к изучению нового большого раздела в истории: периоду Средних веков или Средневековью. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим материал по истории Средних веков, с которым нам предстоит работать в течение учебного года. Так же определимся с хронологическими рамками этого периода. Само определение «средневековая» произошло от понятия «Средние века», введенного в XV в. итальянским гуманистом Флавио Бьондо. Этим понятием он обозначал период истории с V по XV в., т. е. период между Античностью и Новым временем. Некоторые ученые по-иному трактуют этот термин. Они рассуждают так: Античность и Возрождение — две точки взлета человеческого духа, апогей творческой мысли. А между ними — «провал» Средневековья, варварство, разрушение, темнота необразованности. «Темные века» — именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин «Средние века». ( слайд 11)

Постепенно понятие «Средние века» стали использовать и историки. Но, в отличие от людей XV–XVI веков, современные учёные не разделяют мнения о Средневековье как о мрачной эпохе. Они знают, что наряду с кровопролитными войнами, страшными эпидемиями, сожжением на кострах заподозренных в вероотступничестве людей происходили и совсем другие события: строились величественные соборы, слагались великолепные песни и стихи, возникали новые государственные учреждения, совершались научные открытия. Культура и невежество, свет и мрак удивительным образом сочетались в эту необычную эпоху.

Этап урока: физкультминутка

Давайте, выполним несколько не сложных упражнений (слайд 12)

«Оружие рыцаря». Давайте встанем и представим себя рыцарями.

Стреляем из лука.

Метаем копьё.

Сражаемся мечом.

Защищаемся щитом.

Этап урока: первичное закрепление во внешней речи.

 На слайде представлена лента времени. (слайд13).

 Определите, каковы границы Средневековья?

Предполагаемый ответ обучающихся: Средневековье - период в истории  с конца  v века (476г.- с даты гибели Западной Римской империи и образования первых варварских королевств)  — ДО КОНЦА  XV ВЕКА.

(14 слайд). В эпоху Средних веков получили развитие мировые религии. Как вы думаете какие?

Предполагаемый ответ обучающихся: христианство (православное, католическое), ислам.

 Люди стали пользоваться предметами первой необходимости, соблюдать гигиену, появились механические часы. В военном деле стали применять порох и огнестрельное оружие. Средневековые люди научились строить корабли, применять компас, стали открывать и исследовать новые части света. В Средние века люди узнали и убедились, что Земля – круглая.

(15 слайд). В средневековье, также как и в вашей жизни есть ключевые события, и  Средние века делятся на три периода. Ра̀ннее – с V по XI век, Высо̀кое (или Зрелое) – с XI по XIV век и По̀зднее Средневеко̀вье – с XIV по XV век.

(16 слайд). Решить анаграмму и объяснить слово. (1.история,2.этнография,3.археология,4.исторический источник)

(17 слайд). Время, ход которого нельзя ни остановить, ни изменить, оставляет свои следы. Но следы времени нужно уметь читать. Эти следы в науке называются, как?

Предполагаемый ответ обучающихся: историческими источниками.

Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества. Разделяются исторические источники на вещественные, устные, письменные. Каждый вид источников по-своему отражает исторические события и требует особых методов изучения. В отличие от истории Древнего мира, Средние века изучены гораздо лучше. Это объясняется тем, что до нашего времени дошло больше предметов быта, книг и народных преданий той эпохи. Тщательно сопоставляя эти исторические источники друг с другом, учёные трудятся над воссозданием картины прошлого. До сих пор историки совершают новые открытия, стирают «белые пятна», стремясь сделать далёкое Средневековье близким и понятным.  Предлагаю сыграть в игру «Угадай и разложи». На доске указаны исторические источники, но они перепутаны. Распределите их по группам.

Этап урока: самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Молодцы вы хорошо справились с заданием. Конечно, письменные источники это: дневники, договоры. Устные это: предания, притчи, баллады. Вещественные источники: одежда, монеты, оружие. Мы с вами уже довольно много знаем о Средневековье поэтому решим тест.

(18- 20 слайд). Решить тест.

  1. Сколько лет продолжалась эпоха средневековья?

Предполагаемый ответ обучающихся: 1000 лет.

  1. В средние века были изобретены

1) Телефон, телеграф, компьютер

2) Печатный станок, часы, вилка

3) Телевизор, радио, паровоз

4) Стекло, бумага,  алфавит

Предполагаемый ответ обучающихся : стекло, бумага, алфавит.

  1. Отметьте в списке те вещи, которые появились в средние века и существуют до сих пор: солнечные часы, компас, радио, римские цифры, ножницы, алфавит, автомобиль, гербы знатных родов, порох, колесо, бумага, папирус, пергамент, брюки, электричество, календари, христианская религия, очки, пирамиды.
  2.  К какому веку относится: 843 г.? 1453 г? 1054 г.?

Предполагаемый ответ обучающихся: 9 век, 15 век, 11 век.

(слайд 21) Молодцы вы справились с заданием, а теперь давайте придумаем рекламу, рекламный слоган предмета «История средних веков». Работа в парах и на выполнения у вас 5 минут.

Работа в парах составление слогана.

Итак, 5 минут закончилось какая пара желает показать свою работу.

Ответ обучающихся.

Молодцы.

Этап урока: включение в систему знаний и повторение

Итак, какой период в истории называется Средневековье и почему?

Предполагаемый ответ обучающихся: средневековье – это ступень между Древним миром и Новым временем, которая заняла огромный период истории человечества. Это время возникновения новых знаний, наук, государств, выборно-представительных органов в форме парламентов, генеральных штатов, кортесов и т. д. Без этой ступени невозможно было бы дальнейшее развитие человечества.

Домашнее задание: § 1. Нарисуйте средневековые изобретения, которые до сих пор используются в повседневной жизни.  (слайд 22).

Этап урока: рефлексия учебной деятельности на уроке. ( слайд 23)

Утверждения рефлексии:

Я узнал…

Меня удивило…

Я научился….

Было трудно….

Я понял..

 Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в контексте введения стандартов второго поколения.

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов

Дата: 15.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманновЦели урокаž  Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманновž  Сформировать предста...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Средневековая деревня

Урок: историяКласс: 6Тема: Средневековая деревняЦели: 1.      Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньор...

Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).

Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели:  Формирование и развитие у ребят ...

План- конспект урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса.

План- конспект урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса....

Презентация урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса.

Презентация урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса....

Урок истории в 5 классе. Тема:"Введение как заглянуть в прошлое"

Урок истории в 5 классе. Тема:"Введение как заглянуть в прошлое"презентация...