Урок "Суд над Петром"
учебно-методический материал по истории (8 класс)

"Урок "Суд над Петром I"  является прекрасной альтернативой традиционным урокам, даёт возможность учащимся осознать наличие разных точек зрения на исторические события.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sud_nad_petrom_i.docx40.73 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории

8 класс «А»

Дата проведения:_______

Тип урока: урок систематизации знаний

Вид урока: урок-инсценировка (урок-суд)

Тема: «Суд истории над Петром I»

Цели:

  1. проанализировать деятельность Петра I по преобразованиям, проведённым им в России;
  2. осмыслить страницы далёкого прошлого;
  3. оценить реформы императора;
  4. приобрести опыт «участия» в исторических событиях, учить эмоциональному «проживанию» судеб исторических лиц, уметь моделировать ситуацию, составлять «портрет» исторического деятеля.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация; карта «Россия на рубеже XVI-Xvii вв.»

Роли:

Секретари суда – Лешко Ксения, Негина Алина (разделить текст между собой)

Судья – Газина Александра

Прокурор – Аллахвердиева Алия

Адвокат – Тубалова Мария (можно с Ксюше распределить слова)

Помощник адвоката – Гнедовская Ксения

Старшина коллегии присяжных заседателей – Гнедовская Ксения (работа с гостями)

Демидов – Михайлов Сергей

Апраксин – Ныров Темир

Шафиров – Бурдинский Никита

Ягужинский – Долгов Егор

Яковлева – Володина Эмма (возможно придёт), Подлужная Маша

Лопухина – Подлужная Мария

Вдова Петрова – Лаврова Елизавета

Репнин – Михайлов Сергей

Историк Скунде – Бессонов Андрей

Пётр I – Бессонов Андрей

Гости – присяжные заседатели

Ход урока

Вступительное слово учителя

        Много книг написано о преобразованиях, которые проводились в России в первой четверти XVIII века. И все они связаны с именем Петра I.

        Но историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.

Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и в наши дни. Так ещё в середине XVIII веке великий русский учёный М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А уже в XIX веке придворный историк Н.М, Карамзин, не желавший радикальных перемен, обвинял Петра I  в измене «истинно русским» началам жизни, его реформы назвал «блестящей ошибкой». А.С. Пушкин характеризовал императора иначе: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник».

В наши дни мы слышим продолжение этих споров. В последнее время всё чаще слышатся слова осуждения преобразований Петра I. Невольно возникает вопрос: что это – попытки по-новому осмыслить страницы далёкого прошлого или просто расчёт на сенсационность подобных оценок?

Давайте попробуем с вами сегодня в этом разобраться - в чём обвиняли его недруги и за что хвалили и восторгались им его сторонники.

В конце урока независимые присяжные заседатели, ученики 8 класса «Б», вынесут вердикт по этому делу – Виновен», «Невиновен». «Виновен, но заслуживает снисхождения».

Итак, суд начинает свою работу!

Секретарь. Встать! Суд идёт!

Судья. Сегодня на судебном заседании заслушивается дело о Петре Алексеевиче Романове, русском царе, правившем  с 1682 по 1725 годы. Секретари, прочитайте справку об обвиняемом.

Секретарь. Император Пётр I, он же Пётр Великий. Родился в 1672 году. Отец – царь Алексей Михайлович, мать – Нарышкина Наталья Кирилловна. На русский престол вступил в 1682 году.

Внешний облик: рост 2 метра 4 сантиметра, отличался необычайной физической силой – руками гнул подковы, сгибал серебряные монеты, тарелки. В обращении с другими людьми прост, но суров, порой до жестокости.

В повседневной жизни неприхотлив, не любил роскоши. Азартно участвовал  в пирах маскарадах и других увеселениях по случаю побед. Увлекался морским делом, освоил токарное ремесло.

Был отважен, но осторожен и предусмотрителен в нужный и решающий момент. Проявил себя выдающимся дипломатом. Поразительна его тяга к знаниям и обучению других. Владел 14 ремёслами.

