Технологическая карта урока "Великий подвиг Сталинграда" 10 класс
учебно-методический материал по истории (10 класс)

Созонова Татьяна Иосифовна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velikiy_podvig_stalingrada_10_klass.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

            МБОУ «Горковская средняя общеобразовательная школа»

                               Разработка  урока истории  в 10 классе

             «Великий подвиг Сталинграда».

                                        Подготовила: Созонова Татьяна Иосифовна, учитель истории

                                                                       

                                                            2020 г.

Тип урока:  обобщение материала  с использованием компьютерных технологий.

Вид урока: самостоятельная работа с текстами исторических документов

Цель урока: создание условий для развития компетенций: · информационная : поиск информации, обработка информации;

· коммуникативная : продуктивная групповая коммуникация, публичное выступление, логично, аргументировано выражать свои мысли, корректно относиться к  чужим.

· учебно-познавательная : планирование деятельности, самооценка и взаимооценка деятельности.

Задачи:
Образовательные:
  

урок призван актуализировать знания по теме, полученные учащимися в  9-м классе, расширить и углубить их; сформировать представление о роли Сталинграда во  Второй мировой войне в целом; познакомить старшеклассников со спорными вопросами Сталинградской битвы, продолжить  работу над развитием навыков отбора и обработки научной информации, усвоения знаний по нескольким источникам, развитием навыков публичных выступлений.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою судьбу, за свой народ

Развивающие: На основе анализа, полученной из различных источников информации, научиться формулировать и решать познавательные задачи, выявлять причинно-следственные связи.

Планируемые результаты урока:

Предметные результаты:

1)Знание хронологии, работа с хронологией:

-указывать хронологические рамки и период Сталинградской битвы;

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

-характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты битвы;

3. Работа с историческими источниками:

-читать историческую карту с опорой на легенду;

-проводить поиск необходимой информации в нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

4. Описание (реконструкция): рассказывать об историческом событии, его участниках; характеризовать условия и образ жизни людей в этот период, составлять описание исторического памятника-комплекса «Мамаев курган».

5. Анализ, объяснение: излагать суждения о причинах и следствиях исторического события.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки.

Познавательные:

-умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи,
-строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

-умение преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другу.

-смысловое чтение;

Коммуникативные:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

 Личностные:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
-Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах.
-Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,

Понятийный минимум:

Коренной перелом, антигитлеровская коалиция, операция «Уран», «Малый Сатурн», «Кольцо».

Важные события:

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.

17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.

19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.

23 октября – 3 ноября 1943 г. – битва у Эль - Аламейна.

Оборудование:
Мультимедийный проектор, презентации: Сталинградская битва - тема, цель, исторические карты, домашнее задание; «Виртуальная экскурсия по Мамаеву кургану». Атласы для учащихся, исторические документы: Из доклада Г.К. Жукова о подготовке контрнаступления под Сталинградом; Приказ №227; Оценка обороны Сталинграда; Соотношение сил в

ходе битвы, видеосюжеты о Сталинградской битве, аудиозаписи

Портреты участников Вов, жителей села.
Список литературы

1.А.А.Данилов «История России XX век»
2. Г.К.Жуков. Воспоминания и размышления

7.Сталинградская битва-видеофильм -https://yandex.ru/video/searchtext
8.Материалы краеведческого музея. Герои Сталинградской битвы
9.Соотношение сил в Сталинградской битве 
http://yandex.ru/clck/jsredirbu

Цитатный ряд (на доске или большом стенде) включает высказывания современников событий и историков о Сталинградской битве.  (Можно использовать выборочно.)

Эта славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных наций против сил агрессии.

Ф.Рузвельт, президент США

19 ноября 1942 г. под тяжёлыми ударами поразительного контрнаступления Красной Армии под Сталинградом рухнуло всё здание германской стратегии. Это событие послужило действительным поворотным пунктом в войне не потому, что германская армия понесла потери и была вынуждена отступать, а потому, что германская стратегия явно обанкротилась. С тех пор русские приобрели стратегическое превосходство...

