Внеклассное мероприятие "О, Первый Петр! Во всем ты первый, " «345 лет Петру Великому»
методическая разработка (7, 8, 9 класс) на тему

Ицкович Татьяна Яковлевна
Внеклассное мероприятие "О, Первый Петр! Во всем ты первый, "-посвящено 345 летию Петра Великого. "О, Первый Петр! Во всем ты первый, " Цели внеклассного мероприятия • расширять кругозор учащихся; • развивать память, • творческие способности, смекалку; • способствовать сплочению коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx46.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город  Краснодар

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

муниципального образования город Краснодар

 основная общеобразовательная школа № 81  

О, Первый Петр! Во всем ты первый, "

«345 лет Петру Великому»

Внеклассное мероприятие.

Подготовила Ицкович Т.Я.

классный руководитель

 МБОУООШ№81

"О, Первый Петр! Во всем ты первый, "

Цели внеклассного мероприятия

  • расширять   кругозор учащихся;
  • развивать память,
  • творческие способности, смекалку;
  • способствовать сплочению коллектива

 Оформление: на доске флаги, портрет Петра 1, украшенное помещение, музыка П. И. Чайковского: «Вальс цветов» из балета « Щелкунчик» Вальс Грибоедова-.,  «Полонез» из оперы «Евгений Онегин», фанфары, свечи, подсвечники
Действующие лица: Клио- покровительница истории, Мать Петра, Петр (в детстве, и взрослый,) Софья (старшая сестра  Петра),  Голицин Василий,  бояре, распорядитель, крестьянские дети Ивашка и Никитка, «потешный» полк(6 человек) ,барышни, придворные.

Ход мероприятия

( Звучит торжественная музыка.  Фанфары)

Чтец 1. Слава нашей стороне!

             Слава русской старине!

Чтец 2. Мы рассказывать вам будем,

              Чтобы вы узнать смогли

               О делах родной земли!

Музыка П. И. Чайковского «Полонез» из оперы «Евгений Онегин».

Ведущий : Добро пожаловать в эпоху Петра I, вся жизнь которого  прошла в служении нашему Отечеству.

Звучит торжественная музыка.

Ведущий. Первая четверть XVIII в. характеризовалась для России напряжением и подъемом: лихорадочно строились новые города, возводились невиданные ранее заводы и фабрики, прокладывались каналы, дороги. Реформированная и хорошо вооруженная армия (первая по численности в Европе) нанесла поражение шведским войскам, победоносно прошедшим через всю Северную Европу. Молодой российский флот вышел в Балтийское море и разгромил сильную шведскую эскадру. Русские полки маршировали по Померании, а на рейде Копенгагена стояли русские фрегаты. Деятельным организатором и руководителем всей этой работы был российский император Петр I. Россия была возведена в ранг великой европейской державы, «заимела» мощную мануфактурную промышленность, воспитала целый слой образованных людей, создала новую культуру. Сегодня вы приглашены на Петровскую ассамблею, в честь его 345 летия.

Фанфары!!!

Чтец. О, Первый Петр! Во всем ты первый,

Хоть кратко факел твой светил...

Но, о, премудрый основатель!

Одних ли сих творец ты стен?

Одних ли сих чудес ты создатель?

Народ тобою сотворен.

Народ - трофей в трофеях главный!

А ты - России всей творец.

О, росс! Благославляй венец

Петровых стен столетья славный!

 Клио. ( по ходу повествования демонстрируется презентация)

Петр был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с Н.К. Нарышкиной. С четырех лет он рос без отца. В 10 лет Петр стал свидетелем Стрелецкого бунта, вспыхнувшего после смерти его сводного брата, бездетного царя Федора Алексеевича (1682). Бунт явился отражением борьбы двух группировок - сторонников Милославских, родственников первой жены Алексея Михайловича, и сторонников Нарышкиных. Первоначально сторонники Нарышкиных возвели на престол Петра в обход его старшего сводного брата Ивана. Однако после выступления стрельцов, подстрекаемых Милославскими, было принято компромиссное решение: на царство были венчаны оба брата. Иван V объявлен старшим, а Петр I - младшим царем. Регентшей и фактической правительницей государства стала их старшая сестра царевна Софья Алексеевна, дочь Алексея Михайловича от первого брака.

В отроческие годы Петр вместе с матерью жил не в Кремле, а в подмосковном селе Преображенское. Здесь он предавался обычной мальчишеской забаве - игре в войну, которая вскоре переросла в серьезное увлечение военным делом. По его воле были созданы потешные полки - Преображенский и Семеновский, ставшие позднее первыми в России гвардейскими полками, сооружена потешная крепость Прешбург, строились потешные корабли.

