Приемы работы с историческими источниками: метод выявления исторических ошибок
опыты и эксперименты по истории (9 класс)

Ижетникова Екатерина Владиславовна

Можно сказать, что в учебниках истории есть весь необходимый иллюстративный материал. Нет, это не так. Учебник как раз не дает всего объема представлений об изучаемых событиях. Каждый абзац темы несет смысловую и информативную нагрузку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар

Приемы работы с историческими источниками: метод выявления исторических ошибок

  1. Медико-биологическое обоснование коррекционного образования с интеллектуальными нарушениями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. К данной категории, относятся дети с интеллектуальными нарушениями различной степени.

Олигофрения включает многообразную и многочисленную группу отклонений, в основе которых лежит недоразвитие головного мозга и всего организма:

  1. Стойкое нарушение познавательной деятельности: отсутствие потребности в знаниях, вялость мыслительной деятельности, неумение анализировать и обобщать и т.д.
  2. Восприятие характеризуется замедленным темпом и объемом, поэтому формирование знаний требует больше времени.
  3. Речевая деятельность развита недостаточно, страдают все ее стороны фонетическая, лексическая, грамматическая. Характерна задержка становления речи, понимания обращенной речи.
  4.  Память характеризуется слабым развитием и низким уровнем запоминания, сохранения, воспроизведения. Особенно затруднено осмысленное запоминание. Требование запомнить материал — малоэффективно.
  5.  Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностью его распределения, замедленностью переключения. Дети не могут долго сосредотачиваться на одном объекте, быстро отвлекаются.
  6.  Существенно страдают волевые процессы. Дети крайне безынициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью.
  7.  Отмечается недоразвитие, неустойчивость эмоций, слабость собственных намерений, стереотипность реакций.

В советский период была сформирована система государственного дифференцированного образования детей с ограниченными возможностями.

В институте дефектологии АПН СССР работала целая плеяда специалистов – клиницистов и дефектологов высочайшего уровня – Л. С. Выготский, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, М. Г. Блюмина, Л. А. Новикова, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Е. М. Мастюкова, В. В. Воронкова и другие. В настоящее время инновационные направления этой работы успешно развиваются в ИКП РАО.

Коррекционное образование – работа педагога с возможностями учащегося.

Цензовое образование – работа педагога со способностями с его способностями.

  1. Источники исторической науки: документы и предметы исторической науки.

Сигурд Оттович Шмидт

В 1985 году С. О. Шмидтом была предложена схема классификации источников по типам и подтипам.

1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода).

2. Изобразительные источники:

А) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);

Б) изобразительно-графические;

В) изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры).

3. Словесные источники:

А) разговорная речь;

Б) памятники устного творчества (фольклор);

В) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы — видов и разновидностей. К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека.

4. Конвенционные источники во всем их многообразии. Сюда можно отнести все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. символики).

5. Поведенческие источники. Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) — коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.)

6. Звуковые или аудиальные источники (это звуки в широком и узком смысле).

  1. Методика преподавания истории подразумевает использование всех возможных видов источников на уроках истории.

Современное информационное поле дает педагогу широкую возможность использовать художественно-изобразительные  источники (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии), фотографии, кинокадры, письменные памятники, все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека, возможно использование звуковых или аудиальных источников (это звуки в широком и узком смысле). Все эти материалы используются, в зависимости от изучаемого периода истории. Например, в преподавании истории  России XVIII –XIX веков возможно использование портретов исторических личностей, сюжетные картины. Только логическое введение такого рода информации из урока в урок, позволяет формировать представление об изучаемом периоде истории.

  1. Приемы работы с исторические источники: метод выявления исторических ошибок в моей педагогической практике.

Можно сказать, что в учебниках истории есть весь необходимый иллюстративный материал. Нет, это не так. Учебник как раз не дает всего объема представлений об изучаемых событиях. Каждый абзац темы несет смысловую и информативную нагрузку. Например, в теме «Серебряный век» русской культуры» говорится и о художниках, об их картинах, о писателях и их произведениях,  об оперных исполнителях и их исполняемых произведениях, о первых русских фильмах. Но как выглядят картины, написанные художниками? Как звучали голоса и как пели в начале XX века? Как выглядела опера и черно-белое немое кино? Все это нужно видеть, слышать. Истории России  XX века – это богатейший, с точки зрения наличия источников, период. С этого периода истории начинается систематическое введение фотоматериала на уроке. Это исторические личности, фото основных событий истории, фото вооружения, изучаемого периода.  Идет работа над памятью, над сравнением, анализом и синтезом. По итогам разделов расширяется информативность, идет работа над умением учеников систематизировать материал. Вводятся сюжеты из других тем, периодов. Задача учащихся выявить и  исключить ошибку, обосновать свои действия, на основе фотоисточников узнать о вооружении противоборствующих сторон, например в Первой мировой или во время Великой Отечественной войн.

Таким образом, в расширенном формате работы с фотоматериалами на уроках истории появляется метод выявления исторических ошибок, используемый в моей педагогической практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с историческими источниками на основе использования кейс-метода

На основе урока "СССР накануне войны" автор знакомит с технологией кейс-метода, показывает, какие умения формируются у учащихся в рамках данной технологии....

Методическая разработка урока для 5 класса Тема: Монеты, как главный исторический источник. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники.

Методическая разработка урока для 5 класса.Тема: Монеты, как важнейшие  исторические источники. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники. Цель: создать условия для представ...

Статья "Выявление стратегии анализа исторического источника для развития критического мышления учащихся"

Данная статья разработана на основе добровольного эксперимента с учащимися 8 класса. Итогом работы является разработка стратегии  анализа исторического источника в помощь отстающим ученикам. Прим...

проверочная работа по теме "История как наука.Исторические источники"

Данная проверочная работа позволяет остледить уровень освоения темы "История как наука"...