Судья. Назовите состав преступления.

Прокурор.  Обвиняемый Пётр I уличён во множестве грехов:

1. он прекратил созывать Земские соборы и заменил выборных представителей чиновниками бюрократических учреждений;

2. Пётр I затормозил промышленное развитие России путём создания фабрик, где работали крепостные;

3. царь слишком жестокими методами обновлял Россию, жестокость часто доходила до крайности;

4. насаждал в стране западноевропейские порядки, большинство руководящих должностей занимали иностранцы;

5. изменил внешний облик русского человека – заменил длиннополый кафтан на европейским платьем, чем нарушил патриархальное единство русского общества;

6. принудил сбрить бороды дворян и щеголять в иноземном платье.

Все его преобразования радикальны, заимствованы у Запада. Они нарушили самобытность России!

 Судья. Обвинения достаточно серьёзные. Встаёт вопрос, как будем проводить судебное заседание? …. (размышляет).

Учитель. Предлагаю последовать примеру великого русского историка Сергея Михайловича Соловьёва. Он рассматривал события и явления первой четверти XVIII века в единстве и органической связи настоящего с предшествующим и последующим. Он говорил «Народ собрался в дорогу, ждал вождя, вождь появился». Следовательно, нужно вспомнить то время, которое предшествовало  правлению Петра I.

Судья. Согласен. Секретарь зачитывайте историческую справку о состоянии России на рубеже XVI-XVII веков.

Секретарь. Справка № 1 (встаёт, зачитывает).

Россия на рубеже XVII-XVIII веков занимало огромное пространство. Прошу посмотреть на карту, подтверждающую этот факт. Но её территория была отрезана от морских берегов, от возможности использования дешёвых путей сообщения. Между тем в этот период экономически процветали страны, располагавшие возможностью связываться с остальным миром морем, - Англия, Голландия, Испания, Италия. У России эти возможности были крайне ограничены: на востоке её границы омывал Тихий океан. Но выгод от этого географического факта извлечь было нельзя, поскольку Дальний Восток только начинал осваиваться. На юге  европейской России  Астрахань открывала путь в Каспийское море. Однако Каспийское море не имело выхода в океан. Оно обеспечивало связи только с Восточным Закавказьем, Ираном и отчасти Средней Азии. Выход к южным морям, Азовскому и Чёрному, запирали две турецкие крепости: Азов и Очаков. Что касалось Балтийского моря, то оно тоже оказалось отрезанным от России Швецией.

        Роль единственных морских ворот России в страны Западной Европы выполнял город-порт Архангельск. Но, во-первых, Архангельск находился от Москвы на расстоянии в 2 раза превышающем путь от Москвы к Балтийскому морю. Во-вторых, путь через Белое море был в 2 раза длиннее, чем путь через Балтийское море в Западную Европу. И,  в-третьих, морской путь через Северное море таил большие опасности. Здесь российским кораблям грозили айсберги, обледенение и суровые условия плавания.

Справка № 2.

В XVII веке Россия была экономически отсталой страной. Её истоки ведут ещё к ордынскому игу. Огромный ущерб экономике страны нанесла польско-шведская интервенция в начало XVII века. Понадобилось почти пол столетия, чтобы залечить раны и ликвидировать урон.

Отсталой стране соответствовали отсталые отношения. В Нидерландах и Англии уже отгремели буржуазные революции, обе страны встали на путь экономического развития.  В других странах, хотя и сохранялись феодальные отношения, но крепостное право давно исчезло. В России же продолжали господствовать крепостнические порядки.

Судья.  Да, эта картина неутешительна. Но позвольте, в чём же мы можем обвинять подсудимого, если он сумел преодолеть все эти недостатки?

Прокурор. Ваша честь! В России в конце XVI века уже существовали предпосылки для новшеств, которые просто продолжил Пётр I, причём излишне торопливо и без серьёзного обдумывания. Нельзя приписывать заслуги преобразования российского общества Петру I. Секретарь, зачитайте, пожалуйста, подготовленную линией обвинения справку.