Картина 1.(Петр в детстве)

Мать. ( сидит за столом, к ней подбегает Петр)

 Петруша, хватит бегать по двору, сядь рядком, поговорим ладком.

Пётр. Некогда, матушка, «потешные»  ждут, жаль, что пушки только деревянные.

Мать. Зато кафтаны настоящие пошиты. И ружья, хоть и деревянные, а как настоящие.

Пётр. То и дело, что деревянные, а мне нужны настоящие и пушки, чтоб палили! А если война, то репой стрелять придётся?!  

Прикажи, матушка, с пушкарского двора пушки железные прислать, да чтоб с пушкарями! (отдает военные команды потешным)

Клио. После провала Стрелецкого бунта в 1689 г., имевшего целью возвести царевну Софью на трон, власть фактически оказалась в руках семнадцатилетнего Петра, а после смерти его болезненного брата Ивана Петр стал единодержавным правителем России

 Картина 2

Пётр. ( сидит за столом)  Борьба за жизнь, за престол: братец Иван вечно больной телом и головой скорбный. И Софья – змея Милославская готовая в любое время стрельцов поднять на бунт.

Софья.(смотрит на своих придворных) Незавидна участь русской царевны – один путь, в монастырь! А если умна, сметлива, образована и жизнь вокруг бурлит, неужели сидеть, сложа руки?  

Господи, когда бы мне да власть,

Когда б хоть миг, не в сказках и не в снах,

А наяву побыть, как та царевна,

Самодержавною владычицей.

 Тогда б

Я знала бы, что делать мне: сумела б

И править мудро,

И в прах стереть лукавого раба!..

(Задумывается, потом говорит как бы в забытьи)

Толпа бояр, покорных и дрожащих,

И там, над ней, над этою толпой,

Со скипетром и в царском облаченьи...

 Голицин Василий

А толковать с боярами в совете

Да королей заморских принимать -

Девичье ль это дело?.. Да у вас

И разума на это недостанет,

И голова от думы заболит!..

Нет, Софьюшка, не впрок тебе ученье

Пошло!.. Ну что хорошего?

Софья ( резко встает) Не от наук тоска, а от неволи!..

Отец к наукам приучал, латынь и греческий учила

Но страшная судьба у нас царевен

Дорога в монастырь…

Молельщиц много - и врагов не мало:

Задумают - без спроса постригут!

А мы? Весь век сидим мы в теремах

С холопками да с дурами своими!

Не смей взглянуть, не смей поднять фаты,

Всю жизнь тоскуй да плачь о лучшей доле

Ах, воля, воля, где ты, и когда

Спадут они, тяжелые оковы,

Рассыплются железные замки!

Голицин Василий ( со страхом)

Господь с тобой, о чем ты говоришь?

Чего тебе недостает, царевна?

Софья( гневно)

Самодержавною  владычицей хочу!

Что Ванька –дурень он не в счёт!

 Нееет, не бывать нарышкинскому  выкормышу на русском престоле! Соберу войско, стрельцов, денег дам, вольную! Будет бунт, не видать Петру престола!

Клио. Но не сбылась мечта Софьи 

 Распорядитель (со свитком, читает) «Указом царя и великого князя всея Великие и Малые и Белые России самодержца велено тебе, не мешкав отправится в монастырь и служить Господу богу до скончания века своего!»

СОФЬЯ:  Пёс! (выхватила у него свиток, смяла и растоптала) вернусь со всеми полками и твоя голова первая полетит  (Софью уводят)

Пётр. (Петр сидит за столом ,гусиное перо, чернила, бумага)

  Подавлены, разгромлены стрелецкие мятежи! Сонька в монастыре Новодевичьем заключена, путь к престолу свободен.

Но, что за государство мне досталось. Промышленности никакой, железо из Англии везем.

 Армии нет, войско стрелецкое ненадежно.

 Флота нет, да и плавать негде.

Бояре, как затворники, дома сидят, рукава да бороды по полу свесив.

Жены и дочери их вовсе на людях не показываются.

 Ни газет, ни театра! Сонное царство.

Петр Учиться надо! Работать! Я покажу пример, восстановим нашу честь и славу, научимся побеждать иноземцев, чтоб они не смели презирать нас. Возьмем у них науку, благодаря которой они так превосходят нас; приобретем морские берега; обогатимся торговлею; заведем промыслы, проложим дороги, пророем каналы; переведем все их хорошие книги на свой язык! (резко встает и уходит.) 

   Клио В 1697 г. Петр отправился с Великим посольством в Западную Европу, которое ему пришлось прервать. Ненадежное стрелецкое войско взбунтовалось Получив известие о новом Стрелецком бунте, царь в 1698 г. прервал путешествие по Европе и вернулся в Москву, чтобы лично возглавить расправу над мятежными стрельцами. Стрелецкое войско было разгромлено, более тысячи стрельцов казнены, стрелецкие полки расформированы. Перед царем и его сподвижниками встала задача создания новой армии европейского образца.  Решая все изменить в государстве, Петр   начинает с изменения внешнего вида людей.  