М.Уэрнер, американский публицист

Я согласен, что действия русских великолепны и величественны по размаху и замыслу, они осуществляются с таким мастерством, на которые русские, как я думал раньше, были не способны.

Я.Смэтс, фельдмаршал,
премьер-министр Южно-американского союза

Битва под Сталинградом — это действительно золотая страница военной истории нашего народа.

А.И.Еременко, советский военачальник

Победа наших войск под Сталинградом знаменовала собой начало перелома в войне в пользу Советского Союза и начало изгнания вражеских войск с нашей территории.

Г.К.Жуков, советский полководец

Хотя в рамках войны в целом событиям в Северной Африке отводят более видное место, чем Сталинградской битве, однако катастрофа под Сталинградом сильнее потрясла немецкую армию и немецкий народ потому, что она оказалась для нее более чувствительной. Там произошло нечто непостижимое...

Г.Типпельскирх, немецкий генерал

Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания. Этот символ сохранится в веках. Надо, чтобы будущие поколения могли воочию увидеть всё величие одержанной Вами победы...

У.Черчилль, премьер-министр Великобритании

 

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  II. Подготовка к занятию.

         «Такою всё дышало тишиной,

           Что вся земля ещё спала, казалось.
          Кто знал, что между миром и войной

           Всего,  каких – то пять минут осталось».

  Война – это самое страшное, что может случиться как в жизни отдельного человека, так и всего человечества.

 - Видеофрагмент «Внимание, говорит Москва…»

Работа по карте. Слово  учителя о начале войны.

   22 июня 1941 года на нашу страну веромломно напала фашистская Германия,  возглавлял которую   Адольф Гитлер.  Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.  Немецкое командование разработало план «Барбаросса»: удар по 3-м направлениям: север-Лениград, центр – Москва, юг – Киев. А также в их планы входило: уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, цыган, евреев, украинцев, белорусов.

      Мы живём в сложное время, когда ведётся массированная пропагандистская атака на Россию со стороны Запада.

В 1942 году произошло событие, которое военные историки называют переломным, потому что оно оказало большое влияние на весь дальнейший ход Второй мировой войны. Западные исследователи считают таким событием битву у Эль-Аламейна (Северная Африка). Отечественные историки утверждают, что таким событием была Сталинградская битва.

   - Вижу, вы удивлены. Почему?

  Значит, какой вопрос возникает?

- Если мы с вами возьмём в качестве гипотезы вторую точку зрения и попытаемся её доказать или опровергнуть, как будет звучать тема нашего урока?

1. «Сталинградская битва – начало коренного перелома в войне».

           Тема: «Великий подвиг Сталинграда».

Звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина…».

  Сегодня мы мысленно отправимся на экскурсию в город, ставший символом России, символом «русского духа» и «русского характера». Многие исторические события связаны с Царицыном — Сталинградом — Волгоградом. Но именно Сталинградская битва принесла ему всемирную известность. На этом последнем рубеже перед Волгой русский солдат проявил невиданную отвагу и стойкость и нанёс противнику сокрушительный удар, изумивший Лондон, Париж, Вашингтон, и переломивший ход войны.  День 2 февраля 1943 г. является днём воинской славы России.

Мы отправляемся на экскурсию в город - герой Волгоград.

Историческая справка города.  Как правило, знакомство с городом начинается с краткого экскурса в его историю. Этого правила будем придерживаться и мы.

Ученики.  Волгоград находится на Нижней Волге. Основание города относится к XIII в.  В 1589 г. он впервые упоминается под названием Царицын. По преданию, это название город получил от речки Царицы, на берегах которой во времена татарского владычества жила какая-то царица. Вероятнее же, что в основе названия лежат татарские названия Сари-су (жёлтая река) или сарачин (жёлтый остров). Расположенный на острове против впадения реки Царицы в Волгу город имел стратегическое значение — он оборонял Волжский путь на стыке (переволоки) Волги и Дона от степных кочевников и разбойных шаек. Здесь жили воеводы, служилые люди, стрельцы и казаки.