Секретарь. Справка № 3.

Хотя и медленно. Но новые явления пробивали себе путь. В экономике развивалось ремесло и мелкотоварное производство. Всё глубже пускала корни порайонная специализация производства отдельных видов товаров: мыла, железа, кожи, соли и т.д.

Начал формироваться всероссийский рынок. Важное значение имело появление мануфактур.

Ещё до петровских реформ появляются полки нового строя, при Алексееве Михайловиче осуществляются попытки соорудить военно-морские корабли.

Государство развивается в сторону абсолютизма: падает роль Боярской думы, отмирают местничество и кормление.

Наблюдается новизна в культуре, светские начала проникают повсюду.

Судья. Милостивые государи, в чём же тогда состояла роль Петра I в преобразования первой четверти XVIII века? Похоже, господа, мы совершенно запутались.

Учитель.  Отнюдь…  Действительно, новые явления, коль скоро они возникли, имеют свойство развиваться, пробивать себе путь. Конечно, Россия, лишённая выхода к морю, скорее всего, приобрела бы его. Появились бы безусловно, рано или поздно регулярная армия и флот, Академия наук, мануфактуры, изменился бы внешний облик русских людей.

Но вопрос в том, когда бы все эти преобразования были бы проведены. В этой связи и следует рассматривать роль царя Петра I  в преобразованиях – реформах первой четверти XVIII века.

Судья.  Благодарю за помощь. Приведите показания свидетелей линии защиты.

Адвокат. Я вызываю известного промышленника первой четверти XVIII века Никиту Демидова.

Демидов. Я защищаю Петра Алексеевича, воистину Петра великого, потому что он проводил мудрую политику поддержки российской промышленности. За первую четверть XVIII века было построено более 200 мануфактур в разных областях промышленности. Большие металлургические заводы возникли на Урале, Карелии, Липецке, Туле и других городах. Вспомните, что до Петра Россия была вынуждена покупать железо за границей, своё-то практически не добывалось! А при Петре Алексеевиче страна стала обходиться железом собственного производства, и даже продавала его за границу! Мой завод в Туле выпускал ручное огнестрельное оружие. Мануфактуры процветали в сукноделии, полотняной и шёлковой отраслях.

Адвокат. Я вызываю свидетеля защиты адмирала Апраксина Фёдора Матвеевича.

Апраксин. Заслуга Петра Великого в том, что он превратил Россию в великую военно-морскую державу! Он создал регулярную  русскую армию и флот, пересмотрел стратегию и тактику армии. Главной целью армии становится не взятие крепостей, а поражение противника в бою. Он учил действовать согласовано пехоту и кавалерию. Не жалел денег на развитие артиллерии. Вспомните, после Нарвской конфузии мы остались вообще без артиллерии, начинать нужно было с нуля. Постоянная подготовка солдат пришла на смену собираемым один-два раза в год учения. Пётр хотел, чтобы солдаты и офицеры его армии были дисциплинированными и инициативными. Император заботился о соответствующем образовании офицеров и солдат. Мы гордимся нашими победами – Орешек, Полтава, Гангут, Гренгам!

Адвокат. Вызываю свидетеля защиты – барона Шафирова Петра Павловича.

Шафиров.  В 1722 году Пётр вводит в России новую систему учёта службы и продвижения по служебной лестнице – «Табель о рангах». Хочу заметить, что он просуществовал до 1917 года. Господа – это практически три века! Этот документ закреплял самый важный принцип петровской службы – личную выслугу и заслуги. Теперь чин можно было получить не за древность своего рода, а за службу царю и Отечеству. Разве мог бы иначе я, выходец из низших служащих Посольского приказа, подняться на вершину служебной лестницы – стать вице-канцлером, бароном, богатым человеком! Пётр окружил себя людьми талантливыми, инициативными, давал возможность всем нам принести пользу Отечеству!    Я – за реформы Петра!

Адвокат. Вызываю Павла Ягужинского.