Картина 3

.(Входит группа людей с бородами) Смотрите-ка царь наш без бороды. Что это?!

Петр (обращаясь к слугам, смеясь): Ну-ка подайте мне ножницы! (Слуга приносит ножницы и с поклоном передают их царю. Петр поочередно подходит к вельможам, обрезает бороды и кидает их на пол.Бояре  схватившись за головы покидают царя)

Клио: Внимание Петра сосредоточилось на внешнеполитических делах. Азовские походы 1695-1696 гг., в результате которых Россия закрепилась на побережье Азовского моря, и создание первого регулярного военного флота свидетельствовали о намерении царя оттеснить Османскую империю от южных границ России и выйти к Черному морю.

Клио: Петр I пришел к выводу о необходимости решить давнюю задачу - обеспечить выход России к Балтийскому морю («прорубить окно в Европу»). В 1700 г. по его инициативе началась война со Швецией - главным соперником России в Прибалтике (Северная война), растянувшаяся на два десятилетия. Началась она неудачно для России: в ноябре 1700 г. шведские войска нанесли сокрушительное поражение русской армии. Первая неудача не обескуражила царя. С еще большей энергией он приступил к реформе армии и созданию боеспособного флота. В 1703 году подошел Петр к истоку реки Невы и взял шведскую крепость. А на отвоеванных землях приказал строить новый город Санкт-Петербург

 Петр Первый:

Отсель грозить мы будем шведу,

 Здесь будет город заложен

 На зло надменному соседу.

 Природой здесь нам суждено

 В Европу прорубить окно,

 Ногою твердой стать при море.

 Сюда по новым им волнам

 Все флаги в гости будут к нам,

 И запируем на просторе.

Клио Не прошло и года с начала строительства, а уже первые величественные здания начали возвышаться на берегах Невы.  Петра не поктдает  мысль об изменениях в родном отечестве. По распоряжению Петра во вновь отстроенных дворцах стали проводиться ассамблеи.

 Картина 4

Распорядитель (со свитком, читает) «Указом царя и великого князя всея Великие и Малые и Белые России самодержца приказываю Чтоб танцевали все и радовались великой победе!  Государь-император веселиться изволили желать! (Звучит марш из оперы «Аида» Император с женой торжественным шагом обходят зрительный зал,   Участники бала торжественно заходят в зал.  и расходятся с мрачным видом по разным углам

Клио На балах многие танцевать не умели и не знали, чем себя занять.

Пётр ходит по залу с недовольным видом. Петр начинает танцевать, а   гости выстраиваются за ним и повторяют его движения. Исполняется танец мазурка).

Клио.  В каждой  семье горячо обсуждали царские указы. Именения дошли и до крестьянских семей)

 Картина 5

 Распорядитель (со свитком, читает «Указом царя и великого князя всея Великие и Малые и Белые России самодержца Приказываю всем крестьянам сажать картофель, привезенный из-за границы. Подписано самолично Петром Алексеевичем.

(На крестьянском огороде Ивашка и Никитка перебирают картошку и разговаривают.

Никитка:  Ивашка. все не по-русски царь делает. И картошку эту иноземную сажать нас заставил. Правду говорят, что царь у нас чужой. Решил русский народ отравить. Вот и подсунули нам непригодные для еды заморские земляные яблоки.

Ивашка: Никитка, а Никитка, видать картофель-то поспел, пора  есть.

(Никитка и Ивашка вытаскивают   маленькие картофелины и немытыми и сырыми начинают их есть. Потом начинают корячиться и изображать жуткую боль в животе. Прибегает бабушка)

 Бабушка Сказывают, варить сначала, да потом есть, (дает мальчикам вареный картофель  

Никитка Вкусно. Попробуй.

Клио С этих слов началось победное шествие картофеля по России.

Клио Для новой армии нужно было новое вооружение , строились заводы.

 Картина 6

 (Петр сидит за столом ,гусиное перо, чернила, бумага)

Распорядитель Царь батюшка к тебе Демидов Никита, тульский кузнец

Демидов.(с поклоном) Слышал я, государь, что на Урале у тебя железоделательные заводики имеются. А железа там немало, если получше поискать. Отдай мне заводик в аренду, а уж я налажу производство и пушек и ружьишек.

Пётр. Вот, немецкой работы пистолет, не стреляет, поломался. Не везти же в Германию, чтобы тамошние мастера его починили! А у нас пока нет таких мастеров Починишь, быть по твоему.

Демидов.  Государь, их пистолет починке не подлежит, вот этот пистолет посмотри моей работы (подает пистолет)

Пётр. ( удивляется) Смотри.  - тонкая работа!  