    В 1606 г. во времена первого самозванца (Лжедмитрия I) Царицыном завладели волжские казаки, Отсюда казаки намеревались идти на Москву, но смерть Лжедмитрия изменила это решение, и казаки рассеялись по Дону.

    В 1670 г. Царицынский гарнизон принял сторону Степана Разина.

     Пётр I дважды посетил Царицын, который подарил своей супруге Екатерине, а на память о своём посещении оставил здесь картуз и трость.

     В 1774 г. Царицын дважды осаждался Емельяном Пугачёвым, но безуспешно.

      В XIX в. Царицын стал одним из крупнейших экономических центров Поволжья (центр чёрной металлургии, пищевой промышленности, хлебной торговли).

     В годы Гражданской войны (1918—1920) Царицын стал ареной ожесточённой борьбы. С 6 июня до 20 октября 1918 г. происходила оборона города от белогвардейцев Краснова. 3 января 1920 г. город был освобождён частями Красной Армии.

Слово учителя. Таким образом, на протяжении всей своей истории  Царицын играл роль форпоста и нередко становился местом противоборства различных социальных и политических сил. При советской власти в городе был построен первый в СССР  тракторный завод, реконструирован и расширен крупный металлургический завод «Красный Октябрь», построена ГЭС.  В 1935 г. Царицын был переименован в Сталинград.   В годы Великой Отечественной войны здесь развернулись ожесточённые и кровопролитные бои.

Следующий этап урока посвящён рассмотрению событий  Сталинградской битвы.

Звучит песня  А. Александрова «Священная война».  

Работа у карты.          

  К лету 1942 года немцы продвигались в глубь  Советского Союза, захватили Донбасс, Ростов, устремились к Сталинграду  и на Северный Кавказ.

Беседа. -  Почему оказался возможным прорыв фашистов к Волге  в 1942 году?

Учитель. 17 июля 1942 года началась Сталинградская  битва. В сентябре бои начались в городе. В условиях тяжёлых боёв 28 июля Сталин издал приказ № 227 «Ни шагу назад». Ознакомьтесь с содержанием приказа.                                                                                                                                                                

Работа с приказом.  Беседа. Как объясняются в приказе причины наших неудач? Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с этими требованиями? Каково ваше отношение к созданию заградительных отрядов, штрафных батальонов? Дайте общую оценку приказу. 

Подведение итогов  по работе с приказом. Конечно, приказ не давал ответы на многие вопросы. Как могли остановить продвижение войск немцев в 1941 – начале 1942 года недостаточно обученные и обеспеченные оружием солдаты, офицеры. Кто игнорировал донесения разведки о готовящемся ударе немцев на юге летом 1942 года? Но, несмотря на приказ, части покидали свои позиции.

Стихотворение В. Лебедя – Кумача «Отчизна ».  

Просмотр фильма «Сталинградская битва».

Город подвергался самым жестоким лишениям. Враг был уверен, что  люди вцепятся друг в друга из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, но враг просчитался...

 Видеоряд и голос Анны Ахматовой. Стихотворение «Мужество»

Слово учителя. 17 июля 1942 года началась Сталинградская битва. В сентябре бои начались в городе. Когда ещё русские оборонялись, был разработан план по разгрому немцев под Сталинградом. Весь тыл работал на фронт. Дети, взрослые. Создавалась новая боевая техника. 19 ноября 1942 года началось наступление советских войск  под Сталинградом. Был разработан план Уран, который предполагал  ударами  Юго – Западного и Сталинградского фронтов окружить и разгромить фашистов. Пол 8-го 19 ноября советская артиллерия нанесла шквальный удар по противнику на правом берегу Дона. Танки, пехота. 23 ноября соединились в районе города Калач. В окружении оказалась нем. армия 330 тыс. На помощь немцам была отправлена танковая группировка под команд. генерала  Манштейна. Но русская армия нанесла сокрушительное поражение. Бои длились до конца января. 31 января 43 года сдались фашисты. 2 февраля капитулировали остатки войск. 91 тыс. попали в плен, потери – 800 тысяч. Конечно, со стороны наших войск тоже были большие потери.