Ягужинский. Усвоив влияние времени, император внедрил множество новшеств. Он строил города, способствовал созданию регулярных парков. Новая столица, Санкт-Петербург, явилась окном в Европу. Она воплотила мечту Петра о превращении России в морскую державу. Надо было обладать умением смотреть далеко вперёд, чтобы спланировать и представить себе город будущего. Ходила молва о том, что Пётр, сажая жёлуди, заметил на лице одного вельможи скептическую улыбку. Разгневанный царь, заметив её, сказал: «Понимаю! Ты мнишь, что не доживу я до матёрых дубов. Правда! Но ты – дурак! Я оставляю пример прочим, чтоб, делая то же, потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь., польза государству впредь». В этом всё величие Петра.

Прокурор. А не забывает ли уважаемый защитник, что вместе с возникновением города на Неве, в болотистой местности, часто заливаемой волнами Финского залива, русский народ понёс огромные жертвы. Город создавался на костях тысяч людей, ежегодно погибавших от недоедания, изнурительного труда, антисанитарных условий. Ежегодно, начиная с 1710 года, на строительных работах было занято по 40 тысяч крестьян и горожан, согнанных со всех районов страны. Одни гибли в пути, остальные – в самой столице.

Адвокат. А мы не отрицаем подобных фактов, но и Вы не будете отрицать, что Санкт-Петербург стал главным портом России. Его торговые обороты в несколько раз превосходили обороты старого порта страны – Архангельска. Петербург стал «окном» в Европу! «Парадиз», так Пётр называл в своих письмах новый город. Улицы планировали по единому образцу. До сих пор вызывают восхищение Летний сад, адмиралтейство, дворец Меншикова, Петергоф. «Московия», дотоле являвшаяся для европейцев захолустьем, о которой большинство знало понаслышке, превратилась в перворазрядную державу, с именем которой стали считаться. Я вызываю ещё одну свидетельницу защиты - Александру Яковлеву.

Яковлева.  Как жила русская женщина до Петра? По нормам «Домостроя»! То есть, полная власть мужчины в семье, имущественное и юридическое бесправие, многочисленные ограничения. С реформами императора женщина, наконец, вышла из терема. Вместе с мужчинами мы стали появляться на празднествах, ассамблеях, могли сопровождать мужей за границу. На смену устаревшим шушунам, телогреям пришли наряды по французской моде. Кроме того император внёс  изменения и в старинный обычай заключения брака. Ведь раньше до Петра, жених часто впервые видел невесту на смотринах или за свадебным столом – их судьбу решали родители. Теперь наступили другие времена – молодёжь встречалась на вечеринках, ассамблеях, а невеста, которой не понравился жених, могла расторгнуть договор. За это мы благодарны нашему благодетелю, Петру Алексеевичу!

Прокурор. Вас послушаешь, так Пётр – ангел! Кстати, что до его трудолюбия, то ещё современница Екатерины II, президент Российской академии Екатерина Да́шкова, осуждала царя за это, полагая, что дело монарха – не лазить по мачтам, а управлять государством.

Помощник адвоката. Да, известно, что царь выступал в роли плотника, то корабельного мастера, то пушкаря-солдата, то в роли полководца, пренебрегающего опасностями. Подобного нельзя обнаружить ни у предшественников Петра, ни у его преемников. Конечно, формально Дашкова права, но её правота имела основания  в условиях, когда страна располагала Ломоносовым и Румянцевым, Ушаковым и Фонвизиным. Но в первой четверти XVIII века личное участие Петра во всякого рода начинаниях было единственным средством быстрого внедрении всякого новшества в жизнь.

Прокурор. Защита рисует Петра великим полководцем. Да, он с пристрастием относился к войне и считал её «настоящим делом».

Адвокат.  К войне император не питал отвращения, но и не считал её своим призванием. Однажды он сказал: «Какой тот великий герой, который воюет ради собственной только славы, а не обороны Отечества, желая быть обладателем Вселенной!» Да разве можно упрекать Петра в тщеславии после этих знаменитых слов, обращённых к солдатам перед началом Полтавской битвы: ВКЛЮЧИТЬ ВИДЕО «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так НЕ должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должны вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

Прокурор.  Мы выслушали много слов в защиту Петра I. А теперь послушаем мнение историка Скундэ.