Демидов. Немецкие мастера – славные мастера, да только мой не хуже  

Пётр.  Ну, Демидыч, удивил, ну, порадовал.  

 Клио В 1702 году Демидову были отданы казенные железные заводы, на которых производилось отечественное оружие   пушки и ружья.

 Клио. Петр І не только приглашал мастеров из-за границы, но и русских отправлял учиться в другие страны

 Образование сделалось обязанностью дворянства. Не знаешь арифметики – не смей жениться. В период с 1701 до 1721 года в российских провинциях открыли цифирные школы, где дети всех чинов могли учиться бесплатно. Заработали специализированные научные учреждения: школы навигационных наук, артиллерийские, инженерные и медицинские. А     в 1724 году Петр издаст указ об основании Академии наук. Жизнь кипит

 Звучит  Музыка. 

Клио. Пётр показал красоту русской женщины, заставив бояр и дворян посещать ассамблеи с жёнами и дочерьми. 

Картина 7 (сцена на балу) 

Барышня( с восторгом) Ой, девчонки, как здорово Пётр Алексеевич изменил нашу жизнь!

 Барышня:  Вот только представьте. Раньше мы сидели дома, молитвы учили, рукодельничали.

Барышня: Да, вспомните, царевен вообще никому до 15 лет не показывали. Жили как затворницы. Пока в церковь шли платком накроют, лицо, руки скроют. Не дай Бог кто увидит.

Барышня::  Да, дорога одна была у нас – только монастырь.  

Барышня: Ассамблея… Слово то какое заморское. А сколько свободы нам дало. Здесь собирается высшее общество. Наконец мы можем блеснуть красотой и грацией.

 Входит служанка  , поднос с кофе

Распорядитель     Гопода, пора кофий пить.  (подносит кофе, с реверансом)

Барышня::  Божественно! Какой аромат! А всё Петру Алексеевичу спасибо. Встанешь утром. Кофий попьёшь. Так летать хочется

Входит распорядитель читает царский указ

Распорядитель Новый год   начинать с 1 января. Украшать дома еловыми ветками,  ставить елку в доме , пускать фейрверки, жечь огни  

Выходят все участники праздника. Вносят елку

Все садятся на стулья, стоящие полукругом   платьях. Императорская чета обходит зал, и усаживается в кресла. В это время, зажигаются на столах свечи. Гаснет свет. Звучит вальс   Грибоедова-.. Идет приглашение на танец, танцуют вальс.

Клио. Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Правил 43 года. Прожил 53 года.

Ведущий На этом наша экскурсия во времена Петра закончилась Жить для пользы и славы государства и Отечества, не жалея здоровья и жизни для единого блага – вот девиз всей жизни Петра Великого, который он свято выполнял и требовал выполнения от других.  

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного занятия "Ошибка Петра Великого"

Цели:- Сформировать у учащихся представление об опасности воздействия алкоголя на здоровье и жизнь человека.- Расширение кругозора учащихся.- Воспитание гармонично развитой личности.- Нравственное вос...

Внеклассное мероприятие "Сон Васечкина или путешествие в эпоху Петра Великого"

В данном мероприятие   учащиеся знакомятся с культурой Петровской эпохи....

Сравнительная характеристика Петра Первого и Василия Голицына (по роману Алексея Толстого «Петр Первый»)

Уникальный конспект урока, где подробно сравниваются образы Петра Первого и Василия Голицына. Подобная сравнительная характеристика необходима для понимания авторской задумки и образа главного героя....

Кейс по истории в 10 классе по теме: «Петр Первый: злой гений или великий реформатор?»

Данный кейс (проблемная ситуация) используется на уроке-практикуме по истории России в 10 классе. На уроке предусмотрена групповая работа по документам. К кейсу прилагается ридер с отрывками из истори...

Положение о конкурсе рисунков «Эпоха Петра Великого», посвящённому 350-летию со дня рождения Петра I

Общие положения.1. 1. Настоящее Положение о школьном конкурсе рисунков (далее – Положение, Конкурс) определяет цели, задачи, условия и порядок проведения Конкурса рисунков, посвящённому 350...

Интегрированный урок по истории и математике в рамках проведения «Недели Петра Великого», посвященный 350-летию со дня рождения Петра I. Тема: Наука и образование в эпоху Петра I. 8 класс.

Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством  работы с информацией ( раздаточный материал...

Методическая разработка внеурочного мероприятия Экскурсия-игра в школьном музее «История рядом» Династии первых русских промышленников времен Петра Великого

Любой музей – это культурное учреждение, в котором действуют собственные правила этикета. Как правильно вести себя во время экскурсии, для того чтобы не показаться человеком невоспитанным и...