Стихотворение  Р. Казаковой «Никто не знает их фамилий».

Групповая работа. Ученики обсуждают итоги битвы. Нанесён огромный удар военной мощи вермахта, стратегическая инициатива перешла сов. командованию, возрос авторитет СССР, упал престиж Германии, гибель под Сталинградом тяжело отразилась на моральном состоянии населения Германии (трёхдневный траур), Япония и Турция отказались выступить против СССР.

  Работа по карточкам.

Учитель. Итак, Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе ВОВ  и всей Второй мировой. Во время войны и после неё никто из зарубежных историков не спаривал определяющего значения битвы, сомнение началось в период «холодной войны». Они поставили наравне с операцией в районе Эль – Аламейна в Северной Африке, где английские войска приостановили действия итальянцев и немцев на Египет. Попробуем разобраться сами. Сопоставим два сражения и сделаем выводы.

Учитель. С поворотом от «холодной воины» к сотрудничеству и диалогу в международных отношениях большинство учёных Запада однозначно считают победу под Сталинградом поворотным пунктом войны. Что касается западногерманских историков, они всегда высказывали подобное мнение.

Звучит песня «На Мамаевом кургане тишина».

Следующий этап урока посвящён памяти народа о событиях в Сталинграде.

Просмотр слайдов «Мамаев курган».

Учитель. Место самых ожесточённых боёв – Мамаев курган. Высота – 102 метра. По 10 – 12 раз в день гитлеровцы штурмовали его, но так и не смогли захватить всю территорию кургана. 140 дней и ночей не были забыты. 15 октября 1967 года на Мамаевом кургане был открыт памятник - ансамбль. Это Родина – мать, площадь «Стоять насмерть» и т.д.

  Итог урока.

Учитель. Итак, какой вывод можно сделать на основе изученного на уроке материала? Какая битва являлась началом коренного перелома в ходе Второй мировой войны?

2 февраля 1943 года - это всенародный праздник воинской доблести, подвига русского солдата. О нём, о русском солдате, написаны знаменитые слова на Мамаевом кургане: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника. Люди ли шли в атаку, смертны ли они. Да, они были простыми смертными».

Стихотворение «Ты же выжил, солдат».

Звучит музыка Я. Френкеля «Журавли».

Рефлексия:

-Когда начались ожесточенные бои за Сталинград?

-Сколько времени продолжались бой?

- Когда произошёл перелом в ходе Великой Отечественной войны?

- Вы очень хорошо потрудились. Ответили на все поставленные вопросы.  Спасибо вам за работу!

Работа по карте.

Ученики испытывают удивление, возникает проблемная ситуация,

так как существует две разные точки зрения по одной проблеме.

- Кто прав?

«Сталинградская битва – начало коренного перелома в войне».

- Делают записи в тетрадях.

Заочная экскурсия в историческое прошлое.

Демонстрируются иллюстрации,  открытки в презентации с видами Царицына, Сталинграда, Волгограда характеризующие разные периоды в истории города.  Учитель указывает на расположение Волгограда на карте (географической или политической).

Выступление двух учащихся.

Делают записи по ходу просмотра и рассказа.

Выступление ученика Ученик читает  стихотворение  Б. Окуджавы  «Уходили мальчики».

- Решают проблемную ситуацию, аргументируя ответы фактами.

-Ученики работают с приказом.  Оценивают, аргументируют  ответы фактами.

Выступление ученика.

Ученик читает стихотворение «Отчизна»

Учащиеся смотрят документальный фильм «Сталинградская битва».