Скундэ. Пётр творил реакционное дело, затормозившее развитие России на целую историческую эпоху. Вина царя-преобразователя состояла в том, что он с успехом создает крепостную фабрику, чем тормозит развитие буржуазных отношений и закрепяет господство дворянства.

Прокурор. Поговорим о жестокости царя. Я приглашаю свидетеля обвинения – первую жену царя Евдокию Фёдоровну Лопухину.

Лопухина. Пётр заточил меня в монастырь, заточил также родную сестру Софью, присутствовал на пытке собственного сына царевича Алексея. Он надругался над прахом своего противника князя Милославского, гроб которого был извлечен из могилы и поставлен на эшафот, на котором казнили участников заговора против Петра. Я никогда не забуду, как кровь казненных стекала с эшафота на останки Милославского. Он заслуживает наказания!

Прокурор. Вызывается вдова казненного стрельца Федосья Петрова.

Федосья Петрова. Я обвиняю царя в жестокости и несправедливости в проведении суда над стрельцами. Так, в 1698 году у Петра не было улик против стрельцов, несмотря на то, что признания вытягивались с помощью огня, палок и батогов. Были арестованы в общей сложности 1041 человек. Казни состоялись 17 сентября и 11 декабря. Наших мужей вешали не только на специально сооруженных виселицах, но и на бревнах, вставленных в бойницы Белого города. Петр демонстрировал неистовую жестокость, собственноручно рубил головы. Жизнь сохранили лишь малолетним участникам заговора. Никого не осталось у меня после смерти мужа. Да разве я одна такая? В бытность Петра гремели восстания в Астрахани, на Дону, в Башкирии. Будь проклят этот антихрист...

Адвокат. Таков был век... Новое пробивало себе дорогу так же свирепо и беспощадно, как цеплялось за жизнь отжившее старое. Петр I действовал в соответствии с суровыми феодальными порядками, жестокими, не знающими пощады.

Прокурор. А что заставило Петра самому отрезать бороды у бояр? Принуждать носить венгерское платье?

Адвокат. Для Петра борода стала символом косности, старины в худшем смысле этого слова.

Судья. Стороны, оставьте ваши возражения до прения сторон.

Адвокат. Извините, Ваша честь.

Прокурор. Извините.

Прокурор. Обвинение представляет молодого дворянина Репнина.

Репнин. Мои родители люди богатые и знатные. Жили мы спокойно и размеренно в своем имении. Да настало время Петра. Пришлось мне облачиться в офицерский мундир и нести службу в казарме. Но это только половина беды. Вышел указ - обязан недоросль учиться. А кто не хочет учиться, нельзя было жениться! Вот и прячемся от курьеров. За что и получил прозвище «нетчик» (от слова «нет», т. е. отсутствует). Совсем замучил нас!

Адвокат. Знакомые речи. Господа присяжные заседатели, прошу вспомнить пьесу Фонвизина «Недоросль». Репнин - почти что герой этой пьесы.

Судья. Суд рассмотрел все документы обвинения и выслушал свидетелей обвинения. Преступаем к прению сторон. Слово адвокату.

Адвокат. Обвинитель пытался доказать, что все реформы Петра I носили реакционный характер. Историк Щербатов вычислил, что России для того, чтобы преодолеть путь отставания от Европы понадобилось бы 210 лет. А другой историк Николай Михайлович Карамзин полагал, что царь продвинул страну почти на шесть столетий вперед.  «Немцы, французы, англичане, - писал он, - были впереди русских по крайней мере шестью веками. Пётр двинул нас своею мощной рукою, и мы в несколько лет почти догнали их». А между тем оба деятеля не относились к числу поклонников царя.