Учащиеся слушают стихотворение в исполнении Анны Ахматовой «Мужество».

Выступление ученика.

Ученик читает стихотворение «Никто не знает их фамилий»

Обсуждение в группах.

Работают по карточкам.

Сопоставляют два сражения,  отвечают, закрепляя решение проблемной ситуации, аргументируя ответы фактами.

Ученики смотрят видеоряд фотографий «Мамаев курган».

Ученики обсуждают проблемную ситуацию.

Выступление ученика. Стихотворение  М. Агашиной «Ты же выжил, солдат».

   

                            ПРИКАЗ
Народного Комиссара Обороны Союза ССР
№ 227

28 июля 1942 г. г. Москва

Враг бросает на фронт всё новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперёд, рвётся в глубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и сёла,  грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на Юге, у ворот Северного Кавказа.  Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами.

Из – за паникёров Красная Армия отдала много городов немцам. Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину.

Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать, что у нас много территории, страна наша велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке.

Такие разговоры являются лживыми и вредными. Они ослабляют нас и усиливают врага, ибо, если не прекратим отступления, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог. Из этого следует, что пора покончить отступление. Ни шагу назад.

Можем ли мы выдержать удар, а потом и отбросить врага на Запад? Чего же у нас не хватает? Не хватает порядка и дисциплины в ротах, батальонах, полках, дивизиях, в танковых частях, в авиаэскадрильях. В этом теперь наш главный недостаток. Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину, если мы хотим спасти положение и отстоять нашу Родину.

Нельзя терпеть дальше командиров, комиссаров, политработников, части и соединения которых самовольно оставляют боевые позиции. Нельзя терпеть дальше, когда командиры, комиссары, политработники допускают, чтобы несколько паникёров определяли положение на поле боя, чтобы они увлекали в отступление других бойцов и открывали фронт врагу.

Паникёры и трусы должны истребляться на месте. Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно являться требование — ни шагу назад без приказа высшего командования. Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины.

                                                                         КАРТОЧКА.

Сталинградская битва

Происходила на огромной территории (почти 100 тыс. кв. км)

На отдельных этапах битвы с обеих сторон участвовало более 2,1 млн чел., свыше 26 тыс. орудий и миномётов; 2,1 тыс. танков и свыше 2,5 тыс. боевых самолётов. Командование вермахта привлекло под Сталинград 1 млн 11 тыс. человек, 10 290 орудий, 675 танков и 1216 самолётов.

Битва под Сталинградом длилась двести дней и ночей (с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г.).

Потери фашистских войск были в 10—15 раз больше, чем в Африке. Только пленных было взято около 144 тыс. человек. Была уничтожена 330-тысячная группировка войск. Всего противник потерял убитыми, ранеными и пропавшими без вести более 800 тыс. солдат и офицеров.

Операция под Эль-Аламейном

Происходила на сравнительно узком африканском побережье.

Под Эль-Аламейном африканский корпус Роммеля имел 80 тыс. чел., 540 танков, 1200 орудий и 350 самолётов.

Сражение под Эль-Аламейном продолжалось 11 суток (с 23 октября по 4 ноября 1942 г.).

Под Эль-Аламейном фашистский блок потерял 59 тыс. человек, 320 танков и около 1 тыс. орудий.

Операция проводилась вдали от жизненных центров Германии. (Начальник штаба армии США генерал Дж.Маршалл называл действия англоамериканских войск «булавочными уколами».)

Бои носили преимущественно оборонительный характер (часть англоамериканской стратегии сдерживания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о  характерных особенно...

Технологическая карта "Истинный подвиг декабристов"

Технологическая карта  "Истинный подвиг декабристов" использована на уроке с целью образного восприятия темы и отражения духовного подвига декабристов....

Технологическая карта по литературе 6 класс ФГОС. Ф. Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"

ФГОС. Технологическая карта урока по литературе 6 класс. Ф Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"...