Помощник адвоката. Итак, сомневаться в том, что преобразования ускорили развитие России и возвели её в ранг европейской державы, нет. Но попытки вычислить, через какой отрезок времени она достигла бы того уровня, на котором находилась в первой четверти ХVIII в., не будь петровских преобразований, можно отнести к гаданиям на кофейной гуще. Столь же нелепыми являются современные нам гадания, на сколько столетий Пётр задержал развитие капитализма, тем более что его преобразования дали мощный толчок развитию промышленности и позволили России существенно сократить отставание России от передовых стран Западной Европы.

Адвокат. Конечно, в его правлении можно обнаружить немало исходящего от варварства. Но когда мы даём общую оценку его деятельности, то она, эта деятельность заслуживает похвалы и доброй памяти потомков.

Давайте посмотрим: пора одеваться - ваше платье сшито по фасону, данному Петром I, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую он завел; шерсть настригли с овец, которых развел он!

Попадается на глаза книга - Пётр ввёл в употребление этот шрифт и сам вырезал эти буквы. Вы начинаете читать - этот язык при Петре I сделался письменным, литературным, вытеснил прежний, церковный. Приносят газеты – Пётр Великий их начал. Вам нужно купить разные вещи - все они от шёлкового платка до сапожной подошвы будут напоминать вам о Петре Великом». Я все сказал...

Судья. Слово обвинителю.

Прокурор. Неустанный труженик, как представляет его защита, Петр I видел смысл жизни в укреплении государства, был жесток и ни в грош не ставил жизнь человека, даже если это была жизнь собственного сына, казненного им после жестоких пыток. Современные исследователи выявили, что при Петре I налоги на душу населения возросли в среднем втрое, цена же реформ, выраженная человеческими жизнями, равна седьмой части населения. Создав могущественную империю, Пётр не ускорил её развитие. Петр I «хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, но при этом действовал сознательно и свободно».

Я тоже все сказала...

Судья. Последнее слово предоставляется подсудимому Петру Алексеевичу Романову.

Пётр I. Уважаемый суд, присяжные заседатели, участники процесса, вы всё слышали. Вам, конечно, решать. Я очень рад тому, что сейчас, спустя 300 лет, мы судим то, что произошло. Всё что я делал - это все на благо мой родной России, я поднял её с колен, вывел её на уровень Западных европейских стран. Считаю, что я ни в чём не виновен. Я все сказал!

Судья. Присяжные заседатели перед вами анкеты с вопросами, где вы должны поставить только один ответ. Посовещайтесь для принятия решения.

Секретарь. Прошу всех встать! (судья удаляется, присяжные принимают решения, через некоторое время входит судья).

Секретарь. Прошу всех встать! Суд идет! (старшина коллегии присяжных заседателей _______-показывает судье результаты голосования).

Судья. Объявляется приговор.  Пётр Алексеевич Романов ( …………виновен/не виновен……….. ) в проводимой им государственной политике   в России в конце XVII – первой четверти XVIII века.

На это судебное заседание закончено. (Удар молотком).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Люблю тебя, Петра творенье" Творческое выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1»

Выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1» на тему "Люблю тебя, Петра творенье". Сопровождается презентацией...

Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))

Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))...

Презентация «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого «Петр I»

Данная презентация поможет показать становление личности в эпохе; возрастание роли отдельного человека в истории; дать художественный анализ образа Петра Первого....

Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...

Сравнительная характеристика Петра Первого и Василия Голицына (по роману Алексея Толстого «Петр Первый»)

Уникальный конспект урока, где подробно сравниваются образы Петра Первого и Василия Голицына. Подобная сравнительная характеристика необходима для понимания авторской задумки и образа главного героя....

Внеклассное мероприятие "О, Первый Петр! Во всем ты первый, " «345 лет Петру Великому»

Внеклассное мероприятие "О, Первый Петр! Во всем ты первый, "-посвящено 345 летию Петра Великого. "О, Первый Петр! Во всем ты первый, " Цели внеклассного мероприятия • расширять кругозор учащихся...

Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый ".

Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый "....